Rambler's Top100

№ 309 - 310
12 - 25 ноября 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Новые меры поддержки семей с детьми

Новые меры поддержки семей с детьми

Семьи с детьми: риск бедности

В структуре ресурсов большинства семей место пособий невелико

Чем может помочь увеличенное пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет?

Жилищные условия семей с детьми

Поможет ли материнский капитал в решении жилищных проблем семей с детьми?

Развитие внесемейных институтов поддержки семейного воспитания

Курс на семейное воспитание детей сирот

Новая семейная политика: кардинальный прорыв или первый шаг?

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Виктор Иванов. Семья,1945 год. Victor Ivanov. Family. 1945 (1964-1965) Новые меры поддержки семей с детьми

Над темой номера работали:

Лилия ОВЧАРОВА Алина ПИШНЯК

Лилия ОВЧАРОВА

Алина ПИШНЯК

В структуре ресурсов большинства семей место пособий невелико

Начнем с наблюдаемых денежных доходов, включающих заработную плату и предпринимательский доход, пенсии, стипендии, все виды пособий, денежные поступления из личного подсобного хозяйства и денежную помощь родственников (табл. 1, рис. 3). Отдельно остановимся на уязвимых группах семей с детьми, к которым отнесем многодетные и неполные семьи.

Таблица 1. Структура денежных доходов по отдельным социально-демографическим группам домохозяйств, НОБУС, %

Виды доходов

Много-детные семьи

Неполные семьи

Другие семьи с детьми

Семьи без детей

Все семьи

Зарплата

60,5

70,4

79,2

53,6

61,1

Пенсии и стипендия

13,7

18,0

9,2

38,7

29,9

Денежные пособия

8,8

3,2

2,6

0,7

1,3

Поступления от ЛПХ в денежной форме

12,6

3,6

4,1

3,3

3,6

Денежная помощь от родственников

4,4

4,8

4,9

3,7

4,1

Итого, денежные поступления

100

100

100

100

100

Рисунок 3. Структура денежных доходов по отдельным социально-демографическим группам домохозяйств, НОБУС

Итак, в настоящее время основным источником денежных поступлений для семей с детьми являются трудовые доходы, а государственные пособия составляют несущественную часть регистрируемых денежных поступлений. Только у многодетных семей государственные пособия начинают играть значимую роль в доходах. Для неполных, полных однодетных и двухдетных семей денежная помощь родственников более весомый ресурс, чем государственная поддержка. Данные результаты позволяют предположить, что до 2007 года система государственных пособий не рассматривалась семьями как серьезный механизм поддержки доходов, и домохозяйства больше получали за счет межсемейного обмена: на макроэкономическом уровне этот вид помощи в 3 раза превышал государственные пособия.
Однако ориентация только на доходные оценки материальной обеспеченности способна породить значимые ошибки, если речь идет о масштабах бедности и неравенства. С этой целью мы ввели показатель располагаемых ресурсов, в котором:

  • помимо денежных, учтены все неденежные поступления;
  • в тех случаях, когда доходы домохозяйства были существенно ниже его расходов, за основу денежной части располагаемых ресурсов брались расходы, что позволяет учитывать скрытые от наблюдения денежные поступления домохозяйств.

Структура располагаемых ресурсов представлена на рис. 4. Полученные нами оценки имеющихся в распоряжении домохозяйств денежных доходов, не учитываемых при анализе только легко регистрируемых источников доходов, указывают на значимость данного ресурса: скрытые от наблюдения денежные поступления составили 21,2% от общего объема ресурсов, используемых на текущее потребление. Принципиально то, что у семей с детьми удельный вес этого вида ресурсов выше, что указывает на их широкую вовлеченность в неформальные отношения на рынке труда.

Данный результат особенно важен для системы социальной защиты, которая все в большей степени ограничивает вход в программы социальных пособий не только категориальными признаками, но и уровнем регистрируемых доходов. Более того, для рыночной экономики программы, адресованные только бедным, являются приоритетным направлением развития, однако российская реальность такова, что в случае семей с детьми возможности контроля доходов весьма ограничены. Натуральные поступления из личного подсобного хозяйства имеют принципиальное значение для многодетных семей, а натуральные льготы в большей ориентированы на семьи без детей.

Рисунок 4. Структура располагаемых ресурсов отдельных социально-демографическим группам домохозяйств, НОБУС

Анализ структуры доходов и позиции домашних хозяйств на рынке труда позволил выделить факторы, способствующие бедности семей с детьми. К ним отгносятся:

  • наличие в семье работников с заработной платой ниже прожиточного минимума;
  • высокая детская иждивенческая нагрузка (когда на двух трудоспособных приходится более одного ребенка);
  • наличие пенсионеров с пенсией ниже прожиточного минимума;
  • отсутствие работы у трудоспособных, которые ищут работу;
  • выход трудоспособных граждан из состава экономически активного населения (не работают, не учатся, не получают пенсию и не ищут работу).

Самые распространенные причины бедности детей в возрасте до года это, во-первых, низкая заработная плата родителей, во-вторых, незанятость матери, которая ухаживает за ребенком и поэтому временно уходит с рынка труда. Дети в возрасте от года до 3 лет попадают в зону бедности, главным образом, потому что их мамы не работают и не ищут работу, занимаясь уходом за ребенком. Низкая зарплата - второй по значимости фактор бедности детей этого возраста. Выход этих групп из зоны бедности следует связывать с развитием системы государственных социальных пособий и новая политика поддержки материнства и детства способствует этому.

Бедность детей в возрасте от 4 до 7 лет (включительно) объясняется практически равнозначным влиянием трех факторов: на первое место выходит наличие в семье неработающих трудоспособных, которые хотят найти работу; на втором месте находится фактор низкой оплаты труда; на третьем - наличие неработающих трудоспособных, которые не ищут работу, главным образом, по причине ухода за детьми. Эта группа - основной потенциал для рождения второго ребенка. Большинство таких семей стремится преодолеть бедность не за счет социальных пособий, а посредством выхода на рынок труда, но сталкивается с серьезными ограничениями. Их экономические семейные стратегии станут успешными при развитии нестандартных форм занятости, и только для уязвимых групп семей с низким человеческим капиталом необходимы пособия, не конкурирующие с низкооплачиваемой занятостью, а поддерживающие активизацию усилий семьи, направленных на самообеспечение. В данном случае мы говорим о распространенных в европейских странах программах "работа + пособие", когда неполная или низкооплачиваемая занятость сочетается со специальными адресными пособиями. Вполне осознавая набор экономических ловушек, возникающих в данном случае, мы обратимся ниже к проблемам гармонизации семейной политики и приоритетов экономического развития. Здесь только отметим, что действующие российские институты социальной поддержки такими программами не располагают.

В семьях, где есть дети в возрасте 7-15 лет, факторы низкого уровня жизни, связанные с экономической неактивностью взрослых, отступают на второй план, а бедность детей в возрасте 15-18 лет связана, во-первых, с низкой оплатой труда работающих членов домохозяйств, во-вторых, с наличием в семье трудоспособных, которые не работают, но заняты поиском работы. Для таких семей в число приоритетов выдвигается совершенствование рынка, причем речь идет о сокращении низкооплачиваемой занятости и создании новых рабочих мест, ориентированных на квалифицированную рабочую силу. Для уязвимых категорий семей с детьми данной возрастной группы также необходимы программы пособий, позволяющие удовлетворять минимальные потребности и стимулирующие экономическую активность.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.