Rambler's Top100

№ 715 - 716
6 - 19 февраля 2017

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Российские студенты в Китае

Китай привлекает иностранных студентов

Россиян в китайских вузах – 3-5% от общего числа иностранных студентов

Чему и где учатся?

Два опроса российских студентов в Китае

Как улучшить языковую подготовку?

Интегральные оценки условий обучения

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Арефьев А.Л., Любская К.А. Российские студенты в Китае // Демоскоп Weekly. 2017. № 7015-716. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0715/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Российские студенты в Китае

Над темой номера работали

Александр
АРЕФЬЕВ

Ксения
ЛЮБСКАЯ

Два опроса российских студентов в Китае

Как оценивают условия своего обучения и проживания в Китае, а также качество получаемой подготовки в китайской высшей школе российские студенты? С какими проблемами они сталкиваются и каковы их пожелания? Для ответов на эти вопросы в 2006 и в 2016 годах были проведены два социологических исследования среди россиян, обучавшихся в китайских высших учебных заведениях[4].

Опрошенные студенты представляли почти все основные регионы России, в том числе 44% - Европейскую часть России, 33% - Урал и Сибирь, 23% - Дальний Восток. Наиболее крупные группы опрошенных были из Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Новосибирска, Улан-Удэ, Приморского и Хабаровского краев и Амурской области. Представители последних трех регионов обучались преимущественно в географически близких к ним вузах Северо-Востока Китая.

По полу 37% опрошенных в 2016 году ? мужчины, 63% ? женщины (примерно такое же соотношение было и среди опрошенных в 2006 году). Средний возраст опрошенных в 2006 году составлял 20 лет, опрошенных в 2016 году – 25 лет. Базовый уровень полученного в России образования до приезда на учебу в китайский вуз у опрошенных был различным, но у наибольшей группы опрошенных в 2006 году – неполное высшее, у опрошенных в 2016 году – высшее.

Большинство опрошенных в 2006 и 2016 годах российских граждан обучались в китайских вузах на языковых курсах (как правило, длительностью не более двух семестров), а также в качестве стажеров по программам академических обменов (именуемых также включенным обучением). Стажировки осуществлялись преимущественно по программам бакалавриата, реже – по программам магистратуры и в единичных случаях – по программам докторантуры. Встречались и стажировки после окончания вуза. По программам, предусматривающим полный цикл обучения и ведущим к получению китайских академических степеней, обучалось менее 1/10 части опрошенных. Некоторые из числа стажеров приехали в Китай для сбора материалов и подготовки своей диссертации в профильном китайском вузе с целью ее последующей защиты в России.

Подавляющее большинство опрошенных россиян (75% в 2006 году, 58% в 2016 году) изучали китайский язык, в том числе как специальность (будущие переводчики и преподаватели китайского)[5]. Достаточно широким был набор изучаемых гуманитарных наук: международные отношения, востоковедение, история Китая, философия и т.д. (в целом более 9% в 2006 году и 5% - в 2016 году). По экономике (в том числе мировой), бизнесу, торговле, а также менеджменту (государственному управлению) и регионоведению специализировались более 25% опрошенных в 2016 году и 11% - в 2006 году, по социально-культурному профилю и педагогике обучалось 2,5% в 2006 году и 5% - в 2016 году, по естествознанию (физике, географии) – 1,2% в 2006 году и 2% - в 2016 году, по техническим наукам, информатике – 15% в 2006 году и 4% - в 2016 году.

Откуда опрошенные узнают о китайских вузах, в которых они обучались? Согласно полученным в 2006 году ответам, каждый третий почерпнул информацию о нынешней “Alma Mater” от тех, кто ранее здесь учился, и такая же доля получила информацию о китайском вузе из Интернета. Еще два существенных источника информации – свой вуз, либо организация или фирма, направившие на учебу (на языковые курсы) в Китай, а также центральные или региональные органы управления образованием. Остальные источники информации о китайской высшей школе были менее значимыми (см. рис. 6). У опрошенных в 2016 году основным источником информации о китайских вузах стал Интернет (в т.ч. сайты этих вузов), а на втором месте – сведения от тех, кто ранее учился в Китае.

