Rambler's Top100

№ 351 - 352
27 октября - 16 ноября 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
США – страна иммигрантов

Иммигранты создали население США

Эволюция миграционной политики

Чем отозвался «день без мигранта»?

Как менялась американская миграционная служба

Миграционные дивиденды

Новые вызовы для миграционной политики

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Филипп Гастон. Линия. Philipp Guston. The Line (1978) США - страна иммигрантов

Андрей КОРОБКОВ

Над темой номера
работал
Андрей КОРОБКОВ

Эволюция миграционной политики

Понятие свободы иммиграции и практическая политика США в этой области со временем претерпели серьёзные изменения. Первоначально свобода иммиграции преимущественно означала свободу европейской протестантской христианской иммиграции. Но даже в этих условиях неоднократно слышались требования ограничить въезд отдельных этнических или религиозных групп.

Как уже отмечалось ранее, первые поселенцы были в основном протестантами, приезжавшими в XVII и первой половине XVIII века из Западной и Северной Европы и нередко стремившимися избежать религиозных преследований. Но даже в подобной обстановке относительной этнической, культурной и религиозной близости проявлялись элементы ксенофобии и групповых предрасудков. Например, Бенджамин Франклин (наиболее, кстати сказать, терпимый и демократичный из «отцов-основателей») был озабочен масштабами иммиграции этнических немцев, которые, по его мнению, были в целом недостаточно культурно развиты и образованы и сталкивались с большими трудностями в изучении английского языка. В 1751 году Б. Франклин писал, в частности: «...почему в наши поселения должны быть допущены стада... быдла, которое, скапливаясь, установило бы свои язык и традиции, вытесняя наши? Почему должна Пенсильвания, основанная англичанами, стать колонией чужаков, которые вскоре станут столь многочисленны, что смогут онемечить нас вместо того, чтобы мы обангличанили их, и никогда не воспримут наши язык и традиции, как не могут они принять нашу культуру»9. Б. Франклин опасался, что их присутствие могло породить «большие беспорядки в нашей среде»10.

Рост числа иммигрантов и изменения в их религиозном и этническом составе вызвали многочисленные требования или ограничить, или вообще прекратить иммиграцию на определенный срок. В 1840-е годы сформировалась партия под своеобразным названием «Знать ничего не знаю», выступавшая против допуска в США иммигрантов из католических стран, которых она рассматривала в качестве агентов Папы Римского, якобы готовивших переворот и избиение протестантов в США. Аналогичные предложения выдвигали и Американская ассоциация защиты, созданная Генри Бауэрсом в 1887 году, которая насчитывала к 1894 году 500 тысяч членов, и Американская ограничительная лига, предлагавшая ввести жёсткое разделение иммигрантов на «желательных» и «нежелательных». А в 1920-х годах Ку Клукс Клан, насчитывавший, по разным источникам, от 5 до 9 миллионов членов, преимущественно на юге США, добивался запрета на иммиграцию евреев и католиков. Кроме того, в 1878 году Деннисом Кирни была сформирована в Калифорнии ставшая достаточно влиятельной Партия трудящихся, выступавшая за запрет китайской иммиграции.

Был принят ряд жёстких административных мер, направленных на ограничение иммиграционного притока и регулирование его этнической и региональной структуры. В частности, Иммиграционный акт 1917 года выделил ряд категорий мигрантов, не подлежавших приёму, и внёс уточнения в уже существовавший до этого ценз грамотности. Новые ограничения были внесены в законодательство в 1918, 1921 и 1924 годах. Законодательные акты 1921 года и особенно Акт об ограничении иммиграции 1924 года закрепили наличие квот, основанных на этническом составе населения США в 1920 году, которые должны были обеспечить сохранение существующих межэтнических и прочих пропорций в составе населения. Ежегодная иммиграция из отдельных стран и регионов теперь не должна была превышать «одной шестой доли процента населения континентальной территории США в 1920 году», причем система не предусматривала квот для мигрантов из Азии и Африки. (Впоследствии некоторые ограничения на иммиграцию из азиатских стран были ликвидированы). С другой стороны, не было предусмотрено ограничений для мигрантов из стран Западного полушария. За Великой депрессией 1929 года последовали новые административные меры, в результате поток иммигрантов снизился с 280 тысяч в 1929 году до 23 тысяч в 1933 году11. Одним из трагических последствий этих мер стало искусственное замедление притока беженцев во время фашистской экспансии в Европе.

