|  | Модель потребления алкоголя в России Н.В. Горячева1 (Опубликовано в социологическом журнале №4 2003)
 Существует миф о так называемом специфическом российском 
              пьянстве, неотъемлемой черте русской нации; Россию иногда рассматривают 
              как самую пьющую страну в мире. В 1990-е годы резкое увеличение 
              доступности спиртных напитков на фоне снижения формального контроля 
              над их изготовлением, продажей и потреблением привело к росту негативных 
              последствий алкоголизации. Ежегодное потребление спиртного в современной 
              России оценивается на уровне 10 литров абсолютного (100%) алкоголя 
              на человека в год, а по самым высоким оценкам достигает 14-16 литров2. 
              Большое значение имеют не столько сам уровень потребления, сколько 
              паттерны (модели) алкоголизации. Например, во Франции, Португалии, 
              Испании на человека приходится более 15 литров в год, однако правительства 
              этих стран не видят в этом серьезной угрозы для здоровья нации и 
              экономики государства3. В советское время тема потребления алкоголя была закрыта 
              для исследований; в постперестроечный период предпринимались лишь 
              редкие разрозненные попытки обращения к ней. Поэтому несомненный 
              научный интерес представляют материалы Санкт-Петербургского исследования4, 
              проведенного по адаптированной методике финских популяционных опросов5. 
             Формирование российской модели алкоголизации. 
              Потребление алкоголя в России насчитывает тысячелетнюю историю. 
              Славяне, а еще ранее скифы использовали для получения спиртных напитков 
              березовый сок, который позднее был вытеснен питейным медом и пивом. 
              В XV веке был изобретен принципиально новый напиток, получавшийся 
              не на основе брожения, а с помощью дистилляции (перегонки), - хлебное 
              вино, впоследствии названное водкой. Новый продукт в предельно короткие 
              сроки завоевал популярность: он был дешев и легко доступен, так 
              как в отличие от предшественников его производство было возможно 
              в течение всего года, а при транспортировке на большие расстояния 
              и при длительном хранении он не терял своих потребительских качеств. 
              Уже в 1478 году государство попыталось взять рынок нового напитка 
              под свой контроль, объявив его производство и продажу государственной 
              монополией6.  Массовое распространение хлебного вина (водки) имело 
              далеко идущие последствия: произошло коренное изменение модели алкоголизации 
              - от эпизодического, часто ритуального потребления слабоалкогольных 
              напитков к потреблению крепкого алкоголя, которое зачастую сопровождалось 
              тяжелой интоксикацией и агрессивным поведением. Б. Сигал считает, 
              что данный паттерн, сформировавшийся во времена освобождения Руси 
              от татаро-монгольского ига, без существенных изменений сохранился 
              до конца ХХ века7. С преобладанием крепких 
              спиртных напитков алкоголизация населения стала угрожать экономическому 
              развитию страны и сохранению здоровья нации. В отдельные, как правило, 
              "смутные" исторические эпохи потребление спиртных напитков 
              принимало характер эпидемии. Например, во второй половине 1640-х 
              годов летописи зафиксировали срыв посевных в течение нескольких 
              лет по причине пасхального пьянства8.  В научной литературе принято выделять два главных паттерна 
              потребления алкоголя. Для первого характерно частое употребление 
              спиртного, преимущественно вина, в небольших дозах. Процесс алкоголизации 
              интегрирован в повседневную жизнь, не создает больших социальных 
              проблем и не вызывает резкого осуждения со стороны общества. Этого 
              паттерна придерживаются в основном жители южных винопроизводящих 
              стран (Франция, Испания, Португалия, Греция и др.). Второму паттерну 
              свойственно более редкое потребление спиртного, в основном крепкого, 
              обычно сопровождаемое тяжелой интоксикацией и агрессивным поведением, 
              что вызывает негативную реакцию общества и заставляет жестко контролировать 
              процесс алкоголизации населения. К странам с северным паттерном 
              потребления относят Финляндию, Швецию, Норвегию, прибалтийские государства, 
              Польшу, частично Германию, Россию, Украину и Белоруссию.  В течение ХХ века многим государствам Северной Европы, 
              прежде всего Дании, Англии, а затем и Скандинавским странам, благодаря 
              целенаправленным усилиям со стороны государства и общества, удалось 
              перейти от преимущественного потребления крепких спиртных напитков 
              к более безопасному потреблению пива и несколько снизить напряженность 
              алкогольной ситуации. В целом же результаты последних кросскультурных 
              исследований свидетельствуют о нарастающей тенденции к сглаживанию 
              национальных особенностей потребления спиртного в условиях глобального 
              общества: в южных регионах пьют все меньше вина, в северных - крепких 
              спиртных напитков; при этом объем продаж пива неуклонно возрастает9. 
