Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 975 - 976
14 февраля - 27 февраля 2023

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"РБК" и "Новые известия" о сокращении населения России
"Известия" о низкой рождаемости
"Известия" и "The Spectator" о поощрении рождаемости в Японии
"Российская газета" о задачах национального проекта "Демография"
"Новые Известия" о демографической истории России
"Коммерсантъ" о необходимости либерализации миграционного законодательства
"РБК" о вступивших в гражданство РФ в 2022 году
"Forbes" об отказе от российского гражданства
"Новые Известия" о перспективах для релокантов при возвращении на родину
"Известия" о переходном этапе коронавирусной пандемии
"Коммерсантъ" о заболевании корью
"РИА Новости" о потреблении алкоголя

"Новые Известия" об увольнении борющихся за свои права врачей
"Новые Известия" о недоступности лекарств
"IQ" о "поколении сэндвич"
"Коммерсантъ" о системе социальной поддержки
"РБК" о снижении спроса на питание и товары для детей
"РБК" о новой схеме оплаты пособий по безработице
"Новая газета" о протестах против пенсионной реформы во Франции
"Forbes" об истории движения за доступ к контрацепции
"РБК" о родильном туризме
"Новые Известия" о дискуссии на тему женского репродуктивного здоровья
"Новые Известия" о предложении использовать матку мертвых женщин

о снижении спроса на питание и товары для детейи

Экономия и сокращение рождаемости снизили спрос на детское питание Вместо него для детей стали чаще покупать обычные продукты

