Rambler's Top100

№ 109 - 110
14 - 27 апреля 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Российская безработица: дифференциация по социально-демографическим группам

«Круглый стол» Демографические проблемы в России и Германиив

Современная демографическая ситуация в Германии

Низкая рождаемость в России и Германии

Государство благосостояния и институт семьи в Германии

Кризис свободы: государство взамен семьи?

Отношение религии к демографии

Государство благосостояния и институт семьи в Германии

И. Г. Остроух

Я в своем докладе хочу рассмотреть взаимодействие семьи и государства в Германии так, как этот вопрос рассматривается западноевропейскими социологами и, в частности, конечно же, немецкими социологами. В странах Европы после второй мировой войны особенно заметным становится вмешательство государства в область распределения доходов и социального обеспечения. Западноевропейские государства взяли на себя заботу по социальному обеспечению населения. Именно эти меры и стали фундаментом для строительства общества нового типа, так называемого государства благосостояния.

Государство благосостояния - этот термин, который используется в нашей социологической литературе. По-английски это - "welfare economy" или "welfare state" - государство, в котором все граждане имеют право на социальное обеспечение. Государство благосостояния социологи определяют как "форму общежития, при которой власти в рамках демографической системы гарантируют благосостояние всех, кто принадлежит к этому общежитию". Своей обязанностью государство провозгласило заботу - причем государства практически всех европейских стран, и зафиксировано это в Конституциях этих стран - о поддержании занятости трудоспособного населения, образовании, жилье, здоровье и отдыхе граждан. Тем самым устранялась их прямая зависимость от непосредственного окружения, будь это работодатель или родственники.

Для обозначения стадии постиндустриального развития, а именно государства благосостояния, в ФРГ используются два термина: собственно немецкий Sozialstaat и "welfare state", термин, которые предложил когда-то Кейнс и другие теоретики современного общества. Возросшее благосостояние населения в стране (примерно в 1970 гг., после того как было, в основном, восстановлено народное хозяйство), в ФРГ, также как и в других странах Западной Европы и Северной Америки, позволило приступить к созданию, так называемого у нас, "государства благосостояния". Может быть, этот термин не так привычен для слуха, но другого перевода я не встречала.

В этом государстве доходы населения распределяются более равномерно через систему налогов. Тем самым, сглаживаются классовые различия и, как я уже указывала выше, социальная опека государства привела к тому, что граждане стали более независимыми от своего непосредственного окружения: родственников и работодателей. Частично их роль взяло на себя само государство, так как его вмешательство в жизнь как каждого индивидуума, так и отдельной семьи в странах постиндустриального развития распространяется на большее число областей, чем охватывает обычно социальное страхование. К тому же, система социальной поддержки семьи оказалась более основательной и существенной, чем опора на традиционное отношение между родственниками.

В ФРГ создана очень развитая система социального обеспечения. Она распространяется как на защиту прав наемных работников, оказание финансовой поддержки безработным, инвалидам, малоимущим, так и на пособия семьям с детьми и студентам. Все ведущие партии ФРГ, находившиеся во главе страны с момента образования государства и по настоящее время, считают Sozialstaat или социальное государство необходимым, фундаментальным фактором для проведения эффективной семейной политики. Семейная политика ФРГ с момента возникновения этого государства в 1949 году изначально не носила пронаталистского характера, как, например, в соседней Франции, т. е., она не было направлена на стимулирование рождаемости и даже на предотвращение ее резкого снижения. Начиная с 1972 г., естественный прирост населения ФРГ становится отрицательной величиной - об этом уже говорили, не буду повторяться.

В оценке ситуации, складывающейся в стране в связи с падением рождаемости, исследователи семьи придерживаются двух противоположных точек зрения. Одни бьют тревогу, а другие считают, что желание иметь ребенка, прежде ориентированное преимущественно на традиции, а также некий узаконенный стандарт, сегодня требует индивидуального решения. Некоторые придерживаются более радикального мнения - что в современной ситуации более разумно вообще не иметь детей, если в конкретном случае, конкретному индивиду наличие детей кажется несовместимым с идей его самореализации.

Позицию государства относительно демографической ситуации в стране вплоть до начала 1980-х годов можно охарактеризовать как политику невмешательства в репродуктивное поведение граждан, что обусловлено, по нашему мнению, в первую очередь, исторической памятью немецкого народа о совсем недавнем прошлом - предыдущий докладчик об этом говорил. Так, например, призывы некоторых политических деятелей и ученых пересмотреть позицию государства по отношению к семьям с детьми и направить ее в пронаталистское русло в 1970-1980 годах наталкивались на отпор прессы и части молодежи, которые в свою очередь, мотивировали отрицательное отношение к такой позиции тем, что мы все это уже проходили в прошлом. Конечно же, имеется в виду германский фашизм с его усиленной пропагандой направленной на увеличение прироста населения и тезисом Гитлера, что мощь нации определяется численностью населения.

