|
|
США
- страна иммигрантов |
|
Над темой номера
работал
Андрей КОРОБКОВ
|
Чем отозвался "день без мигранта"?
Причины относительной неэффективности мер, направленных
на ограничение иммиграции, очевидны. Они включают фактическую прозрачность
границ; относительную слабость защитных механизмов иммиграционных
и других правоохранительных органов, ограниченных жёсткими конституционными
рамками; высокий уровень доходов американского населения и политические
гарантии, предоставляемые американским законодательством, привлекающие
в США людей различных образовательных и профессиональных категорий
со всего мира и прежде всего, из Мексики и других стран Латинской
Америки.
Можно выделить шесть типов мигрантов, доминирующих в
иммиграционном потоке:
- трудовые низкоквалифицированные мигранты;
- высококвалифицированнные мигранты-профессионалы и студенты;
- беженцы;
- мигранты, прибывающие по линии воссоединения семей;
- лица, въезжающие в страну по программе иммиграционной лотереи,
направленной на увеличение этнического разнообразия;
- незаконные мигранты (многие из них входят одновременно и в первую
категорию).
За 2001-2005 годы почти две трети легальных иммигрантов
прибыли по линии воссоединения семей, 17% получили визы в связи
с трудоустройством в США, а 11% были допущены как беженцы16.
Особое внимание сегодня уделяется тем аспектам иммиграции,
которые связаны с возможностями проникновения в страну террористов
и членов организованных преступных групп и контролем международных
финансовых потоков, в том числе и переводов мигрантов. В настоящее
время в качестве первоочередной угрозы, связанной с иммиграцией,
рассматриваются именно те её аспекты, что связаны с терроризмом
и угрозой безопасности страны. Соответственно, правоохранительная
ориентация в работе иммиграционной службы усилилась, что нашло отражение
и в структурных реформах последних лет.
В начале 2004 года Президент Буш выступил с новой законодательной
инициативой, направленной на частичное решение проблемы нелегальной
иммиграции. Два момента заслуживают в этой связи особого упоминания.
Во-первых, Буш планировал выдвинуть её ещё в самом начале своего
президентства, но был вынужден отсрочить своё начинание в связи
с терактами в сентябре 2001 года и последовавшим за ними ужесточением
иммиграционного контроля, а также общим ухудшением отношений с Мексикой,
отказавшейся поддержать американские действия в Ираке. Во-вторых,
интересен тот факт, что Буш, опирающийся, как и Рейган в 1986 году,
на поддержку консервативных политических слоев, выступил с довольно
либеральной иммиграционной платформой, пойдя против значительной
части Республиканской партии. Это можно рассматривать как свидетельство
серьёзности проблемы иммиграции, которую Президент, бывший ранее
губернатором граничащего с Мексикой штата Техас, осознаёт в полной
мере.
Суть инициативы Буша состояла в следующем: незаконные
иммигранты, находящиеся в США, получают юридическое разрешение на
работу сроком на 3 года. Для этого им необходима поддержка работодателя.
В течение этого периода они могут, уплатив определённые налоги и
штраф, обратиться в иммиграционные органы за получением постоянного
иммиграционного статуса. В противном случае они выезжают из страны
и вывозят свои сбережения на законных основаниях. Желающие въехать
в США также могут обратиться за временной трёхлетней визой в американские
консульства за рубежом.
Поддерживающие эту инициативу говорят, что она позволила
бы установить контроль за нелегальными иммигрантами, обеспечить
их гражданские права и гарантировать уплату ими налогов. Противники
утверждают, что подобная мера лишь создаст дополнительные стимулы
для нелегальной иммиграции и фактически будет служить вознаграждением
для тех, кто нелегально въезжает в страну, тогда как миллионы квалифицированных
профессионалов и других потенциальных иммигрантов вынуждены проходить
через сложные, подчас унизительные процедуры, нередко занимающие
многие годы. Немаловажен среди этих контраргументов и вопрос национальной
безопасности.
