Rambler's Top100

№ 441 - 442
1 - 14 ноября 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков

Дети из семей иностранных мигрантов как новое явление в российских школах: социо-лингвистические и экономические аспекты

Российское высшее образование: сопоставление с США

Российские студенты в китайских вузах

Изучение немецкого языка молодежью в России

Изучение русского языка молодежью Германии

Государственные расходы на образование в странах Европейского Союза

Международная миграция высококвалифицированных специалистов: направления, масштабы, регулирование

Мнение казахстанских школьников о перспективах обучения в российских вузах по сравнению с вузами других стран

Учебная миграция в Астраханский государственный технический университет

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Государственные расходы на образование в странах Европейского Союза

(Опубликовано в журнале "Общество и экономика", 2010, № 2, Февраль, с. 160-171)

5% ВВП ЕС расходуется государствами на образование

В настоящее время в Европейском союзе (ЕС) придается очень большое значение повышению качества национальных систем образования, которые играют важную роль в обществе и экономике этих стран, предоставляя каждому гражданину доступ к образованию и возможность развивать способности и навыки.

Несмотря на различия в уровнях развития экономики между странами ЕС, правительства всех стран направляют значительные финансовые ресурсы в образование. Основным индикатором, характеризующим уровень финансовой поддержки государством страны ее системы образования, является отношение государственных расходов на образование к ВВП.

График 1. Государственные расходы на образование в странах ЕС-27, странах-кандидатах в ЕС, странах ЕАСТ, США и Японии в 2005 году, в процентах к ВВП1

График 1 показывает, что в 2005 году самая высокая доля государственных расходов на образование в странах ЕС наблюдалась в странах Северной Европы: от 8,28% ВВП в Дании до 6,31% ВВП в Финляндии. Наименьшая доля расходов на образование (ниже 4% ВВП), была отмечена в Греции (3,98%), Словакии (3,85%) и Румынии (3,48%). Приведенные в материале данные по Люксембургу не включают расходы на высшее образование, поэтому они не сопоставимы с другими странами.

В 2005 году наибольшая доля государственных расходов на образование приходилась на финансирование среднего образования

Государственные расходы на образование включают расходы органов всех уровней государственного управления: местных, региональных и национальных. Они включают не только финансирование школ, колледжей и университетов, но также и других учреждений, которые оказывают связанные с образованием услуги. К ним относятся учреждения: управляющие образованием (например, министерства или департаменты образования); оказывающие вспомогательные услуги (консультации в отношении выбора профессии, психологические рекомендации, транспортировку студентов, и т.д.); формирующие учебные планы, проводящие научные исследования и анализ политики в области образования.

В 2005 году 95% от общей суммы государственных расходов на образование направлялись на финансирование расходов государственных образовательных учреждений, тогда как оставшиеся 6% были направлены на финансирование образования в частном секторе. Они включают, главным образом, финансовую помощь студентам и их семьям, а также трансферты и платежи частным организациям.

С 1999 года по 2005 год доля ВВП, направленного государствами ЕС на образование, была относительно устойчивой - около 5% (см. график 2). С 1999 года по 2003 год она выросла, и среднегодовой темп прироста за этот период составил 1,4%, что связано с увеличением затрат стран ЕС на поддержку системы образования. С 2003 года по 2005 год произошло снижение доли государственных расходов на образование (среднегодовой темп снижения -1,1%). Однако это уменьшение не означает, что государственные расходы на образование в абсолютном выражении уменьшились. Фактически государственные расходы на образование в этот период росли в среднем за год на 1,1%, а ВВП - на 2,3 %, что и привело к уменьшению доли государственных расходов на образование в ВВП.

График 2. Государственные расходы на образование в странах ЕС-27, всего и по ступеням образования2, в % к ВВП

Во всех странах ЕС (кроме Греции) наибольшая доля государственных расходов приходится на среднее образование из-за большой длительности обучения. В Греции расходы на высшее образование несколько выше, чем на среднее образование.

Частные расходы на образование различаются между европейскими странами ЕС, США и Японией больше, чем государственные расходы на образование

Несмотря на то, что государства ЕС обеспечивают большую часть финансирования их систем образования, частный сектор и домашние хозяйства также несут расходы на образование. Во-первых, студенты или их семьи платят образовательным учреждениям не только за обучение, но и за сопутствующие услуги, такие как жилье и питание. Они также оплачивают иные образовательные услуги и товары, например, репетиторство, учебники, школьную форму. Во-вторых, частные предприятия, некоммерческие организации и профсоюзы производят платежи и трансферты образовательным учреждениям или студентам в форме финансовой помощи. Все это представляет собой вклад частного сектора в финансирование образования.

