Rambler's Top100

№ 441 - 442
1 - 14 ноября 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков

Дети из семей иностранных мигрантов как новое явление в российских школах: социо-лингвистические и экономические аспекты

Российское высшее образование: сопоставление с США

Российские студенты в китайских вузах

Изучение немецкого языка молодежью в России

Изучение русского языка молодежью Германии

Государственные расходы на образование в странах Европейского Союза

Международная миграция высококвалифицированных специалистов: направления, масштабы, регулирование

Мнение казахстанских школьников о перспективах обучения в российских вузах по сравнению с вузами других стран

Учебная миграция в Астраханский государственный технический университет

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Изучение немецкого языка молодежью в России

А.Л. Арефьев - специально для Демоскопа

Немецко-российское культурное, торгово-экономическое и техническое сотрудничество, способствовавшее проникновению и распространению немецкого языка в России, началось более 500 лет назад: купцы немецкой Ганзы селились на российском Севере в г. Новгороде. В период правления Ивана Грозного в Россию приглашались квалифицированные немецкие специалисты (ремесленники, строительные мастера, архитекторы, врачи, офицеры и др.), плоды деятельности которых (культурные памятники) сохранились до нашего времени. В 1652 году в  Москве по указу царя Алексея Михайловича была создана знаменитая Немецкая слобода. Большую роль в реформировании России при Петре Первом сыграли его немецкие сподвижники. Наиболее широких масштабов переселение немцев в Россию достигло при Екатерине II, когда оно приняло плановый характер. В 1763-1842 годах, по приглашению российских властей, для заселения приобретенных империей новых земель и для передачи и распространения немецкого ремесленного, торгового и иного опыта, многие десятки тысяч жителей различных районов Германии (прежде всего из Гессена, прирейских областей, Вюртемберга, Пфальца, а позднее и из других немецких городов и земель) стали перебираться в различные губернии России. Так, только в 1763-1786 годах в Поволжье поселилось 27 тысяч немцев, основавших на берегах Волги 112 колоний. Все отведенные колонистам земли передавались им в наследуемое владение на вечные времена1. Немцы направлялись также на Украину (Причерноморье) и Южный Кавказ. Переселенцы из Германии строили лесопилки, мельницы, пивоваренные заводы, создали первую в России табачную фабрику (1822 год), ряд крупных промышленных предприятий, руководили целыми отраслями2. Образ цивилизованного, пунктуального, культурного иностранца прочно отождествлялся у россиян с представителями германской нации. В русском языке стало использоваться все больше немецких слов и прежде всего из области техники, а также сельского и лесного хозяйства, навигации, военного дела, культуры, медицины и т.д. (например, аншлаг, бухгалтер, верстак, верфь, винт, гаубица, дизель, егерь, маляр, парикмахер, столяр, шайба, шахта, шлюз, шприц и др.).

По данным первой в России переписи населения 1897 года, число российских немцев превысило 2 миллиона человек, а граждане Германии составляли в России самую многочисленную группу иностранцев (158 тысяч человек).  Немецкий язык на долгие годы стал основным иностранным языком, изучаемым в России. Количество учебных заведений, где преподавался немецкий язык, значительно превышало количество школ, гимназий, училищ, лицеев с преподаванием английского, французского, испанского языков. Это положение сохранялось до начала Первой мировой войны, под влиянием которое отношение к немцам и всему немецкому, в том числе языку, резко ухудшилось (в частности, в общественных местах не разрешалось говорить по-немецки, были запрещены проповеди на немецком языке, закрывались печатные издания на немецком и т.д.). Имели место немецкие погромы, 200 тысяч немцев, живших на Волыни (в основном потомки выходцев из Западной Пруссии) были депортированы царским правительством в Сибирь.

После революции и тягот гражданской войны немецкая часть населения России и немецкий язык пережили период подъема. Уже в 1918 году была образована “Трудовая комунна немцев Поволжья”, которая в 1924 году была преовращена в Автономную Советскую Социалистическую Республику немцев Поволжья. Были открыты сотни школ первой ступени с преподаванием на немецком языке, десятки школ второй ступени, техникумы, несколько вузов и рабфаков. Работали 20 домов культуры, более 150 деревенских клубов, Немецкий национальный и немецкий Детский театры. Выходили 25 местных и 5 областных газет, было создано свое издательство и на немецком языке печатались тысячи наименований книг общим тиражом в многие миллионы экземпляров. Республика немцев первая в СССР ликвидировала неграмотность, при этом число ее жителей составляло 576 человек (1933 г.). Повсюду в СССР за компактными немецкими поселениями признавались права культурной и административной автономии (организация процесса обучения на немецком языке, использование немецкого языка в делопроизводстве, судопроизводстве и в органах управления). К 1937 году в РСФСР насчитывалось 6 немецких районов и 414 школ с преподаванием на немецком языке, на Украине – 9 немецких районов и 628 немецких школ. Однако с 1938-1939 годов учебный процесс в немецких школах стал переводиться на украинский и руссский языки, а в дальнейшем началась ликвидация и немецких автономных районов (Республика немцев Поволжья была упразднена в 1941 году).

Тяжелейший удар с необратимыми последствиями по немецкому национальному меньшинству, немецкому языку и немецкой культуре в России нанесла Вторая мировая война. Достаточно сказать, что только в 1941-1942 годах в Сибирь и Казахстан было депортировано 800 тысяч немцев из Поволжья, Крыма, Ленинграда и Ленинградской области. Еще 400 тысяч немцев оказались в азиатской части СССР, и все они находились на положении “спецпереселенцев”, занимаясь принудительными работами. Немецкий язык как предмет был изъят из учебных планов. Только 10 лет спустя после окончания войны в положении немецкого населениея и немецкого языка появились некоторые улучшения. Стали выходить первые немецкие газеты (в 1955 году на Алтае, в 1957 году – в Москве и Казахстане), началось радиовещание на немецком языке (в РСФСР в 1956 году, в Казахстане – в 1957 году, в Киргизии – в 1962 году), а в школах Казахстана было даже разрешено преподавать немецкий язык как родной (но на практике это не получило широкого распространения). С 1965 года издательствами “Прогресс” (г. Москва) и “Казахстан” (г. Алма-Аты) стали издаваться ограниченными тиражами книги на немецком языке. Литература на немецком начала поступать и из ГДР, но также в очень ограниченных масштабах.

