… о предложении
изменить закон о защите семьи и детей
Новый закон о защите семьи и детей: что изменится
- рассказывает адвокат
Сенатор Елена Мизулина вместе с коллегами по Совфеду
внесла в Госдуму законопроект, предлагающий изменить правила работы
органов опеки и изъятия детей из семьи. По словам авторов инициативы,
поправки будут направлены "на защиту прав семьи и детей".
Из измененного проекта убрали одно из главных положений - "Способы
воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое
и унижающие человеческое достоинство обращение", - по которому
можно классифицировать побои и психологическое насилие. Правозащитники
опасаются, что в законе появится так называемая "презумпция
добросовестности родителей", что повлечет за собой трудности
в защите детей.
Елизавета Антонова обсудила ситуацию с практикующей правозащитницей,
сотрудничающей с Кризисным центром для женщин и детей, специалистом
по семейному праву Галиной Ибряновой.
- Насколько вообще актуальны вносимые поправки?
- На мой взгляд, уважаемым авторам законопроекта стоило бы сосредоточить
свои силы и направить их на решение более актуальных проблем. Например,
на решение вопроса об исполнении решений суда об определении места
жительства ребенка, о более эффективной системе взыскания задолженности
по алиментам. Стоило бы задуматься и о защите детей в действительно
тяжелых кризисных ситуациях в семье или в специализированных учреждениях.
- Зачем вводить термин "добросовестность родителей"? Повысит
ли он риски для детей, у которых проблемные родители?
- Сам термин "добросовестность родителей" - неплохой,
но в том контексте, в котором он фигурирует в законопроекте, он
повысит риски для детей. Почему? Потому что взять хотя бы обновленный
пункт 3 статьи 1:
"Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии
с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, …
обеспечения приоритетной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних
и нетрудоспособных членов семьи, недопустимости разрушения или создания
угрозы разрушения семьи вопреки воле ее членов, в том числе в случае
защиты прав и законных интересов отдельных членов семьи, которые
в силу беспомощного состояния или возраста не могут защитить себя
самостоятельно".
Я эту формулировку перечитывала раз десять. То есть получается,
что мы не можем обеспечить безопасность ребенка, защитить его от
жестокого обращения в семье, так как это создает "угрозу разрушения
семьи" вопреки воле членов. Подразумевается, конечно, взрослых
членов семьи. То есть у нас малолетние дети и так находятся в зависимом
положении, и мы перекрываем им последнюю возможность быть защищенными
от жестоких родителей.
- Другие правозащитники обсуждали уже формулировку статьи 56…
- Для меня совсем не понятно, почему убрали старые формулировки
статьи 56. Она говорит нам о том (в действующей редакции), что "Любое
лицо (гражданин это, или организация, или должностное лицо), когда
оно узнает, что жизни и здоровью ребенка что-то угрожает, - обязано
сообщить об этом в органы опеки".
Эту формулировку исключают, и она остается в следующем виде: "Граждане
должны сообщить в органы опеки, если дети остались без попечения
родителей". То есть если дома происходит что-то из ряда вон
выходящее - родители избивают своего ребенка или ребенок подвергается
иному жестокому обращению, или в его отношении происходят другие
противоправные действия, - то, по логике законодателей, сообщать
никуда не надо. Я понимаю, что большое количество людей являются
добросовестными родителями. И никто не оспаривает их добросовестности.
Не надо специально вводить этот термин, чтобы ее подтвердить.
- Новая редакция также изменяет механизм изъятия детей из семьи.
Как это скажется на будущих эксцессах?
- В Семейном кодексе те нормы, которые сейчас хотят отменить, призваны
защищать детей от недобросовестных родителей. Инициаторы законопроекта
предлагают осуществлять такую процедуру только через суд и только
через лишение родительских прав или ограничения в родительских правах.
