Анастасия Мануйлова о конкуренции социальных инициатив
государства
На прошлой неделе Минтруд опубликовал для общественного обсуждения
два проекта федеральных законов, которыми предлагает внести правки
в Налоговый кодекс и ФЗ-167 "Об обязательном пенсионном страховании
в РФ". Цель - разрешить работодателям, нанимающим на трудовой
договор или договор ГПХ несовершеннолетних (в возрасте 14-18 лет),
платить за них пониженные страховые взносы. Идея популяризовать
подростковую занятость на первый взгляд может вызвать вопросы: так
ли все плохо у российских домохозяйств, что и детей надо отправлять
на заработки? Однако статистика показывает иное.
Российский рынок труда, по всей видимости, оказался дефицитным не
только в 2022 году - он останется таковым на ближайшие пять-семь
лет. Свою роль сыграли и эмиграция, и частичная мобилизация, однако
основная причина - в снижении объема трудоспособного населения в
целом: процесс начался еще в середине 2010-х и вряд ли перестанет
влиять на рынок труда до 2030 года (подробнее см. "Ъ"
от 29 декабря 2022 года). С учетом этого запущенная Минтрудом в
2021 году федеральная программа содействия занятости молодежи, поначалу
вызывавшая вопросы выбором своей целевой аудитории (долгие годы
молодым специалистам в РФ мешали трудоустраиваться в первую очередь
завышенные ожидания первой зарплаты), предстает в новом свете -
в виде помощи, напротив, работодателям.
В этом случае предложение ведомства снизить страховые взносы при
трудоустройстве несовершеннолетних является продолжением той же
политики поддержки непрерывности потока кадров. Отсутствие опыта
при трудоустройстве на первую работу - вторая по частоте причина
отказа молодым специалистам, и дополнительная возможность приобрести
этот опыт до совершеннолетия будет кстати. Сейчас, по данным мониторинга
трудоустройства несовершеннолетних Роструда, ежегодно на работу
выходят свыше 500 тыс. подростков - 15% от численности этой категории
населения (7,5 млн человек в возрасте 14-18 лет).
Сокращение ставки взносов почти втрое (до 7,6%), вероятнее всего,
расширит возможности официального найма подростков, однако нельзя
забывать, что для многих из них невозможность работать обусловлена
большой учебной нагрузкой - пока оценить, как она будет меняться
на фоне очередной реформы высшего образования, невозможно. Кроме
того, трудовые доходы подростка учитываются в объеме общих доходов
домохозяйства, которое претендует на единое социальное пособие (его
получают родители примерно трети детей до 18 лет), и им может оказаться
выгоднее отказаться от детского труда в пользу инвестиций в профессиональный
капитал ребенка только с помощью его учебы. Впрочем, это будет зависеть
и от зарплат, которые предложат подросткам наниматели.
Анастасия МАНУЙЛОВА. Коммерсантъ, 20 марта 2023
года