Получение статистических данных о частных расходах на образование довольно затруднительно: они имеются только по ограниченному числу стран. Особенно это касается расходов домашних хозяйств на приобретение товаров и услуг для образования вне образовательных учреждений и финансовой помощи студентам, предоставленной другими частными единицами. Поэтому, чтобы сравнить частные расходы на образование с государственными расходами на образование предпочтительно рассмотреть только платежи и трансферты в образовательные учреждения.

В 2005 году в ЕС частные расходы на образование составляли в среднем меньше, чем 15% от государственных расходов на образование. В итоге это составило менее 1% от ВВП. Однако поскольку источники, характеризующие частные расходы на образование, по сравнению с источниками, предоставляющими информацию о государственных расходах на образование, менее полны, и их качество ниже, сравнивать их стоит с особой осторожностью.

Самые высокие расходы частного сектора на образование по отношению к ВВП в 2005 году наблюдались на Кипре и в Великобритании, соответственно - 1,21% и 1,25% (см. график 4). Это единственные страны, где частными единицами на образование тратится более 1% ВВП. С другой стороны, самые низкие уровни частных расходов на образование в процентах от ВВП наблюдались в Финляндии (0,13%) и Швеции (0,19%).

Как видно из данных, приведенных в графике 3, в США и Японии расходы частных единиц на образование, значительно выше, чем в странах ЕС. В то время как в США доля этих расходов составляет 2,36% от ВВП, в Японии - 1,54%, в ЕС-27 в среднем она находится на уровне 0,67%. В то же время доля государственных расходов на образование в ВВП в ЕС и США примерно одинаковая. В Японии она ниже, чем в среднем в ЕС, но все же выше относительно отдельных европейских стран с наиболее низкими расходами.

График 3. Расходы на образование по источникам финансирования в 2005 году, в % к ВВП

Уровень финансовой поддержки учащихся и студентов в разных странах ЕС значительно колебался в 2005 году

Несмотря на небольшую долю в государственных расходах стран ЕС-27 расходов на образование, (5,93%) финансовая помощь учащимся и студентам имеет особое политическое значение, поскольку она направлена на более справедливое предоставление семьям с различными уровнями дохода возможности доступа к получению образования.

Финансовая поддержка учащимся и студентам оказывается в двух формах. Во-первых, это трансферты и социальные пособия, выделяемые студентам и их семьям, например, стипендии и другие гранты, детские пособия студентам в зависимости от положения студента, другие трансферты, зависящие от статуса учащегося и студента, для оплаты расходов на транспорт, на покупку книг, питания и т.д. Во-вторых, это займы, предоставляемые студентам.

В 2005 году в странах ЕС-27 финансовая помощь учащимся и студентам составляла от 3% до почти 18% всех государственных расходов на образование (см. график 5). Среди стран ЕС с самым низким уровнем финансовой помощи учащимся и студентам были Греция (0,61%), Польша (1,32%), Люксембург (2,18%) и Португалия (2,62%). Наиболее высокий уровень финансовой помощи учащимся и студентам отмечался в Дании (17,54%), Болгарии (15,21%) и на Кипре (13,17%); из других стран, не входящих в ЕС, - в Норвегии (почти 20% от государственных расходов на образование). В США этот уровень был выше, чем в среднем по ЕС, на 6,07%, в Японии - ниже на 3,88%.

Следует отметить, что формы финансовой помощи учащимся студентам (трансферты, социальные пособия, ссуды) варьируются между странами.

Так, например, в Великобритании 73,37% финансовой помощи студентам была оказана в форме ссуд, в то время как в некоторых странах эта доля была меньше 1% (например, в Бельгии, Италии и Литве).

Финансовая помощь студентам и их семьям является наиболее значимой на уровне высшего образования. В 2005 году единственным исключением были Болгария и Польша. Так, например, если в среднем по ЕС доля финансовой помощи учащимся и студентам в общей сумме затрат государства на образование составила примерно 6%, то в сфере высшего образования доля финансовой помощи студентам составила 16,5%. Это наглядно прослеживается в Великобритании, где финансовая помощь учащимся в системе начального и среднего образования составляла менее 1% и более 25% - на уровне высшего образования.