Рисунок 6. Источники информации российских студентов о китайских вузах, в которых они обучались (опрос 2006 года), %

Рассмотрим мотивы выбора российскими гражданами для учебы того или иного китайского вуза.

За последние 10 лет эти мотивы (причины) существенно не изменились. Решающими факторами здесь по-прежнему являются рекомендации (советы) друзей, знакомых, родственников, преподавателей российских вузов (в которых ранее обучались респонденты) и направление на учебу в Китай в конкретное образовательное учреждение, полученное от стороны российского вуза, органа управления образованием либо приглашение от китайской стороны, в третьих, известность и престижность китайского вуза (табл. 7). Определенную роль играет и сравнительно небольшая стоимость образования[6]. Это также является достаточно привлекательным фактором с учетом того, что в Китай едут учиться преимущественно дети из российских семей со скромным доходом (наиболее состоятельные российские граждане – прежде всего высшее чиновничество Российской Федерации и бизнесмены, предпочитают направлять своих детей в университеты Западной Европы и Северной Америки с перспективой дальнейшего переезда своих семей именно в эти страны).

Таблица 7. Мотивы (причины) выбора россиянами того или иного китайского вуза (опросы 2006 и 2016 годов), %

Мотивы (причины)

2006 год

2016 год

Рекомендации друзей, родственников, знакомых, преподавателей вуза

24,7

28,7

Получили направление (приглашение) на учебу в вуз, получили грант на учебу

19,8

36,5

Известность и престиж (высокий рейтинг) вуза

14,8

12,3

Другие мотивы (в т.ч. удобное местоположение вуза)

9,9

11,7

Выбрал (а) случайно

3,5

2,9

Не ответили

13,8

1,8

Каковы оценки российскими учащимися своих бытовых условий жизни в Китае? Большинство опрошенных в 2016 году респондентов (70%) проживали в студенческих кампусах, 27,1% - снимали квартиру, комнату, небольшая часть (около 3%) размещалась у знакомых, родственников или родителей, находившихся в Китае. Примерно такая же структура размещения в Китае была и у респондентов, опрошенных в 2006 году.

Значительное улучшение инфраструктуры китайских вузов и благоустройства в кампусах[7], произошедшие за последние 10 лет, отразилось и на ответах российских студентов, стажеров, слушателей языковых курсов: среди них более чем вдвое (с 25,9% до 52,3%) увеличилась доля полностью удовлетворенных бытовыми условиями проживания и в 5 раз (с 19,8% до 4,5%) сократилась доля совершенно не удовлетворенных этими условиями (рис. 7).

Рисунок 7. Степень удовлетворенности российских учащихся бытовыми условиями проживания в общежитиях китайских вузов (опросы 2006 и 2016 годов), %

Заметно позитивнее стали оценивать российские студенты работу столовых, кафе, буфетов, качество медицинского обслуживания, условия для занятия спортом и досуга, организуемого администрацией китайских вузов для иностранных учащихся (табл. 8).

Таблица 8. Степень удовлетворенности российских учащихся работой столовых, кафе, буфетов, медицинским обслуживанием, условиями для занятия спортом и проведения досуга в китайских вузах (опросы 2006 и 2016 годов), %

Оценки предоставляемых вузами КНР услуг

Удовлетворены полностью

Удовлетворены частично

Не удовлетворены

Не ответили

2006

2016

2006

2016

2006

2016

2006

2016

Работа столовых, кафе, буфетов

38,3

67,4

34,6

21,2

19,8

6,8

7,4

4,5

Медицинское обслуживание

13,6

38,6

45,7

30,3

19,8

18,2

21,0

12,9

Условия для занятия спортом

51,9

69,7

32,1

18,9

11,1

5,3

4,9

6,1

Условия досуга, организуемого вузом

35,8

56,1

42,0

26,5

16,0

9,8

6,2

7,6

Один из важных показателей комфортности обучения за рубежом – степень личной безопасности иностранных студентов. Результаты опросов в 2006 и 2016 годах продемонстрировали большой прогресс в этой области (рис. 8).