             Методика и процедура исследования. Популяционное 
              исследование проведено в октябре декабре 1999 года в Санкт-Петербурге 
              по стратифицированной серийной выборке с объемом серий не меньше 
              объема малой выборки, то есть 30 единиц10. Использовались электоральные 
              списки и выборка бюджетных организаций Петербургкомстата. Конечный 
              объем выборки составил 1980 единиц. Исследование охватило шесть 
              районов Санкт-Петербурга, что позволило представить центральную 
              и периферийную (спальную) зоны города. Опрос проводился по месту 
              жительства респондентов, анкеты заполнялись в присутствии интервьюера. 
             Уровень потребления. Расчет среднего уровня потребления 
              алкоголя основывался на измерении его средней частоты и средней 
              дозы в течение 12 месяцев, предшествовавших исследованию. Такой 
              алгоритм расчета носит название QF-измерения (quantity-frequency 
              measure).  Таблица 1. Потребление спиртных напитков, % от всех 
              случаев  
               
                | Пол | Возраст | Типы спиртных напитков |   
                | Пиво, Вино, крепкий алкоголь | Вино, крепкий алкоголь | Пиво, крепкий алкоголь | Крепкий алкоголь | Пиво, вино | Вино | Пиво |   
                | Муж. | 15–19 | 4 | 4 | 15 | 17 | 7 | 11 | 43 |   
                | 20–29 | 3 | 3 | 15 | 18 | 3 | 17 | 41 |   
                | 30–49 | 1 | 7 | 13 | 39 | 3 | 10 | 27 |   
                | 50–69 | 2 | 6 | 8 | 58 | - | 11 | 15 |   
                | Всего: | 2 | 6 | 12 | 38 | 3 | 11 | 28 |   
                | Жен. | 15–19 | 2 | 4 | 8 | 13 | 6 | 43 | 25 |   
                | 20–29 | 2 | 7 | 3 | 15 | 3 | 49 | 20 |   
                | 30–49 | - | 8 | 3 | 26 | 3 | 47 | 13 |   
                | 50–69 | - | 6 | 2 | 37 | 2 | 48 | 6 |   
                | Всего: | 2 | 7 | 3 | 24 | 3 | 47 | 14 |  Среднегодовой уровень потребления спиртного по результатам 
              петербургского исследования равен 4 л абсолютного алкоголя, что 
              составляет около 42% от официально зарегистрированного общероссийского 
              уровня (9,6 л в 1999 году), причем мужчины выпивают почти в 4 раза 
              больше спиртных напитков, чем женщины. Различия в оценке потребления 
              вызваны наличием нелегальной продукции, возможным занижением респондентами 
              истинного объема потребления, недопредставленностью в выборке тяжелопьющего 
              населения. Лица, не употреблявшие спиртные напитки в течение последних 
              12 месяцев, отнесены к абстинентам. Доля трезвенников в Петербурге 
              составляет 10%. Количество абстинентов с возрастом увеличивается, 
              а среди женщин трезвенников традиционно больше, чем среди мужчин. 