Тем не менее, в настоящее время в ФРГ семейной политике и роли государства в ее осуществлении придается большое значение. После второй мировой войны в странах Европы вплоть до конца 70-х годов акцент делался именно на социально-экономическую и финансовую поддержу семьи. В последние два десятилетия в качестве фундаментального фактора семейной политики называются такие меры государства, которые имеют целью позволить членам семьи совместить семейные обязанности с выполнением социальных функций вне семьи. В основном, они направлены на создание более благоприятных условий труда для матерей, чтобы те могли продолжить работу по специальности. К таким мерам относятся: гибкий график работы, неполная рабочая неделя, специальные программы профессиональной переподготовки.

Целью семейной государственной политики в ФРГ семьи стало официально провозглашенное выравнивание семейных издержек и затрат. Такая политика не предусматривает абсолютного социального равенства граждан, все мероприятия по выравниванию социально-экономического уровня семей проводятся в тех рамках, которые позволяет рыночная экономика. Например, наличие и число детей не влияют на размер заработной и квартирной платы, как это было в ГДР. Предпочтение отдается косвенным, а не прямы мерам по оказанию помощи семьям с детьми. Инструментарием в политике выравнивания стали различные пособия на детей, выплачиваемые государством, и позволяющие семьям с детьми облегчить бремя семейных расходов. Здесь надо сказать, что примерно с середины 80-х годов количество выплат государством семьям с детьми - очень большое.

Отдельно рассматриваются выплаты матерям-одиночкам, которых очень много в Германии, в связи с тем, что дети рождаются вне брака, большое количество пособий, направленное на поддержание студенчества. И, например, Коль, предыдущий канцлер ФРГ, говорил в одном из выступлений по телевидению (я сама слышала), что "в нашей стране самые старые студенты в мире". Потому что до 26 лет официально выплачиваются деньги студентам и, в общем, 30-летние студенты в Германии совершенно не были, и до сих пор не являются чем-то таким необычным. Они позже заканчивают школу, и начинают учиться там только в 19 лет, так что студент в возрасте до 30 лет - это совершенно нормальное явление.

Необходимо отметить, что государственные программы в области семьи подвергаются критике многими политиками ФРГ. Особенный всплеск критики был в 90-е годы, что было вызвано, в первую очередь, экономическим спадом. И, хотя в Германии спад в экономике совпал с трудным периодом адаптации страны к новым социально-экономическим условиям, возникшим после объединения двух Германий, что, конечно же, обострило экономическую ситуацию в стране и привело к дефициту бюджета. Но, в первую очередь, критике подвергалась малая эффективность патерналистской политики.

Проблемы, связанные с ростом дефицита бюджета, стоят, надо сказать, не только перед ФРГ, но и перед другими европейскими странами: Швецией, Нидерландами, Великобританией... И в начале 90-х годов правительства этих стран тоже пытались предпринять шаги, направленные на сокращение социальных расходов, наталкиваясь на активное сопротивление со стороны своих граждан. ФРГ тоже планирует в будущем отрегулировать социальную, а значит, и семейную политику государства, то есть сократить расходы. По крайней мере, многие политики и учёные в этой стране призывают пересмотреть роль государства, которое, взяв на себя многое, не получило желаемого. В первую очередь - не уменьшилось число бездетных браков: на 27 млн. браков в Германии - 9 млн. - бездетные, практически на том же уровне остался показатель рождаемости (несмотря на социальные выплаты), практически не сократилось количество разводов и неполных семей, и при этом, как уже говорилось, возросла доля лиц старше 65 лет в общей численности активного населения.

Патерналистская политика государства, в которой делается акцент на выделение пособий детям и пенсионное обеспечение по старости, рядом социологов подвергается критике. Действия государства, направленные на поддержку данных слоев населения, классифицируется ими как вмешательство государства в дела семьи. Ряд социологов, которые относятся к постмодернистскому направлению в социологии, считают, что в результате имеет место регламентация государственным законом не только взаимоотношений между семьей и государство, но и отношений в самой семье. Подобная социальная политика сравнивается социологами с политикой государства в отношении оказания преимущественной поддержке женщинам в бракоразводных процессах. Это, по их мнению, привело к воздержанию от заключения браков и к предпочтению альтернативных форм совместного проживания. Подчеркивается, что такие меры имеют амбивалентный характер: с одной стороны они поддерживают определенные слои населения, а с другой - умаляют семейные ценности и ставят под сомнение значимость самой семьи для индивидуума.

