Rambler's Top100

№ 171 - 172
27 сентября - 10 октября 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Мир захлестнула волна сердечно-сосудистых заболеваний

Модель потребления алкоголя в России

Травматизм на дорогах Европейского региона: основные показатели и тенденции

Состояние аварийности на автомототранспорте в Российской Федерации за 2003 год

Взаимосвязи между экономикой и демографией

Тайны советской демографии

Итоги переписи населения Таджикистана 2000 года

Модель потребления алкоголя в России

Н.В. Горячева1
(Опубликовано в социологическом журнале №4 2003)

Существует миф о так называемом специфическом российском пьянстве, неотъемлемой черте русской нации; Россию иногда рассматривают как самую пьющую страну в мире. В 1990-е годы резкое увеличение доступности спиртных напитков на фоне снижения формального контроля над их изготовлением, продажей и потреблением привело к росту негативных последствий алкоголизации. Ежегодное потребление спиртного в современной России оценивается на уровне 10 литров абсолютного (100%) алкоголя на человека в год, а по самым высоким оценкам достигает 14-16 литров2. Большое значение имеют не столько сам уровень потребления, сколько паттерны (модели) алкоголизации. Например, во Франции, Португалии, Испании на человека приходится более 15 литров в год, однако правительства этих стран не видят в этом серьезной угрозы для здоровья нации и экономики государства3.

В советское время тема потребления алкоголя была закрыта для исследований; в постперестроечный период предпринимались лишь редкие разрозненные попытки обращения к ней. Поэтому несомненный научный интерес представляют материалы Санкт-Петербургского исследования4, проведенного по адаптированной методике финских популяционных опросов5.

Формирование российской модели алкоголизации. Потребление алкоголя в России насчитывает тысячелетнюю историю. Славяне, а еще ранее скифы использовали для получения спиртных напитков березовый сок, который позднее был вытеснен питейным медом и пивом. В XV веке был изобретен принципиально новый напиток, получавшийся не на основе брожения, а с помощью дистилляции (перегонки), - хлебное вино, впоследствии названное водкой. Новый продукт в предельно короткие сроки завоевал популярность: он был дешев и легко доступен, так как в отличие от предшественников его производство было возможно в течение всего года, а при транспортировке на большие расстояния и при длительном хранении он не терял своих потребительских качеств. Уже в 1478 году государство попыталось взять рынок нового напитка под свой контроль, объявив его производство и продажу государственной монополией6.

Массовое распространение хлебного вина (водки) имело далеко идущие последствия: произошло коренное изменение модели алкоголизации - от эпизодического, часто ритуального потребления слабоалкогольных напитков к потреблению крепкого алкоголя, которое зачастую сопровождалось тяжелой интоксикацией и агрессивным поведением. Б. Сигал считает, что данный паттерн, сформировавшийся во времена освобождения Руси от татаро-монгольского ига, без существенных изменений сохранился до конца ХХ века7. С преобладанием крепких спиртных напитков алкоголизация населения стала угрожать экономическому развитию страны и сохранению здоровья нации. В отдельные, как правило, "смутные" исторические эпохи потребление спиртных напитков принимало характер эпидемии. Например, во второй половине 1640-х годов летописи зафиксировали срыв посевных в течение нескольких лет по причине пасхального пьянства8.

В научной литературе принято выделять два главных паттерна потребления алкоголя. Для первого характерно частое употребление спиртного, преимущественно вина, в небольших дозах. Процесс алкоголизации интегрирован в повседневную жизнь, не создает больших социальных проблем и не вызывает резкого осуждения со стороны общества. Этого паттерна придерживаются в основном жители южных винопроизводящих стран (Франция, Испания, Португалия, Греция и др.). Второму паттерну свойственно более редкое потребление спиртного, в основном крепкого, обычно сопровождаемое тяжелой интоксикацией и агрессивным поведением, что вызывает негативную реакцию общества и заставляет жестко контролировать процесс алкоголизации населения. К странам с северным паттерном потребления относят Финляндию, Швецию, Норвегию, прибалтийские государства, Польшу, частично Германию, Россию, Украину и Белоруссию.

