… о снижении
спроса на питание и товары для детейи
Экономия и сокращение рождаемости снизили спрос
на детское питание Вместо него для детей стали чаще покупать
обычные продукты
Россияне в 2022 году стали экономить на покупке детского
питания и подгузников
В 2022 году россияне купили почти на 8% меньше детского питания
и товаров детской гигиены - на спрос повлияло снижение доходов и
рождаемости. Во время предыдущего кризиса 2014-2015 годов потребители
экономили, но не на детях
В 2022 году продажи детского питания и товаров гигиены сократились
в натуральном выражении на 7,8% год к году, следует из данных исследовательской
компании NielsenIQ, с которыми ознакомился РБК. В статистике учитывались
продажи товаров FMCG (Fast-Moving Consumer Good - товаров повседневного
спроса) в традиционной рознице, а также в онлайн-магазинах.
Самое большое снижение потребления, по данным NielsenIQ, произошло
в сегменте вязкого детского питания (к нему относится, например,
фруктовое и овощное пюре) - его покупали на 20,2% меньше, чем в
2021 году. Спрос снизился на все основные категории детского питания,
в том числе на сухое (его покупали на 13,3% меньше), готовые напитки
для детей и молочное детское питание (продажи упали на 10,3 и 8,6%
соответственно). На 5,4% год к году упали продажи заменителей грудного
молока. В 2022 году россияне покупали меньше не только детского
питания, но и товаров детской гигиены. Например, заметно снизились
объемы проданных подгузников - на 8,3% год к году. На 9,6% упали
продажи талька, на 12,1% - детского крема.
В 2021 году потребление детского питания также снижалось, но не
такими темпами: например, объемы продаж вязкого детского питания
упали относительно 2020-го на 1,9%, молочного питания - на 4,1%,
сухого детского питания - на 6,8%, а напитков для детского питания
- на 2,6%.
Несмотря на то что в штуках потребители купили в 2022 году меньше
детских товаров, чем годом ранее, потратили они на них больше. В
денежном выражении продажи детских продуктов и товаров детской гигиены
выросли на 10,5% год к году. Заметно выросли траты на подгузники
(их продажи в денежном выражении оказались на 17,7% выше уровня
прошлого года), заменители грудного молока (рост на 12,1%), детское
молочное питание и напитки для детей - рост на 10,9 и 9,8% соответственно,
следует из данных NielsenIQ.
Похожую динамику в офлайн-продажах крупнейших российских ретейлеров
зафиксировала исследовательская компания NTech: по ее данным, количество
купленного детского питания снизилось в 2022 году на 9% по сравнению
с 2021-м, тогда как в денежном выражении продажи выросли на 12,3%.
Наиболее чувствительное снижение, по версии аналитиков, было в потреблении
молочных каш для детей - продажи в натуральном выражении упали на
20,5% год к году, детского пюре и кисломолочных продуктов - на 18,7
и 9,5% соответственно.
Снижение потребления детского питания подтвердил РБК и крупнейший
российский производитель этой продукции - компания "Прогресс"
(бренд "ФрутоНяня"). В компании PepsiCo (бренды "Агуша",
"Чудо детки", "Простоквашино", "Домик в
деревне") отказались от комментариев. В российском офисе Danone
(марки "Растишка", "Тема", "Простоквашино",
"Малютка", "Малыш" и Nutrilon) на запрос РБК
не ответили. Почему стали покупать меньше товаров для детей
Падение объемов продаж детского питания и товаров детской гигиены
в 2022 году объясняется стремлением потребителей экономить из-за
снижения реальных доходов и изменения цен, считает зампред правления
ассоциации Руспродсоюз Дмитрий Леонов. Среди прочих причин эксперт
назвал уход из России части западных брендов, изменение ассортимента
и снижение рождаемости.
Во время предыдущего кризиса 2014-2015 годов россияне снижали потребление
товаров повседневного спроса, но тогда оказались не готовы экономить
на детях и домашних животных: на фоне падения доходов люди сокращали
траты, но продажи детского питания и корма для животных показывали
рост, рассказывал в одном из интервью гендиректор Nestle в России
Маурицио Патарнелло. Как менялись доходы россиян
С 2014 по 2017 год реальные располагаемые доходы (т.е. доходы за
вычетом обязательных платежей, скорректированные на инфляцию) населения
в России сокращались. В 2018 году они показали околонулевой рост
(+0,1%), а по итогам 2019 года увеличились на 1% к прошлому году.
В пандемию 2020 года реальные располагаемые доходы населения вновь
упали - на 3,5%. Но уже в 2021 году они вернулись к росту, который
составил 3,1% - максимум за восемь лет.
