|
Низкая рождаемость в России и Германии
А.Г.Вишневский
"Кризис рождаемости" - не мое название, мой
доклад просто называется "Низкая рождаемость в России и Германии".
С рождаемостью и в России, и Германии, и во многих других странах
происходят очень серьезные и необычные перемены, но это не обязательно
называть кризисом. Если любые перемены называть кризисом, то надо
признать: мы вообще живем в состоянии непрерывного кризиса - что
отчасти, может быть, и верно, - всю нашу жизнь. Но тогда это слово
теряет свой смысл.
Я покажу пару графиков, просто, для того, чтобы вам
было понятно, о чём идёт речь. Потом - продолжим.
Вот график, который показывает динамику коэффициента
суммарной рождаемости в России, в двух частях Германии и в Германии
в целом. Здесь важно обратить внимание на то, что крутое падение
рождаемости у нас в 90-е годы, которое все называют кризисом, почти
буквально повторяет по крутизне падение, происходившее в Германии
в совсем другое время, в других исторических, экономических обстоятельствах,
причем - что тоже интересно - одновременно в обеих частях Германии.
В то время они очень сильно различались, а динамика рождаемости
была совершенно одинаковой. Кривые практически сливаются.
Рис. 1. Коэффициент суммарной рождаемости в России и
Германии, 1950-2000
На втором графике показана рождаемость так называемых
реальных поколений, реальных женских когорт, объединенных общим
годом рождения. Видно, что, скажем, женщины, родившиеся в 1845 г.
или в 1855 г. в Германии и России имели абсолютно разную рождаемость.
Но постепенно Россия приближалась к Германии, и, начиная с женщин,
родившихся примерно в 1925 г., рождаемость у всех поколений женщин
в России и Германии была практически одинаковой.
Рис. 2. Итоговая рождаемость женских когорт 1846-1964
годов рождения.
Россия и Германия (данные С. Захарова)
Таким образом, тенденции рождаемости оказываются одинаковыми
в совершенно разных странах. Впрочем, может быть, они и не такие
уже разные. В действительности есть много общего между Россией и
Германией, да и вообще между всеми промышленно развитыми, городскими
странами. Но, с точки зрения текущей экономической конъюнктуры,
политических режимов и т. д., - они могут быть очень разными. Тенденции
же рождаемости, если говорить о количественной стороне, об уровне
рождаемости, - одни и те же.
При этом одинаковый количественный результат достигается
не только в разных конъюнктурных условиях, но и разными методами.
Обратите внимание на следующий график -число абортов на 100 родов
в России и Геомании. Вы видите, что методы, которыми пользуются
немецкие и российские женщины, - абсолютно разные. В Германии, особенно
в Западной, почти нет абортов. А у нас аборты достигали фантастического
уровня - чуть ни три аборта на одни роды. А итоговый результат -
число рождений на одну женщину - один и тот же. Иными словами, между
частотой абортов и уровнем рождаемости нет никакой связи. Но разительное
различие в методах достижения одного и того же результата существуют,
и они важны сами по себе. Здесь сравнение с Германией - не в нашу
пользу.
Рис. 3. Число абортов на 100 родов в России и Германии
Еще одно сравнение касается доли детей, родившихся вне
брака. Вы, возможно, знаете, что сейчас во всех странах растет доля
таких детей, причем растет очень сильно. Скажем, в Швеции больше
половины детей рождается вне брака. И Россия не обойдена этой тенденцией,
у нас доля внебрачных рождений приближается к 30%. Германия в целом
не слишком отличается от России, хотя в Западной и Восточной частях
Германии положение не одинаковое. Но общая тенденция прослеживается
- везде кривые поворачивают вверх.
Рис. 4. Доля детей, родившихся вне брака
В коротком выступлении трудно охватить все стороны сходства
и различия российских и германских демографических тенденций, но
есть один вопрос, на котором обязательно надо остановиться.
Почему при таком сходстве тенденций рождаемости, в Германии
отрицательный естественный прирост появился уже довольно давно,
а в России - сравнительно недавно, только с 1992 года? Если ничего
не знать о Германии и многих других странах (а не знать часто бывает
удобнее, чем знать), то сам собой напрашивается вывод о том, что
падение рождаемости в России - прямое следствие российских реформ
и, вообще, всего того, что происходило в нашей стране и обычно определяется
как социально-экономический кризис 1990-х годов. А отсюда уже рукой
подать и до истолкования сокращения численности населения России
как ярчайшего проявления этого кризиса, приведшего к вымиранию россиян
и т.п.