В течение ХХ века многим государствам Северной Европы, прежде всего Дании, Англии, а затем и Скандинавским странам, благодаря целенаправленным усилиям со стороны государства и общества, удалось перейти от преимущественного потребления крепких спиртных напитков к более безопасному потреблению пива и несколько снизить напряженность алкогольной ситуации. В целом же результаты последних кросскультурных исследований свидетельствуют о нарастающей тенденции к сглаживанию национальных особенностей потребления спиртного в условиях глобального общества: в южных регионах пьют все меньше вина, в северных - крепких спиртных напитков; при этом объем продаж пива неуклонно возрастает9.

Методика и процедура исследования. Популяционное исследование проведено в октябре декабре 1999 года в Санкт-Петербурге по стратифицированной серийной выборке с объемом серий не меньше объема малой выборки, то есть 30 единиц10. Использовались электоральные списки и выборка бюджетных организаций Петербургкомстата. Конечный объем выборки составил 1980 единиц. Исследование охватило шесть районов Санкт-Петербурга, что позволило представить центральную и периферийную (спальную) зоны города. Опрос проводился по месту жительства респондентов, анкеты заполнялись в присутствии интервьюера.

Уровень потребления. Расчет среднего уровня потребления алкоголя основывался на измерении его средней частоты и средней дозы в течение 12 месяцев, предшествовавших исследованию. Такой алгоритм расчета носит название QF-измерения (quantity-frequency measure).

Таблица 1. Потребление спиртных напитков, % от всех случаев

Пол

Возраст

Типы спиртных напитков

Пиво, Вино, крепкий алкоголь

Вино, крепкий алкоголь

Пиво, крепкий алкоголь

Крепкий алкоголь

Пиво, вино

Вино

Пиво

Муж.

15–19

4

4

15

17

7

11

43

20–29

3

3

15

18

3

17

41

30–49

1

7

13

39

3

10

27

50–69

2

6

8

58

-

11

15

Всего:

2

6

12

38

3

11

28

Жен.

15–19

2

4

8

13

6

43

25

20–29

2

7

3

15

3

49

20

30–49

-

8

3

26

3

47

13

50–69

-

6

2

37

2

48

6

Всего:

2

7

3

24

3

47

14

Среднегодовой уровень потребления спиртного по результатам петербургского исследования равен 4 л абсолютного алкоголя, что составляет около 42% от официально зарегистрированного общероссийского уровня (9,6 л в 1999 году), причем мужчины выпивают почти в 4 раза больше спиртных напитков, чем женщины. Различия в оценке потребления вызваны наличием нелегальной продукции, возможным занижением респондентами истинного объема потребления, недопредставленностью в выборке тяжелопьющего населения. Лица, не употреблявшие спиртные напитки в течение последних 12 месяцев, отнесены к абстинентам. Доля трезвенников в Петербурге составляет 10%. Количество абстинентов с возрастом увеличивается, а среди женщин трезвенников традиционно больше, чем среди мужчин. Как правило, первое употребление алкогольного напитка приходится на 14-16 лет (38%); до 14 лет попробовали алкоголь 23% респондентов, до 7 лет - менее 3%. В Петербурге мужчины пьют чаще, чем женщины (таблица 1). По данным исследования, в среднем мужчины потребляют алкогольные напитки примерно 121 день в году, женщины - 43 дня. Около 70% мужчин и 33% женщин, потреблявших алкоголь в течение года, пьют спиртное 1 раз в неделю и чаще; 27% мужчин и 5% женщин - практически ежедневно (4-5 раз в неделю и чаще) (таблица 2).

Таблица 2. Частота потребления спиртных напитков, % от числа потреблявших алкоголь в течение последнего года

Пол

Возраст

Частота потребления*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Муж.

15–19

19

23

26

13

6

11

1

1

-

20–29

22

37

10

12

7

11

1

-

-

30–49

30

25

18

9

8

8

2

-

-

50–69

32

20

11

9

6

18

4

-

-

Всего:

27

26

16

10

7

12

2

-

-

Жен.

