Rambler's Top100

№ 309 - 310
12 - 25 ноября 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Новые меры поддержки семей с детьми

Новые меры поддержки семей с детьми

Семьи с детьми: риск бедности

В структуре ресурсов большинства семей место пособий невелико

Чем может помочь увеличенное пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет?

Жилищные условия семей с детьми

Поможет ли материнский капитал в решении жилищных проблем семей с детьми?

Развитие внесемейных институтов поддержки семейного воспитания

Курс на семейное воспитание детей сирот

Новая семейная политика: кардинальный прорыв или первый шаг?

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Виктор Иванов. Семья,1945 год. Victor Ivanov. Family. 1945 (1964-1965) Новые меры поддержки семей с детьми

Над темой номера работали:

Лилия ОВЧАРОВА Алина ПИШНЯК

Лилия ОВЧАРОВА

Алина ПИШНЯК

Курс на семейное воспитание детей сирот

Несмотря на отмеченное выше сокращение общей численности детского населения, в России растет ежегодно выявляемое число детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения, а соответственно и общее накопленное число таких детей. Правда, в 2005 наметилась тенденция сокращения общего числа детей-сирот,но не их доли. О масштабах и динамике сиротства детей дает представление рис. 8.

Рисунок 8. Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Рассчитано по: Государственный доклад "О положении детей в Российской Федерации", Министерство здравоохранения и социального развития РФ, 2006 г., стр. 135.

За 16 лет число ежегодно выявляемых новых сирот и детей, лишившихся попечения родителей, выросло в 2,7 раза, а распространенность такого явления как лишение родительского попечения (показатель интенсивности процесса) - почти в 4 раза. Общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличилось в 1,5 раза, а удельный вес таких детей в числе всех детей в возрасте до 18 лет - в 2,5 раз.

До недавнего времени в решении проблем детей-сирот основной упор делался на развитие государственных форм их воспитания, хотя мировой опыт и лучшие практики отдельных регионов подтверждали большую эффективность семейного устройства. Характерной чертой новой семейной политики стал перенос акцента именно на семейные формы воспитания детей-сирот.

Такие формы существовали, конечно, и раньше, опекуны детей-сирот получали пособие на их воспитание. Но длительное время опекунские пособия выплачивались с серьезными задержками, а размер их дифференцирован в разрезе регионов и даже муниципалитетов. Сейчас принят курс на расширение семейных форм устройства детей-сирот, финансирование и развитие которых отнесено к компетенции региональных законодательных и исполнительных властей. Постановлением Правительства №842 от 30 декабря 2006 года "О порядке предоставления в 2007 году финансовой помощи бюджетам субъектов РФ в виде субсидий на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей" предусмотрены правила предоставления в 2007 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей. Эти субсидии предоставляются субъектам Российской Федерации, принявшим в установленном порядке законы или иные нормативные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства по осуществлению ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей, в соответствии с которыми размер выплат на содержание 1 ребенка в семье опекунов (попечителей) или приемной семье составляет не менее 4000 рублей в месяц, а размер оплаты труда приемных родителей - не менее 2500 рублей в месяц.

Таким образом, впервые в современной российской истории была артикулирована приоритетность семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, а установление минимальных размеров выплат средств на содержание детей и сирот (4 тысячи рублей в месяц) и оплаты труда приемных родителей (2500 рублей в месяц) сгладят сложившуюся территориальную дифференциацию в социальной защите сирот.

Имеющиеся в нашем распоряжении базы микроданных не позволяют моделировать влияние обозначенных мер социальной политики на масштабы сиротства и уровень жизни семей, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому остановимся лишь на некоторых комментариях.

Выплаты на содержание детей сирот в семьях увеличились практически в 3 раза, и, по состоянию на начало 2007 года, превышают величину прожиточного минимума ребенка. Одним из следствий может оказаться то, что привлекательность опекунских пособий спровоцирует рост числа пособий насодержание детей сирот, которые и сейчас не находятся под присмотром родителей, а живут с бабушками и дедушками или другими близкими родственниками. В частности, по данным Минздравсоцразвития, в 2004 году было выявлено 139,8 тыс. семей, в которых: (1) дети находятся в социально опасном положении; (2) родители или законные представители не выполняют свои обязанности по воспитанию детей; (3) жестоко обращаются с детьми. Все эти ситуации являются основанием для лишения родительских прав или права опекунства, но применено оно было только к 65,2 тысячи случаев, что определяется не результатом детального анализа проблем, а пропускной мощностью системы опеки и попечительства.

Ранее сложность процедур оформления опекунства, низкий уровень и нерегулярность выплат опекунских пособий не стимулировали семьи и систему опеки и попечительства к активизации процедуры легитимизации ситуации в семьях, где родители переложили функции по воспитанию детей на других родственников. Сейчас экономический интерес может стимулировать активность близких родственников по узаконению опеки над детьми из неблагополучных семей и оформлению реального положения дел в соответствии с правилами опеки и попечительства. Подчеркнем, что данные ожидания ни в коем случае нельзя рассматривать как негативный эффект новой семейно-ориентированной политики, а индикаторы результативности следует искать в изменении абсолютных и относительных показателей семейного устройства.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.