В январе-сентябре 2022 года, согласно доступным данным Росстата,
реальные доходы уменьшились на 1,7% относительно того же периода
2021 года.
Динамика потребления связана с доступностью и ценой, а стоимость
детского питания за прошлый год заметно выросла, отмечает исполнительный
директор ассоциации Руспродсоюз Дмитрий Востриков. На цену повлияли
трудности с доступностью сырья и упаковки, связанные с изменением
логистических цепочек, объяснили РБК в пресс-службе компании "Прогресс".
Еще в начале года гендиректор компании Наталья Медунова предупредила
торговые сети о повышении цен в среднем на 15,5%. В детском питании
высокая доля импортного сырья: в 2016 году российские власти из-за
недостатка отечественной продукции даже вынуждены были специально
исключить из-под действия продэмбарго мясо и овощи для детского
питания. Большая часть детских смесей - заменителей грудного молока
также поставлялась в Россию из-за рубежа: в 2019 году около 95%
таких смесей завозилось из ЕС и США. Сложности у российских производителей
возникли даже с крышечками для детского питания, белая жесть для
которых не производилась в России и завозилась из ЕС, пока ее поставки
не попали под санкции.
Весной 2022 года, после начала специальной военной операции на Украине,
производители детского питания в России начали сокращать ассортимент
и фокусироваться на самых востребованных позициях, а также отменять
скидки. Об оптимизации ассортимента предупредил, в частности, "Прогресс".
На выпуске базовых продуктов в России решила сосредоточиться швейцарская
Nestle; PepsiCo и Danone приостановили инвестиции в Россию, но пообещали
продолжить производство молочных продуктов и детского питания.
Вклад в отрицательную динамику потребления детского питания внес
рост инфляции, снижение промоактивности и сокращение рождаемости,
говорит представитель "Прогресса". Почему в России снижается рождаемость
По данным Росстата, в январе-ноябре 2022 года рождаемость в России
сократилась год к году на 6,8%. За одиннадцать месяцев года в стране
родились 1,2 млн детей - на 87,1 тыс. меньше, чем годом ранее.
Среди основных причин снижения рождаемости Минтруд и НИУ ВШЭ называли
сокращение численности женщин в возрасте 20-29 лет (дети рождаются
у малочисленных поколений 1990-х и начала 2000-х), а также неопределенность
на рынке труда - из-за этого рождаемость в России может сокращаться
до 2024 года. Кроме этого, на демографию может влиять COVID-19,
снижение доходов из-за санкционного кризиса и любые изменения, которые
ведут к снижению уровня жизни и уверенности в завтрашнем дне у молодой
части населения, объясняли эксперты.
Некоторые родители стали отказываться от ряда категорий детских
продуктов, которые не входят в обязательный рацион ребенка, и покупать
вместо них продукты, представленные на "взрослой полке",
добавляют в "Прогрессе". Спрос изменился как таковой,
согласен представитель компании "Молвест" (выпускает молочную
продукцию под брендом "Вкуснотеево" и молочное детское
питание "Нежный возраст"): на фоне последствий пандемии
и начала спецоперации видна экономия, покупатели стали меньше себя
баловать и у них становятся более востребованы традиционные продукты
"без изысков". Например, вместо йогуртов потребители выбирают
кефир, вместо сладких творожков - творог, добавляют в "Молвесте".
Часть родителей действительно стали отказываться от покупки детского
питания в пользу обычных продуктов, согласна президент Ассоциации
предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина. По ее словам,
это связано со стремлением потребителей экономить из-за тяжелого
финансового состояния. Найти альтернативу сухим смесям - заменителям
грудного молока невозможно, но, например, мясное или овощное пюре
для детей старше года просто приготовить дома, отмечает Востриков.
"Когда пюре стоит 60-80 руб., это достаточная причина купить
вместо него овощи и фрукты и сделать дома пюре на несколько приемов
- это получится более экономично и из понятных продуктов",
- добавляет эксперт. Если уровень инфляции продолжит снижаться,
а проблемы с поставками сырья и упаковки будут решены, то падение
потребления замедлится, надеются в "Прогрессе".
В Минсельхозе ситуацию на рынке детского питания назвали стабильной.
Как сообщили РБК в министерстве, в январе-ноябре 2022 года производство
сухого молока и молочных смесей для детей раннего возраста увеличилось
на 12,7% по сравнению с тем же периодом предыдущего года, производство
мясных консервов для детей сохранилось на уровне 2021 года. В министерстве
добавили, что государство поддерживает производителей с помощью
льготного кредитования, стимулирующей субсидии и возмещении части
затрат. Также Минсельхоз вместе с Минпромторгом прорабатывают вопрос
об увеличении производства необходимых для предприятий пищевых ингредиентов.