              Как правило, первое употребление алкогольного напитка приходится 
              на 14-16 лет (38%); до 14 лет попробовали алкоголь 23% респондентов, 
              до 7 лет - менее 3%. В Петербурге мужчины пьют чаще, чем женщины 
              (таблица 1). По данным исследования, в среднем мужчины потребляют 
              алкогольные напитки примерно 121 день в году, женщины - 43 дня. 
              Около 70% мужчин и 33% женщин, потреблявших алкоголь в течение года, 
              пьют спиртное 1 раз в неделю и чаще; 27% мужчин и 5% женщин - практически 
              ежедневно (4-5 раз в неделю и чаще) (таблица 2).  Таблица 2. Частота потребления спиртных напитков, % 
              от числа потреблявших алкоголь в течение последнего года 
               
                | Пол | Возраст | Частота потребления* |   
                | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |   
                | Муж. | 15–19 | 19 | 23 | 26 | 13 | 6 | 11 | 1 | 1 | - |   
                | 20–29 | 22 | 37 | 10 | 12 | 7 | 11 | 1 | - | - |   
                | 30–49 | 30 | 25 | 18 | 9 | 8 | 8 | 2 | - | - |   
                | 50–69 | 32 | 20 | 11 | 9 | 6 | 18 | 4 | - | - |   
                | Всего: | 27 | 26 | 16 | 10 | 7 | 12 | 2 | - | - |   
                | Жен. | 15–19 | 3 | 12 | 15 | 22 | 11 | 27 | 10 | - | - |   
                | 20–29 | 6 | 13 | 23 | 16 | 17 | 20 | 4 | - | - |   
                | 30–49 | 6 | 13 | 21 | 18 | 16 | 23 | 3 | - | - |   
                | 50–69 | 4 | 7 | 9 | 12 | 16 | 40 | 11 | - | - |   
                | Всего: | 5 | 11 | 17 | 17 | 16 | 28 | 6 | - | - |   
              *1 - 4-5 раз в неделю и чаще; 2 - 2 раза в неделю; 3 - 1 раз 
                в неделю; 4 - 2 раза в месяц; 5 - 1 раз в месяц; 6 - несколько 
                раз в год; 7 - 1 раз в год; 8 - реже, чем 1 раз в год; 9 - никогда. 
               Типы предпочитаемых напитков. Одной из 
              важных характеристик паттерна потребления является тип алкогольного 
              напитка, предпочитаемого населением страны. В России самым популярным 
              напитком по-прежнему остается водка. Согласно официальным статистическим 
              данным за 1999 год 76% от общего объема проданных спиртных напитков 
              составил крепкий алкоголь, 15% - пиво и 9% вино11. Однако в нашем 
              исследовании в Петербурге потребление водки равнялось 52% от всего 
              объема алкоголя, пива - 30%, вина - 18%. Полученные данные подтверждают 
              распространенное мнение об изменении российского паттерна за счет 
              роста популярности пива, особенно среди молодежи (таблицы 2, 3). 