Россияне в 2022 году стали экономить на покупке детского питания и подгузников
В 2022 году россияне купили почти на 8% меньше детского питания и товаров детской гигиены - на спрос повлияло снижение доходов и рождаемости. Во время предыдущего кризиса 2014-2015 годов потребители экономили, но не на детях
В 2022 году продажи детского питания и товаров гигиены сократились в натуральном выражении на 7,8% год к году, следует из данных исследовательской компании NielsenIQ, с которыми ознакомился РБК. В статистике учитывались продажи товаров FMCG (Fast-Moving Consumer Good - товаров повседневного спроса) в традиционной рознице, а также в онлайн-магазинах.
Самое большое снижение потребления, по данным NielsenIQ, произошло в сегменте вязкого детского питания (к нему относится, например, фруктовое и овощное пюре) - его покупали на 20,2% меньше, чем в 2021 году. Спрос снизился на все основные категории детского питания, в том числе на сухое (его покупали на 13,3% меньше), готовые напитки для детей и молочное детское питание (продажи упали на 10,3 и 8,6% соответственно). На 5,4% год к году упали продажи заменителей грудного молока. В 2022 году россияне покупали меньше не только детского питания, но и товаров детской гигиены. Например, заметно снизились объемы проданных подгузников - на 8,3% год к году. На 9,6% упали продажи талька, на 12,1% - детского крема.
В 2021 году потребление детского питания также снижалось, но не такими темпами: например, объемы продаж вязкого детского питания упали относительно 2020-го на 1,9%, молочного питания - на 4,1%, сухого детского питания - на 6,8%, а напитков для детского питания - на 2,6%.
Несмотря на то что в штуках потребители купили в 2022 году меньше детских товаров, чем годом ранее, потратили они на них больше. В денежном выражении продажи детских продуктов и товаров детской гигиены выросли на 10,5% год к году. Заметно выросли траты на подгузники (их продажи в денежном выражении оказались на 17,7% выше уровня прошлого года), заменители грудного молока (рост на 12,1%), детское молочное питание и напитки для детей - рост на 10,9 и 9,8% соответственно, следует из данных NielsenIQ.
Похожую динамику в офлайн-продажах крупнейших российских ретейлеров зафиксировала исследовательская компания NTech: по ее данным, количество купленного детского питания снизилось в 2022 году на 9% по сравнению с 2021-м, тогда как в денежном выражении продажи выросли на 12,3%. Наиболее чувствительное снижение, по версии аналитиков, было в потреблении молочных каш для детей - продажи в натуральном выражении упали на 20,5% год к году, детского пюре и кисломолочных продуктов - на 18,7 и 9,5% соответственно.
Снижение потребления детского питания подтвердил РБК и крупнейший российский производитель этой продукции - компания "Прогресс" (бренд "ФрутоНяня"). В компании PepsiCo (бренды "Агуша", "Чудо детки", "Простоквашино", "Домик в деревне") отказались от комментариев. В российском офисе Danone (марки "Растишка", "Тема", "Простоквашино", "Малютка", "Малыш" и Nutrilon) на запрос РБК не ответили.
Почему стали покупать меньше товаров для детей
Падение объемов продаж детского питания и товаров детской гигиены в 2022 году объясняется стремлением потребителей экономить из-за снижения реальных доходов и изменения цен, считает зампред правления ассоциации Руспродсоюз Дмитрий Леонов. Среди прочих причин эксперт назвал уход из России части западных брендов, изменение ассортимента и снижение рождаемости.
Во время предыдущего кризиса 2014-2015 годов россияне снижали потребление товаров повседневного спроса, но тогда оказались не готовы экономить на детях и домашних животных: на фоне падения доходов люди сокращали траты, но продажи детского питания и корма для животных показывали рост, рассказывал в одном из интервью гендиректор Nestle в России Маурицио Патарнелло.
Как менялись доходы россиян
С 2014 по 2017 год реальные располагаемые доходы (т.е. доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на инфляцию) населения в России сокращались. В 2018 году они показали околонулевой рост (+0,1%), а по итогам 2019 года увеличились на 1% к прошлому году. В пандемию 2020 года реальные располагаемые доходы населения вновь упали - на 3,5%. Но уже в 2021 году они вернулись к росту, который составил 3,1% - максимум за восемь лет.
В январе-сентябре 2022 года, согласно доступным данным Росстата, реальные доходы уменьшились на 1,7% относительно того же периода 2021 года.
Динамика потребления связана с доступностью и ценой, а стоимость детского питания за прошлый год заметно выросла, отмечает исполнительный директор ассоциации Руспродсоюз Дмитрий Востриков. На цену повлияли трудности с доступностью сырья и упаковки, связанные с изменением логистических цепочек, объяснили РБК в пресс-службе компании "Прогресс". Еще в начале года гендиректор компании Наталья Медунова предупредила торговые сети о повышении цен в среднем на 15,5%. В детском питании высокая доля импортного сырья: в 2016 году российские власти из-за недостатка отечественной продукции даже вынуждены были специально исключить из-под действия продэмбарго мясо и овощи для детского питания. Большая часть детских смесей - заменителей грудного молока также поставлялась в Россию из-за рубежа: в 2019 году около 95% таких смесей завозилось из ЕС и США. Сложности у российских производителей возникли даже с крышечками для детского питания, белая жесть для которых не производилась в России и завозилась из ЕС, пока ее поставки не попали под санкции.
Весной 2022 года, после начала специальной военной операции на Украине, производители детского питания в России начали сокращать ассортимент и фокусироваться на самых востребованных позициях, а также отменять скидки. Об оптимизации ассортимента предупредил, в частности, "Прогресс". На выпуске базовых продуктов в России решила сосредоточиться швейцарская Nestle; PepsiCo и Danone приостановили инвестиции в Россию, но пообещали продолжить производство молочных продуктов и детского питания.
Вклад в отрицательную динамику потребления детского питания внес рост инфляции, снижение промоактивности и сокращение рождаемости, говорит представитель "Прогресса".
Почему в России снижается рождаемость
По данным Росстата, в январе-ноябре 2022 года рождаемость в России сократилась год к году на 6,8%. За одиннадцать месяцев года в стране родились 1,2 млн детей - на 87,1 тыс. меньше, чем годом ранее.
Среди основных причин снижения рождаемости Минтруд и НИУ ВШЭ называли сокращение численности женщин в возрасте 20-29 лет (дети рождаются у малочисленных поколений 1990-х и начала 2000-х), а также неопределенность на рынке труда - из-за этого рождаемость в России может сокращаться до 2024 года. Кроме этого, на демографию может влиять COVID-19, снижение доходов из-за санкционного кризиса и любые изменения, которые ведут к снижению уровня жизни и уверенности в завтрашнем дне у молодой части населения, объясняли эксперты.
Некоторые родители стали отказываться от ряда категорий детских продуктов, которые не входят в обязательный рацион ребенка, и покупать вместо них продукты, представленные на "взрослой полке", добавляют в "Прогрессе". Спрос изменился как таковой, согласен представитель компании "Молвест" (выпускает молочную продукцию под брендом "Вкуснотеево" и молочное детское питание "Нежный возраст"): на фоне последствий пандемии и начала спецоперации видна экономия, покупатели стали меньше себя баловать и у них становятся более востребованы традиционные продукты "без изысков". Например, вместо йогуртов потребители выбирают кефир, вместо сладких творожков - творог, добавляют в "Молвесте".
Часть родителей действительно стали отказываться от покупки детского питания в пользу обычных продуктов, согласна президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина. По ее словам, это связано со стремлением потребителей экономить из-за тяжелого финансового состояния. Найти альтернативу сухим смесям - заменителям грудного молока невозможно, но, например, мясное или овощное пюре для детей старше года просто приготовить дома, отмечает Востриков. "Когда пюре стоит 60-80 руб., это достаточная причина купить вместо него овощи и фрукты и сделать дома пюре на несколько приемов - это получится более экономично и из понятных продуктов", - добавляет эксперт. Если уровень инфляции продолжит снижаться, а проблемы с поставками сырья и упаковки будут решены, то падение потребления замедлится, надеются в "Прогрессе".
В Минсельхозе ситуацию на рынке детского питания назвали стабильной. Как сообщили РБК в министерстве, в январе-ноябре 2022 года производство сухого молока и молочных смесей для детей раннего возраста увеличилось на 12,7% по сравнению с тем же периодом предыдущего года, производство мясных консервов для детей сохранилось на уровне 2021 года. В министерстве добавили, что государство поддерживает производителей с помощью льготного кредитования, стимулирующей субсидии и возмещении части затрат. Также Минсельхоз вместе с Минпромторгом прорабатывают вопрос об увеличении производства необходимых для предприятий пищевых ингредиентов.

Анна ЗАХАРОВА. РБК, 31 января 2023 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.