Rambler's Top100

№ 167 - 168
30 августа - 12 сентября 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Европейский демографический барометр  

Молодые люди в Европейском Союзе более образованы, чем представители старших поколений

Почти каждый пятый житель ЕС не получает полного среднего образования

Чем выше уровень образования, тем ниже риск безработицы

Чем больше знают, тем больше учатся

Государственные расходы на образование в ЕС составляют 5% от ВВП

Государственные расходы на образование в ЕС составляют 5% от ВВП

Хотя объем инвестиций в образование обусловлен множеством фактором, среди которых следует упомянуть и демографические, и непосредственно связанные с национальными особенностями системы образования (охват населения образовательными программами, их продолжительность и т.д.), доля национального богатства, направляемого в сферу образования, все же достаточно наглядно показывает, какое значение придает ей правительство.

Общественные ресурсы, направленные в Европейском Союзе на все виды образования в 1999 году (помимо частных ресурсов), составили около 5% валового внутреннего продукта (ВВП). По странам эта доля варьировала от 3,6% в Греции до 7,7% в Швеции и 8,1% в Дании. Распределение бюджетных средств по уровням образования было пропорциональным среднему по Европейскому Союзу: по 1,1% на начальное и высшее, 2,3% на среднее и 0,5% на дошкольное образование.

В 2001 году доля средств, выделенных на образование, возросла до 5,1% ВВП и в Европе-15, и в Европе-25. Наибольшая доля ВВП была направлена на образование опять же в Дании - 8,6%, а наименьшая - 3,9% - в Греции (рис. 15).

Рисунок 15. Расходы на образование (общие и по уровням), 2001, % от валового внутреннего продукта

В абсолютном выражении количество средств, выделенных на одного учащегося в образовательных учреждениях и пересчитанных для сопоставимости по паритету покупательной способности, различается на порядок (рис. 16).

Так, если в 2001 году на одного учащегося по программе начального образования (уровень 1) в среднем по Европе-15 было выделено 4459 ППС, а по Европе-25 - 3912 ППС, то в Словакии - только 1159 ППС, а в Люксембурге - 7431 ППС.

На одного учащегося по программам среднего образования (уровни 2-4) в среднем по Европе-15 было затрачено 6080 ППС, в Европе-25 - 5373 ППС. Меньше всего средств пришлось на учащихся этой группы в Польше (1563 ППС), а больше всего - опять же в Люксембурге (10636 ППС).

На одного учащегося по программам высшего образования (уровни 5-6) в среднем по Европе-15 было затрачено 8426 ППС, в Европе-25 - 7727 ППС. Меньше всего средств пришлось на учащихся этой группы в Литве (3335 ППС), а больше всего - в Швейцарии (16809 ППС).

Рисунок 16. Государственные расходы на обучение одного учащегося за год, по уровням образовательных программ, по паритету покупательной способности в эквиваленте обучения полное время, 2001.


Источники: Eurostat, The social situation in the European Union. 2003. Annual Report.
http://europa.eu.int/comm/eurostat/Public/datashop/print-catalogue/EN?catalogue=Eurostat&product=KE-AG-03-001-__-N-EN

Education across Europe. 2003. Detailed tables.
http://europa.eu.int/comm/eurostat/Public/datashop/print-catalogue/EN?catalogue=Eurostat&product=KS-58-04-869-___-N-EN

People in Europe. - Eurostat Yearbook, 2003
http://europa.eu.int/comm/eurostat/Public/datashop/print-product/EN?catalogue=Eurostat&product=abbreviation-EN&mode=download

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)