Rambler's Top100

№ 109 - 110
14 - 27 апреля 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Российская безработица: дифференциация по социально-демографическим группам

«Круглый стол» Демографические проблемы в России и Германиив

Современная демографическая ситуация в Германии

Низкая рождаемость в России и Германии

Государство благосостояния и институт семьи в Германии

Кризис свободы: государство взамен семьи?

Отношение религии к демографии

Отношение религии к демографии

Р.А. Силантьев

В своём докладе я хотел бы затронуть тему "Отношение религии к демографии". Тема эта - большая, требует целого цикла лекций или многочасового доклада, поэтому я постараюсь её резюмировать.

В первую очередь надо отметить, что религии делятся, по общему мнению, на традиционные и нетрадиционные. Это лишь один из способов классификации религий, однако для удобства изложения темы я остановлюсь на нем. В случае Российской Федерации традиционными считают четыре религиозных течения. Это - православное христианство, представленное Русской православной церковью и направлениями старообрядчества, суннитский (ханафитский и шафиитский) и шиитский (джафаритский) ислам, ортодоксальный и прогрессивный иудаизм, буддизм, представленный в нашей стране так называемым "желтошапочным ламаизмом", или ламаизмом школы Гелуг. На этих четырёх религиозных традициях я хочу остановиться.

Несмотря на свои вероучительные различия, христианство, ислам, буддизм, иудаизм по вопросу демографии проявляют поразительное единодушие: все они поощряют рождение детей, поскольку оно признается бесспорным благом для семьи. Чем больше детей в семье - тем более она, считается, отмечена Богом.

Присутствует и во всех уважаемых религиозных традициях категорический запрет на аборты. Например, в некоторых исламских странах за него полагается смертная казнь, поскольку аборт совершенно, на мой взгляд, логично приравнивается к убийству новорожденного ребёнка. Как убийство ребенка, совершенное с особой жестокостью, рассматривают аборт и православные христиане, и буддисты, и иудеи.

Использование контрацептивов также в целом не приветствуется. Если у семьи есть необходимость воздержаться от рождения, скажем, третьего или десятого ребёнка, то для этого рекомендуется использовать женские физиологические циклы (по некоторым данным, женщина способна к зачатию всего 20 часов в месяц).

Доказано, что чем более религиозно общество или чем более религиозна какая-то часть этого общества, тем более высока в ней рождаемость. В частности, в Израиле наиболее высокая рождаемость у хасидов-ортодоксов, редко имеющих меньше 5 детей в семье. Вполне возможно, что в будущем только благодаря их детям Израиль сохранится как этнически еврейское государство.

То же самое можно сказать и о мусульманах. Их высокая рождаемость сейчас стала притчей во языцех. При этом она отнюдь не является следствием полигамии: всего четверть процента мусульман имеет 4 жен, и всего 25% мусульман имеет более одной жены. Высокий прирост населения в мусульманских странах объясняется в первую очередь высокой религиозностью населения, в то время как демографические проблемы европейских стран обусловлены моральной деградацией так называемого "постхристианского общества", а не экономическими факторами.

Те христианские страны или сообщества, где сохранилась высокая религиозность, демонстрируют не меньший, чем в мусульманских странах, прирост населения. Так, в христианской части Боснии и Герцеговины - энтитете Республика Српска - рождаемость у православных-сербов выше, чем у их соседей - мусульман-бошняков. Также лично могу засвидетельствовать, что в семьях российских и украинских православных священников редко бывает меньше 3-4 детей, в то время как семьи с 10-15 детьми есть в каждой епархии. Если учесть тот факт, что кроме 80 тысяч священнослужителей и членов их семей, христианскими принципами построения семейной жизни руководствуются не менее 10 процентов населения страны, то можно смело утверждать, что вымирание русскому народу в ближайшее время не грозит. Пока существует Русская Православная Церковь, пока растет религиозность в народе - проблемы демографии не будут иметь для нас фатальных последствий.

Далее хочу затронуть вопрос о демографических проблемах в Западной Европе. Пять лет я участвую в заседаниях межконфессионального комитета "Ислам в Европе", главной темой которых часто становится нарастающая экспансия ислама в Европу. Действительно, уже сейчас в Амстердаме самая крупная религиозная группа - мусульмане-сунниты, в Брюсселе мусульманам передан крупнейших католический собор, а в Лондоне мечетей больше, чем в Москве церквей. Складывается впечатление, что исламская религия переживает сейчас пик своей активности и теснит дряхлеющую христианскую цивилизацию. Эта точка зрения, в какой-то мере обоснованна, однако я полагаю, что ислам теснит не столько христианскую, сколь постхристианскую цивилизацию, давно утвердившую приоритет виртуальных общечеловеческих ценностей над ценностями христианства.

Именно абсурдность общечеловеческих ценностей обусловила широкое распространение нетрадиционных религиозных организаций, которые обычно демонстрируют и нетрадиционный взгляд на вопрос воспроизводства населения. Одни секты, как, например, кришнаиты, призывают максимально ограничивать половые контакты и рождение детей, другие (Дети Бога, раэлиты, раджнишисты), наоборот, пропагандируют разнообразные половые извращения, включая даже ритуальную проституцию. Именно пропаганда гомосексуализма, гражданских браков и планирования семьи, невозможная в истинно религиозном обществе, нанесла смертельный удар по демографии западноевропейских народов. Апогеем нетрадиционного взгляда на мораль стала доктрина Церкви эвтаназии, которая довела до логического завершения эволюции современных западных ценностей и устранила существующие в ней двойные стандарты. Идеологи этой секты полагают, что, если возможно убивать нерожденных детей и использовать их останки в медицинских целях, то также допустимо умерщвлять и пожилых людей, который уже принесли всю возможную пользу обществу и стали для него обузой. Тела их предлагается использовать в пищевой промышленности, для чего эвтаназисты призывают снять запрет на каннибализм.

В случае, если западная цивилизация продолжит двигать по пути, который уже прошли последователи Церкви эвтаназии, победа исламской или любой другой религиозно ориентированной цивилизации неизбежна. Правда, остается надежда, что здравый смысл все же восторжествует и этого не произойдет.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most