Рисунок 8. Степень удовлетворенности российских учащихся личной безопасностью (опросы 2006 и 2016 годов), %

Согласно результатам проводившихся исследований, Китай относится к государствам с очень благожелательным отношением к иностранцам. Достаточно сказать, что мало кто из опрошенных россиян хотя бы однажды сталкивался за период учебы с какими-либо проявлениями недружественных чувств, национализма и никто из них не становился объектом физического насилия или нападений (табл. 9). О большом внимании к этому вопросу местных властей свидетельствует создание в КНР еще в 2008 году системы экстренного реагирования для обеспечения безопасности иностранных студентов.

Таблица 9. Доля опрошенных россиян, сталкивавшихся за период учебы в Китае с проявлениями недружественных чувств и национализмом
(опросы 2006 и 2016 годов), %

С чьей стороны проявлялись недружественные чувства, национализм

2006 год

2016 год

Со стороны местного населения

7,4

6,1

Со стороны китайских студентов

0,0

1,5

Со стороны студентов из других стран

6,2

5,3

Со стороны китайских преподавателей

0,0

2,2

Со стороны администрации китайского вуза

0,0

0,0

Со стороны представителей китайских органов власти и правопорядка (полиции)

0,0

0,8

Не сталкивались с этими негативными явлениями

86,4

81,1

Затруднились ответить

0,0

3,0

Характерно, что внутри студенческих кампусов конфликты (неприязненные отношения) на национальной и иной почве возникали у российских студентов и стажеров (прежде всего приехавших из Москвы, а также ряда дальневосточных городов – Благовещенска, Владивостока, Хабаровска) не с китайскими учащимися, а с представителями иных стран (из Африки, Европы) и соотечественниками (как правило, из других регионов России) и выходцами из ряда бывших советских республик.

Круг общения у россиян в период проживания и обучения в Китае был довольно широким, причем наиболее активные контакты, согласно полученным ответам, были не с китайскими, а с иностранными студентами, а также с земляками из России и из других стран СНГ (рис. 9).

Рисунок 9. С кем больше всего общались российские студенты во время обучения в Китае (опрос 2016 года), %

Важнейшая адаптационная проблема россиян ? языковая. Хорошее владение китайским языком необходимо не только для повседневного общения, но и для процесса обучения. В какой же мере российским студентам, стажерам и другим категориям учащихся хватает знаний китайского языка для полноценного усвоения учебной программы? Согласно результатам опросов данный показатель за 10 лет улучшился (рис. 10).

Рисунок 10. В какой мере хватало знаний китайского языка для учебы в вузе? (опросы 2006 и 2016 годов), %


[4] Общее число опрошенных в 2006 году составило 243 человека. Они прибыли в Китай из 38 российских городов, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, Казани, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Томска, Иркутска, Барнаула, Улан-Удэ, Новосибирска, Красноярска, Якутска, Благовещенска, Хабаровска, Владивостока, Находки, Спасско-Дальнего и др. Опросы проводились в Китае, в том числе с помощью посольства РФ в КНР, а также по возвращении студентов после обучения в Россию. Число опрошенных в 2016 году составило 142 человека. Они прибыли в Китай из 25 российских городов, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Нижнего Новгорода, Кирова, Краснодара, Ростова-на-Дону, Пятигорска, Екатеринбурга, Кемерово, Бийска, Братска, Иркутска, Новосибирска, Томска, Улан-Удэ, Читы, Биробиджана, Благовещенска, Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска, Владивостока и др. Опрос проводился по интернету, преимущественно среди завершивших обучение.
[5] Специализация или стажировка по китайскому языку предполагает изучение как минимум четырех дисциплин, в том числе обязательно аналитическое чтение, разговорный язык и грамматика, а также по выбору изучение культуры Китая, чтение периодики либо написание сочинений.
[6] Стоимость обучения для иностранных граждан по программам бакалавриата составляет в высшей школе КНР в зависимости от специальности и вуза в среднем от 1100 до 4500 долл. США, по программам магистратуры и докторантуры – от 1500 до 5300 долл., стажировки, особенно краткосрочные, и языковые курсы стоят намного дешевле.
[7] В кампусах многих китайских вузов иностранные студенты проживают в отдельных общежитиях, более благоустроенных и комфортных по сравнению с общежитиями для китайских студентов.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.