Rambler's Top100

№ 351 - 352
27 октября - 16 ноября 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
США – страна иммигрантов

Иммигранты создали население США

Эволюция миграционной политики

Чем отозвался «день без мигранта»?

Как менялась американская миграционная служба

Миграционные дивиденды

Новые вызовы для миграционной политики

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Филипп Гастон. Линия. Philipp Guston. The Line (1978) США - страна иммигрантов

Андрей КОРОБКОВ

Над темой номера
работал
Андрей КОРОБКОВ

Чем отозвался "день без мигранта"?

Причины относительной неэффективности мер, направленных на ограничение иммиграции, очевидны. Они включают фактическую прозрачность границ; относительную слабость защитных механизмов иммиграционных и других правоохранительных органов, ограниченных жёсткими конституционными рамками; высокий уровень доходов американского населения и политические гарантии, предоставляемые американским законодательством, привлекающие в США людей различных образовательных и профессиональных категорий со всего мира и прежде всего, из Мексики и других стран Латинской Америки.

Можно выделить шесть типов мигрантов, доминирующих в иммиграционном потоке:

  • трудовые низкоквалифицированные мигранты;
  • высококвалифицированнные мигранты-профессионалы и студенты;
  • беженцы;
  • мигранты, прибывающие по линии воссоединения семей;
  • лица, въезжающие в страну по программе иммиграционной лотереи, направленной на увеличение этнического разнообразия;
  • незаконные мигранты (многие из них входят одновременно и в первую категорию).

За 2001-2005 годы почти две трети легальных иммигрантов прибыли по линии воссоединения семей, 17% получили визы в связи с трудоустройством в США, а 11% были допущены как беженцы16.

Особое внимание сегодня уделяется тем аспектам иммиграции, которые связаны с возможностями проникновения в страну террористов и членов организованных преступных групп и контролем международных финансовых потоков, в том числе и переводов мигрантов. В настоящее время в качестве первоочередной угрозы, связанной с иммиграцией, рассматриваются именно те её аспекты, что связаны с терроризмом и угрозой безопасности страны. Соответственно, правоохранительная ориентация в работе иммиграционной службы усилилась, что нашло отражение и в структурных реформах последних лет.

В начале 2004 года Президент Буш выступил с новой законодательной инициативой, направленной на частичное решение проблемы нелегальной иммиграции. Два момента заслуживают в этой связи особого упоминания. Во-первых, Буш планировал выдвинуть её ещё в самом начале своего президентства, но был вынужден отсрочить своё начинание в связи с терактами в сентябре 2001 года и последовавшим за ними ужесточением иммиграционного контроля, а также общим ухудшением отношений с Мексикой, отказавшейся поддержать американские действия в Ираке. Во-вторых, интересен тот факт, что Буш, опирающийся, как и Рейган в 1986 году, на поддержку консервативных политических слоев, выступил с довольно либеральной иммиграционной платформой, пойдя против значительной части Республиканской партии. Это можно рассматривать как свидетельство серьёзности проблемы иммиграции, которую Президент, бывший ранее губернатором граничащего с Мексикой штата Техас, осознаёт в полной мере.

Суть инициативы Буша состояла в следующем: незаконные иммигранты, находящиеся в США, получают юридическое разрешение на работу сроком на 3 года. Для этого им необходима поддержка работодателя. В течение этого периода они могут, уплатив определённые налоги и штраф, обратиться в иммиграционные органы за получением постоянного иммиграционного статуса. В противном случае они выезжают из страны и вывозят свои сбережения на законных основаниях. Желающие въехать в США также могут обратиться за временной трёхлетней визой в американские консульства за рубежом.

Поддерживающие эту инициативу говорят, что она позволила бы установить контроль за нелегальными иммигрантами, обеспечить их гражданские права и гарантировать уплату ими налогов. Противники утверждают, что подобная мера лишь создаст дополнительные стимулы для нелегальной иммиграции и фактически будет служить вознаграждением для тех, кто нелегально въезжает в страну, тогда как миллионы квалифицированных профессионалов и других потенциальных иммигрантов вынуждены проходить через сложные, подчас унизительные процедуры, нередко занимающие многие годы. Немаловажен среди этих контраргументов и вопрос национальной безопасности.