Как результат вышеназванных процессов, распространение немецкого языка в СССР неуклонно сокращалось. В системе образования расширялось изучение английского языка как основного иностранного. В качестве родного языка немецкий почти не изучался и стал утрачивать свои позиции и в среде основных носителей языка – этнических немцев. Согласно переписи населения 1959 года, немецкий в качестве родного языка назвали 1,2 миллиона человек или 75% граждан немецкой национальности (для сравнения – по переписи населения 1926 года считали немецкий родным языком 95% представителей немецкой национальности). В дальнейшем эта тенденция усилилась: по переписи 1970 года  родным признавали немецкий 67,8% лиц немецкой национальности, по переписи 1980 года – 57%, по переписи 1989 года – 48,7%, по переписи 2002 года – 31,6%.

С каждым годом в России остается все меньше людей, знающих немецкий язык и желающих его изучать как иностранный. Так, согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 года, число россиян, владевших немецким, составляло 2,9 миллиона человек, то есть немецкий язык знало не более 2% россиян.

После закрытия в 1938-1941 годах школ с обучением на немецком языке, в последующие годы в СССР они так и не были воссозданы, равно как и прежние немецкие национальные автономии3. В Российской Федерации, согласно данным государственной статистики, в 1990 - годах была создана одна школа с обучением на немецком как родном языке, затем в 2000/2001 учебном году были созданы еще три таких же школы, однако уже в 2002/2003 они были превращены в обычные школы с углубленным изучением немецкого языка4. Причина трудностей с организацией учебного процесса на немецком языке – отсутствие квалифицированных преподавателей-предметников с хорошим знанием немецкого языка и специальной терминологии по соответствующим дисциплинам.

"Оплотом" немецкого языка в России является Алтайский край, Челябинская, Свердловская, Тюменская, Новосибирская, Кемеровская, Саратовская, Волгоградская. Пермская области, где проживает значительное число российских немцев, владеющих языком своей этнической родины. Многие семьи этнических немцев стараются, чтобы их дети учили в школе немецкий язык хотя бы как иностранный, но не во всех образовательных учреждениях есть такая возможность. Учащимся и их родителям чаще предлагают классы (группы) с английским языком обучения.

Среди национальных республик Российской Федерации наибольшее число владеющих немецким языком (согласно переписи 2002 года) – в Башкортостане (65 тысяч человек), в Татарстане (45,5 тысяч), Чувашии (25,5 тысяч), Ханты-Мансийском АО (25 тысяч), Удмуртии (22 тысячи), Коми (22 тысячи).

Владение немецким языком по признаку национальности выглядит следующим образом: среди проживающих в России белорусов немецким владеют 3,0%, украинцев – 2,4%, русских – 2,0%, осетин – 1,9%, армян – 1,8%, чувашей – 1,7%, татар – 1,5%, казахов – 1,4%, бурятов – 1,3%, мордвы и марийцев – по 1,2%, кумыков – 1,1%, ингушей – 1,0% и т.д. Наименьшая доля владеющих немецким языком отмечалась среди чеченцев и даргинцев (0,3%).

Рассмотрим подробнее ситуацию с изучением  немецкого языка в системе российского среднего образования.

Количество школ (начальных, основных, средних/полных), гимназий и лицеев, в которых преподается немецкий язык, в последние годы продолжает неуклонно сокращается и в городах, и в сельской местности, хотя темпы этого сокращения несколько замедлились, и прежде всего  - за счет деревенских школ (см. табл. 1 и табл. 2).

Таблица 1. Динамика изменения количества государственных и муниципальных начальных, основных и средних (полных) общеобразовательных учреждений в городах и в сельской местности  Российской Федерации, вкоторых в 2004/2005 - 2007/2008 учебных годах преподавался немецкий язык

 Учебные года

 Города

 Сельская местность

2004/ 2005

2005/ 2006

2006/ 2007

2007/2008

2004/ 2005

2005/ 2006

2006/ 2007

2007/ 2008

Количество общеобразова-тельных учреждений, в которых преподавался  немецкий язык

11230

10807

10521

9911

16423

15981

15700

15459

Изменения по сравнению с предшествующим учебным годом

- 232

- 423

- 286

- 610

- 232

- 442

- 281

- 241

Таблица 2. Динамика изменения общего количества государственных и муниципальных начальных, основных и средних (полных) общеобразовательных учреждений Российской Федерации, вкоторых в 2004/2005 - 2007/2008 учебных годах преподавался немецкий язык

 Учебные года

  2004-2005

2005-2006

2006-2007

2007-2008

Количество общеобразова-тельных учреждений, в которых преподавался  немецкий язык

27263

26788

26221

25370

Изменения по сравнению с предшествующим учебным годом

-636

-865

-567

-851

Наиболее значительно сокращение школ с преподаванием немецкого языка произошло  в городах, в то время как в сельской местности, имеющей большее количество школ, этот процесс является сравнительно менее заметным. Можно также отметить, что среди всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации доля школ с преподаванием немецкого языка снижалась в проследние годы достаточно медленно: 44,5% - в 1997/1998 учебном году, 43,4% - в 2004/2005 учебном году, 42,0% - в 2007/2008 учебном году. В то же время среди общеобразовательных учреждений с преподаванием иностранных языков доля школ, в которых обучают немецкому, уменьшилась более быстрыми темпами: с 65,5% в 1997/1998 учебном году до 50,8% в 2007/2008 учебном году, хотя общее количество школ, гимназий и лицеев, в которых преподавались те или иные иностранные языки, за этот период увеличилось с 46154 до 49953.

Для сравнения: 1997/1998 учебном году, в Российской Федерации насчитавалось в общей сложности 30217 средних общеобразовательных учреждений, в которых преподавался немецкий язык, в том числе 12305 – в городах и 17912 – в сельской местности. Таким образом, за последние 10 лет их общее количество сократилось почти на 5 тысяч, а их доля среди всех российских школ, гимназий и лицеев с преподаванием иностранных языков, уменьшилась на 14,7%.5

В настоящее время среди субъектов Российской Федерации осталось 16 регионов, в которых насчитывается более 500 общеобразовательных школ с преподаванием немецкого языка (в 1997/1998 учебном году таких регионов насчитывалось 25 (см. табл. 3).

Таблица 3. Субъекты Российской Федерации с наибольшим количеством государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (начальных, основных и средних/полных школ, гимназий, лицеев), в которых преподавался немецкий язык в 2007/2008 учебном году

 Субъекты Российской Федерации

Количество государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений с преподаванием немецкого языка

1. Алтайский край

1005

2. Ростовская область

  877

3. Оренбургская область

  873

4. Саратовская область

  740

5. Республика Башкортостан

  686

6. Волгоградская область

  679

7. Краснодарский край

  661

8. Новосибирская область

  654

9. Омская область

  650

10. Воронежская область

  631

11. г. Москва

  627

12. Свердловская область

  614

13.Челябинская область

  611

14. Брянская область

  604

15. Московская область

  558

16. Пензенская область

  558

Рассмотрим динамику изменения количества классов (групп), в которых учащимся в 2004/2005 – 2007/2008 учебных годах преподавался немецкий язык (см. табл. 4 и табл. 5).

