Александр Аузан - Forbes: "Страна потеряла
главный козырь"
Такого ущерба от оттока, как в результате нынешнего
массового отъезда квалифицированных специалистов за рубеж, Россия
не получала никогда, считает декан экономического факультета МГУ
Александр Аузан. В интервью Forbes Talk он рассказал, как остановить
утечку мозгов, на сколько хватит бюджетных денег и чем отличаются
вложения в инфраструктуру от поддержки регионов "военными"
компенсациями.
Александр Аузан - доктор экономических наук, декан экономического
факультета МГУ им. Ломоносова. Автор множества научных трудов, учебника
по институциональной экономике и научно-популярной книги "Экономика
всего. Как институты определяют нашу жизнь". Осенью 2021 года
на сайте Forbes в рамках совместного проекта с изданием Arzamas
вышла серия его колонок "Культурные коды экономики". "Оценка будущего страны"
"Меня не макроэкономическая ситуация больше волнует, а движение
людей и денег. Это оценка будущего страны. То что люди и деньги
продолжают покидать страну - это признак, про который стоит говорить.
Я думаю, что такого ущерба страна не получала никогда. Мы не там
ищем, где происходят главные потери: мы деньги пытаемся посчитать,
а считать надо шансы на лучшее будущее. Человеческий капитал -наиболее
трудновоспроизводимый фактор. У России есть одна колоссальная особенность,
и она десятилетиями сохраняется: мы по качеству человеческого капитала
в первой тройке в мире, а по качеству институтов очень сильно уступаем
другим странам. Вот это огромный разрыв человеческого потенциала
и правил, в которых живет страна.
Знаменитый русский реформатор Михаил Сперанский в начале XIX века,
вернувшись из Европы, сказал: "Государь, у них учреждения лучше,
а у нас люди". Вот мы, может быть, еще с тех пор живем в ситуации,
когда у нас люди лучше, чем учреждения, но в результате мы все время
теряем людей. Плохие институты, как мы бы сказали уже современным
языком, так или иначе все время выдавливают за границу большое количество
талантливых и образованных людей. Многие политики, по-моему, этого
не понимают, потому что начинаются рассуждения: "Ну все, забыли,
сейчас быстро поднимутся новые". Вы меня спросите, я производитель
человеческого капитала, не вы. Чтобы воспроизвести примерно эту
квалификацию, навык и так далее, понадобится от 7 до 10 лет. И это
если утечка не будет продолжаться в заметных масштабах.
Вспоминается школьная задачка с бассейном, где в одну трубу втекает,
а в другую вытекает. Вот здесь Московский университет старается,
чтобы натекло ума, талантов, способностей, но трубу, из которой
вытекает, никто не отменял. Поэтому мы столкнулись с очень тяжелым
ущербом, который скажется через 5-10 лет в наших возможностях развития.
Класс страны определяется теми мозгами, которые в ней есть". Как остановить утечку
"Если мы понимаем, что такой отток - это очень плохо, то для
начала не надо обрезать вот эти самые ниточки. Споры по этому поводу
идут: устраивать систему, которая позволяла бы работать нашей диаспоре
из Армении, Казахстана, Израиля, Турции и т.д., продолжать работать
на частные компании, менять налоговое законодательство… Потому что
у нас, конечно, получается налоговый парадокс. Мы начинаем брать
30% [НДФЛ] с нерезидентов, в то время как либо мы их должны признать
не своими, и тогда налоги с них должны брать там, либо нужно, если
мы хотим их сохранить в нашей экономике, продолжать брать 13%, как
Минфин и предлагал, но решение это не принято. Поэтому первое, что
надо сделать - надо понять, что мы не хотим терять этих людей, что
мы хотим сохранения сотрудничества и интеграции. Для этого нужно
поменять кое-что в законодательстве, чтобы люди могли двигаться
туда-сюда, сравнивать ситуацию, находить здесь проекты, включаться
в какие-то работы.
А по гамбургскому счету я вам скажу, что надо поменять. Дело в том,
что в мире, в принципе, существует всего два типа институтов. Экстрактивные
институты, которые умеют выжимать ренту из чего угодно - из камня,
из песка, монопольную, административную, какую хочешь. Экстрактивные
институты у нас в стране налажены, мы понимаем, что мы выкачали
за успешные нулевые годы триллионы долларов. И где? Я не говорю,
что они кому-то не тому достались, но их не видно в развитии страны.
До тех пор, пока институты настроены на выкачивание ренты, это малопривлекательная
страна для умных людей. Во всем мире так устроено, что если в каком-то
месте начинают качать ренту, то туда вахтовым методом наезжают,
а жизнь себе обустраивают в другом месте.
Что такое обустройство жизни? Так называемые инклюзивные институты.