В 2006 году вопросами иммиграции вплотную занялся Конгресс
США. Его законодательная инициатива оказалась более консервативной:
нелегалы должны были бы выехать из США и запрашивать новую рабочую
визу у себя в стране. Происходила «криминализация» незаконного перехода
границы (он становился уголовным преступлением вместо административного
правонарушения). Упор делался на запретительные и административные
меры миграционной политики: быстрое расширение пограничной службы,
создание иммиграционных тюрем и строительство заградительной стены
вдоль части границы США с Мексикой. При этом из почти 1950 миль
— 3138 километров — границы, заграждение должно было охватить лишь
300 миль. Палата представителей настаивала на 30% охвате границы,
Сенат же – на 15%. В конечном итоге Сенат отказался одобрить законопроект,
представленный Палатой представителей.
Даже эта провалившаяся инициатива имела своеобразные
последствия. Нелегальные иммигранты стали консолидироваться: в марте–апреле
2006 года в США прошли многотысячные демонстрации с требованиями
легализации. В Лос-Анджелесе, например, на улицы вышло около 500
тысяч человек. А 1 мая 2006 года была проведена массовая национальная
акция «День без мигранта» - своеобразный бойкот мигрантами бизнеса
и учебных заведений. Цель была достигнута: американское общество
осознало, что иммигрантское сообщество стало серьезным экономическим
и социальным актором. Но результат был не совсем тот, на который
рассчитывали организаторы акции: в ответ началась консолидация противников
иммиграции, которые стали создавать свои собственные движения, включая
и добровольные милицейские отряды для патрулирования границы с Мексикой.
Кроме того, летом 2006 года для содействия пограничной службе к
границе были выдвинуты отряды Национальной гвардии численностью
2,5 тысячи человек.
Пожалуй, они мне нравились больше,
когда были невидимыми…
В течение 2005 года законодательные собрания американских
штатов рассмотрели около 300 законопроектов в сфере иммиграции,
из которых 37 были приняты. В 2006 году рассмотрено было уже около
500 законопроектов17.
В 2007 году - более 1500 законопроектов в сфере иммиграции, 244
из которых были приняты – в 3 раза больше, чем в 2006 году18.
Кроме того, сильное политическое давление в течение 2007–2008 годов
оказывалось на кандидатов в президенты от обеих ведущих партий,
причём многие из них были вынуждены пересмотреть свои взгляды по
вопросам иммиграции.
Новая страница в иммиграционной саге открылась летом
2007 года, когда Палата представителей начала рассматривать законодательную
инициативу, которая была значительно либеральнее, чем обсуждавшаяся
в 2006 году. Президент поставил на карту свою репутацию, лично приехав
в Конгресс, чтобы поддержать законопроект, что случается крайне
редко. Тем не менее и эта, компромиссная по сути, инициатива была
провалена, во многом из-за политической слабости Буша, и трудно
рассчитывать на принятие радикальных мер в этой сфере до прихода
в Белый дом 20 января 2009 года новой, более либеральной администрации
Барака Обамы. Между тем, работы по сооружению стены на границе с
Мексикой возобновились, причём теперь планируется возведение уже
670 миль (около 1080 километров) заграждений.
Они выглядят довольно-таки недокументированными
16 Immigration
and America's Future: New Chapter: Report of the Independent Task
Force on Immigration and America’s Future. Spencer Abraham and
Lee H. Hamilton, Co-Chairs. Washington, D.C.: Migration Policy Institute,
September 2006, 31.
17 Immigration
and America's Future: New Chapter: Report of the Independent Task
Force on Immigration and America’s Future. Spencer Abraham and
Lee H. Hamilton, Co-Chairs. Washington, D.C.: Migration Policy Institute,
September 2006, 24.
18 Miriam Jordan.
“Arizona Seizes Spotlight In U.S. Immigration Debate.” The Wall
Street Journal. 1 February 2008, A12.
|