Таблица 4. Динамика изменения количества классов (групп) в государственных и муниципальных городских и сельских школах, гимназиях и лицеях Российской Федерации, в которых учащимся преподавали немецкий язык в 2004/2005 - 2007/2008 учебных годах  

Учебные года

 Города

 Сельская местность

2004/ 2005

2005/ 2006

2006/ 2007

2007/2008

2004/ 2005

2005/ 2006

2006/ 2007

2007/ 2008

Количество классов (групп), в которых преподавался  немецкий язык

113952

101389

95002

90786

105614

101484

99642

97614

Изменения по сравнению с предшествующим учебным годом

-9861

-12563

-6387

-4216

-3750

-4130

-1842

-2028

Таблица 5. Динамика изменения общего количества классов (групп)  в государственных и муниципальных школах, гимназиях и лицеях Российской Федерации, в которых в 2004/2005 - 2007/2008 учебных годах преподавался немецкий язык

Учебные года

2004-2005

2005-2006

  2006-2007

 2007-2008

Количество классов (групп), в которых преподавался немецкий язык

219566

202873

194644

188400

Изменения по сравнению с предшествующим учебным годом

-13611

-16693

-8229

-6244

Согласно данным таблиц 4 и 5, общий процесс сокращения классов (групп) с преподаванием немецкого языка в последние годы замедляется и прежде всего - за счет сельских общеобразовательных учреждений.

Более детальное рассмотрение изменений в количестве классов (групп) с изучением немецкого языка по годам обучения (классам) позволяет увидеть положительную динамику в начальных классах, причем, как сельских, так и городских школ (см. табл. 6 и табл. 7). В то же время количество 5-9-х и 10-11 (12)-х  классов с изучением немецкого языка повсеместно продолжает уменьшаться.

Таблица 6. Динамика изменения количества классов (групп) по годам обучения в российских государственных и муниципальных школах, гимназиях и лицеях городской и сельской местности, в которых учащимся преподавали немецкий язык в 2004/2005 - 2007/2008 учебных годах

Классы (груп-пы) / учебные года

Города

Сельская местность

2004/ 2005

2005/ 2006

2006/ 2007

2007/2008

2004/ 2005

2005/ 2006

2006/ 2007

2007/2008

1-4

9034

9944

11658

14134

4914

7169

11034

16175

5-9

76107

65700

60912

57685

78171

73063

69056

64300

10-11 (12)

29261

4493

22432

18967

22529

21252

19552

17139

Всего

113952

101389

95002

90976

105614

101484

99642

97614

Таблица 7. Динамика изменения общего количества классов (групп) по годам обучения в государственных и муниципальных школах, гимназиях и лицеях Российской Федерации, в которых учащимся преподавали немецкий язык в 2004/2005 - 2007/2008 учебных годах

Классы (группы) / учебные года

2004/2005

2005/2006

2006/2007

2007/2008

1-4

13948

17113

22692

30309

5-9

154278

138763

129968

121985

10-11 (12)

51790

46997

41984

36106

Всего

219566

202873

194644

188400

Перейдем теперь к анализу основного показателя - численности российских школьников, гимназистов и лицеистов, изучающих немецкий язык. Динамика этой численности, хотя и является по-прежнему отрицательной, за последний учебный год значительно замедлилась, и прежде всего - за счет городских общеобразовательных учебных заведений  (см. табл. 8 и табл. 9).

Таблица 8. Динамика изменения численности учащихся российских государственных и  муниципальных школ, гимназий и лицеев в городской и сельской местности, в которых учащимся преподавали немецкий язык в 2004/2005 - 2007/2008 учебных годах, человек

Учебные года

Города

Сельская местность  

2004/ 2005

2005/ 2006

2006/ 2007

2007/ 2008

2004/2005

2005/2006

2006/ 2007

2007/ 2008

Число учащихся, изучавших немецкий язык

1232271

1090346

1009372

923575

1018151

926795

858074

790161

Изменения по сравнению с предшествующим учебным годом

-191578

-141925

-80974

-85797

-130167

-91356

-68721

-67913

Таблица 9. Динамика изменения общей численности учащихся российских государственных и муниципальных школ, гимназий и лицеев, в которых учащимся преподавали немецкий язык в 2004/2005 - 2007/2008 учебных годах, человек

Учебные года

2004-2005

2005-2006

2006-2007

2007-2008

Число учащихся, изучавших немецкий язык

2250442

2017141

1867446

1713736

Изменения по сравнению с предшествующим учебным голом

-321730

-91356

-149695

-153710

Общая тенденция сокращения числа учащихся российских школ и гимназий, изучающих немецкий язык, связана как с усилением позиций английского языка, так и с сохраняющейся депопуляцией всего российского населения, начавшейся с 1992 года. В результате численность российских школьников ежегодно уменьшается почти на миллион человек (только в период с  1997/1998 по 2007/2008 учебные годы  численность учащихся общеобразовательных учреждений сократилась с 21,7 до 13,7 млн. человек или в 1,6 раза). Однако при этом численность изучающих немецкий язык сократилась значительно более быстрыми темпами (с 4,07 млн. до 1,71 млн. человек, то есть в 2,4 раза).

Лидируют по числу школьников, гимназистов и лицеистов, изучающих немецкий язык (по состоянию на март 2008 года), пять следующих субъектов Российской Федерации: г. Москва (69338 чел.), Алтайский край (68673 чел.), Оренбургская область (63938 чел.), Ростовская область (63002), Челябинская область (57766 чел.).

Сопоставление статистических данных за 2006/2007 и 2007/2008 учебные годы свидетельствует о том, что в ряде субъектов Российской Федерации численность учащихся средних общеобразовательных учреждений, изучавших немецкий язык, является стабильной или даже несколько выросла. В их числе – г. Москва, Республика Карелия, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Алтай, Республика Саха (Якутия), Новосибирская и Омская области.

Рассмотрение изменения численности изучающих немецкий язык по младшим (начальным), средним и старшим классам позволяет классам позволяет констатировать тенденцию роста числа младших "германоязычных" школьников (ежегодно почти на 40 тысяч учеников) на фоне более значительного уменьшения числа изучающих немецкий язык в средних и старших  классах (см. табл. 10 и табл. 11).