В 2006 году вопросами иммиграции вплотную занялся Конгресс США. Его законодательная инициатива оказалась более консервативной: нелегалы должны были бы выехать из США и запрашивать новую рабочую визу у себя в стране. Происходила «криминализация» незаконного перехода границы (он становился уголовным преступлением вместо административного правонарушения). Упор делался на запретительные и административные меры миграционной политики: быстрое расширение пограничной службы, создание иммиграционных тюрем и строительство заградительной стены вдоль части границы США с Мексикой. При этом из почти 1950 миль — 3138 километров — границы, заграждение должно было охватить лишь 300 миль. Палата представителей настаивала на 30% охвате границы, Сенат же – на 15%. В конечном итоге Сенат отказался одобрить законопроект, представленный Палатой представителей.

Даже эта провалившаяся инициатива имела своеобразные последствия. Нелегальные иммигранты стали консолидироваться: в марте–апреле 2006 года в США прошли многотысячные демонстрации с требованиями легализации. В Лос-Анджелесе, например, на улицы вышло около 500 тысяч человек. А 1 мая 2006 года была проведена массовая национальная акция «День без мигранта» - своеобразный бойкот мигрантами бизнеса и учебных заведений. Цель была достигнута: американское общество осознало, что иммигрантское сообщество стало серьезным экономическим и социальным актором. Но результат был не совсем тот, на который рассчитывали организаторы акции: в ответ началась консолидация противников иммиграции, которые стали создавать свои собственные движения, включая и добровольные милицейские отряды для патрулирования границы с Мексикой. Кроме того, летом 2006 года для содействия пограничной службе к границе были выдвинуты отряды Национальной гвардии численностью 2,5 тысячи человек.

В течение 2005 года законодательные собрания американских штатов рассмотрели около 300 законопроектов в сфере иммиграции, из которых 37 были приняты. В 2006 году рассмотрено было уже около 500 законопроектов17. В 2007 году - более 1500 законопроектов в сфере иммиграции, 244 из которых были приняты – в 3 раза больше, чем в 2006 году18. Кроме того, сильное политическое давление в течение 2007–2008 годов оказывалось на кандидатов в президенты от обеих ведущих партий, причём многие из них были вынуждены пересмотреть свои взгляды по вопросам иммиграции.

Новая страница в иммиграционной саге открылась летом 2007 года, когда Палата представителей начала рассматривать законодательную инициативу, которая была значительно либеральнее, чем обсуждавшаяся в 2006 году. Президент поставил на карту свою репутацию, лично приехав в Конгресс, чтобы поддержать законопроект, что случается крайне редко. Тем не менее и эта, компромиссная по сути, инициатива была провалена, во многом из-за политической слабости Буша, и трудно рассчитывать на принятие радикальных мер в этой сфере до прихода в Белый дом 20 января 2009 года новой, более либеральной администрации Барака Обамы. Между тем, работы по сооружению стены на границе с Мексикой возобновились, причём теперь планируется возведение уже 670 миль (около 1080 километров) заграждений.


16 Immigration and America's Future: New Chapter: Report of the Independent Task Force on Immigration and America’s Future. Spencer Abraham and Lee H. Hamilton, Co-Chairs. Washington, D.C.: Migration Policy Institute, September 2006, 31.
17 Immigration and America's Future: New Chapter: Report of the Independent Task Force on Immigration and America’s Future. Spencer Abraham and Lee H. Hamilton, Co-Chairs. Washington, D.C.: Migration Policy Institute, September 2006, 24.  
18 Miriam Jordan. “Arizona Seizes Spotlight In U.S. Immigration Debate.” The Wall Street Journal. 1 February 2008, A12.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.