Видимо, уважаемые депутаты нечасто бывают в суде и не знают, как
рассматриваются дела. Дела о лишении родительских прав рассматриваются
от полугода до года. Если ребенку что-то угрожает, он что - будет
ждать от полугода, когда его заберут от тиранов? От тех, кто не
кормит его, не заботится о нем? Что делать маленькому человеку в
такой ситуации? Он выживет за эти полгода вообще? Я очень в этом
сомневаюсь.
- Какие еще статьи у вас как адвоката вызывают вопросы и опасения?
- У меня как у адвоката очень много вопросов. Почему не решаются
реальные проблемы? Например, многомиллионные долги по алиментам.
Ранее наши законодатели снизили размер неустойки по долгам по алиментам
с 0,5 % до 0,1 %. Позволили применять 333 статью Гражданского кодекса
РФ и так еще больше снижать долги за неустойку. Еще играет роль
одна проблема - это отсутствие эффективных механизмов для привлечения
к ответственности должника: пока он не будет ознакомлен с нормами
о его ответственности за нарушение обязательств по оплате алиментов,
его не привлечь.
Еще вызывает вопрос новая редакция 63 статьи Семейного кодекса,
которую предлагают авторы проекта: "Родители несут ответственность
за воспитание своих детей, за обеспечение в пределах своих способностей
и финансовых возможностей условий жизни для развития детей".
Мои клиенты часто сталкиваются со злостными неплательщиками алиментов,
которые говорят: "У меня нет возможности". Ранняя редакция
закона говорила о том, что родители обязаны обеспечивать детей всем
необходимым. А сейчас получается, что они будут обеспечивать, если
у них есть способность на это и возможность. А что будет кушать
такой ребенок?
- Есть ли какие-то, возможно, позитивные вещи в новом законопроекте?
- Есть, конечно, в этом законопроекте вещи, которые должны облегчить
жизнь ребенку: например, не подавать нотариальное разрешение, чтобы
ребенок жил у бабушки с дедушкой. Но здесь тоже могут быть перекосы.
Действительно, родители сейчас много работают и нужно, чтобы у бабушки
с дедушкой были полномочия, чтобы обратиться в больницу, например.
Часто так бывает, что родители куда-то уезжают, и этот механизм
позволит решить эту проблему. Но это нововведение может быть использовано
недобросовестным родителем в ситуации, когда дети становятся разменной
монетой в конфликтных отношениях между родителями.
- В чем главная опасность новой редакции этой статьи?
- Я вижу опасность в тех формулировках, которые предложены в законопроекте.
Пройдет суд между родителями об определении места жительства ребенка,
и родитель, с которым суд оставил ребенка фактически, передаст его
на попечение бабушки и дедушки. В то время как другой родитель имеет
преимущественное право на общение с ребенком.
- Почему назрели поправки в Семейный кодекс? Связано ли это с демографической
политикой властей?
- Я не могу точно ответить на этот вопрос… Нас всё время пугают
ювенальной юстицией, не зная самого термина "ювенальная юстиция".
Это право, которое защищает ребенка. В этом нет ничего плохого.
Но у нас решили, что это "то самое плохое, что может прийти
к нам из-за рубежа".
Как будто ребенка забирают из семьи за какие-то малые вещи. Но это
не так: у государства нет таких финансовых возможностей для обеспечения
детских учреждений, чтобы бездумно забирать детей из семьи без серьезных
оснований. Каждый день по телевизору показывают ролики о сборе средств
на операции и лекарства, необходимые детям.
Чтобы не бояться ювенальной юстиции, нужно, чтобы она действительно
была правосудием для несовершеннолетних и чтобы отдельные чиновники,
злоупотребляющие своими правами, изымающие детей без веских оснований,
не дискредитировали само это понятие. Для этого не нужно отменять
нормы, призванные защищать права детей, а нужно сделать так, чтобы
таких злоупотреблений стало меньше, отрегулировать деятельность
системы защиты детей. Ведь всё самое страшное для ребенка может
произойти в семье. Потому что от проблем в школе, от проблем на
улице его могут защитить именно родители, а вот от проблем с родителями,
от жестокого обращения, если примут поправки, никто эффективно защитить
ребенка уже не сможет.