              Мужчины чаще всего употребляют крепкие напитки и пиво, женщины отдают 
              предпочтение вину, затем крепкому алкоголю и пиву. И у женщин, и 
              у мужчин потребление пива выше в молодых группах. Таблица 3. Уровень потребления спиртных напитков 
               
                | Пиво |   
                | Частота употребления | Разовая доза употребления |   
                | Дней в году* | % от потребляющих | Разовая доза, мл (абс. алк.) | % от потребляющих |   
                | 365 | 4,5 | менее 15 | 22,9 |   
                | 234 | 10,5 | 15 | 37,9 |   
                | 104 | 21,3 | 22,5 | 7,7 |   
                | 52 | 21,5 | 30 | 20,3 |   
                | 25 | 11,8 | 45 | 8,1 |   
                | 12,5 | 13,1 | 67,5 | 2,4 |   
                | 6 | 5,6 | 75 | 0,6 |   
                | 3,5 | 6,8 | 150 и более | 0,1 |   
                | 1,5 | 4,9 |   |   |   
                | 1,5 | 4,9 |   |   |   
                | 0,5 | - |   |   |   
                | 0 | - |   |   |   
                | Всего: | 100 (53,6)** |   | 100 (53,6) |   
                | Мо*** | 52 | Мо | 15 |   
                | Вино |   
                | Частота употребления  | Разовая доза употребления |   
                | Дней в году | % от потребляющих | Разовая доза, мл (абс. алк.) | % от потребляющих |   
                | 365 | 0,9 | менее 16 | 27,1 |   
                | 234 | 1 | 28 | 44 |   
                | 104 | 4,2 | 56 | 20,1 |   
                | 52 | 8,6 | 80 | 5,3 |   
                | 25 | 16,2 | 96 | 1,2 |   
                | 12,5 | 21 | 112 | 1,7 |   
                | 6 | 14,6 | 168 | 0,5 |   
                | 3,5 | 23,5 | 224 и более | 0,1 |   
                | 1,5 | 10 |   |   |   
                | 0,5 | - |   |   |   
                | - | - |   |   |   
                | Всего: | 100 (64,3) |   | 100 (64,4) |   
                | Мо | 6 | Мо | 44 |   
                | Крепкие напитки |   
                | Частота употребления | Разовая доза употребления |   
                | Дней в году | % от потребляющих | Разовая доза, мл (абс. алк.) | % от потребляющих |   
                | 365 | 2,1 | менее 16 | 20,3 |   
                | 234 | 4,8 | 30 | 22,2 |   
                | 104 | 9,3 | 40 | 21 |   
                | 52 | 13,4 | 60 | 12,7 |   
                | 25 | 13,6 | 90 | 15,1 |   
                | 12,5 | 17,2 | 160 | 5 |   
                | 6 | 11,8 | 200 | 2,7 |   
                | 3,5 | 16,9 | 200 и более | 1 |   
                | 1,5 | 10,9 |   |   |   
                | 0,5 | - |   |   |   
                | - | - |   |   |   
                | Всего: | 100 (63,8) |   | 100 (63,8) |   
                | Мо | 12,5 | Мо | 30 |  
              * Частота употребления спиртных напитков оценивалась с помощью 
                вопроса с порядковой шкалой (употребляю ежедневно, 4-5 раз в неделю… 
                1 раз в месяц… 1 раз в год и т. д.), категории которой затем были 
                пересчитаны по определенной схеме (ежедневно - 365 дней, 1 раз 
                в месяц - 12,5 дней, 1 раз в год - 1,5 дней и т. п.). ** В скобках - доля от числа ответивших.
 *** Мо (мода) - наиболее часто встречаемое число/ответ.
 В ходе интервью респондентам задавались вопросы о последних 
              случаях употребления алкоголя (не менее 3-х случаев). При детальном 
              изучении данных можно увидеть следующую настораживающую тенденцию: 
              пиво не вытесняет крепкие напитки, а соседствует с ними. Данный 
              феномен отмечается и в Финляндии - стране, где на государственном 
              уровне была предпринята попытка вытеснения паттерна потребления 
              крепких спиртных напитков паттерном потребления пива.  Ситуации потребления спиртных напитков. Большинство 
              случаев потребления спиртных напитков в Петербурге приходится на 
              пятницу (15%), субботу (22%) и воскресенье (23%), между остальными 
              днями недели количество случаев распределяется равномерно и составляет 
              около 10% в день. Петербуржцы отдают предпочтение приватным местам 
              для приема алкоголя: в половине случаев они выпивают дома, в 23% 
              - у друзей или знакомых, в 10% - на рабочем месте. Достаточно редко 
              респонденты посещают кафе, рестораны и другие общественные места 
              (6%); 7% выпивают на улице.  Опрос проводился в октябре-декабре; вероятно, в летнее 
              время удельный вес тех, кто пил спиртные напитки на улице, был бы 
              более высоким. Наиболее распространенное время для приема алкоголя 
              - вторая половина дня: в 2/3 случаев - с 15 до 20 часов и в 18% 
              - после 20 часов. В половине случаев процесс потребления алкоголя 
              занимает от 1 до 3 часов, в трети случаев - 0,5 часа и менее и лишь 
              в 16% - более 3 часов. 93% петербуржцев не разбавляют спиртные напитки 
              водой, как это делается, например, в странах Южной Европы. Обычно 
              прием спиртных напитков происходит в компании от 3 до 10 человек 
              (около 60% случаев), в 20% случаев - вдвоем, в 14% - в одиночку. 