С уверенностью могу сказать, что такая трактовка основана
на полнейшем заблуждении, в конечном счете, - все на том же незнании.
Положительный естественный прирост в России до 1992 г. был обусловлен
обстоятельствами, которыми никак нельзя гордиться. Естественный
прирост - это разница между числом умерших и числом родившихся.
Умирают пожилые люди, рожают же, естественно, совсем другие группы
населения, в основном молодые женщины. На протяжении 60-70-х годов
в России было очень мало пожилых людей. Почему? Потому что они принадлежали
к поколениям, которые в силу трагических особенностей нашей истории
были выбиты раньше, чем дожили до пожилого возраста. Причем выбиты
в гораздо большей мере, чем население Германии, хотя население Германии
тоже не было обойдено разными событиями 20 века.
Если бы на протяжении последних десятилетий население
России имело возрастную структуру населения Германии, а повозрастную
рождаемость и повозрастную смертность - такие, какими они в действительности
были в России, то отрицательный естественный прирост у нас впервые
появился бы не в 1992 г., а уже к концу 60-х годов - кривая на рис.
5 опустилась бы в область отрицательных значений. А во второй половине
70-х и начале 80-х естественная убыль населения была бы уже довольно
значительной. Если этого не произошло, то лишь потому, что у нас
некому было умирать, слишком многие умерли раньше, не дожив до пожилых
возрастов.
Рис. 5. Фактический и гипотетический естественный прирост
населения России,
1960-2000
Теперь я покажу график, иллюстрирующий то, о чем уже
говорил Н. А. Слука. На рис. 6 и в табл. 1 представлено соотношение
естественного и миграционного прироста в России и в Германии по
пятилетиям с 1960 г. Вы видите, что в Германии общий прирост после
1985 г. положительный, но исключительно за счет высокой миграции,
потому что естественный прирост - отрицательный - тянет вниз. А
то, что столбик общего прироста населения Германии на рис. 6 идет
вверх - это результат компенсации и даже перекрытия естественной
убыли миграционным приростом. У нас же, как видно на том же рисунке,
миграционный прирост - очень маленький, и он не перекрывает естественную
убыль, поэтому и общий прирост у нас отрицательный. После провала
1975-1984 годов немцам удалось, благодаря миграции, восстановить
рост численности населения. А у нас ничего подобного не происходит,
потому что у нас низки объемы иммиграции и они непрерывно сокращаются
(правда, это относится к легальной, зарегистрированной миграции,
а о не зарегистрированной мы очень мало знаем). Более того, общественное
мнение в России настроено против иммиграции, и не видно, чтобы общество
было готово прибегнуть к этому ресурсу пополнения населения.
|
|
Рис. 6. Компоненты прироста населения России и Германии,
1960-1999, на 1000
Таблица 1. Компоненты прироста населения России и Германии,
1960-1999, на 1000
Годы
|
Россия
|
Германия
|
Общий
|
Естественный
|
Миграционный
|
Общий
|
Естественный
|
Миграционный
|
1960-1964
|
6,1
|
6,7
|
-0,6
|
8,2
|
6
|
2,2
|
1965-1969
|
3
|
3,5
|
-0,6
|
7
|
4,1
|
2,9
|
1970-1974
|
2,9
|
3,2
|
-0,3
|
1,5
|
-0,7
|
2,2
|
1975-1979
|
3,4
|
2,9
|
0,5
|
-1,8
|
-2
|
0,2
|
1980-1984
|
3,3
|
2,8
|
0,5
|
-1,2
|
-1,2
|
0
|
1985-1989
|
3,7
|
2,8
|
0,8
|
3,5
|
-0,7
|
4,2
|
1990-1994
|
0,2
|
-0,9
|
1,1
|
6
|
-1
|
7
|
1995-1999
|
-1,6
|
-2,7
|
1,1
|
1,5
|
-1
|
2,5
|
На этом я закончу эту, так сказать, описательную часть
и перейду еще к одному вопросу, который мне хотелось бы затронуть,
и которому не уделяется обычно много внимания. Обычно останавливаются
на экономических и социальных последствиях снижения рождаемости,
и я тоже задержусь на этом немного. Но затем я бы хотел немного
поговорить еще и об идеологических и политических последствиях.
Есть две группы экономических и социальных последствий,
о которых вспоминают чаще всего, особенно когда хотят подчеркнуть
кризисный характер происходящих перемен.
