Rambler's Top100

№ 383 - 384
1 июля - 16 августа 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Мировой демографический барометр 

В большинстве стран ОЭСР теми или иными образовательными программами охвачено около 70% детей 3-4 лет

На школьное образование приходится около 2/3 общих расходов на образование в странах ОЭСР

Получение полного среднего образования, выходящего за пределы обязательного, все больше становится нормой

Высшее образование перестало быть привилегией

В странах ОЭСР программами образования охвачено 25,1% населения 20-29 лет, 5,7% в возрасте 30-39 лет и 1,4% населения 40 лет и старше

Уровень образования молодежи заметно различается по странам – подготовка значительной части молодежи не соответствует требованиям XXI века

Обеспечение равенства возможностей обучения не противоречит его эффективности

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Уровень образования молодежи заметно различается по странам - подготовка значительной части молодежи не соответствует требованиям XXI века

Для оценки качества получаемых знаний была разработана специальная Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся ПИЗА (Programme for International Student Assessment, PISA).

Основной целью исследования является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста и ответ на ключевой вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». В соответствии с современными требованиями к оценке успешности образования, исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Кроме того, изучаются факторы, позволяющие объяснить различия в результатах учащихся стран-участниц программы (характеристики учащихся и их семей, образовательных учреждений и учебного процесса).

Исследование проводится трехлетними циклами. В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из трех направлений. В 2000 году основным направлением исследования была «грамотность чтения», в 2003 году – «математическая грамотность», в 2006 году - «естественнонаучная грамотность».

По данным обследования 2006 года, больше всего баллов по математической грамотности набрали учащиеся Финляндии, Южной Кореи, Тайваня и Гонконга – 547-549, а следующие за ними учащиеся Нидерландов – 531. Если в среднем по странам ОЭСР лишь 13,4% учащихся продемонстрировали математическую грамотность на уровне 5 и 6, то в Южной Корее - 27,1% (рис. 10), а в Гонконге и на Тайване– 27,7% и 31,9%, соответственно. По крайней мере, каждый пятый ученик в Финляндии, Швейцарии, Бельгии и Нидерландах справился с математическими заданиями 5-го и 6-го уровня сложности. Это означает, что в данных странах существует значительное число молодых людей с хорошей математической подготовкой, которые смогут сыграть решающую роль в развитии высокотехнологической экономики.

Лишь в небольшом числе стран практически нет учащихся с крайне низким уровнем математической грамотности. В целом по странам ОЭСР, исключая Финляндию и Южную Корею, не менее 10% учащихся достигли в лучшем случае 1-го уровня математической грамотности. В 13 странах - Австрии, Франции, Греции, Венгрии, Италии, Люксембурге, Мексике, Норвегии, Португалии, Словакии, Испании, Турции, США -  эта доля достигает 20% и более. Выше всего она, по данным за 2006 год, в Мексике (56,5%).

Рисунок 10. Распределение населения в возрасте 15 лет по уровню математической грамотности, 2006 год, %
(в порядке повышения доли грамотных на уровне не ниже 2-ого)

Лишь в 5 странах ОЭСР учащиеся 15 лет продемонстрировали грамотность чтения на уровне не ниже 3-его, предполагающего воспроизведение и понимание текста средней сложности (рис 11) – в Южной Корее (81,7%), Финляндии (79,7%), Канаде (71,7%), Ирландии (67,0%) и Новой Зеландии (66,8%). В среднем по ОЭСР эта доля составила 57,1%. При этом более высокая доля достигших уровня грамотности не ниже 3-го не означает автоматически, что выше и доля наиболее грамотных. Выше всего доля продемонстрировавших 5-й уровень грамотности в Южной Корее  - 21,7% учащихся, в Финляндии, Новой Зеландии и Канаде она составляет от 15 до 17%, в Ирландии – 11,7%.  

В 18 странах ОЭСР не менее 40% учащихся 15 лет продемонстрировали грамотность на уровне не выше 2-го. В Греции, Италии, Мексике, Португалии, Словакии, Испании и Турции такой уровень грамотности характерен для большинства учеников.

Рисунок 11.  Распределение населения в возрасте 15 лет по уровню грамотности, 2006 год, %  
(в порядке повышения доли грамотных на уровне не ниже 3-ого)

Среднее число баллов по естественнонаучной грамотности по странам ОЭСР составило в 2006 году около 500. Выше всего оно было в Финляндии – 563, за которой следовали Австралия, Канада, Япония, Южная Корея, Нидерланды и Новая Зеландия, где оно превышало 522. Даже среди этих стран в среднем лишь 1,3% учащихся продемонстрировали высший (6) уровень естественнонаучной грамотности. Несколько выше была эта доля в Финляндии и Новой Зеландии (3,9%), достаточно высокой – от 2,1% до 2,9% - в Австралии, Канаде, Японии и Великобритании.

В большинстве стран ОЭСР не обнаружено статистически значимых различий в  естественнонаучной грамотности девочек и мальчиков. В 6 странах – Дании, Люксембурге, Мексике, Нидерландах, Швейцарии и Великобритании – грамотность юношей оказалась несколько выше, хотя и незначительно (на 6-10 баллов), а в Турции и Греции, напротив, более высокий уровень грамотности продемонстрировали девушки (на 11-12 баллов).

Проведенные исследования показали, что инвестиции в раннее образование детей приносит значительные выгоды не только детям и семьям, но и обществу в целом. Высокое качество услуг по воспитанию и обучению детей раннего возраста является хорошим фундаментом для дальнейшего образования.

С повышением уровня образования заметно снижается риск безработицы. Среди людей в возрасте 25-64 года с полным средним образованием уровень безработицы существенно ниже, чем среди лиц, не продвинувшихся далее низшего среднего образования, – на 4,6% процентного пункта в 2006 году.

Существует сильная положительная взаимосвязь между уровнем образования и величиной оплаты труда. Во всех странах ОЭСР работники с высшим образованием получают существенно более высокую заработную плату по сравнению с лицами, достигшими лишь полного среднего и, тем более, низшего среднего образования (рис. 12).

Рисунок 12. Относительная заработная плата работников с разным уровнем образования (заработная плата лиц с полным средним образованием, включая послесреднее невысшее = 100), 2006* год, %

* Австралия, Бельгия, Дания, Канада, Норвегия, Португалия, Турция, Швеция – 2005 год; Ирландия, Италия, Словения, Финляндия – 2004 год; Южная Корея – 2003 год; Люксембург и Нидерланды - 2002 год

Среди лиц с уровнем образования ниже полного (высшего) среднего относительно выше заработная плата, как правило, у молодых работников, а среди лиц с высшим образованием, напротив, у представителей старших поколений (рис. 13). Исключение составляет Турция, в которой люди с высшим образованием в возрасте 25-34 года получают относительно более высокую заработную плату, чем люди с высшим образованием в возрасте 55-64 года, а, кроме того, Канада, Нидерланды, Австралия и Великобритания, в которых различия между этими возрастным группами по относительной величине заработной платы в зависимости от уровня образования незначительны.

Рисунок 13. Относительная заработная плата работников разного возраста с высшим и ниже полного среднего уровнем образования (заработная плата лиц с полным средним образованием, включая послесреднее невысшее = 100), 2006* год, %

* Австралия, Бельгия, Дания, Канада, Норвегия, Португалия, Турция, Швеция – 2005 год; Ирландия, Италия, Словения, Финляндия – 2004 год; Южная Корея – 2003 год; Люксембург и Нидерланды - 2002 год

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.