График 4. Финансовая помощь учащимся по уровням образования в 2005 году, в % ко всем государственным расходам на образование

Как видно из данных графика 4, в 2005 году финансовая помощь студентам на Кипре достигла самого высокого уровня (57,63%), что объясняется включением данных о финансовой помощи, предоставляемой студентам, учащимся за границей (в других странах эта помощь не включена в общую сумму). Второе место среди стран с наиболее высокой долей в государственных расходах финансовой помощи на высшее образование занимает Дания с показателем 30,84%. Среди стран-членов ЕС самый низкий уровень финансовой помощи студентам в 2005 году наблюдался в Греции и Польше (немногим более 1%). Болгария и Дания были единственными странами, которые направили более 10% государственных расходов на образование на финансовую помощь учащимся начального и среднего образования (17,0% и 11,5% соответственно), в то время как Греция, Австрия и Великобритания направили на финансовую помощь менее 1% соответствующих расходов.

В 2005 году в ЕС расходы на 1 студента в высших учебных заведениях составили менее половины расходов на 1 студента в США

В 2005 году расходы в образовательных учреждениях ЕС, от начального до высшего образования, составили 5650 евро (исчислено по ППС)3 в расчете на 1 учащегося/студента. Это значение колебалось от 1454 евро в Румынии до 8293 евро в Австрии.

Как правило, расходы в расчете на 1 учащегося/студента увеличиваются с повышением ступени образования. В 2005 году на 1 учащегося начального образования в ЕС в среднем было потрачено 4421 евро, в системе среднего образования - 5874 евро и 8289 евро - на 1 студента в системе высшего образования (см. график 5). Расход на 1 студента в системе высшего образования был выше, чем на других образовательных ступенях во всех странах. С другой стороны, затраты на среднее образование не всегда превышают затраты на начальное образование. В Болгарии, Венгрии, Польше и Словакии они ниже, чем затраты на начальное образование.

Таблица 1. Основные показатели расходов на образование в 2005 году

 

Государственные расходы на образование (в % к ВВП)

Расходы на образовательные учреждения (в % к ВВП)

всего

начальное образо-
вание

среднее образо-
вание

высшее образо-
вание

дошколь-
ное и другое

государ-
ственные средства

частные средства

1

2

3

4

5

6

7

8

ЕС1)

5,04

1,15

2,25

1,15

0,48

4,72

0,67

Бельгия

5,95

1,40

2,56

1,29

0,69

5,65

0,35

Болгария

4,51

0,92

2,08

0,76

0,76

3,83

0,62

Чешская Республика

4,25

0,62

2,23

0,89

0,51

4,07

0,57

Дания

8,28

1,93

3,01

2,38

0,97

6,83

0,57

Германия

4,53

0,65

2,27

1,14

0,47

4,17

0,92

Эстония

4,87

1,23

2,32

0,92

0,39

4,58

0,38

Ирландия

4,77

1,60

2,05

1,11

0,00

4,26

0,29

Греция

3,98

1,13

1,41

1,44

...

3,95

0,25

Испания

4,23

1,09

1,67

0,95

0,52

4,10

0,53

Франция

5,65

1,14

2,67

1,19

0,64

5,43

0,55

Италия

4,43

1,09

2,12

0,76

0,46

4,23

0,44

Кипр

6,92

1,89

3,11

1,58

0,34

6,01

1,21

Латвия

5,06

0,79

2,76

0,88

0,63

4,74

0,76

Литва

4,95

0,74

2,57

1,04

0,60

4,54

0,49

Люксембург

3,81

2,06

1,75

...

...

3,73

...

Венгрия

5,45

1,09

2,35

1,03

0,97

5,12

0,49

Мальта

6,82

1,40

2,95

1,07

1,40

6,82

0,38

Нидерланды

5,19

1,37

2,09

1,37

0,36

4,59

0,43

Австрия

5,44

1,03

2,52

1,48

0,40

5,04

0,47

Польша

5,47

1,69

2,04

1,19

0,54

5,38

0,55

Португалия

5,40

1,65

2,20

0,98

0,57

5,26

0,42

Румыния

3,48

1,26

0,77

0,81

0,65

3,33

0,40

Словения

5,83

2,67

1,41

1,27

0,48

5,31

0,81

Словакия

3,85

0,66

1,88

0,81

0,50

3,66

0,70

Финляндия

6,31

1,31

2,64

2,01

0,35

5,84

0,13

Швеция

6,97

1,83

2,68

1,92

0,54

6,19

0,19

Великобритания

5,45

1,44

2,47

1,21

0,32

5,03

1,25

Хорватия

4,59

2,12

1,05

0,86

0,57

4,59

0,32

Македония

3,39

2,07

0,81

0,51

...

3,31

...

Турция

4,05

2,02

0,88

1,13

0,02

3,81

0,11

Исландия

7,61

2,67

2,56

1,46

0,93

7,21

0,73

Лихтенштейн

2,29

0,70

1,09

0,20

0,30

2,14

...