Первое - это сокращение численности населения. Строго
говоря, никаких доказательств того, что население должно всегда
расти, что, допустим, Россия уже не может жить с такой численностью
населения, какую она имела, например, в 1960 г. (120 млн. человек),
или что Германия погибнет, если немцев будет не 82 млн., а 72, -
никаких доказательств этого нет. Конечно, нельзя отрицать многих
проблем, связанных с сокращением численности населения России, особенно
если учесть её огромную слабо заселенную территорию. Но, в принципе,
считать, что численность населения есть абсолютная ценность, нет
оснований. Маленькая Голландия существует со своим населением, Германия
- со своим, каждая страна - со своим, и малые страны часто живут
не хуже больших. Для того чтобы обосновывать ценность и необходимость
высокой численности населения, нужны дополнительные аргументы. Они
могут быть геополитическими, военными, экономическими, какими-то
иными, но в самом демографическом развитии этот критерий не заложен.
Второе - это старение населения. Широко распространено
представление о том, что старение населения - это большая беда.
Думаю, это связано, в значительной мере, с тем, что большинство
людей не совсем понимают природу этого явления. Да, действительно,
снижение рождаемости в период, когда оно происходит, приводит к
изменению возрастной структуры населения, и возрастная структура
населения меняется навсегда. Конечно, это очень большое изменение.
Человечество жило всю свою историю с одной возрастной структурой
(нижняя часть возрастной пирамиды была широкой, верхняя - узкой),
теперь она необратимо изменилась. Но что, собственно говоря, происходит
по сути дела?
Меняется весь бюджет времени жизни каждого человека.
Средний человек в прошлом - при высокой смертности - в России, например,
в конце XIX в. - проживал 32 года, в самых передовых тогдашних странах
- порядка 40 лет, может быть, чуть больше. Очень немногие из родившихся
доживали до старших возрастов. В экономическом смысле это означало,
что, вступив в рабочий возраст, "средний" работающий человек
должен был прокормить себя, а также возместить затраты на свое воспитание
до начала трудовой деятельности и, кроме того, затраты на тех, кто
рано умер, не успев сам возместить потраченное на него. А о старости
можно было особенно и не думать, потому что шанс дожить до старости
выпадал немногим.
Теперь же структура времени жизни среднего человека в корне изменилась,
до старости доживают очень многие, и работающему человеку надо не
только прокормить себя и вернуть "кредит" за свое воспитание,
но и отложить на старость. И вот эта новая ситуация трактуется как
бедственная. А что же тут бедственного?
Никто не отказывается от того, чтобы жить дольше, и
никто не считает долгую жизнь минусом. Наоборот - все считают это
плюсом. А когда речь идет о том, что долгая жизнь связана с более
длительным периодом потребления и соответствующими затратами, это
рассматривается как бедствие.
Для государственных пенсионных систем, сложившихся еще
тогда, когда население было "молодым", здесь, конечно,
есть проблемы. Ситуация изменилась, и нужны серьезные, не всегда
даже сейчас ясно, какие именно, институциональные изменения. Но
демография в этом не виновата. Если не считать удлинение человеческой
жизни отрицательным результатом, то очень многое теперь приходится
приспосабливать к этому результату, и это вполне естественно.
А теперь я хочу сказать вот, о чем. В демографическом
бытии людей произошли огромные перемены. Если женщина, которая рожала
раньше 7-10 раз за, жизнь теперь рожает 1-2, а то и не рожает вовсе
(и это - массовое явление), - это, конечно, глубочайшее изменение
в жизни общества, в жизни женщины, в жизни семьи
и т.д. Если человек живет сейчас, в среднем, на несколько десятков
лет больше, чем когда бы то ни было раньше, то это - тоже глубочайшее
изменение.
Но любые глубокие изменения в обществе влекут за собой
потрясения сложившейся системы ценностей, требуют перестройки институтов,
всей социальной среды, в которой живет человек. А такие потрясения
и перемены никогда не проходят безболезненно. Крупные социальные
инновации противоречит традициям, привычкам и приводят к обострению
отношений внутри общества, к росту напряженности. Какая-то часть
общества принимает эти перемены, другая - не принимает. Возникает
конфликт внутри культуры, и общество становится, в каком-то смысле,
заложником этого конфликта. На его фоне и демографический фактор
перестает быть чисто демографическим, а становится уже культурно-идеологическим,
а затем и политическим. Новые тенденции, которые нуждаются в спокойном
осмыслении, требуют каких-то конструктивных перемен, получают предвзятое
истолкование, используются как карта в политической игре, как доказательства
несостоятельности тех или иных политических режимов и т.д.
