Rambler's Top100

365 - 366
16 февраля - 1 марта 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

ВРТ и общество

Суррогатное материнство

Во Франции за 30 лет с помощью ЭКО родилось 200 000 детей

Этические проблемы "технологий зачатия" (искусственного оплодотворения)

Борьба с бесплодием в социологическом фокусе

Женское здравоохранение в США

Массовое убийство и рынок

О влиянии мирового финансового кризиса на миграцию

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

О влиянии мирового финансового кризиса на миграцию

(Рекомендации по вопросам политики Международной организации по миграции, Меморандум №1)

Основные положения

Нынешний мировой финансовый кризис может привести к спаду в мировой экономике (а возможно, и к более глубокому экономическому кризису). Глубину и масштабы кризиса предсказать трудно, и его последствия, вероятно, будут по-разному проявляться в различных странах, регионах и секторах занятости. Однако в периоды экономических спадов именно трудящиеся мигранты зачастую первыми теряют работу, и хотя некоторые, возможно, добровольно решат вернуться на редину, политика, направленная на высылку мигрантов на родину, не решит возникающих проблем и может привести к потенциально катастрофическим последствиям для развития, учитывая масштабы денежных переводов мигрантов на родину (а объем денежных переводов мигрантов в развивающиеся страны, по некоторым оценкам, в 2008 году может составить 283 млрд. долл. США), а также и без того высокие уровни безработицы в развивающихся странах.

Отмечаемые в странах назначения мигрантов призывы к сокращению масштабов миграции зачастую основываются на неверных представлениях о том, что "мигранты занимают рабочие места", "составляют конкуренцию в сфере социального обеспечения", - на самом же деле большая часть мигрантов способствует повышению экономической активности и созданию дополнительных рабочих мест. Подвижность людских ресурсов, как подчеркивается в докладе MOM "Мировая миграция в 2008 году"1, способствует повышению динамичности и эффективности экономики отдельных стран. Кроме того, миграция может играть положительную роль в смягчении различных аспектов нынешнего финансового кризиса и в принципе может внести важный вклад в преодоление экономического спада. Попытки бороться с финансовым кризисом путем простого сокращения масштабов иммиграции может привести к ухудшению ситуации. Тем не менее, страны происхождения мигрантов, по-видимому, ощутят некоторое увеличение потоков возвращающихся мигрантов, а это может привести к экономической и социальной нестабильности в беднейших странах. Возможные последствия: сокращение потоков трудовой миграции и рост незаконной миграции, торговли людьми. Вот почему требуются гибкие, внятные и комплексные меры политики управления миграцией, направленные на реализацию максимальных выгод от миграции, на защиту мигрантов, учет их нужд и потребностей при принятии мер по преодолению нынешнего кризиса.

Возможное влияние нынешнего финансового кризиса на миграцию

На сегодняшний день пока нет конкретных данных о влиянии мирового финансового кризиса на миграцию, но уже отмечаются или могут возникнуть некоторые негативные последствия, которые перечислены ниже:

  • сокращение занятости, особенно в таких сферах деятельности, как строительство, обрабатывающая промышленность, финансовый сектор, розничная торговля, туризм, что отразится на положении мигрантов, занятых в этих секторах;
  • возможное сокращение заработной платы и ухудшение условий труда в результате стремления компаний и работодателей к сокращению затрат, а также сокращение объемов социального обеспечения, что отрицательно отразится на качестве жизни и состоянии здоровья мигрантов:
  • опасность проявления дискриминации и ксенофобии в связи с неверными представлениями о том, что мигранты занимают рабочие места граждан страны пребывания, особенно в сегментах рынка труда низкой квалификации;
  • возвращение лишившихся работы мигрантов в страны происхождения (либо - в случае внутренней миграции - в регионы происхождения), где они также, по-видимому, столкнутся с ухудшением экономических условий (в частности, с высокой безработицей и бедностью), это может оказать неблагоприятное воздействие на экономическую и социальную стабильность; при этом не столь высока вероятность возвращения мигрантов из тех стран (например, стран Европы), где мигранты (и члены их семей) имеют жилье и пользуются механизмами социальной защиты малоимущих в виде прочной системы социального обеспечения;
  • сокращение объемов денежных переводов мигрантов в развивающиеся страны в связи с тем, что трудящиеся мигранты лишатся работы, что приведет к росту масштабов бедности и обострению проблем социально-экономического развития; однако, по прогнозам Всемирного банка, денежные переводы мигрантов сократятся менее значительно, чем многие другие потоки ресурсов (в частности, доходы от торговли, прямые иностранные инвестиции (ПИИ), направляемые в развивающиеся страны: в 2009 году объемы денежных переводов, согласно прогнозам, сократятся на 0,9%, в худшем случае - не более чем на 6%2; кроме того, мигранты, возможно, будут отправлять меньше денежных средств на родину через официальные каналы, из-за неуверенности в стабильности банковских систем;
  • проведение политики более активного ограничения миграции для защиты внутренних рынков труда и в связи с сокращением спроса на иностранную рабочую силу; например, некоторые страны (Италия, Великобритания) уже объявили о сокращении допуска мигрантов в целях трудоустройства, некоторые другие страны (например, Австралия) рассматривают возможность введения подобных ограничений: в Испании правительство принимает меры финансового стимулирования, чтобы убедить безработных мигрантов вернуться на родину;
  • сокращение потоков трудовой миграции, так как потенциальные мигранты предпочтут пережить кризис на родине;
  • рост незаконной миграции и укрепление неформального рынка труда в связи с тем, что безработные мигранты в странах назначения будут стремиться устроиться на работу без официальных разрешений, возможности для законной трудовой миграции будут сокращаться, а потоки эмигрантов из стран, больше всего пострадавших от кризиса, будут нарастать; кроме того, могут возрасти и масштабы торговли людьми;
  • ожидается, что нынешний кризис по-разному отразится на положении трудящихся мигрантов мужского и женского пола, особенно, в тех отраслях экономики, где преобладают представители одного пола (например, в строительстве, где большинство трудящихся мигрантов - мужчины).

В то же время отмечаются и некоторые менее неблагоприятные последствия:

  • спрос на трудящихся мигрантов в странах назначения может оставаться стабильным в некоторых секторах, особенно в тех, где существует структурный спрос на трудящихся мигрантов, в частности, на медицинских работников и домашнюю прислугу (а в некоторых странах - и на сельскохозяйственных рабочих);
  • объем денежных переводов мигрантов в страны происхождения, которые сильно пострадали от кризиса, может даже увеличиться, как и объемы инвестиций и торговли, так как мигранты и представители зарубежных диаспор будут стремиться смягчить неблагоприятные последствия кризиса для своих стран.

Требуемые меры политики

Прежние спады в экономике мирового и регионального масштабов (например, нефтяной кризис начала 1970-х годов, азиатский финансовый кризис 1998 года) свидетельствуют о том, что и в условиях кризисов миграция сохраняется (а незаконная миграция может даже увеличиться), так как в некоторых секторах экономики сохраняется структурный спрос на рабочую силу, даже несмотря на общий рост безработицы. Этот спрос отчасти объясняется широкими демографическими факторами (такими, как старение и сокращение населения почти во всех промышленно развитых странах на фоне роста населения большинства развивающихся стран), а также тем, что во многих странах собственные рабочие либо не обладают необходимой квалификацией либо не хотят выполнять некоторые виды работ, где требуются неквалифицированные рабочие или работники низкой квалификации. Азиатский финансовый кризис также продемонстрировал, что сохранение открытых рынков для мигрантов и миграции - важный фактор, стимулирующий экономический подъем.

Поэтому требуются гибкие, внятные и комплексные меры, направленные на достижение следующих целей:

  • обеспечить эффективную защиту прав мигрантов, например, в части условий труда и жизни, а также при увольнении;
  • принять меры, облегчающие процедуры перевода денежных средств, путем сокращения административных издержек, а также содействовать реализации инициатив предприятий государственного и частного сектора, направленных на обеспечение продуктивного использования средств денежных переводов - как в странах назначения, так и в странах происхождения мигрантов, в целях недопущения потенциального сокращения объемов денежных переводов мигрантов, а также для защиты семей мигрантов;
  • мигранты не должны испытывать опасения быть уволенными в первую очередь (становиться объектами презрения из-за увольнений), они должны быть защищены от дискриминации и ксенофобии, а для этого необходимо принять меры по информированию местного населения стран назначения мигрантов о том, что мигранты вносят ценный вклад в экономическое и социальное развитие этих стран;
  • каналы законной трудовой миграции должны оставаться открытыми с целью удовлетворения сохраняющегося спроса на трудящихся мигрантов, что позволит предотвратить рост незаконной миграции и торговли людьми;
  • необходимо принять меры по оказанию содействия в возвращении мигрантов на родину, их приему и реинтеграции;
  • не допустить ослабления в результате финансового кризиса консенсуса, достигнутого в ходе недавних международных форумов по вопросам миграции и развития между странами назначения и странами происхождения мигрантов; например, можно было бы принять меры по наращиванию объемов официальной помощи развитию (ОПР) или хотя бы воздержаться от их сокращения, ведь часть ОПР содействует созданию условий (напр., сокращению масштабов бедности, созданию дополнительных рабочих мест), которые способствуют снижению темпов роста незаконного переезда людей в другие страны и связанных с этим злоупотреблений и правонарушений; эти меры должны быть направлены на то, чтобы решение о миграции добровольно принимали сами мигранты;
  • при разработке любых мер по преодолению кризиса (в том числе мер по реформированию мировой финансовой системы) необходимо в полной мере учитывать потребности сохранения подвижности рабочей силы и интересы мигрантов;
  • необходимо тщательно контролировать влияние нынешнего финансового кризиса на положение мигрантов.

Позиция MOM

Международная организация по миграции считает, что при подготовке ответов на запросы директивных государственных органов и прочих заинтересованных сторон о предоставлении рекомендаций по вопросам политики особенно важное значение имеют изложенные ниже четыре положения:

  1. Исходя из опыта преодоления аналогичных кризисов в прошлом и с учетом текущего прогноза перспектив экономического развития, нынешний финансовый кризис, по-видимому, будет иметь неблагоприятные последствия и для мигрантов, и для граждан стран их пребывания, хотя эти последствия будут разными в различных странах, регионах и отраслях. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание мерам по надежной защите мигрантов, которые в подобных обстоятельствах нередко становятся объектами презрения, от дискриминации и ксенофобии в сфере занятости и в социальной сфере.
  2. Учитывая, что миграция, особенно трудовая миграция, является неотъемлемой частью современной мировой экономической, политической и общественной жизни, для эффективного управления миграцией требуются гибкие, внятные и комплексные меры политики, и эти меры особенно необходимы в условиях экономического спада.
  3. Необходима высокая степень солидарности стран происхождения и стран назначения мигрантов для того, чтобы сохранить взаимосвязь между миграцией и развитием и продолжать эффективно использовать связанные с этим преимущества для обеих категорий стран, а также для мигрантов и их семей.
  4. Миграция - неотъемлемая часть глобализации и мировой экономики. Следовательно, ее необходимо учитывать при разработке мер политики, направленных на стимулирование экономического подъема.

Кроме того, Международная организация по миграции подчеркивает: необходимо тщательно отслеживать влияние нынешнего финансового кризиса на мигрантов, а также на страны происхождения, транзита и назначения мигрантов, проводить необходимые исследования и осуществлять сбор и распространение соответствующих данных во взаимодействии с государствами-членами организации и международными учреждениями (напр., с учреждениями, участвующими в работе Группы по мировой миграции), а также с прочими заинтересованными сторонами.

12 января 2009 года


1 - World Migration 2008: Managing Labour Mobility in the Evolving Global Economy (IOM, Geneva, 2008) ["Мировая миграция в 2008 году: регулирование подвижности трудовых ресурсов в условиях развития глобальной экономики", MOM, Женева, 2008 г.]
http://www.iom.int/iahia/Jahia/cache/ofFonce/pid/1674?entrvId=20275.
2 - D. Ratha, S. Mohapatra and Z. Xu, "Outlook for Remittance Flows 2008-2010: Growth expected to moderate significantly, but flows to remain resilient", 11 November 2008, Migration and Development Brief No. 8, Migrant and Remittances Team, Development Prospects Group, The World Bank, [Д. Рата, С. Мохапатра, З. Су. "Прогноз изменения динамики денежных переводов мигрантов на 2008-2010 гг.: ожидается снижение темпов роста, но объемы денежных переводов будут довольно стабильными", 11 ноября 2008 г., Бюллетень №8 "Миграция и развитие", Рабочая группа по вопросам миграции и денежных переводов мигрантов, Группа Всемирного банка по перспективам развития] http://siteresources.worldbank.org/INTPROSPECTS/Resources/334934-l 1 10315015165/MDBrief8.pdf.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.