Rambler's Top100

№ 383 - 384
1 июля - 16 августа 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Мировой демографический барометр 

В большинстве стран ОЭСР теми или иными образовательными программами охвачено около 70% детей 3-4 лет

На школьное образование приходится около 2/3 общих расходов на образование в странах ОЭСР

Получение полного среднего образования, выходящего за пределы обязательного, все больше становится нормой

Высшее образование перестало быть привилегией

В странах ОЭСР программами образования охвачено 25,1% населения 20-29 лет, 5,7% в возрасте 30-39 лет и 1,4% населения 40 лет и старше

Уровень образования молодежи заметно различается по странам – подготовка значительной части молодежи не соответствует требованиям XXI века

Обеспечение равенства возможностей обучения не противоречит его эффективности

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

В большинстве стран ОЭСР теми или иными образовательными программами охвачено около 70% детей 3-4 лет

В июле 2009 года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)1 представила первый обобщающий доклад “Education Today: The OECD Perspectives”, в котором сведены важнейшие результаты специализированных исследований в сфере образования (проводимых, в основном, начиная с 2002 года, когда был создан специальный Директорат образования ОЭСР) и основанные на них рекомендации для политиков. Авторы доклада предостерегают от чрезмерного упрощения приводимых выводов, отсылая заинтересованных лиц к детальным описаниям соответствующих обследований, однако даже сжатое изложение основных тенденций современного образования, их отбор и акценты сами по себе представляют несомненный интерес.

Дошкольное образование и воспитание детей младшего возраста приобретает все большую приоритетность во многих странах. Это проявляется в растущем спросе родителей на такие услуги. С одной стороны, они обеспечивают получение образования соответствующего уровня, а с другой - решение задач широкого социального, экономического и образовательного спектра. Для данной сферы образования характерно существенное разнообразие участников и партнеров при значительной нехватке инвестиций во многих странах.

В большинстве стран, хотя и не во всех, процесс образования начинается задолго до того, как ребенку исполнится 5 лет. В целом по странам ОЭСР более 2/3 детей в возрасте 3-4 лет (69,4%) участвуют в каких-то образовательных программах. Охват2 детей этого возраста дошкольным образованием варьируется от 90% и выше в Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Исландии, Испании, Италии, Новой Зеландии и Франции до менее, чем ¼ в Ирландии, Корее и менее 5% в Турции  (рис. 1).

Рисунок 1. Охват образовательными программами детей в возрасте 3-4 лет, 2006 год, число посещающих дошкольные учреждения в возрасте до 5 лет к численности детей в возрасте 3-4 лет3, %

Охват дошкольным образованием детей в возрасте 3 лет в Европейском Союзе (ЕС-27) составлял в 2006 году 73,9%, варьируясь от 1,7% в Ирландии до 99,8% в Бельгии (при отсутствии данных по Греции и Нидерландам). В возрасте 4 лет этот коэффициент заметно повышается, составляя в среднем по ЕС-27 86,8% и варьируясь  от 41,2% в Польше до 100% в Бельгии, Италии и Франции.

Как показывают обследования ОЭСР, спрос на услуги по воспитанию и уходу за детьми в возрасте до 3 лет значительно превосходит предложение во всех странах, кроме скандинавских. Выше всего охват государственно субсидируемыми программами воспитания и ухода за детьми младше 3 лет в Дании и Швеции. Помимо этих двух стран, а также Финляндии (в которой, кстати, охват дошкольным образованием невысок, составляя в возрасте 3 лет 39,5%, а в возрасте 4 лет – 48,5%), во всех остальных странах (даже если в них законодательством предусмотрен длительный родительский отпуск по уходу за ребенком) отмечается значительное превышение спроса над числом имеющихся мест в детских дошкольных учреждениях. В странах, где государственная поддержка таких образовательных программ ограничена, работающие родители вынуждены либо прибегать к рынку частных услуг, на котором их качество в значительной степени определяется платежеспособностью клиентов, либо искать неформальное решение проблемы, прибегая к помощи семьи, друзей и соседей.