Таблица 10. Динамика изменения численности учеников, изучающих немецкий язык, по классам обучения в государственных и муниципальных городских и в сельских школах, гимназиях и лицеях Российской Федерации в 2004/2005 - 2007/2008 учебных годах, человек

Классы (группы)/ учебные года

 Города

  Сельская местность

2004/ 2005

2005/ 2006

2006/ 2007

2007/2008

2004/ 2005

2005/ 2006

2006/ 2007

2007/2008

1-4

100601

117296

132746

152396

43145

59387

83924

114391

5-9

848724

731590

669150

605604

753165

667243

599493

532065

10-11 (12)

282946

241460

207476

165575

221841

200165

174657

143705

Всего

1232271

1090346

1009378

923575

1018151

926795

858074

790161

Таблица 11. Динамика изменения общей численности учеников, изучающих немецкий язык, по классам (группам) обучения) в государственных и муниципальных школах,гимназиях и лицеях Российской Федерации  в 2004/2005 - 2007/2008 учебных годах, человек

Классы (группы)/ учебные года

2004/2005

2005/2006

2006/2007

2007/2008

1-4

143746

176683

216670

266787

5-9

1601889

1398833

1268643

1137669

10-11 (12)

504787

441625

382133

309280

Всего

2250422

2017141

1867446

1713736

Подавляющее большинство российских школьников, гимназистов, лицеистов, обучавшихся в 2007/2008 году немецкому языку, изучали его в качестве единственного или основного (первого) иностранного языка, в то время как 155099 человека (9,1%) изучали немецкий язык в качестве второго иностранного языка (первым иностранным у них почти всегда являлся английский язык). Отметим, что в предшествующем (2006/2007) учебном году немецкий язык как второй иностранный изучали 153 944 человека (8,2%). Таким образом, в составе учащихся, изучающих немецкий язык, растет доля тех, кто учит немецкий в качестве второго иностранного, и снижается доля тех, кто изучает его в качестве первого иностранного языка.

Кроме того, еще более 30 тысяч учащихся данного типа образовательных учреждений изучают немецкий язык факультативно, что само по себе является позитивным фактом, свидетельствующим о наличии потенциала для распространения немецкого языка среди российской учащейся молодежи.

Количество общеобразовательных учреждений, в которых немецкий язык изучался в качестве второго иностранного языка, составляло в 2007/2008 учебном году 1 598 (на 36 больше, чем в предыдущем году) или 6,3% от всех российских школ, гимназий и лицеев, где изучается немецкий. Количество классов (групп), в которых немецкий преподавался в качестве второго иностранного языка, составило в 2007/2008 учебном году 11 406 (в 2006/2007 учебном году - 11 125) или 6,1% всех классов с преподаванием немецкого языка.

В негосударственных общеобразовательных учреждениях немецкий язык изучали оценочно 10 тысяч человек, в том числе около одной тысячи человек - в качестве второго иностранного языка.

Помимо системы среднего общего образования, немецкий язык достаточно широко изучают также в системе начального и среднего профессионального образования (сокращенно НПО и СПО). По данным статистического обследования, в 2006/2007 учебном году немецкий язык в образовательных учреждениях этого типа изучали в общей сложности 548,5 тысячи человек, обучавшихся по очной, а также очно-заочной (вечерней) и заочной форме или 13,9% от общей численности всех студентов системы НПО и СПО. Немецкий (94% - как первый и 6% - как второй иностранный язык) учили почти в равной мере студенты колледжей и других аналогичных учреждений СПО (в целом 1 484 учреждения этого типа) и учащиеся учреждений НПО (профессионально-технических училищ), которых насчитывалось в 2006/2007 учебном году, согласно полученным от управлений образованием субъектов Российской Федерации, отчетным данным, 1 617. Например, в Волгоградской области немецкий язык преподавался в 47 НПО и в 40 СПО, в Нижегородской области – в 50 НПО и в 34 СПО, в Алтайском крае – в 62 НПО и в 43 СПО. Обращает на себя внимание, что наибольшее количество учреждений начального и среднего профессионального образования, в которых изучается немецкий язык, расположены в субъектах Российской Федерации с наибольшей численностью проживающих там этнических немцев (см. Приложение 3).

Всего в России в 2006/2007 учебном году насчитывалось 3101 государственное учреждение начального и среднего профессионального образования (53% от их общего количества), в которых преподавался немецкий язык.

В 2007/2008 учебном году общая доля изучающих немецкий язык в учреждениях НПО и СПО сократилось на 8% и составила 500 тысяч человек. Кроме того, еще более 6 тысяч человек изучали немецкий факультативно.

Таким образом, в 2007/2008 учебном году в системе среднего общего и среднего профессионального (специального) образования немецкий язык изучали в общей сложности 2,3 миллиона человек (в 2006/2007 учебном году – около 2,5 миллиона), из которых 2,08 миллиона человека изучали немецкий язык как первый (основной) иностранный. Кроме того, еще около 40 тысяч изучали немецкий язык факультативно.

Наиболее крупный контингент изучавших в 2007/2008 учебном году немецкий язык  в системе начального профессионального образования (как первый или второй иностранный язык либо факультативно) – во Владимирской области (4 678 человек), среднего профессионального образования – в Омской области (9 078 человек в 34 учреждениях СПО), Ярославской области (6 230 человек в 30 учреждениях СПО) и ряде других российских регионов. Меньше всего изучавших немецкий язык в учреждениях НПО и СПО (среди крупных субъектов РФ) оказалось в г. Санкт-Петербурге (согласно статистического отчета городского Комитета по образованию – всего 141 человек в 3 учреждениях НПО).

Число преподавателей немецкого языка (и штатных, и внештатных) в 2006/2007 учебном году в системе среднего общего и профессионального образования составляло 34,8 тысячи человек (в 4 раза больше, чем преподавателей французского языка). В 2007/2008 учебном году их число  сократилось по сравнению с предшествующим годом примерно на тысячу человек.

Больше всего преподавателей немецкого языка в системе общего среднего и профессионального (специального) образования в 2006/2007 учебном году насчитывалось в Приволжском федеральном округе (8043 человека) и Центральном федеральном округе (9430 человек, из которых 1318 человек работали в учебных заведениях Москвы). Соответственно эти федеральные округа лидировали и по числу учебных заведений, в которых преподавался немецкий язык: 6475 школ и гимназий, 444 НПО и 258 СПО в Приволжском федеральном округе и 7637 школ и гимназий, 350 НПО и 311СПО в Центральном федеральном округе.

