Ученые обсуждают, можно ли использовать мертвых
женщин в качестве суррогатных матерей
С таким нетривиальным предложением выступила философ
из Норвегии. "Мы пока не можем полностью отказаться от матки
для воспроизводства нашего вида. Но мы можем перенести риски беременности
на тех, кому они больше не могут причинить вреда", - пишет
она.
Профессор философии из Университета Осло Анна Смайдор выступила
с предложением использовать женщин, мозг которых признан мертвым,
для вынашивания детей. В своей статье, опубликованной в научном
журнале Theoretical Medicine and Bioethics, Смайдор пишет, что человечеству
пора задуматься над этим вопросом. Готовые на "донорство всего
тела во время беременности" женщины могли бы при жизни подписывать
добровольное согласие, с тем чтобы в случае смерти мозга их тело
использовали для развития плода, помещая в матку чужой эмбрион.
Автор признает, что ее предложение может вызвать "беспокойство"
и быть воспринято как кощунственное, цитирует статью Daily Mail.
В то же время она призывает подумать об интересах тех, кто хочет,
но не может иметь людей, например по причине бесплодия или из нежелания
подвергать здоровье рискам, с которыми сопряжено вынашивание и роды.
Наконец, это помогло бы решить проблему нехватки суррогатных матерей
и дороговизны суррогатного материнства.
Смертью мозга называют патологическое состояние, связанное с тотальным
некрозом головного мозга и первых шейных сегментов спинного мозга.
Наступить она может в результате травмы мозга, интоксикации, отека
головного мозга и других причин, при которых прекращается поступление
крови или кислорода в мозг. Несмотря на то, что мозг при этом необратимо
умирает, сердечная и дыхательная деятельность, а также кровообращение
поддерживаются непрерывной искусственной вентиляцией легких. То,
что сердце продолжает биться, а грудь с каждым вздохом вздымается,
создает видимость того, что человек все еще жив. Хотя по сути он
является живым трупом, поскольку уже никогда не придет в сознание
и не начнет дышать самостоятельно.
Смерть мозга следует отличать от вегетативного состояния, в котором,
например, до сих пор находится знаменитый гонщик Михаэль Шумахер.
В конце 2013 года, катаясь на горных лыжах в Альпах, Шумахер вылетел
с трассы и ударился головой о выступ скалы. С тех пор он проходит
курс реабилитации. В документальном фильме, который в 2021 году
вышел на Netflix, жена и сын Шумахера рассказали, что на его лечение
потрачено более 20 млн долларов, однако он все еще не может передвигаться
самостоятельно и полноценно общаться. Тем не менее у таких пациентов,
как Шумахер, все еще сохраняется сознания и есть шанс на выздоровление,
потому что ствол мозга у них продолжает функционировать.
В своей статье доктор Смайдор напоминает, что идея использовать
тела женщин после смерти мозга для суррогатного материнства была
озвучена медиками еще в 2000 году, однако до сих пор ни одна страна
мира не решилась принять соответствующий закон. Что довольно странно,
поскольку беременность и роды - по статистике состояния более смертоносные,
чем, например, корь. При этом от кори человечество сознательно старается
избавиться, а женщин не задумываясь подвергает риску беременности
и родов.
"Мы пока не можем полностью отказаться от матки для воспроизводства
нашего вида. Но мы можем перенести риски беременности на тех, кому
они больше не могут причинить вреда", - пишет Смайдор. Если
при родах возникнут осложнения, то их перенесет суррогатная мать
"с мозговой оболочкой", а потенциальные родители смогут
избежать. В выигрыше останутся и те женщины, которые сейчас принимают
на себя функцию суррогатных матерей, рискуя ради чужих детей своим
здоровьем.
Тем, кого такая перспектива приводит в замешательство, Смайдор напоминает,
что смерть мозга уже принята в качестве основания для донорства
органов. Люди заранее подписывают согласие, зная, что их сердца
и почки будут переданы тем, кто ждет пересадки. В случае с суррогатными
матерями действует та же логика.
Как долго пациент с умершим мозгом может находиться на аппарате
жизнеобеспечения, неизвестно: самый длительный зарегистрированный
случай составляет 110 дней. Считается, что искусственно поддерживать
в мертвом человеке жизнь неэтично. Тем не менее в случаях, когда
умерший подписал согласие на донорство органов, вентиляцию его легких
продлевают. Так почему бы не продлевать ее на девять месяцев, которые
требуются для развития ребенка в утробе матери, спрашивает автор.
Может ли вообще женщина с мертвым мозгом успешно выносить и родить
ребенка? Такой практики пока немного, но она есть. В 2018 году португальская
спортсменка Катарина Секейра фактически родила через три месяца
после своей смерти. Профессиональная каноистка, 26-летняя Секейра
пережила тяжелый приступ астмы, после которого ее госпитализировали
и погрузили в кому. Через некоторое время врачи констатировали смерть
мозга. Женщина находилась на 19-й неделе беременности, и доктора
решили сохранить жизнь ребенку. В течение 56 дней они поддерживали
необходимую для развития плода жизнедеятельность материнского организма,
а на 32-й неделе, когда организм перестал справляться, сделали кесарево
сечение. После рождения мальчика тело матери отключили от систем
жизнеобеспечения. Ребенок родился весом 1,7 килограмма, и его здоровье,
по словам врачей, было ничем не хуже, чем у других недоношенных
детей.
Использование мертвых женщин для суррогатного материнства может
показаться неприемлемым с точки зрения феминизма, признает Смайдор,
поскольку функции воспроизводства при этом отделяются от личности.
Если донорское тело во время беременности используется в качестве
контейнера, то же самое можно сказать и о живой женщине, не так
ли? Но этот щекотливый момент реально смягчить, если использовать
для суррогатного материнства и мужчин с мертвым мозгом. Это лишь
увеличит пул доноров, пишет Смайдор. Правда, как именно мужчины
будут вынашивать, она не уточняет.
Статья норвежского философа, опубликованная новостным сайтом Reduxx,
вызвала бурю негодования среди читателей. Многие пишут, что идея
Смайдор "унижает всю концепцию жизни, какой мы ее знаем".
Другие признаются, что это самая "отвратительная и извращенная"
статья, которую им приходилось читать. Третьи вспоминают антиутопии
- "Рассказ служанки" Маргарет Этвуд, где фертильных женщин
обязывают рожать, и "О дивный новый мир" Олдоса Хаксли,
в котором дети появляются на свет в лаборатории, где их рожает искусственная
матка.