Государственная сеть дошкольных учреждений гораздо сильнее развита в европейских странах ОЭСР, в которых практически повсеместно принята концепция всеобщей доступности услуг дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 6 лет. В большинстве из них дети этого возраста обеспечены, по крайней мере, двухлетним бесплатным государственным дошкольным образованием. За исключением Ирландии и Нидерландов, право на бесплатное дошкольное образование по достижении возраста 3 лет, а в некоторых странах и раньше, закреплено законодательно. Программы раннего дошкольного образования в Европе чаще всего бесплатны и реализуются в школах. В странах ОЭСР за пределами Европы бесплатные программы дошкольного образования обычно доступны для детей, начиная с возраста 5 лет, хотя в Австралии, Южной Корее и некоторых штатах США достаточно высок охват дошкольным образованием и в возрасте 4 лет.

В странах ОЭСР практикуется два подхода к взаимодействию дошкольного и начального школьного образования. Во Франции и англоязычных странах оно рассматривается, прежде всего, с точки зрения школы и предполагает, что раннее образование должно служить целям общественного воспитания и готовить ребенка к школе, прививая ему соответствующие базовые навыки. В странах Скандинавии и Центральной Европы, следующих традиции социальной педагогики, детский сад рассматривается как специфический институт, целью которого является поддержка семьи и широкое развитие способностей детей раннего возраста.


1 Organization for Economic Co-Operation and Development (OECD). Первоначально (в 1960-1961 годы) в эту организацию вошли Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция, Франция, Швейцария и Швеция. Позже к ним присоединилась Япония (1964), Финляндия (1969), Австралия (1971), Новая Зеландия (1973), Мексика (1994), Чехия (1995), Венгрия, Польша и Корея (1996), а также Словакия (2000 год). Помимо 30 стран-членов ОЭСР партнерские отношения с данной организацией поддерживают многие другие страны мира и международные организации.

2 Охват образовательными программами определяется отношением числа посещающих соответствующих образовательных учреждений (или участвующих в этих программах) к общей численности соответствующей возрастной группы.
Для международных сопоставлений используется Международная стандартная классификация образования 1997 года (ISCED 1997- см.: http://www.uis.unesco.org/TEMPLATE/pdf/isced/ISCED_R.pdf ),

которая предусматривает выделение следующих уровней:

  • уровень 0 – доначальное (дошкольное) образование, начинается после достижения ребенком возраста 3 лет; не является обязательным в большинстве стран;
  • уровень 1 – начальное образование (первый этап базового образования), в зависимости от страны может начинаться с возраста 4-7 лет и продолжается, как правило, 5-6 лет; обязательно во всех странах;
  • уровень 2 – первый этап среднего образования (второй этап базового образования; низшее или основное среднее образование); завершение этого этапа обучения обычно совпадает с завершением программы обязательного образования;
  • уровень 3 -  второй этап среднего образования (полное или высшее среднее образование); необходимым условием для него является завершение образовательных программ низшего уровня; начинается, как правило, с возраста 15-16 лет и продолжается от 2-х до 5-ти лет; может быть общим или профессиональным или сочетать в себе обе направленности; обычно позволяет переходить к обучению по программам уровня 5;
  • уровень 4 – послесреднее невысшее образование (подготовка к обучению по программам уровня 5 или непосредственно к выходу на рынок);
  • уровень 5  - первый этап высшего образования, длящийся не менее 2-х лет  (подготовка специалистов с академической или профессиональной ориентацией)
  • уровень 6 – второй этап высшего образования (подготовка специалистов высшей или «продвинутой» квалификации – Ph.D, doctorate).

3 Поскольку в ряде стран значительное число посещающих дошкольные учреждения моложе 3-х лет, значение коэффициента охвата дошкольным образованием превосходит 100%.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.