Норвегия

7,02

1,76

2,34

2,27

0,65

5,67

...

Швейцария

5,71

1,70

2,21

1,48

0,32

5,54

0,57

США

4,85

1,67

1,86

1,33

0,30

4,85

2,36

Япония

3,52

1,26

1,35

0,61

0,30

3,38

1,54


 

Финансовая помощь учащимся и студентам (в % к государственным расходам на образование)

Расходы на образовательные учреждения в расчете на 1 учащегося/студента, в евро (исчислено по ППС)

всего

начальное и среднее образо-
вание

высшее образо-
вание

всего

начальное образо-
вание

среднее образо-
вание

высшее образо-
вание

 

9

10

11

12

13

14

15

ЕС1)

5,92

3,05

16,51

5650

4421

5874

8289

Бельгия

4,62

1,99

15,19

6501

5624

6540

10117

Болгария

15,21

17,00

10,78

1993

1685

1572

3642

Чешская Республика

4,34

4,57

5,87

3809

2378

3984

5624

Дания

17,54

11,50

30,84

8244

7202

7958

12654

Германия

7,93

4,83

19,14

6503

4247

6566

10425

Эстония

4,46

3,99

8,16

2868

2727

3271

3338

Ирландия

10,68

9,42

14,85

6012

4849

6104

8856

Греция

0,61

0,16

1,41

4606

3833

4924

5186

Испания

3,00

1,62

8,19

5718

4655

6100

8535

Франция

3,90

3,30

7,90

6364

4538

7519

9302

Италия

4,47

1,69

16,85

5908

5567

6312

6786

Кипр

13,17

...

57,63

6684

5166

8212

8817

Латвия

6,33

6,57

9,41

2746

2460

2513

3765

Литва

8,36

7,13

17,05

2475

1779

2232

3801

Люксембург

2,18

2,18

...

...

...

...

...

Венгрия

5,99

4,63

15,68

3842

3663

3218

5353

Мальта

...

...

...

5882

3695

5566

9079

Нидерланды

11,56

6,33

27,75

6703

5301

6545

11744

Австрия

5,12

0,74

16,79

8293

6876

8296

12813

Польша

1,32

1,57

1,14

3051

2753

2439

4716

Португалия

2,62

1,42

8,88

4703

3802

5129

6244

Румыния

4,57

5,24

5,61

1454

1135

1269

2403

Словения

8,30

4,47

23,71

6056

6645

4634

7080

Словакия

4,82

2,95

13,66

2699

2374

2297

4892

Финляндия

7,17

3,00

16,64

6225

4701

6196

10390

Швеция

11,24

5,85

27,09

7204

6372

6878

13490

Великобритания

5,81

0,09

25,79

7084

5580

6963

12106

Хорватия

0,72

...

3,86

...

...

...

...

Македония

2,57

0,59

13,77

...

...

...

...

Турция

5,77

0,56

19,25

...

...

...

...

Исландия

5,20

1,14

23,10

7897

7803

6981

8290

Лихтенштейн

5,06

...

...

7389

7039

7661

17061

Норвегия

19,30

7,07

42,57

9133

7614

9301

13156

Швейцария

1,59

1,31

2,42

...

...

...

...

США

6,07

...

23,52

1066

7872

8933

20949

Япония

3,88

0,22

21,54

7148

5649

6703

10324

1) Оценка Евростата.

Данные по странам классифицируются в соответствии с Международной стандартной классификацией образования (МСКО) - International Standard Classification of Education (ISCED), с которой можно познакомиться на сайте ЮНЕСКО (http://www.uis.unesco.org/TEMPLATE/pdf/isced/lSCED_A.pdf).

Примечание. Дополнительная информация по странам приведена в методологических пояснениях.

Расходы на 1 учащегося в начальном образовании колебались от 1135 евро в Румынии до 7202 евро в Дании. Единственными странами, которые тратили более 6000 евро в расчете на 1 учащегося в начальном образовании, были Австрия и Швеция. Самые высокие расходы на 1 учащегося в системе среднего образования наблюдались в Австрии (8296 евро) и на Кипре (8212 евро), самые низкие - в Румынии (1269 евро). В системе высшего образования самые высокие расходы на 1 студента в ЕС были зафиксированы в Швеции - 13490 евро. Восемь государств-членов ЕС тратили более 10000 евро в расчете на 1 студента (Бельгия, Дания, Германия, Нидерланды, Австрия, Финляндия, Швеция и Великобритания), в то время как в шести странах ЕС (Болгария, Латвия, Литва, Мальта, Румыния и Эстония) эти расходы не достигли 4000 евро.