На одного преподавателя немецкого языка в России приходится в среднем 70 учащихся, в том числе в Центральном федеральном округе этот показатель составляет 61,4 человека, в Дальневосточном – 65,3, в Сибирском – 71,9, в Северо-Западном – 75,1, в Приволжском – 75,3, а в Уральском – 79,4. На практике это означает, что один преподаватель «ведет» три-четыре класса или несколько учебных языковых групп (до 6-7), включая факультативные занятия6. Это свидетельствует об определенной нехватке преподавательских кадров в немалом числе субъектов Российской Федерации. В их числе – Чеченская Республика, Ставропольский край, Республика Ингушетия, Еврейская автономная область, Астраханская, Архангельская и Самарская области, где на одного преподавателя немецкого языка приходится более 100 учеников. Достаточно большая нагрузка и у преподавателей Республики Кабардино-Балкарии, Ивановской, Калининградской и Читинской областей (от 90 до 100 учеников на одного преподавателя немецкого). На противоположном “полюсе” – Чукотский автономный округ (5,3 ученика в расчете на одного преподавателя немецкого языка), Агинский Бурятский автономный округ (10 учеников), Таймырский автономный округ (32,3 ученика) и Республика Алтай (37,1 ученика).

Определенный интерес представляют статистические данные по субъектам Российской Федерации, в которых в 2006/2007 учебном году насчитывалось наибольшее число изучавших немецкий язык в системе среднего (общего и профессионального) образования, как в государственных, так и в негосударственных образовательных учреждениях, по дневной, очно-заочной и вечерней формам обучения (см. табл. 12).

Таблица 12. Субъекты Российской Федерации, лидировавшие по числу изучавших немецкий  как первый или второй иностранный язык либо факультативно в  общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях и в учреждениях начального и среднего профессионального образования в 2006/2007 учебном году, человек7

Субъекты РФ/ Форма изучения немецкого языка

Изучали как первый иностранный язык

Изучали как второй иностранный язык

Изучали факультативно

Суммарно изучали немецкий язык

1. Алтайский край

98691

126

18

98835

2. Ростовская область

74304

5334

1877

81515

3. Челябинская область

76897

2647

752

80296

4. Саратовская область

73370

4947

1293

79610

5. Оренбургская область

66596

8101

89

77786

6. Волгоградская область

68998

3336

2389

74723

7. г. Москва

62007

7567

нет данных

69574

8. Краснодарский край

57065

6548

1546

65159

9. Свердловская область

59146

3724

нет данных

62870

10. Республика Башкортостан

60457

1899

нет данных

62356

11. Самарская область

38822

23461

10

62293

12. Пензенская область

59161

2003

1013

62177

13. Московская область

49239

123

86

49448

14. Омская область

42948

3300

1466

47714

15. Новосибирская область

42532

2943

976

46451

16. Красноярский край

42096

2346

1329

45771

17. Ставропольский край

35263

8217

371

43851

18. Пермский край

39391

2604

985

42980

Первенство по числу изучавших немецкий как первый иностранный язык принадлежало в 2006/2007 учебном году Алтайскому краю – почти 99 тысяч учащихся или 40% всей школьной молодежи региона (250 тысяч человек). В Алтайском крае, кстати, проживает и наибольшее в России число лиц немецкой национальности – около 80 тысяч человек по данным последней переписи населения, а также существует Гальбштадский национальный немецкий район и другие сельские поселения, основанные немцами.

По числу изучающих немецкий как второй иностранный язык лидирует Самарская область.

Сравнительно немного изучали немецкий как первый иностранный язык в российских мегаполисах: в г. Санкт-Петербурге – всего 10% (36 тысяч человек) от общего числа школьников в городе, в г. Москве – 8,2% (62 тысячи человек) от общего числа школьников  (759 тыс. чел.).

Факультативно изучающих немецкий язык(без учета отсутствующих данных по г. Москве, а также некоторым другим субъектам РФ, где данная статистика не собиралась) в 2006/2007 учебном году отмечалось больше всего в Тюменской области (7 502 человек), в Иркутской области (3 352 человек), в Волгоградской области (2 389 человек), в Ростовской области (1 877 человек) и в Калининградской области (1 811 человек).

Наименьшее число изучавших немецкий язык в школах, образовательных учреждениях НПО и СПО - в Агинском Бурятском АО (10 человек), Чукотском АО (37 человек), Сахалинской и Камчатской областях (соответственно 297 и 340 человек). В 2007/2008 учебном году аутсайдерские позиции данных регионов по численности изучавших немецкий язык не изменились.

Количество школ с углубленным изучением немецкого языка в последние годы несколько увеличилось: в 2004/2005 учебном году их насчитывалось 143, в 2005/2006 - 142, в 2006/2007 – 144, в 2007/2008 – 148. Также незначительно увеличилось и количество классов с углубленным изучением немецкого языка: с 2330 в 2004/2005 учебном году до 2351 - в 2007/2008. В то же время и численность самих учащихся этих германоязычных классов за последние 4 года почти не изменилась: 31709 человек в 2004/2005 учебном году, 32241 - в 2005/2006 учебном году, 29758 - в 2006/2007 учебном году, 31571 – в 2007/2008 учебном году.

Количество общеобразовательных учреждений, имеющих классы с углубленным изучением отдельных предметов на немецком языке сократилось с 262 в 2004/2005 учебном году до 168 в 2007/2008 учебном году. Соответственно уменьшилось и численность их учащихся - с 17851 до 10433 человек.

В то же время число гимназий с углубленным изучением предметов на немецком языке возросло со 119 в 2004/2005 учебном году до 136 в 2007/2008 учебном году, однако само число гимназистов, изучающих учебные предметы на немецком языке, уменьшилось (с 16882 до 15755 человек).

Школ с преподаванием на немецком как родном языке нет, но есть небольшое число образовательных учреждений с изучением немецкого не как иностранного, а как родного языка в качестве самостоятельного учебного предмета. В 2004/2005 учебном году таких общеобразовательных школ было 25 и в них немецкий как родной язык изучали 2715 учащихся, в том чиле 1105 человек в 1-4 классах, 1349 человек – в 5-9 классах и 261 человек – в 10-11 (12) классах. За последующие 4 года (в 2007/2008 учебном году) количество таких учреждений образования сократилось до 20, а общее число изучавших немецкий как родной язык уменьшилось почти на 1/5 (до 2372 человек, в том числе учащихся 1-4 классов – 847 человек, учащихся 5-9 классов – 1262 человека, учащихся выпускных классов – 263 человека). Если учесть, что численность школьной молодежи из семей этнических немцев составляет в настоящее время оценочно более 70 тысяч человек, возможность учить немецкий как родной язык в системе российского образования имеют немногим более 3% из них.

Особенностью школ с изучением немецкого как родного языка является то обстоятельство, что практически все они (за исключением одной) находятся в сельской местности. Ввиду того, что в городах процесс ассимиляции национальных меньшинств идет быстрее, возможность сохранения национальной идентичности и языка выше именно в деревне. Поэтому в местах компактного проживания немецких общин ( а это в основном села и небольшие районные городки) ощущается основная потребность в данной форме языкового обучения молодежи.