Новые изменения были внесены в миграционное законодательство в послевоенный период. Акт о внутренней безопасности (1950 год) фактически запретил иммиграцию коммунистов и других «подрывных элементов». Акт МакКэррена-Вальтера или Акт об иммиграции и гражданстве (1952 год) консолидировал иммиграционное законодательство в одном документе и придал ему очертания, которые в целом сохраняются и поныне. Данный акт подтвердил наличие квот, введённых в 1924 году. Как и ранее, квоты не распространялись на выходцев из Западного полушария и супругов и детей американских граждан. Ряд ограничений по расовому признаку был отменён (например, в 1946 году Акт Люса-Селлара расширил квоты на иммиграцию из Азии и разрешил ограниченную натурализацию), но список политических ограничений, появившийся в 1950 году, был расширен. Долгое время существовал запрет на въезд мигрантов, больных рядом инфекционных и наследственных заболеваний.

Реальные изменения, направленные на либерализацию миграционного законодательства и ликвидацию дискриминационных льгот, начались в рамках общей либерализации и борьбы за гражданские права в 1960-е годы. Акт об Имммиграционной реформе (1965 год, дополнен в 1976 и 1980 годах) установил годовой лимит: вначале в 170 тысяч, а затем в 320 тысяч иммигрантов и беженцев, при этом не более 20 тысяч человек могли въехать из одной и той же страны. Приоритет отдавался высококвалифицированным работникам и лицам, имеющим родственников в США. Следствием фактической отмены дискриминационных этнических и расовых квот было стремительное изменение региональной и этнической структуры иммиграционных потоков: если до 1965 года более 90% иммигрантов приезжали в США из Европы, то через 20 лет доля европейцев среди новых иммигрантов оказалась ниже 10%. Сегодня половина родившихся за границей жителей США – выходцы из Латинской Америки, а четверть – из Азии (рис. 5)12. Лишь от десяти до двадцати процентов иммигрантов прибывают в настоящее время из Европы. Таким образом, миграция сейчас является фактором быстрого изменения этнической и расовой структуры американского общества.

Рисунок 5. В 2006 году среди родившихся заграницей жителей США (37,6 миллиона) преобладали выходцы из Латинской Америки и из Азии

Источник: Jeffrey S. Passel, Pew Hispanic Center - Washington, DC «U.S. Immigration: Numbers, Trends & Outlooc»

Новая политика квот имела многочисленные исключения и много раз подвергалась ревизиям. В частности, в 1980 году Конгресс принял Акт о беженцах, который установил лимит в 50 тысяч в год. Президент, однако, имеет право принимать по своему усмотрению дополнительные контингенты беженцев, «представляющих собой предмет серьёзной гуманитарной озабоченности для Соединённых Штатов».

Миграция – предмет постоянных дискуссий в американском обществе. Высказываются чрезвычайно разнообразные по спектру предложения: от легализации незаконных мигрантов и либерализации режима иммиграции до полного её запрещения. В числе наиболее противоречивых мер – периодические амнистии нелегальных мигрантов. Ряд мер (1976 и 1980 годов) был направлен на увеличение доли иммигрантов из Западной Европы. Ежегодный потолок иммиграции был поднят до 630 тысяч человек, а упор был перенесен на стимулирование миграции высококвалифицированных специалистов при одновременном сокращении относительного веса приезжающих по линии воссоединения семей.

За получением американского гражданства ежегодно обращаются почти 2 млн. человек. Условия относительно просты: лица, достигшие 18-летнего возраста, могут обратиться за предоставлением гражданства через пять лет после получения статуса постоянного жителя при условии, что они провели в США по крайней мере половину этого срока. При этом несовершеннолетние дети получают гражданство автоматически вместе с родителями, а для супругов американских граждан этот срок сокращается до трех лет. Каждый обращающийся за получением гражданства должен продемонстрировать приемлемый уровень знания английского языка, американской истории и политической системы и зарекомендовать себя в качестве законопослушного жителя. Получающие гражданство приводятся к присяге.

Миграционная система получила дальнейшее развитие с принятием Акта об иммиграционной реформе и контроле (1986 год). Он был ориентирован на решение проблемы незаконной трудовой иммиграции, которая уже тогда достигала внушительных размеров (от 4 до 6 млн. нелегалов в 1986 году) и характеризовалась преобладанием мигрантов из Мексики и других стран Латинской Америки. По сути, данный документ представлял собой компромисс, направленный одновременно и на легализацию многих иммигрантов, уже находившихся в США, и на создание препятствий для расширения нелегальной иммиграции в будущем. Те нелегалы, которые могли доказать, что они постоянно жили в США с 1 января 1982 года или ранее, могли получить амнистию и легализовать свой статус с перспективой получения права на постоянное жительство13. Напротив, нелегалы, появившиеся в США после 1982 года, подлежали депортации. Одновременно работодатели, которые сознательно нанимали нелегальных мигрантов, с этого времени были подвержены штрафам, а в случае повторных нарушений, могли быть приговорены и к тюремному заключению.