У меня в руках книга, которая называется "Volk
ohne Jugend" - "народ без молодежи", 1932 г. издания.
Ее автор, Бургдёрфер - это был довольно крупный немецкий демограф
в свое время, он после 1933 г. оказался востребованным и даже, если
не ошибаюсь, стал руководителем статистического ведомства Третьего
Рейха. Он писал о снижении рождаемости как об угрозе немецкой нации,
а это был одним из пунктов, которые очень хорошо эксплуатировались
нацистами, когда они шли к власти.
Процитирую не самую светлую книгу XX века, это имеет
отношение к нашей теме. Гитлер, давая рецепты политического действия,
ведущего к власти, показал в "Mein Kampf" как надо использовать
демографические перемены в пропагандистских целях. Вот что он писал:
"Учтите далее тот факт, что ведь у нас широко имеет
место ограничение рождаемости <…> Учтите все это, и вы должны
будете задать себе вопрос: да к чему вообще у нас существует институт
брака? И чем же, в сущности, брак теперь отличается от проституции?
Разве не имеем мы уже больше вообще никаких обязанностей по отношению
к будущим поколениям? Разве не ясно, что наши дети и внуки должны
будут проклинать столь легкомысленно преступное отношение к тому,
что является не только естественным правом, но и естественным долгом
человека? <…> Необходимо понять, что и брак не является самоцелью,
что он должен служить более высокой цели - размножению и сохранению
вида и расы. Только в этом заключается действительный смысл брака
<...> Кто всерьез хочет бороться против проституции, тот должен
прежде всего помочь устранить идейные предпосылки ее, тот должен
помочь положить конец … антиморальной культуре больших городов...
Эту очистительную работу надо предпринять во всех областях. Это
относится к театру, искусству, литературе, кино, прессе, плакату,
выставке и т.д. <…> Право индивидуальной свободы должно отступить
на задний план перед обязанностью сохранения расы".
Таким образом, выстраивается логика, в рамках которой
снижение рождаемости, изменения в семейных отношениях и т.д. трактуется
как некое проявление либерального порока, против которого "здоровая
нация" должна бороться всеми силами. Эта логика, переложенная
в броские лозунги, находит отклик в населении, которое само как
раз и снижает рождаемость. Это очень важно понять: каждый в отдельности
добровольно рожает все меньше детей, но охотно поддерживает критику
низкой рождаемости, создавая тем самым благоприятную почву для политической
игры и наживания политического капитала людьми, которые и сами-то
меньше всего относятся к числу многодетных родителей.
Об этом приходится говорить, потому что, к сожалению,
нечто подобное мы наблюдаем сейчас и в России. Некоторые даже принимают
всерьез пропагандистскую риторику Третьего Рейха. Вот что пишет,
например, один из наших авторов. "Возможность управления рождаемостью
через психосоциальные условия многократно доказаны историей: в Германии
30-х гг. после приходя Гитлера к власти отмечался выраженный эмоциональный
подъем - одним из его проявлений был взлет рождаемости. Этот эффект
имел исключительно немецкое происхождение".
Невежество, конечно, упрощает жизнь, ибо позволяет легко
высказываться по любому вопросу. Но оно никогда не приближает к
истине и не приносит практической пользы. А вред может принести
- и немалый.
Что в действительности происходило в Германии в 1930-е
годы? Об этом позволяет судить график на рис. 7.
Рис. 7. Германия. Коэффициент суммарной рождаемости
за календарные годы (1871-1995) и итоговая рождаемость женских когорт
1865-1960 годов рождения, на 100 женщин
Источник: Karl Schwarz. Ruckblick auf eine demographische
Revolution. Zeitschrift fur Bevolkerungswissenschaft, 1999, Heft
3, S. 239.
На графике - две кривые. Одна из них, резко колеблющаяся,
соответствует "поперечному" показателю - коэффициенту
суммарной рождаемости. Вторая, намного более плавная, - когортные
показатели, итоги рождаемости в реальных когортах женщин (а именно
это - истинная рождаемость). На графике видно, что в 1933 г. действительно
произошел подъем поперечных показателей. Но дело в том, что в это
время была развернута громкая идеологическая кампания против ограничения
рождаемости, был запрещён или почти запрещен аборт и т.д. Население
было застигнуто врасплох, число абортов резко сократилось, и поэтому
на какое-то время поперечные показатели повысились.
