Rambler's Top100

№ 167 - 168
30 августа - 12 сентября 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Европейский демографический барометр  

Молодые люди в Европейском Союзе более образованы, чем представители старших поколений

Почти каждый пятый житель ЕС не получает полного среднего образования

Чем выше уровень образования, тем ниже риск безработицы

Чем больше знают, тем больше учатся

Государственные расходы на образование в ЕС составляют 5% от ВВП

Молодые люди в Европейском Союзе более образованы, чем представители старших поколений

За последние 30 лет уровень образования населения Европейского Союза, особенно женщин, значительно повысился. Наукоемкая экономика требует все более высокого уровня образования, растет охват молодежи различными формами обучения, причем среди женщин доля высокообразованных растет быстрее, чем среди мужчин - эти сюжеты уже рассматривались в одном из предыдущих выпусков Европейского барометра. В данном выпуске речь пойдет о более общих тенденциях в сфере образования европейских стран.

Если сравнить поколения европейцев, завершающих в настоящее время свое образование и покидающих сферу образования, с более ранними поколениями, можно отследить основные долгосрочные тенденции изменения уровня образования населения.

Так, в 2001 году 75% населения Европейского Союза (ЕС-15) в возрасте 25-29 лет имели уровень образования не ниже среднего (уровни образования 3-6 по Международной стандартной классификации образования1) в то время, как среди людей 50-64 лет таких было лишь 52%. Среди населения 30-49 лет эта доля составляла 68%.

В целом, уровень образования по этому показателю выше в северных странах-членах Европейского Союза: от 80 до 91% населения 25-29 лет скандинавских стран, Австрии, Германии и Франции имеют среднее общее образование. В Ирландии, Испании, Италии, Люксембурге и особенно Португалии эта доля гораздо ниже и не достигает 70% (в Португалии она не достигает и 40%). Но именно в этих странах, за исключением Люксембурга, в последние три десятилетия наблюдался особенно быстрый рост уровня образования населения, и доля завершивших обучение, по крайней мере, по программе не ниже среднего образования более чем вдвое превосходит аналогичную долю в старших поколениях. В Греции удельный вес людей с подобным уровнем квалификации в младших поколениях также вдвое выше, чем среди старших. В результате различия по уровню образования населения стран Европейского Союза постепенно сокращаются (рис. 1).

Уровень образования населения недавно присоединившихся к Европейскому Союзу стран по данному показателю очень высок, однако стоит отметить, что в странах Балтии уровень образования средних поколений - 30-49 лет - несколько превышает уровень образования более молодых граждан. В несколько меньшей степени это характерно и для Германии.

Рисунок 1. Доля людей с образованием не ниже общего среднего (уровни ISCED 3-6) среди представителей разных поколений, 2000, %

Доля лиц с высшим образованием (уровни образования 5-6) среди молодежи 25-29 достигла в среднем по Европейскому Союзу 25%, в том время как среди населения 50-64 лет она составляет 16%. Поколения средних возрастов - 30-49 лет - ближе по этому показателю к младшим поколениям - 22%.

Среди стран Европейского Союза первую позицию по долю лиц с высшим образованием среди молодежи 25-29 лет заняла Испания - почти 40% против 11% среди людей 50-64 лет (рис. 2). За ней следуют Бельгия, Финляндия, Литва, Франция, Швеция, Кипр, Великобритания и Эстония, в которых каждый третий человек в возрасте 25-29 лет имеет высшее образование, причем почти столь же высокий уровень образования характерен и для представителей средних поколений (кроме Франции и Бельгии). Для ряда стран - Литвы, Латвии, Дании, Германии, Австрии - отмечается превышение удельного веса людей с высшим образованием в более старших поколениях.

Рисунок 2. Доля людей с высшим образованием (уровни 5-6) среди представителей разных поколений, 2000, %

За последние 30 лет по всем странам Европейского Союза сократились различия по уровню образованию между мужчинами и женщинами, причем в младших поколениях женщины даже несколько превосходят по уровню образования мужчин.

В целом по Европейскому Союзу доля лиц, имеющих уровень образования не ниже среднего (уровни 3-6), среди женщин 25-29 лет составляет 77%, а среди мужчин того же возраста - 74%, в то время как среди населения 50-64 лет, соответственно, 46% и 58%. Уровень образования молодых мужчин по этому показателю заметно выше только в Австрии (88% против 80%) и Венгрии (82% против 79%). В старших же поколениях, напротив, более высокий уровень образования женщин зафиксирован лишь в Латвии (74% против 67%) и Швеции (69% против 65%), примерно равный - в Эстонии (около 72%) и Финляндии (около 56%), а в остальных странах наблюдается заметное превышение доли лиц с высшим образованием среди мужчин по сравнению с женщинами (рис. 3).

Рисунок 3. Доля мужчин и женщин с образованием ни ниже среднего (уровни 3-6) среди представителей разных поколений, 2000, %

Еще значительнее различия между мужчинами и женщинами по доле людей с высшим образованием, причем более высокий уровень образования женщин характерен и для старших поколений ряда стран - Литвы, Эстонии, Швеции и Португалии, несмотря на относительно низкий общий уровень образования (рис. 4).

Рисунок 4. Доля мужчин и женщин с высшим образованием (уровни 5-6) среди представителей разных поколений, 2000, %


1 - Для международных сопоставлений используется Международная стандартная классификация образования 1997 года (ISCED 1997- http://www.uis.unesco.org/TEMPLATE/pdf/isced/ISCED_R.pdf),
которая предусматривает выделение следующих уровней:

  • уровень 0 - доначальное (дошкольное) образование, начинается после достижения ребенком возраста 3 лет;
  • уровень 1 - начальное образование (первый этап базового образования), начинается с возраста 4-7 лет и продолжается, как правило, 5-6 лет; обязательно во всех странах;
  • уровень 2 - первый этап среднего образования (второй этап базового образования); завершение этого этапа обучения обычно совпадает с завершением программы обязательного образования;
  • уровень 3 - второй этап среднего образования; необходимым условием является завершение образовательных программ низшего уровня; начинается, как правило, с возраста 15-16 лет и продолжается от 2-х до 5-ти лет;
  • уровень 4 - послесреднее, невысшее образование (подготовка к обучению по программам уровня 5 или непосредственно к выходу на рынок);
  • уровень 5 - первый этап высшего образования (подготовка специалистов с академической или профессиональной ориентацией)
  • уровень 6 - второй этап высшего образования (подготовка специалистов высшей или "продвинутой" квалификации - Ph.D, doctorate).

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)