Rambler's Top100

№ 383 - 384
1 июля - 16 августа 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Мировой демографический барометр 

В большинстве стран ОЭСР теми или иными образовательными программами охвачено около 70% детей 3-4 лет

На школьное образование приходится около 2/3 общих расходов на образование в странах ОЭСР

Получение полного среднего образования, выходящего за пределы обязательного, все больше становится нормой

Высшее образование перестало быть привилегией

В странах ОЭСР программами образования охвачено 25,1% населения 20-29 лет, 5,7% в возрасте 30-39 лет и 1,4% населения 40 лет и старше

Уровень образования молодежи заметно различается по странам – подготовка значительной части молодежи не соответствует требованиям XXI века

Обеспечение равенства возможностей обучения не противоречит его эффективности

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Обеспечение равенства возможностей обучения не противоречит его эффективности

Данные обследований ОЭСР свидетельствуют о том, что обеспечение справедливости и равенства возможностей обучения не противоречит его эффективности. Это особенно ясно на примере обязательного базового образования: если учащийся не завершает его, значительные издержки несет не только он сам, но и общество в целом, поскольку расходы на поддержание маргинальных групп в обществе очень высоки. Результаты оценки образовательных достижений учащихся по международной программе ПИЗА, показывают, что раннее разделение учащихся в рамках глубоко дифференцированной системы образования не только значительно ограничивает равенство возможностей обучения, но нередко приводит и к снижению качества образования в целом.

В последние годы девушки в странах ОЕСД более активны в процессе обучения, чем юноши.  Доля получивших высшее образование среди женщин больше, чем среди мужчин того же возраста, уже начиная с поколений родившихся в 1960-е годы, а доля получивших образование не ниже полного среднего – начиная с поколений родившихся в 1970-е годы  (рис. 14).

Рисунок 14. Доля получивших полное среднее и высшее образование среди мужчин и женщин разного возраста, 2006, % от общей численности соответствующей возрастно-половой группы

Средняя продолжительность предстоящего обучения в возрасте от 15 до 29 лет составляет по  ОЭСР в целом для девушек 7 лет, а для юношей – 6,6 года. В 2006 году она была выше для девушек во всех странах, кроме Австралии, Австрии, Германии, Мексики, Нидерландов, Турции, Швейцарии и Японии.

Данные обследований, проведенных в 1990-е годы, свидетельствовали о том, что дети родителей, получивших высшее образование, в несколько раз чаще достигали такого же уровня образования, чем дети родителей с более низкими уровнями образования. Среди стран ОЭСР, по которым такие расчеты возможны, учащиеся, отцы которых сами имели высшее образование, вдвое чаще получали высшее образование в Австрии, Великобритании, Германии, Португалии, Франции. Однако в Испании такое превышение составляло лишь 1,5 раза, а в Ирландии и того меньше – 1,1 раза. Кроме того, в странах, обеспечивающих больше равенства в доступности высшего образования – Финляндии, Ирландии и Испании -  качество полученного образования  оказывается более однородным и высоким.

Учащиеся-иммигранты первого поколения значительно отстают от уроженцев стран, в которых они обучаются, по уровню грамотности, определяемому по методике ПИЗА (рис. 15 и 16, на которых доля учащихся с низшими уровнями грамотности для большей наглядности представлена как отрицательная величина). Особенно выражено такое отставание в Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Франции и Швейцарии, хотя в трех странах традиционной иммиграции – Австралии, Канаде, Новой Зеландии, также в китайском Макао – такие различия не очень существенны. Однако важнее то, что учащиеся – иммигранты второго поколения в некоторых странах уже значительно превосходят учащихся – иммигрантов первого поколения.

Рисунок 15. Распределение учащихся 15 лет по уровню математической грамотности* и миграционному статусу**, 2003 год, %

* Ниже уровня 1 - менее 358 баллов, уровень 1 - от 358 до 420 баллов, уровень 2 - от 421 до 482 баллов, уровень 3 - от 483 до 544 баллов, уровень 4 - от 545 до 606 баллов, уровень 5 и 6 - 607 баллов и выше}
** название страныее уроженцы, 1-е – мигранты первого поколения, 2-е – мигранты второго поколения

Несмотря на то, что для учащихся-иммигрантов первого поколения особенно характерна низкая математическая грамотность, они чаще, чем их ровесники из местных уроженцев, проявляли интерес к изучению математики, были более мотивированы и расположены к обучению в школе.

Рисунок 16. Распределение учащихся 15 лет по уровню грамотности (понимания текста)* и миграционному статусу**, 2003 год, %

* Ниже уровня 1 - менее 335 баллов, уровень 1 - от 335 до 407 баллов, уровень 2 - от 408 до 480 баллов, уровень 3 - от 481 до 552 баллов, уровень 4 - от 553 до 626 баллов, уровень 5 - 627 баллов и выше
** уроженцы страны, 1-е – мигранты первого поколения, 2-е – мигранты второго поколения

Источники: Organization for Economic Co-Operation and Development
Education Today: the OECD Perspective. – OECD, 2009 – ISBN 978-92-64-05989-4- http://browse.oecdbookshop.org/oecd/pdfs/browseit/9609021E.PDF
Education at a Glance 2008: OECD Indicators - http://www.oecd.org/dataoecd/23/46/41284038.pdf
Eurostat Education in Europe - Key statistics 2006. – Data  in focus. – 48/ 2008 http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/
product_details/publication?p_product_code=KS-QA-08-042

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.