15–19

3

12

15

22

11

27

10

-

-

20–29

6

13

23

16

17

20

4

-

-

30–49

6

13

21

18

16

23

3

-

-

50–69

4

7

9

12

16

40

11

-

-

Всего:

5

11

17

17

16

28

6

-

-

*1 - 4-5 раз в неделю и чаще; 2 - 2 раза в неделю; 3 - 1 раз в неделю; 4 - 2 раза в месяц; 5 - 1 раз в месяц; 6 - несколько раз в год; 7 - 1 раз в год; 8 - реже, чем 1 раз в год; 9 - никогда.

Типы предпочитаемых напитков. Одной из важных характеристик паттерна потребления является тип алкогольного напитка, предпочитаемого населением страны. В России самым популярным напитком по-прежнему остается водка. Согласно официальным статистическим данным за 1999 год 76% от общего объема проданных спиртных напитков составил крепкий алкоголь, 15% - пиво и 9% вино11. Однако в нашем исследовании в Петербурге потребление водки равнялось 52% от всего объема алкоголя, пива - 30%, вина - 18%. Полученные данные подтверждают распространенное мнение об изменении российского паттерна за счет роста популярности пива, особенно среди молодежи (таблицы 2, 3). Мужчины чаще всего употребляют крепкие напитки и пиво, женщины отдают предпочтение вину, затем крепкому алкоголю и пиву. И у женщин, и у мужчин потребление пива выше в молодых группах.

Таблица 3. Уровень потребления спиртных напитков

Пиво

Частота употребления

Разовая доза употребления

Дней в году*

% от потребляющих

Разовая доза, мл (абс. алк.)

% от потребляющих

365

4,5

менее 15

22,9

234

10,5

15

37,9

104

21,3

22,5

7,7

52

21,5

30

20,3

25

11,8

45

8,1

12,5

13,1

67,5

2,4

6

5,6

75

0,6

3,5

6,8

150 и более

0,1

1,5

4,9

 

 

1,5

4,9

 

 

0,5

-

 

 

0

-

 

 

Всего:

100 (53,6)**

 

100 (53,6)

Мо***

52

Мо

15

Вино

Частота употребления

Разовая доза употребления

Дней в году

% от потребляющих

Разовая доза, мл (абс. алк.)

% от потребляющих

365

0,9

менее 16

27,1

234

1

28

44

104

4,2

56

20,1

52

8,6

80

5,3

25

16,2

96

1,2

12,5

21

112

1,7

6

14,6

168

0,5

3,5

23,5

224 и более

0,1

1,5

10

 

 

0,5

-

 

 

-

-

 

 

Всего:

100 (64,3)

 

100 (64,4)

Мо

6

Мо

44

Крепкие напитки

Частота употребления

Разовая доза употребления

Дней в году

% от потребляющих

Разовая доза, мл (абс. алк.)

% от потребляющих

365

2,1

менее 16

20,3

234

4,8

30

22,2

104

9,3

40

21

52

13,4

60

12,7

25

13,6

90

15,1

12,5

17,2

160

5

6

11,8

200

2,7

3,5

16,9

200 и более

1

1,5

10,9

 

 

0,5

-

 

 

-

-

 

 

Всего:

100 (63,8)

 

100 (63,8)

Мо

12,5

Мо

30

* Частота употребления спиртных напитков оценивалась с помощью вопроса с порядковой шкалой (употребляю ежедневно, 4-5 раз в неделю… 1 раз в месяц… 1 раз в год и т. д.), категории которой затем были пересчитаны по определенной схеме (ежедневно - 365 дней, 1 раз в месяц - 12,5 дней, 1 раз в год - 1,5 дней и т. п.).
** В скобках - доля от числа ответивших.
*** Мо (мода) - наиболее часто встречаемое число/ответ.

В ходе интервью респондентам задавались вопросы о последних случаях употребления алкоголя (не менее 3-х случаев). При детальном изучении данных можно увидеть следующую настораживающую тенденцию: пиво не вытесняет крепкие напитки, а соседствует с ними. Данный феномен отмечается и в Финляндии - стране, где на государственном уровне была предпринята попытка вытеснения паттерна потребления крепких спиртных напитков паттерном потребления пива.

