Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 975 - 976
14 февраля - 27 февраля 2023

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"РБК" и "Новые известия" о сокращении населения России
"Известия" о низкой рождаемости
"Известия" и "The Spectator" о поощрении рождаемости в Японии
"Российская газета" о задачах национального проекта "Демография"
"Новые Известия" о демографической истории России
"Коммерсантъ" о необходимости либерализации миграционного законодательства
"РБК" о вступивших в гражданство РФ в 2022 году
"Forbes" об отказе от российского гражданства
"Новые Известия" о перспективах для релокантов при возвращении на родину
"Известия" о переходном этапе коронавирусной пандемии
"Коммерсантъ" о заболевании корью
"РИА Новости" о потреблении алкоголя

"Новые Известия" об увольнении борющихся за свои права врачей
"Новые Известия" о недоступности лекарств
"IQ" о "поколении сэндвич"
"Коммерсантъ" о системе социальной поддержки
"РБК" о снижении спроса на питание и товары для детей
"РБК" о новой схеме оплаты пособий по безработице
"Новая газета" о протестах против пенсионной реформы во Франции
"Forbes" об истории движения за доступ к контрацепции
"РБК" о родильном туризме
"Новые Известия" о дискуссии на тему женского репродуктивного здоровья
"Новые Известия" о предложении использовать матку мертвых женщин