Таблица 13. Основные показатели изучения немецкого языка в системе среднего общего, начального и среднего профессионального образования в 2006/2007 учебном году,по федеральным округам8

Федеральные округа

Общее число обучавшихся в школах, гимназиях, лицеях, учреждениях НПО и СПО, тысяч человек

Общее число изучавших немецкий как 1-й или 2-й иностранный язык либо факультативно в школах, гимназиях, лицеях, учреждениях НПО и СПО, тысяч человек

Общее число препода-
вателей немецкого языка в школах, гимназиях, лицеях, учреждениях НПО и СПО, человек

Общая доля изучавших немецкий как 1-й или 2-й иностранный язык либо факультативно среди всех учащихся школ, гимназий, лицеев, учреждений НПО и СПО, %

Центральный ФО

4068,2

578823

9430

14,2

Северо-Западный ФО

1583,5

218814

3125

13,8

Южный ФО

3100,0

384214

5116

12,4

Приволжский ФО

4054,1

605290

8043

14,9

Уральский ФО

1618,1

231436

2916

14,3

Сибирский ФО

2723,0

403735

5619

14,8

Дальневосточный ФО

922,0

34368

526

3,7

Итого

18068,9

2456680

34775

13,6

Наибольшее количество школ, в которых изучался немецкий язык как иностранный в 2006/2007 учебном году, находилось – в Алтайском крае (1 059) и Оренбургской областях (863), учреждений НПО – в Башкортостане (174), учреждений СПО – в Челябинской области (65).

Если же взять общую численность учащейся молодежи всех типов средних образовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев, учреждений НПО и СПО) по федеральным округам, то оказывается, что доля изучавших немецкий язык была относительно наибольшей в Приволжском федеральном округе, а минимальной – на Дальнем Востоке (см. табл. 13).

Более подробные данные по изучению немецкого языка в системе среднего общего и профессионального образования в 2006/2007 и в 2007/2008 учебных годах по субъектам Российской Федерации отражены в Приложении 11.

В высших учебных заведениях Российской Федерации немецкий язык в 2006/2007 учебном году изучали в целом около 550 тысяч студентов, в том числе 350 тысяч обучавшихся по очной форме (включая около 28 тысяч человек, изучавших немецкий факультативно) и почти 200 тысяч обучающихся по вечерней и очно-заочной форме, а также экстернату. Из них 80,4% (442,2 тысячи человек) учили немецкий как первый иностранный язык. Доля российских студентов (очной и заочной форм обучения), изучавших немецкий язык, составляла в 2006/2007 академическом году около 8%.

Общее число вузов, в которых изучается немецкий язык – 653 (это прежде всего вузы Рособразования, лингвистические университеты и языковые институты), почти 1/3 из которых являются партнерскими вузами немецких университетов, оказывающих российским партнерам поддержку в изучении немецкого языка и литературы, в том числе за счет языковых стажировок в Германии российских студентов, стажеров, аспирантов. Например, из Российского государственного университета им. И. Канта (г. Калининград) ежегодно на языковые стажировки (преимущественно летние, но также и академические, в течение учебного года) выезжает за счет германских партнеров и фондов до 500 студентов, аспирантов, преподавателей (при общей численности студентов университета в 12 тысяч человек).

Помимо МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского университета, Российского университета дружбы народов, ряда других столичных вузов, наибольшее число российских студентов и аспирантов, изучающих немецкий язык, отмечается в высших учебных заведениях Поволжья и Сибири (см. табл. 14).

Таблица 14. Вузы Рособразования с наибольшим числом студентов, изучавших немецкий язык в 2006/2007 учебном году, человек

Название вузов

Изучали как первый иностранный язык

Изучали как второй иностранный язык

Изучали факульта-
тивно

Число препода-
вателей

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

10910

-

-

29

Московский государственный университет технологий и управления

8358

25

36

52

Пермский государственный технический университет

4010

150

-

47

Мордовский государственный университет

2881

356

812

48

Чеченский государственный университет

2723

198

-

30

Тюменский государственный университет

2775

303

46

4

Хакасский государственный университет

2637

156

-

34

Воронежский государственный университет

2584

703

483

55

Саратовский государственный технический университет

2567

59

59

18

Саратовский государственный университет

2460

469

272

56

Южно-Российский государственный технический университет

2244

-

43

26

Алтайский государственный технический университет

2061

136

85

27

Удмуртский государственный университет

1922

370

99

40

Тюменский государственный нефтегазовый университет

1812

14

57

32

Новгородский государственный университет им. Ярослава мудрого

1704

259

24

30

Брянский государственный университет

1631

355

-

35

Российский государственный гуманитарный университет

1600

376

55

87

Северо-Осетинский государственный университет

1580

170

35

44

Финансовая академия при правительстве РФ

1538

119

-

22

Московский государственный университет сервиса

1416

34

-

11

Ульяновский государственный университет

1348

308

-

42

Камская государственная инженерно-экономическая академия

1344

98

-

8

Вятский государственный университет

1231

547

--

31

Рязанский государственный университет

1235

154

-

103

Бийский педагогический государственный университет

1234

132

-

20

Пензенский государственный педагогический университет

1173

242

-

23

Воронежский государственный технический университет

1170

-

-

16

Ростовский государственный университет

1143

250

-

24

Новосибирский государственный технический университет

1148

217

87

37

Марийский государственный технический университет

1161

69

3

59

Сибирский государственный технологический университет

1141

182

-

11

Тульский государственный университет

1111

118

55

20

Казанский государственный университет

1128

30

-

29

Ижевский государственный технический университет

1032

-

-

14

Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова

1006

1178

88

58

Московский государственный лингвистический университет

384

885

197

172

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

948

309

-

82

Омский государственный технический университет

1000

-

-

8

В ряде российских вузов существуют Центры немецкого языка и культуры. Один из лучших – в Московском лингвистическом университете (был создан в 1997 году). В Центре находится библиотека, содержащая около 2000 экземпляров книг художественной и научной литературы на немецком языке, большое количество учебных и методических пособий, газет, журналов, аудио- и видеоматериалов, имеется конференц-зал и две учебные аудитории, оснащенные современной компьютерной и иной техникой. Для изучающих немецкий язык организуются семинары совместно с Германской службой академических обменов и Обществом немецкого языка9.

Помимо вузов на территории Российской Федерации, немецкий язык в системе российской высшей школы в сравнительно больших масштабах изучают также в Российско-Киргизском славянском университете (его учат около тысячи студентов, число штатных преподавателей немецкого языка в этом университе - 11).