Это такой трансформер, который ты под себя подлаживаешь. Автономию
надо иметь! Я даже не говорю о демократии, о политической конкуренции
и прочем. Автономия в том, что не только власть воздействует на
тебя, но и ты воздействуешь на власть и у тебя есть сфера защищенного
пространства. Власть не лезет в твою семью, в идеи, религию, и плюс
к тому ты имеешь инструмент воздействия. Налоговую систему надо
перестраивать, потому что налоги - это вообще-то способ управления
государством. Гарантии, конечно, надо иметь другие, в том числе
гарантии от призыва. Государственная Дума не приняла бронь [от призыва]
для кандидатов и докторов наук, приняв бронь для студентов. Позвольте
вопрос: а как это? А кто учить-то будет? Вы о чем думали, законодатели?
Поэтому у нас пока нет осознания проблемы потери человеческого капитала
как главного козыря для будущего России. Этот главный козырь мы
сейчас, так сказать, сбросили под стол". "Уничтожение денег и продуктов"
"Про бедных думают всегда, потому что бедных боятся. Бедные
- это люди отвязные, они могут в какой-то момент всякое сотворить:
не того поддержать, дорогу перекрыть, еще что-то сделать. Обратите
внимание, что у нынешней власти есть своя политика борьбы с бедностью
и неравенством: их просто не замечают. Сегодня впервые, наверное,
за 30 постсоветских лет депрессивные регионы получили деньги и работу.
Работу на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, которые
вели не очень веселое существование, по крайней мере до 2012 года.
А деньги - в виде денег за военные контракты, компенсации за ранения
и смерть. Смотрите, целые социальные фонды создаются, и они все
адресованы практически депрессивным регионам страны, которые до
этого как-то были вне фокуса государственной экономической и социальной
политики. Это создает устойчивость системы, на мой взгляд. Является
ли это стратегически правильным решением? Нет, я не уверен. Я совершенно
в этом не уверен, потому что, если мы намерены десятилетиями экономику
держать на оборонно-промышленном комплексе и компенсациях за ранения
и смерть, то чем мы намерены жить и заниматься в течение десятилетий?
Может, мы все-таки найдем другие свои позиционирования в мировой
системе и внутри страны?
Чем отличается поддержка бедных путем финансирования вооруженных
сил или производства на оборонных предприятиях от других вариантов?
Двумя вещами. Во-первых, поддержка должна решать проблему бедности,
а не создавать каждый год ситуацию, когда снова надо платить. То
есть, в принципе нужно расширять такую занятость, которая не зависит
от военной ситуации. А вдруг нам удастся ее решить, даже, скажем
так, в свою пользу? И что, тогда эти люди останутся без работы?
Есть какая-то другая политика.
Теперь второй вопрос: все, что бюджет тратит на вооружение и военные
действия, все это в экономическом смысле - уничтожение денег и продуктов.
То, что вложено в инфраструктуру, в дороги, будет жить десятилетиями
и давать эффект, а то, что вы вложили в ракеты: полетела, сработала,
уничтожена. Поэтому экономика, которая рассчитывала бы себя на многие
десятилетия уничтожения продуктов, должна откуда-то брать источники
[денег]. Когда я говорю, что денег сейчас достаточно, я подтверждаю,
что и бюджетных денег, и Фонда национального благосостояния по расчетам,
похоже, хватит на 2-3 года, не будем заглядывать дальше. Но из этого
же не следует, что 30 лет можно жить в этой модели, нельзя. У вас
вытекут все мозги, если вы их не остановите силовым образом, а так
вряд ли их можно будет мотивировать. У вас действительно закончатся
деньги, и сомнительно, что у вас произойдет инвестиционный бум.
Потому что: а куда инвестировать?" "До какой степени мы Европа"
"Нам прежде в голову не приходило, до какой степени мы европеизированы,
до какой степени мы Европа. Я думаю, что Петр I рукоплещет, потому
что он дубинкой своей вколотил в нас европейскую идентичность, и
она, оказывается, в рыночных процессах в зацеплениях многочисленных
жила и теперь разрушается. Я не знаю, до какой степени будет разрушаться
товарооборот с Европой, но я абсолютно убежден в его восстановлении
оборота через какое-то недолгое время. Россия - литературоцентричная
страна. Начиная с Пушкина, который думал по-французски и писал,
создал русский язык, и продолжая тем, кого читает и весь мир, и
мы - Толстой, Чехов, Достоевский… Конечно, это русский вариант европейской
культуры. На этом взрощено столько поколений, и школа продолжает
растить это, какие бы она ни вводила идеологии. Мне было немножко
странно, что мы в тот же 2022 год, когда отмечали 350-летие императора
Петра I и 300-летие империи, как-то не очень помнили, что главным
результатом императора и империи было то, что Россия утвердила себя
как европейская страна. Поэтому это сработает, культурные вещи работают
медленно, но очень надежно".
Также в интервью Александра Аузана о том, чему сегодня нужно учить
студентов-экономистов, что такое бунт неудачников и на какой развилке
стоит Россия. Полную версию смотрите на канале Forbes в YouTube.
Елена ТОФАНЮК, Антон ЖЕЛНОВ, Весна ПЕДЧЕНКО,
Татьяна КУЗЬМИНА. Forbes, 19 марта 2023 года