об истории движения за доступ к контрацепции

Материнство по выбору: женщины, боровшиеся за право на контрацепцию

До появления в середине XX века гормональных противозачаточных женщины могли рассчитывать на не самые эффективные методы контрацепции, но даже о них многие не знали. За распространение информации о том, как не забеременеть, можно было попасть в тюрьму. Рассказываем о секс-просветительницах, которых это не останавливало
Эмма Гольдман
Пионером движения за доступ к контрацепции считается американка Маргарет Сэнгер, открывшая одну из первых клиник, где женщинам прописывали противозачаточные средства. На это ее вдохновило знакомство с анархо-феминисткой Эммой Гольдман.
Эмма родилась в 1869 году Ковно (теперь Каунас) в семье, где дочерей били за любую провинность и собирались выдать замуж по договоренности. В 16 лет она сбежала в Нью-Йорк, где к тому времени обосновалась ее старшая сестра, и начала работать швеей. Став убежденной анархисткой еще до эмиграции, Эмма присоединилась к американским левым радикалам, участвовала в организации стачек и за призывы к экспроприации попала в тюрьму. Там, страдая от ревматизма, начала самостоятельно изучать медицину и продолжила обучение, выйдя на свободу.
Работая медсестрой и акушеркой, Гольдман видела, как бесконечные беременности истощают женщин и лишают их средств к существованию. Она была уверена, что контрацепция необходима для достижения экономического и сексуального равенства. Ее взгляды разделила Маргарет Сэнгер, тоже работавшая медсестрой. Обе они были обвинены в нарушении закона Комстока, который запрещал распространение информации о контроле над рождаемостью.
Потом их пути разошлись: Сэнгер сосредоточилась на продвижении контрацепции и открыла свою клинику, а Гольдман вернулась к анархистскому активизму. В 1919 году ее депортировали в советскую Россию, но, прожив там два года, Эмма разочаровалась в большевистском строе. Она жила в Европе, в 1933-м смогла снова въехать в США. В 1940 году она умерла в Канаде.
До сих пор биографы спорят о том, насколько различались взгляды Сэнгер и Гольдман и разделяли ли они идеи евгеники. Последнее обычно приписывают Сэнгер, которая якобы выступала за ограничение численности чернокожего населения. В статьях Гольдман также можно найти критику "огульного размножения". Однако некоторые выступают в их защиту, полагая, что и Сэнгер, и Гольдман считали контрацепцию прежде всего способом вырвать женщин из ловушки нищеты и дать им право выбора.
Рэйчел Яррос
Рахель Слободинская родилась в 1869 году в Бердичеве. В 13 лет она присоединилась к революционерам-подпольщикам, а в 17 привлекла внимание царской охранки, так что родители отправили ее в США. Там Рахель, ставшая Рэйчел, начала работать швеей, а позже поступила в бостонский Колледж врачей и хирургов, куда до нее принимали только мужчин. Окончив аспирантуру, она вышла замуж за Виктора Ярроса, который, как и она, эмигрировал из Российской империи. Супруги переехали в Чикаго, где Рэйчел начала работать акушером-гинекологом.
Однажды к ней на прием пришла беременная женщина, которую бросил жених. Боясь общественного осуждения, пациентка умоляла сделать ей аборт. Рэйчел отказалась, поскольку аборты были запрещены. Позже она узнала, что в тот же день беременная совершила самоубийство. Это известие так потрясло Яррос, что она стала заниматься популяризацией противозачаточных средств.
Она открыла клинику, которая выписывала женщинам контрацептивы (на тот момент это были диафрагмы) и консультировала пары. Читала просветительские лекции, в том числе для тех, кто не мог себе позволить оплатить прием у врача. В 1933 году написала книгу "Современная женщина и секс", которая через несколько лет была переиздана под названием "Сексуальные проблемы в современном браке". При этом успевала делать карьеру в медицине - стала адъюнкт-профессором в Университете Иллинойса в Чикаго и заместителем директора чикагского роддома.
Яррос умерла в 1946 году. В некрологе был процитирован отрывок из ее неопубликованной автобиографии, в которой Яррос писала: "просвещенный, социально мыслящий врач будет симпатизировать людям труда и сочувствовать жертвам эксплуатации и индустриальной автократии, малолетним и взрослым правонарушителям, которые являются порождениями трущоб и убогих, уродливых, депрессивных районов. Он будет работать и бороться за зрелые и действенные реформы".
Нелли Руссель
Французская феминистка Нелли Руссель родилась в 1878 году. Она придерживалась неомальтузианских взглядов, то есть считала, что ограничение рождаемости помогает бороться с бедностью. Однако также высказывалась о праве женщины не страдать от боли.
Источником боли для женщин ее эпохи было все, что оказывалось связано с деторождением, - секс, беременность, роды, послеродовой период. Говорить об этом было неприлично, и женщины страдали в одиночку. Руссель пыталась пробить эту стену молчания, публикуя статьи о том, что секс должен приносить удовольствие, а материнство - быть результатом свободного выбора и не мешать самореализации женщины.
Хотя Руссель вышла замуж по любви, о некоторых тяготах она знала не понаслышке. Она родила четверых детей, причем первый умер в младенчестве. И только в последнюю беременность нашла врача, который предоставил ей анестезию. Это вселило в нее веру, что наука способна подпитывать социальный прогресс.
Доротея Палмер
Доротея Палмер родилась в 1908 году в Англии. В середине 1920-х ее семья переехала в Канаду, где Доротея выучилась на социального работника. Вместе с мужем она управляла книжным магазином, а также работала в организации Parents' Information Bureau (PIB), которая занималось распространением информации о контрацепции.
В 1936 году 28-летнюю Палмер арестовали по обвинению в продаже и рекламе противозачаточных средств. Во время допроса в полицейском участке она заявила: "Женщина должна быть хозяйкой своего тела. Она должна сама сказать, хочет ли стать матерью". Доротею отпустили из участка, но все же предъявили обвинения.
Судебный процесс привлек всеобщее внимание. Дошло до того, что как-то раз прохожий затащил Палмер в подворотню и со словами: "Я тебе покажу, как оно без противозачаточных" - попытался изнасиловать. Доротее удалось ударить его коленом в пах и убежать.
В конце концов суд оправдал Палмер, решив, что она действовала в интересах общества. Комментируя это дело, она раскритиковала своих соратников по PIB, заявив, что мужчины-врачи боятся назначать пациенткам контрацептивы и ждут, когда какая-нибудь "чертова дура" сделает за них всю грязную работу. Средства контрацепции еще долго не были полностью легализованы в Канаде, но за распространение информации о них после Палмер больше никого не преследовали.
Мэй Фаркуарсон и Эми Бейли
Многие активисты, распространявшие информацию о контрацепции, были приверженцами евгеники - их интересовало не право выбора для женщин, а снижение численности "неполноценных" (расово, классово, психически и т. д.). Поэтому когда в 1939 году соцработница, дочь белого адвоката Глэдис Мэй Фаркуарсон основала Лигу планирования семьи на Ямайке, чернокожее население отнеслось к ней с недоверием.
Фаркуарсон нашла союзницу в лице чернокожей активистки ямайского женского движения Эми Бейли. Последняя заинтересовалась проблемой рождаемости еще в детстве, в течение многих лет наблюдая за шестью беременностями знакомой торговки. Бейли считала, что контрацепция - это прежде всего инструмент, дающий женщинам контроль над их телами. И темнокожие оказываются лишены доступа к этому инструменту из-за той же самой расовой дискриминации, которая лежит в основе деятельности сторонников евгеники.
В конце концов Лига планирования семьи добилась государственной поддержки. Помимо этого, Эми Бейли боролась с расовой и гендерной дискриминацией, Мэй Фаркуарсон требовала принять систему пенсионного обеспечения. Обе они занимались активизмом до преклонного возраста.

Мария МИХАНТЬЕВА. Forbes, 2 февраля 2023 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.