Ситуации потребления спиртных напитков. Большинство случаев потребления спиртных напитков в Петербурге приходится на пятницу (15%), субботу (22%) и воскресенье (23%), между остальными днями недели количество случаев распределяется равномерно и составляет около 10% в день. Петербуржцы отдают предпочтение приватным местам для приема алкоголя: в половине случаев они выпивают дома, в 23% - у друзей или знакомых, в 10% - на рабочем месте. Достаточно редко респонденты посещают кафе, рестораны и другие общественные места (6%); 7% выпивают на улице.

Опрос проводился в октябре-декабре; вероятно, в летнее время удельный вес тех, кто пил спиртные напитки на улице, был бы более высоким. Наиболее распространенное время для приема алкоголя - вторая половина дня: в 2/3 случаев - с 15 до 20 часов и в 18% - после 20 часов. В половине случаев процесс потребления алкоголя занимает от 1 до 3 часов, в трети случаев - 0,5 часа и менее и лишь в 16% - более 3 часов. 93% петербуржцев не разбавляют спиртные напитки водой, как это делается, например, в странах Южной Европы. Обычно прием спиртных напитков происходит в компании от 3 до 10 человек (около 60% случаев), в 20% случаев - вдвоем, в 14% - в одиночку. В половине ситуаций распитие алкоголя происходило в семейном кругу совместно с супругами, родственниками.

Итак, традиционный для России паттерн потребления крепких спиртных напитков сохраняет доминирующее положение. Главным изменением в течение последнего десятилетия является увеличение потребления пива, которое не столько замещает, сколько дополняет потребление крепкого алкоголя. Сохраняются гендерные различия по количеству, частоте приема, типам предпочитаемых напитков.


1 - Горячева Надежда Владимировна - аспирант сектора девиантологии и социального контроля Социологического института РАН (Санкт-Петербург)
2 - Немцов А.В. Потребление алкоголя и смертность в России // Население и общество. 1996. N 10
3 - Alcohol in postwar Europe: Consumption, drinking patterns, consequences and policy responses in 15 European countries. ECAS I / Ed. by T. Norstrom. Stockholm: National Institute of Public Health, European Commission, 2001; Alcohol in postwar Europe: A discussion of indicators on alcohol consumption and alcohol-related harm. ECAS II / Ed. by H. Leifman, E. Osterberg, M. Ramstedt. Stockholm: National Institute of Public Health, European Commission, 2002.
4 - Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М. и др. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. СПб.: Медицинская пресса, 2001
5 - Mustonen H., Merso L., Paakanen P., et al. Finnish drinking habits in 1968, 1976, 1984, 1992, and 1996. Tables and publications based on Finnish drinking habit surveys. Helsinki: Stakes, 1999
6 - Гурвич И. Исторические тенденции в алкоголизации населения России: по материалам государственной статистики XIX-XX вв. // Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность / Под. ред. Я. Гилинского. СПб.: Медицинская пресса, 2001
7 - Segal B.M. Drinking patterns and alcoholism in Soviet and American societies: a multidisciplinary comparison // Psychiatry and psychology in the USSR / Ed. by S.A. Corson, E. Corson, O`Leary. London: Plenum Press, 1976
8 - Похлебкин В.В. Чай и водка в истории России. Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1995
9 - Alcohol in postwar Europe: Consumption, drinking patterns, consequences and policy responses in 15 European countries. ECAS I / Ed. by T. Norstrom. Stockholm: National Institute of Public Health, European Commission, 2001; Alcohol in postwar Europe: A discussion of indicators on alcohol consumption and alcohol-related harm. ECAS II / Ed. by H. Leifman, E. Osterberg, M. Ramstedt. Stockholm: National Institute of Public Health, European Commission, 2002
10 - Математико-статистическая обработка выполнена студенткой факультета психологии СПбГУ Д. Федоровой
11 - Российский статистический ежегодник: 2000. М.: Госкомстат, 2001

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)