В 1980-1990-х годах XX века семьи с детьми в ФРГ составляли только 1/3 домохозяйств в стране, причем доминировали малодетные семьи - 1-2 ребенка, еще 30% домохозяйств состояли из двух человек (как правило, это муж и жена, или же партнеры, не состоящие в браке, но ведущее общее хозяйство), но 34,6% домохозяйств - это одиночки. В 1950 году, несмотря на то, что во время войны погибло много мужчин, проживающих одиноко, было всего лишь 19%, а доля одиноких по отношению к остальному населению ФРГ сейчас - самая высокаяе в Европе (как я уже говорила, 34,6%). Для сравнения: в Голландии - 30%, в Великобритании - 26%, во Франции - 24%.

В течение последних десятилетий прослеживается четко выраженная тенденция: число домохозяйств возрастает, а средний показатель состава семьи сокращается. Характерной чертой современного постиндустриального общества являются и длительно бездетные браки, как зарегистрированные, так и партнерские. Такая манера ограничения рождаемости совершенно нова в европейской истории, отмечают социологи Лейденского университета (Голландия). Урбанизация, индустриализация и переход общества к государству благосостояния изменили ритм и содержание жизни, что не могло не отразиться на самом человеке и его ценностных ориентациях и эмоциональных установках. На смену царившим веками семейным отношениям, которые ставили во главу угла такие качества как самопожертвование, авторитарность, нормированное распределение обязанностей, приходят в последние 20 лет куда более сложные отношения обоюдной свободы и независимости. Такие социально-экономические изменения в обществе не могли не отразиться на семье и ее членах.

В первую очередь перемены коснулись ценностных ориентаций женщин. Практически все исследователи семьи отмечают, что женщина, наравне с мужчиной, становится в новом постиндустриальном обществе субъектом и носителем этики индивидуализма, подразумевающей в качестве идеала такие моральные критерии, как автономия и справедливость. В результате изучения общественного мнения по вопросам ценностных ориентаций населения, рядом исследователей ФРГ был сделан вывод, что в современном обществе ценность семьи относительна, то есть семья - это ценность среди прочих ценностей, и не более того. Подчеркивается, что такое заключение было сделано в процессе анализа ответов, в первую очередь, женщин на вопросы о значении семьи и брака в их жизни. Брак для современных женщин ФРГ оказался менее привлекательным, чем для мужчин: по статистике они легче идут на разрыв отношений, только 47% женщин связывают представление о счастливой жизни с браком, и 57% мужчин стремятся к брачным отношениям и связывают вместе эти понятия.

С нашей точки зрения, в разрушении патриархальной семьи, то есть семьи с мужской доминантой, одно из решающих ролей сыграла ставшая возможной экономическая независимость женщин и их ориентация на самореализацию не только через семью, но и через профессиональную деятельность, а также поддержка этих стремлений самим государством. Такая современная тенденция развития общества поставила перед ним новые проблемы, так, например, американский философ Маркович отмечает, что "сегодня вряд ли могут быть какие либо сомнения, что освобождение женщины имеет смысл без разрушения института патриархальной семьи". Но остается неясным, в чем же состоят приемлемая альтернатива.

Во взглядах ученых Германии на семью, как и в общественном мнении, можно выделить две концепции: одна из них - семья это фундамент общества, и ее нужно поддерживать, создавать условия для ее развития. Ведь, семья, с ее обязательными на долгие годы планируемыми отношениями, удовлетворяет потребность в стабильности и надежности, как материальной и эмоциональной. А другая концепция заключается в том, что семья приспосабливает индивидуума к общественным отношениям и подавляет индивидуальное самовыражение, то есть наличие семьи нарушает автономия и ограничивает самостоятельность и свободу индивида. Индивидуум, в свою очередь, находится между двумя полюсами. С одной стороны, семья стесняет все действия, с другой стороны, - это страх перед одиночеством. Каждый, соответственно, может сделать свой выбор. Ставка на одну или другую крайность зависит от жизненной или семейной фазы, в которой в данное время пребывает человек. Так, например, для молодежи важна автономия, для родителей с маленькими детьми - надежность взаимодействия и прочные узы. А в постродительской фазе - многие снова становятся перед выбором: автономия или жизнь в семье.

Индивидуализация жизни, по мнению многих европейских ученых, вызвана самим процессом социально-экономического развития индустриальных стран и связана с их вступлением в так называемый постиндустриальный период или в государство благосостояния, которое обеспечивает большее число социальных прав, правовую и экономическую защиту населения. В государстве благосостояния отпадает экономическая роль и значение родственников. И многие немецкие ученые согласны с такой концепцией, ослабление института семьи и ее репродуктивной функции (ну, и, соответственно, снижение численности населения) они связывают, в частности, с патерналистской политикой государства, которая привела к тому, что семья экономически и функционально, как бы, в нем растворилась. И неким лозунгом на одном из семинаров они предложили взять за основу концепцию папы Римского Пия II, который сказал, что "нельзя отнимать у отдельного человека и возлагать на общество то, что человек может сделать сам".

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most