Однако даже страны ЕС с самыми высокими затратами на образование 1 студента значительно отстают от расходов на 1 студента в США. Так, уровень расходов в расчете на 1 студента в Швеции (13490 евро) составляет чуть более 60% от расходов на 1 студента в США (20949 евро).

График 5. Расходы на образование в расчете на 1 учащегося/студента по ступеням образования в 2005 году, в евро (исчислено по ППС)

В 2005 году для всех стран ЕС расходы на 1 студента составляли менее 40% аналогичных затрат на 1 студента в системе высшего образования в США. Если исключить расходы высших образовательных учреждений на научно-исследовательские разработки, то различия между ЕС и США становятся еще больше. Так, в США расходы на образование 1 студента без учета расходов на научно-исследовательские разработки составили приблизительно 18500 евро, а в ЕС - приблизительно 5700 евро, или 31% от расходов США.

В таблице 1 приводятся сравнительные данные по основным показателям, характеризующим расходы на образование в странах-членах ЕС, странах-кандидатах в ЕС, странах ЕАСТ, США и Японии за 2005 год.

Комментарий Статкомитета СНГ

Статкомитет СНГ систематически собирает и публикует данные о государственных расходах на образование в странах СНГ. Эта информация предоставляется национальными статистическими службами на основании отчетов об исполнении государственного бюджета, разрабатываемых министерствами финансов стран.

Государственные расходы на образование определяются как сумма фактических затрат на образование на всех уровнях управления: республиканском (федеральном), региональном и местном. Они включают расходы на содержание учреждений образования (включая дошкольное образование), а также государственных органов, занимающихся управлением в сфере образования. В состав расходов включаются текущие расходы (оплата труда, затраты на приобретение товаров и услуг) и капитальные расходы (на строительство и капитальный ремонт зданий, сооружений и оборудования).

Общий объем государственных расходов на образование в странах СНГ (в% к ВВП)

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Азербайджан

3,9

3,5

3,2

3,3

3,4

3,1

2,7

2,7

2,6

Армения

2,6

2,3

1,9

2,0

2,3

2,5

2,5

2,8

2,8

Беларусь

6,2

6,5

6,6

6,4

6,0

6,4

6,0

5,8

5,2

Казахстан

3,3

3,3

3,2

3,2

3,2

3,6

3,4

3,6

3,6

Кыргызстан

3,5

3,9

4,4

4,5

4,6

4,9

5,6

5,7

5,2

Молдова

4,5

4,8

5,5

5,4

5,4

7,3

8,2

8,0

8,2

Россия

2,9

3,1

3,8

3,6

3,5

3,7

3,9

4,1

4,0

Таджикистан

2,3

1,8

2,6

2,4

2,7

3,5

3,4

4,1

4,1

Туркменистан

...

...

...

...

...

...

...

...

...

Узбекистан

...

...

...

...

...

...

...

...

...

Украина

4,2

5,8

5,4

5,6

5,3

6,4

6,3

6,2

6,4


1 ЕС-27 (с 1 января 2007 года): Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Соединенное Королевство, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швеция, Эстония; Страны-кандидаты в ЕС: Хорватия, бывшая Югославская Республика Македония, Турция.
2 Данные по странам классифицируются в соответствии с ISCED (МСКО - Международная стандартная классификация образования):

  • Начальное образование - МСКО, ступень 1;
  • Среднее образование (МСКО, ступени 2 - 4):
  • первый этап среднего образования - МСКО, ступень 2;
  • второй этап среднего образования - МСКО, ступень 3;
  • послесреднее, не высшее образование - МСКО, ступень 4;
  • Высшее образование (МСКО, ступени 5 - 6):
  • первый этап высшего образования - МСКО, ступень 5;
  • второй этап высшего образования - МСКО, ступень 6.

3 Здесь и далее данные о расходах в расчете на 1 учащегося/студента исчислены по паритетам покупательной способности валют (ППС). ППС представляют собой индексы, характеризующие соотношения между ценами стран, участвующих в международных сопоставлениях ВВП и других макроэкономических показателей. На практике ППС исчисляются на основе сопоставления цен идентичных товаров-представителей, подобранных для общей для всех стран корзины товаров и услуг. В конечном итоге ППС получают путем усреднения соотношений цен на идентичные товары-представители. Применение ППС позволяет устранить влияние различий в ценах на товары и услуги в различных странах на сопоставимость соответствующих показателей. Паритеты покупательной способности принимают во внимание общие уровни цен в каждой стране и являются самой универсальной единицей для сравнения объема расходов между странами.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.