Но, если посмотреть на вторую кривую, то становится
ясно, что никакого повышения рождаемости реальных женских поколений
не было. В самом деле, кто рожал в 30-е годы? В основном женщины,
родившиеся между 1900 и 1910 -1915 гг., - они проходили в этом десятилетии
через возраста от 15 до 40 лет. И у них, если судить по графику,
рождаемость не только не повысилась, но была самой низкой, по сравнению
как с предыдущими, так и с последующими поколениями.
Нечто подобное было впоследствии в Румынии, когда в
60-е годы там запретили аборты. Население не было готово к внезапному
запрету, поэтому поперечные показатели рождаемости на один год или
на два года повысились. Но потом население приспособилось, и показатели
снова поползли вниз.
Снижение рождаемости в России - действительно серьезная
проблема, и обсуждения она требует серьезного, но вместо этого часто
идут какие-то дешевые политические агитки, которые только уводят
от понимания сути дела. Вот несколько примеров из нашем новейшей,
с позволения сказать, литературы:
"Реформами удалось приглушить один из сильнейших биологических
инстинктов - инстинкт продолжения рода".
"Навязывание через рекламу широкого сексуального потребления,
рост индустрии интимных развлечений - ведут к ослаблению либидо,
потенции и оргазма".
"Даже если все молодожены вдруг захотят иметь детей, далеко
не у всех это получится".
Или вот:
"Одним из косвенных индикаторов уменьшения половой способности
россиян служит снижение в 1991-1999 гг. ... - как вы думаете, чего?
Ну, с трех попыток?
Из публики: Боеспособности сперматозоидов.
Не угадали. Итак: … служит снижение в 1991-1999 гг. уровня изнасилований".
Но есть высказывания менее комические и более радикальные.
Приведу пример и такого высказывания.
"Для выживания русского народа в нынешних трудных условиях,
для демографического взлёта русской нации, улучшения ее положения
в этническом, биологическом и духовном смыслах, необходимо обращение
к самым радикальным формам русского национализма, без чего все технические
или экономические меры останутся бессильными. Осуществление такого
национализма в политике должно означать тотальное воцерковление
русских, и превращение всех культурных институтов в продолжение
Единой церкви. Воцерковлению в рамках русского национализма подлежат
не индивидуумы, но вся русская культура, наука, мысль - вместе взятые.
Только таким образом коллективному самосознанию нации будет придана
духовная вертикаль, которая в свою очередь, превратит проблему демографического
роста в некое духовное задание, на основе православной этики, запрещающей,
например, контрацепцию и аборты".
"Учитывая тяжелое демографическое состояние
сегодняшнего дня, надо начать национальную пропаганду как можно
быстрее и использовать при этом любые националистические тенденции,
любые политические и идеологические методы. При этом необходимо
до предела нагнести националистические тенденции, спровоцировав
драматическое быстрое пробуждение великого и мощного этноса. В конечном
счете, должен быть выдвинут радикальный лозунг: "Нация все
- индивидуум ничто".
Не стану называть автора, но не сомневаюсь, что он неплохо
знаком с "Mein Kampf". Только что цитированные слова,
по существу, - простое повторение того, что там сказано.
Думаю, что если мы на самом деле хотим разобраться в
феномене низкой рождаемости - российской ли, германской ли, наш
анализ должен быть освобожден от эмоциональных, политико-идеологических
и прочих подобных компонентов. Речь идет о мировых тенденциях, и
их надо рассматривать в широком контексте - не только в европейском,
о чем говорил Н.А.Слука, но и в глобальном.
Глобализация, о которой так много сейчас говорят, -
это все-таки не пустое слово, мы действительно живем в мире, в котором
все зависят друг от друга. А ведь проблема мира в целом заключается
не в слишком малой численности его населения или его убыли, а, напротив,
в слишком быстром росте населения и в чрезмерных нагрузках, создаваемых
растущим мировым населением на ресурсы планеты. Так что, может быть,
поведение россиян, немцев, вообще европейцев в этом смысле - как
раз и есть наиболее разумная реакция на эту ситуацию, требующую
перехода от роста мирового населения к его стабилизации, а затем
и сокращению. А главная сегодняшняя демографическая проблема связана
с тем, что другие континенты не следуют или медленно следуют за
европейцами по пути снижения рождаемости, так что мировой демографический
взрыв продолжается, а населения европейской культуры становятся
явным меньшинством на планете.
|