Общее число преподавателей немецкого языка в российских вузах оценочно составляет 8,8 тысячи человек (включая совместителей), а общее число учителей и преподавателей немецкого языка во всех типах российских учебных заведений (также включая совместителей или  внештатных) – 43,6 тысячи человек.

Доля обучающихся немецкому языку среди всех российских школьников, студентов, аспирантов составлявшая в 2006/2007 академическом году 11,8%, в 2007/2008 снизилась до 11,4%. В абсолютных цифрах это составило 2,8 миллиона человек (в предшествующем году – 3 с лишним миллиона человек).

За последние 10 лет численность изучавших немецкий язык в самых массовых образовательных учреждениях  – школах, гимназиях и лицеях - сократилась в 2,4 раза (такая же тенденция и с французским языком: число изучающих его в России за последние 10 лет также уменьшилась вдвое). Особенно это заметно на фоне стабильности интереса российских учащихся к английскому языку (см. рис. 1).

Рисунок 1. Число изучающих английский, немецкий и французские  языки всредних общеобразовательных учреждениях (начальных, основных и средних школах, гимназиях и лицеях) Российской Федерации в 1997/1998 -2007/2008 учебных  годах, млн. человек

Результаты единых государственных экзаменов по иностранным языкам в России в 2008 году показали определенное снижение уровня знаний российских школьников по немецкому языку: по сравнению с 2006 годом: количество неудовлетворительных оценок увеличилось в два раза и почти во столько же раз уменьшилось число отличных оценок. Такая же ситуация, кстати, сложилась и с экзаменационными оценками по французскому языку (см. табл. 15).

Таблица 15. Результаты единых государственных экзаменов по иностранным языкам в России в 2006 и в 2008 годах, %

Экзаменационные предметы / Оцеки

2006 год

2008 год

2

3

4

5

2

3

4

5

Английский

9,4

26,1

48,4

16,1

5,9

26,1

49,6

18,4

Немецкий

6,3

30,7

36,7

26,3

13,7

38,8

34,6

12,9

Французский

2,0

19,1

50,0

28,9

4,5

22,4

47,0

26,1

Достаточно наглядно место немецкого языка среди других иностранных языков, изучаемых  российскими школьниками, отражают данные рисунка 2.

Рисунок 2. Доля российских школьников, изучавших немецкий и другие иностранные языки в 2007/2008 учебном году, %10

Несмотря на то, что доля изучающих немецкий язык российских школьников, студентов, аспирантов постепенно снижается, позиции немецкого языка в России в сравнении с другими иностранными языками (европейскими и восточными) и международными показателями являются пока сравнительно неплохими. Так, из общего числа иностранных граждан, изучающих немецкий язык как иностранный в различных странах мира (16,7 млн. человек в 2006/2007 академическом году по оценке Института Гете), на долю России приходилось почти 17%.

Одним из стимулов к изучению немецкого языка российской молодежью является привлекательность обучения в Германии (до недавнего времени обучение в немецких государственных вузах для иностранцев, как и самих немецких граждан, было бесплатно). Кроме того, для привлечения в страну высококвалифицированных иностранных специалистов, оканчивающих  германские вузы, правительство облегчило для них процедуру получения вида на жительство. В настоящее время в Германии учатся на немецком языке 12 тысяч российских студентов, аспирантов, стажеров – больше, чем в какой-либо иной стране мира.

Повышенная потребность в кадрах, свободно говорящих по-немецки, отмечается и в ряде российских регионов, например в Калининградской области, на Урале, на средней Волге. Эти регионы имеют традиционно широкие экономические связи с Германией, в них много совместных предприятий, на которых от будущих специалистов требуется прежде всего хорошее владение немецким.

Популяризации немецкого языка служат Всероссийские олимпиады на лучшее знание немецкого среди школьников. Их организатор – Министерство образования и науки Российской Федерации. Они регулярно проводятся с 1996 года в различных городах страны и в заключительном этапе участвуют 150 юношей и девушек из более чем 50 регионов России.

Аналогичные мероприятия адресованы и российским студентам: для них ежегодно проводятся региональные олимпиады немецкого языка в высших учебных заведениях, расположенных в различных федеральных округах.

Для преподавателей немецкого языка организуются курсы повышения квалификации (как в России, так и в Германии), проводятся Всероссийские конференции германистов в различных городах (Самаре, Ростове-на-Дону и др.). Активное участие в них принимает Ассоциация преподавателей немецкого языка Российской Федерации11.

Наряду с академической системой, немецкий язык изучают на многочисленных языковых курсах и в региональных Центрах немецкой культуры в местах компактного проживания немецкого населения. Например, в оренбургском Центре немецкой культуры при поддержке оренбургского общества немцев «Видергебург» действуют 20 взрослых и 3 детских группы (по 15-20 человек) по изучению немецкого языка, занятия бесплатны. Аналогичные курсы  немецкого языка для детей и взрослых в рамках программы "Breitenarbeit" (она финансируется  Правительством  Германии) проводит Центр немецкой культуры “Возрождение” (сокращенно ЦНКВ) из г. Минусинска Красноярского края (одни из крупнейших в Сибири). Наряду с языковыми курсами этот центр регулярно проводит и другие образовательные мероприятия. Например, с 7 по 19 июля 2008 года ЦНКВ организовал для несовершеннолетних лингвистический лагерь на базе детского лагеря “Елочка” в Минусинском районе, а с 23 июля по 1 августа провел на турбазе "Таловка", Курагинского района юбилейный десятый языковой лагерь «Обучение в университетах Европы». Его участниками стали 55 молодых людей из близлежащих районов края, а также Тывы, Хакасии, Томска и Читы.

Распространению в России немецкого языка и культуры в значительной мере способствуют многочисленные немецкие фонды и организации. Так, большую помощь в языковой подготовке российских студентов, изучающих немецкий язык, а также повышении квалификации российских преподавателей немецкого языка оказывают Институт Гете12. Патронирование 54-х российских школ с углубленным изучением немецкого языка (поставка и закупки учебно-методических материалов и литературы, школьного оборудования, командировки немецких преподавателей и т.д.) осуществляет германское Центральное ведомство по школьному обучению за рубежом (ZfA)13. В самой Российской Федерации насчитывается 59 методических центров, организованных немецкой стороной, которые снабжают российских преподавателей немецкого языка специальной литературой и учебными пособиями.  

Правительство Германии выделяет значительные средства (миллионы евро) на организацию преподавания немецкого языка как родного не только  в школах, но и в детских садах. В Россию командируются воспитатели, учителя немецкого языка и методисты, для образовательных учреждений, в которых преподается немецкий язык, закупаются учебники и различные школьные принадлежности, необходимое оборудование.

