Rambler's Top100

№ 309 - 310
12 - 25 ноября 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Новые меры поддержки семей с детьми

Новые меры поддержки семей с детьми

Семьи с детьми: риск бедности

В структуре ресурсов большинства семей место пособий невелико

Чем может помочь увеличенное пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет?

Жилищные условия семей с детьми

Поможет ли материнский капитал в решении жилищных проблем семей с детьми?

Развитие внесемейных институтов поддержки семейного воспитания

Курс на семейное воспитание детей сирот

Новая семейная политика: кардинальный прорыв или первый шаг?

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Виктор Иванов. Семья,1945 год. Victor Ivanov. Family. 1945 (1964-1965) Новые меры поддержки семей с детьми

Над темой номера работали:

Лилия ОВЧАРОВА Алина ПИШНЯК

Лилия ОВЧАРОВА

Алина ПИШНЯК

Чем может помочь увеличенное пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет?

Обратимся к результатам моделирования влияния пособия, выплачиваемого в связи с уходом за ребенком в возрасте до полутора лет на уровень жизни населения до введения новых правил его выплаты.

По нашим расчетам, в конце 2006 года эта программа распространялась на 0,8 млн. домашних хозяйств (1,5% от общей численности домохозяйств согласно данным переписи населения 2002 года), среди которых 20,9% имели доходы ниже черты бедности. Это пособие составляло 0,1% в общем объеме доходов всех домохозяйств и 4,1% - в доходах домохозяйств, получающих данное пособие. Следовательно, на макроэкономическом уровне его эффекты воздействия на уровень жизни практически не заметны. Они существенно увеличиваются при рассмотрении адресной группы получателей, но продолжают оставаться в числе незначимых источников доходов. В 2006 году размер пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет составлял 700 рублей для работающих женщин, подлежащих социальному страхованию и находящихся в отпуске по уходу за ребенком.

В соответствии с новым законом с 1 января 2007 года пособие выплачивается всем женщинам, следовательно, произойдет практически двукратное увеличение числа домохозяйств, в составе которых есть получатели пособий, по нашим оценкам, до 1,3 млн. (2,5% всех домашних хозяйств). Помимо этого, минимальный размер пособия с 1 января 2007 года доведен до 1500 рублей в месяц на первого ребенка и до 3000 рублей - на второго ребенка в семье, а для работающих женщин - до 40% заработной платы (но в пределах 6000 рублей). Затраты на выплату пособия в 2007 году составят от 43,95 до 45,3 млрд. рублей, в зависимости от базового сценария роста заработной платы получателей пособий. Доля данного пособия в денежных доходах всего населения составит 0,3%, т.е. его влияние на доходы населения в целом на макроэкономическом уровне по-прежнему не заметно. Однако в доходах домохозяйств-получателей его удельный вес увеличивается с 4% до 11% от общего объема.

Влияют ли данные пособия на репродуктивное поведение? В литературе высказывается мнение, что они начинают приниматься во внимание семьями только тогда, когда составляют не менее 10% от совокупного дохода семей-получателей и прирост их на 10% от семейного дохода способен повлиять на реальное репродуктивное поведение, и, что не менее важно, в данном случае речь идет о пособиях предоставляемых на долговременный период. Следовательно, повышенный размер пособия российского пособия только вывел его на тот уровень, когда семья начинает его рассматривать как некоторый значимый ресурс и понимать, что государство проводит некоторую внятную политику поддержки, но прирост его не таков, чтобы оказывать статистически значимое воздействие на рождаемость.

Правда, у бедных семей с детьми данное пособие уже составляет 25% доходов, и за счет повышения размера пособия риск бедности целевой группы (дети до полутора лет) сократится почти на четверть. Логично предположить, что бедные семьи и близкие к ним доходные группы в большей степени откликнуться на позитивные эффекты новой политики. Хотя пока не известно, на что реагировали в большей степени семьи в европейских странах: на повышенный размер пособия или на то, что система социальных трансфертов, включающая и данное пособие, обеспечивала гарантированный доход на уровне национальной линии бедности. В России пока такой системы социальных выплат нет, поэтому ожидаемые эффекты, видимо, будут слабее. Ранее уже отмечалось, что уровень бедности возрастных групп детей старше полутора лет также существенно превышает среднероссийские оценки, поэтому обозначенная целевая поддержка только детей в возрасте до полутора лет не решает проблемы повышения уровня жизни семей с детьми. Распространение выплаты данного пособия на детей в возрасте до 3 лет потребовало бы двукратного увеличения бюджета программы, а в случае включения в программу всех детей в возрасте до 7 лет ее бюджет должен превысить уровень 2006 года в 26,1 раза. Но даже такой рост стоимости программы поднимет ее вклад в общий объем доходов населения только до уровня 1,5%.

Подчеркнем, что ограничение максимального значения пособия по уходу за ребенком до полутора лет на уровне 6000 рублей для застрахованных получателей практически делает не работающим правило "40% от заработной платы" для всех, кто будет получать заработную плату выше средней, которая в марте 2007 года составила 12580 рублей. Если говорить о стимулировании рождения второго ребенка, то данная мера, скорее, может стать барьером для женщин, обладающих высокой квалификацией и образованием.

Результаты исследования (имитационного моделирования) с целью обоснования системы государственной поддержки семьи в период рождения детей, способной компенсировать падение доходов в связи с уходом женщины с рынка труда и появлением нового члена домохозяйства хотя бы на уровне минимальных потребительских стандартов, не позволяют обнаружить позитивные эффекты, которые могли бы конкурировать с материальными проблемами, возникающими в семье в случае появления ребенка. Пособие по уходу за ребенком до полутора лет в своем минимальном варианте компенсирует только половину прожиточного минимума ребенка. Следовательно, оставшийся единственным работник в полной семье с 2 детьми должен получать не менее 9500 рублей, что соответствует медианной заработной плате в феврале 2007 года, чтобы, в сочетании с социальными трансфертами, обеспечить потребление хотя бы на уровне прожиточного минимума. Половина работников не имеет такой возможности, и проблема состоит не столько в том, что недостаточным является размер рассматриваемого пособия, сколько в отсутствии системы социальных трансфертов, гарантирующей некоторый приемлемый в обществе уровень жизни (например, в соответствии со стоимостью минимальной потребительской корзины) в период, когда семья попадает в сложные, с материальной точки зрения, периоды жизненного цикла.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.