              В половине ситуаций распитие алкоголя происходило в семейном кругу 
              совместно с супругами, родственниками.  Итак, традиционный для России паттерн потребления крепких 
              спиртных напитков сохраняет доминирующее положение. Главным изменением 
              в течение последнего десятилетия является увеличение потребления 
              пива, которое не столько замещает, сколько дополняет потребление 
              крепкого алкоголя. Сохраняются гендерные различия по количеству, 
              частоте приема, типам предпочитаемых напитков. 
 1 - Горячева Надежда Владимировна - аспирант сектора 
              девиантологии и социального контроля Социологического института 
              РАН (Санкт-Петербург)2 - Немцов А.В. Потребление алкоголя и смертность 
              в России // Население и общество. 1996. N 10
 3 - Alcohol in postwar Europe: Consumption, drinking 
              patterns, consequences and policy responses in 15 European countries. 
              ECAS I / Ed. by T. Norstrom. Stockholm: National Institute of Public 
              Health, European Commission, 2001; Alcohol in postwar Europe: A 
              discussion of indicators on alcohol consumption and alcohol-related 
              harm. ECAS II / Ed. by H. Leifman, E. Osterberg, M. Ramstedt. Stockholm: 
              National Institute of Public Health, European Commission, 2002.
 4 - Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М. и др. Девиантность 
              подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. СПб.: 
              Медицинская пресса, 2001
 5 - Mustonen H., Merso L., Paakanen P., et al. Finnish 
              drinking habits in 1968, 1976, 1984, 1992, and 1996. Tables and 
              publications based on Finnish drinking habit surveys. Helsinki: 
              Stakes, 1999
 6 - Гурвич И. Исторические тенденции в алкоголизации 
              населения России: по материалам государственной статистики XIX-XX 
              вв. // Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая 
              реальность / Под. ред. Я. Гилинского. СПб.: Медицинская пресса, 
              2001
 7 - Segal B.M. Drinking patterns and alcoholism 
              in Soviet and American societies: a multidisciplinary comparison 
              // Psychiatry and psychology in the USSR / Ed. by S.A. Corson, E. 
              Corson, O`Leary. London: Plenum Press, 1976
 8 - Похлебкин В.В. Чай и водка в истории России. 
              Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1995
 9 - Alcohol in postwar Europe: Consumption, drinking 
              patterns, consequences and policy responses in 15 European countries. 
              ECAS I / Ed. by T. Norstrom. Stockholm: National Institute of Public 
              Health, European Commission, 2001; Alcohol in postwar Europe: A 
              discussion of indicators on alcohol consumption and alcohol-related 
              harm. ECAS II / Ed. by H. Leifman, E. Osterberg, M. Ramstedt. Stockholm: 
              National Institute of Public Health, European Commission, 2002
 10 - Математико-статистическая обработка выполнена 
              студенткой факультета психологии СПбГУ Д. Федоровой
 11 - Российский статистический ежегодник: 2000. 
              М.: Госкомстат, 2001
  
              
             |