Понятно, что первостепенное внимание уделяется поддержке немецкого языка и немецкой культуры в местах компактного проживания российских немцев. Целевое финансирование на гуманитарные программы получают Немецкие национальные районы Азово и Гальбштадт. Например, в 2007 году германское “Общество развития Гальбштадта ГмбХ” выделило 2 миллиона рублей на лингвистическую смену в молодежном лагере “Чайка” данного района, а также на культурные и спортивные молодежные мероприятия.

По мнению Уполномоченного Федерального правительства по делам переселенцев и национальных меньшинств г-на Кристофора Бергера, оценившего знание российскими немцами, в том числе молодыми, языка своих предков как неудовлетворительное, без сохранения и распространения  немецкого языка в их среде невозможно сохранение и развитие немецкой культуры в России. Именно поэтому необходим приоритетный двусторонний обмен между Германией и национальными немецкими районами, а также другими районами, где проживают российские немцы. Они могут стать своеобразным мостом между Россией и Германией. В этой связи г-н К. Бергер считает, что надо развивать российско-германские молодежные и студенческие обмены, стимулировать приезд в Россию носителей немецкого языка, преподавателей, а молодых российских немцев направлять на обучение в Германию с тем, чтобы, получив хорошее образование, они привезли с собой в Россию и живой немецкий язык.14

Следует также отметить, что в рамках недавно принятой федеральной программы “Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы” предусмотрено издание школьных учебников по истории российских немцев, организация олимпиад по немецкому языку для молодежи из немецких семей, проведение фестивалей немецкой культуры, выставок творчества выходцев с родины Гете и Шиллера, выпуск газет на немецком языке в местах компактного проживания российских немцев.  


1Царский Манифест 1763 года также освобождал немецких переселенцев от воинской службы, крепостничества, давал свободу вероисповедания, освобождение от налогов на срок от 5 до 30 лет и т.д.
2Например, первым руководителем знаменитых алтайских заводов Демидовых стал горный инженер Андрей Бауэр, выходец из саксонских немцев.
3Несмотря на соглашения между Россией и Германией, автономия поволжских немцев так и не была воссоздана. Были лишь учреждены (1991 год) Гальбштадский немецкий национальный район на Алтае ( ранее существовал в 1927-1938 годах), насчитывающий сегодня 20,5 тысяч жителей (из которых граждан немецкой национальности – 1/3, а русских – более половины) и Азовский немецкий национальный район в Омской области (создан в 1992 году, в настоящее время 22,3 тысячи жителей). Обучение школьников в этих немецких национальных районах осуществляется на русском, в отдельных школах немецкий изучается как родной язык (учебный предмет).  
4См.: Образование в России. 2003: Статистический сборник. М. 2003, с. 101.
5В 1990-х-начале 2000-х годов доля общеобразовательных учреждений (начальных, основных и средних/полных) школ, в которых преподавались иностранные языки, составляла в России немногим более 70%.  Иностранный язык начинали учить обычно с 5 класса (в качестве первого и зачастую единственного иностранного языка), а если вводился второй иностранный, то обычно с 7 класса, а иногда с 8-го или даже позднее. После того, как было принято решение с 2005/2006 учебного года начать изучение иностранных языков школьниками со 2-го класса, доля общеобразовательных учреждений с преподаванием различных иностранных языков выросла и составляет сегодня почти 90%.
6Средняя наполняемость классов составляет сегодня 18 человек (23 человека – в городских школах и 12-13 – в сельских). Для занятий иностранными языками классы обычной делят на две группы. В 2007/2008 учебном году средняя численность учебных групп, изучавших немецкий язык, составляла в городских школах 10 учащихся, а в сельских - 8.  
7Статистическое обследование проводилось в 2006/2007 году и охватывало все без исключения  учреждения системы среднего образования, в том числе негосударственные школы, гимназии, лицеи, колледжи, а также включало в себя обучавшихся в учреждениях СПО по заочной и очно-заочной (вечерней) форме.
8Данные по государственным и муниципальным учреждениям образования дневной формы обучения.
9Международное общество немецкого языка – неправительственная организация по исследованию и развитию немецкого языка, базирующаяся в г. Висбадене (Германия).
10База для расчетов  – 11 166 637 учащихся 1-11 (12) классов, обучавшихся в 2007/2008 учебном году в 49 953 начальных, основных и средних (полных) общеобразовательных учрежденях, в которых преподавались иностранные языки. В 1 489 российских основных и средних (полных) средних общеобразовательных учреждениях иностранные языки не изучались из-за отсутствия учителей с соответствующей специализацией. Больше всего таких школ в настоящее время  в Саратовской области (206), Чеченской Республике (118), Республике Татарстан (117), Новосибирской области (72), Иркутской области (50) и Республике Коми (34). Кроме того, по той же причине иностранные языки не преподаются и более чем в 6 тысячах начальных школ. Большинство из них малочисленны  (насчитывают нередко всего несколько учеников) и расположены в сельской местности.
11Ассоциация преподавателей немецкого языка России объединяет региональные ассоциации преподавателей-германистов и имеет общий Координационный совет (создан в 1996 году). Среди направлений работы ассоциаций – издлание информационных бюллетеней, повышение квалификации преподавателей, проведение различных культурных мероприятий, например, конкурсов молодых учителей немецкого языка. Планировалось также издание совместного с германскими партнерами журнала “Немецкий язык в России”.  
12Институт им. Гете является ведущей организацией по популяризации и распространению немецкой культуры и немецкого языка за рубежом. В 2005 году на языковых курсах, организованных Интитутом Гете в различных странах мира, обучалось 150 тысяч человек, и еще 20 тысяч иностранцев – в самой Германии. В России действуют его филиалы - Немецкие культурные центры им. Гете в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, а также многочисленные читальные залы и курсы немецкого языка в российских городах (Архангельске, Брянске, Владивостоке, Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Рязани, Саратове, Смоленске, Томске, Тюмени и Уфе).
13ZfA работает с 1 900 учителями немецкого языка в 117 зарубежных школах с преподаванием на немецком языке и в других 370 средних общеобразовательных учреждениях, поддерживаемых Германией. ZfA оказывает им педагогическую, методическую и финансовую поддержку, а также проводит ежегодно языковой экзамен на получение сертификата Sprachdiplom (DSD II).
14Подробнее см.: Корнева И. Интервью с К. Бергером на Форуме, посвященом 15-летию российско-германского сотрудничества по поддержке российских немцев (г. Москва, 2006) // Информационный портал российских немцев – http://www.rusdeutsh.ru/print.php?id=2738&date_b=28.11.2006

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.