Кардинально изменился и сам порядок оформления разрешения на приём на работу иностранных граждан. До 1986 года многие работодатели вначале нанимали иностранцев и лишь потом запрашивали соответствующее разрешение у иммиграционных властей. Теперь все эти процедуры должны быть пройдены до начала трудовой деятельности. Более того, головные офисы компаний несут ответственность за решения, принимаемые в этой сфере их подразделениями. (Одновременно отказ от принятия на работу иностранцев, легально находящихся в США и имеющих разрешение на работу, по причине их гражданства, национальной, религиозной, или расовой принадлежности, считается нарушением их гражданских прав и также может повлечь за собой штрафы и судебные иски).

Тем не менее, правоохранительные органы крайне неохотно занимаются расследованием нарушений миграционного законодательства работодателями и их судебным преследованием: на эти цели расходуется менее 10% выделяемых им в миграционной сфере средств14. Более того, число работодателей, понесших наказание в судебном порядке за прием на работу нелегальных мигрантов, сократилось со 182 в 1999 году до 4 в 2003 году, а сумма наложенных штрафов – с 3,6 млн. долларов до 212 тысяч долларов15.

До 4 мая 1987 года около 2 млн. человек обратились в Службу иммиграции и натурализации США с просьбой о предоставлении амнистии, более 70% из них прибыли в США из Мексики. Тем не менее, многие нелегалы не пытались изменить свой статус, так как не могли документально подтвердить длительность своего пребывания в США и опасались, что даже в случае успеха некоторые члены их семей могли всё равно быть депортированы. Аналогичные реформы были проведены и с принятием нового Иммиграционного акта в 1990 году и Акта об иммиграционной реформе и ответственности иммигрантов в 1996 году, преследовавших цель сократить нелегальную иммиграцию и усилить роль правоохранительных органов. Годовая иммиграционная квота возросла до 700 тысяч человек (без учета беженцев). В 1995 году эта квота была вновь снижена (до 675 тысяч человек) и включала следующие основные категории: 465 тысяч иммигрантов, приезжающих по линии воссоединения семей, 140 тысяч трудовых мигрантов и 55 тысяч мигрантов, прибывающих по программе иммиграционной лотереи, направленной на увеличение этнического разнообразия американского общества: она предоставляет льготные квоты выходцам из тех стран, население которых мало представлено в составе населения США. (Концепция лотереи подверглась резкой критике после событий сентября 2001 года как потенциальный источник бесконтрольного проникновения в страну носителей враждебных США идеологий и лиц, связанных с террористическими организациями).

Рисунок 6. Легальная иммиграция в США и реформы миграционного законодательства

Источник: 2005 Yearbook of Immigration Statistics; Debating Immigration Ed by Carol M. Swain. Cambridge University Press, NY, 2007


9 Benjamin Franklin. 1961. “Observations concerning the increase of mankind, peopling of countries, etc.” In The Papers of Benjamin Franklin. Volume 4, July 1, 1750 through June 30, 1753. New Haven: Yale University Press, 234.
10 Цит. по: George Borjas. Heaven's Door: Immigration Policy and the American Economy. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1999, 3. Заслуживает упоминания и то, что в настоящее время потомки выходцев из Германии составляют самую многочисленную группу в населении США, а Президентом страны является человек с немецкой фамилией Буш.
11 http://www.uscis.gov.grathics/shared/statistics/
12 В результате численность индийцев, например, возросла с 9 тысяч в 1960 г. до 387 тысяч в 1980 г. и 1,7 миллиона в 2000 г., т. е. в 189 раз за 40 лет! (Jason A. Kirk. “Indian-Americans and the U.S.-India Nuclear Agreement: Consolidation of an Ethnic Lobby?” Foreign Policy Analysis. vol. 4. no. 3. July 2008, 286).
13 Любопытно отметить, что амнистия была проведена консервативной республиканской администрацией президента Р. Рейгана.
14 Marc R. Rosenblum. ”Immigration Enforcement at the Worksite: Making It Work.” Task Force Brief #6. Washington, DC: Migration Policy Institute, November 2005. http://www.migrationpolicy.org/ITFIAF/PolicyBrief-6-Rosenblum.pdf  
15 Spencer S. Hsu and Kari Lydersen. “Illegal Hiring Is Rarely Penalized.” The Washington Post. June 19, 2006.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.