Для цитирования: Арефьев А.Л.,
Любская К.А. Российские студенты в Китае // Демоскоп Weekly.
2017. № 7015-716. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0715/tema01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Российские
студенты в Китае[1] |
Над темой номера работали
|
|
|
Александр
АРЕФЬЕВ[2]
|
Ксения
ЛЮБСКАЯ[3]
|
|
Китай привлекает иностранных студентов
Курс Министерства высшего образования КНР на расширение
числа иностранных граждан, обучающихся в китайских высших учебных
заведениях, осуществляемый в рамках общей политики открытости и
научно-технической модернизации страны, дал заметные плоды. Только
за полтора десятка лет общее число иностранных бакалавров, магистров,
докторантов, стажеров, учащихся языковых и других курсов и программ
в китайских вузах выросло почти в 7,5 раза, а за период с 1978 года,
когда число иностранных учащихся в китайских вузах составляло всего
1,2 тыс. человек - в 330 раз (рис. 1). Подобные темпы прироста контингента
иностранных учащихся не имеют аналогов в мире.
Рисунок 1. Число иностранных учащихся в вузах Китая
в 1978-2015 годах,
тысяч человек
Китай, бывший прежде лишь крупнейшим потребителем зарубежных
образовательных услуг и насчитывавший 20 лет тому назад немногим
более 1% мирового контингента иностранных студентов, неожиданно
для многих превратился сегодня в одного из лидеров международного
образования, значительно опередив Россию по общему числу иностранных
учащихся высшей школы (282,9 тыс. человек в 2015 году, обучавшихся
по очной и заочной формам).
В университетах Китая иностранные граждане учатся только
по очной форме и почти половина из них занимается по программам
третичного уровня образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры,
аспирантуры/докторантуры, ведущих к получению соответствующих академических
дипломов и степеней), причем за последние 10 лет число иностранцев,
обучающихся по данным программам, увеличилось вдвое (табл. 1).
Таблица 1. Показатели обучения иностранных граждан
в вузах Китая в 2006–2015 годах по различным программам
Программы обучения
|
Число обучавшихся, человек
|
Доля обучавшихся, %
|
2006 год
|
2015 год
|
2006 год
|
2015 год
|
Бакалавриат
|
46216
|
131227
|
28,4
|
33,0
|
Магистратура
|
5966
|
39205
|
3,7
|
9,9
|
Докторантура
|
2677
|
14367
|
1,6
|
3,6
|
Всего по программам третичного уровня
|
54859
|
184799
|
33,7
|
46,7
|
Стажировки, языковые курсы
|
107250
|
212836
|
66,3
|
53,5
|
Итого
|
162695
|
397635
|
100,0
|
100,0
|
Один из основных инструментов привлечения иностранных
учащихся в вузы Китая и увеличения среди них доли обучающихся по
программам третичного уровня – государственные стипендии (места
для бесплатного обучения иностранцев), выделяемые для этих целей
правительством КНР. На протяжении последних 10 лет их количество
возросло почти в 5 раз (с 8,5 тыс. до 40,6 тыс.).
Основными потребителями образовательных услуг высшей
школы Китая являются представители стран Азии, их доля в составе
иностранных учащихся китайских вузов за 10 лет заметно возросла
(рис. 2).
Рисунок 2. Состав иностранных учащихся китайских
вузов по регионам происхождения в 2006 и в 2015 годах, %
Общее количество стран и территорий, представители которых
в настоящее время обучаются в 775 университетах, колледжах, педагогических
и исследовательских институтах КНР – свыше 200, однако основными
поставщиками иностранных студентов, стажеров, докторантов, учащихся
языковых курсов, являются 15 стран, на долю которых приходится более
60% всего иностранного контингента учащихся. Лидерами по числу своих
представителей в вузах Китая являются Южная Корея, США и Таиланд,
причем наиболее высокие темпы прироста контингента студентов в последние
годы – из Таиланда и Пакистана (табл. 2).
Таблица 2. Страны-лидеры по числу своих граждан,
обучавшихся в вузах КНР в 2006-2015 академических годах, человек
Страны
|
2006 год
|
2015 год
|
Изменения
|
1. Республика Корея
|
64481
|
66672
|
+ 2191
|
2. США
|
14758
|
21975
|
+ 7217
|
3. Таиланд
|
7306
|
19976
|
+ 12670
|
4. Индия
|
7190
|
16694
|
+ 9504
|
5. Россия
|
7261
|
16197
|
+ 9036
|
6. Пакистан
|
4450
|
15654
|
+ 11204
|
7. Япония
|
18640
|
14085
|
- 4555
|
8. Казахстан
|
3827
|
13198
|
+ 9397
|
9. Индонезия
|
6590
|
12694
|
+ 6140
|
10. Франция
|
4698
|
10436
|
+ 5738
|
11. Вьетнам
|
9702
|
10031
|
+ 329
|
12. Германия
|
3554
|
7536
|
+ 982
|
13. Монголия
|
3618
|
7428
|
+ 3810
|
14. Лаос
|
1908
|
6918
|
+ 5010
|
15. Малайзия
|
943
|
6650
|
+ 5707
|
География обучения иностранных граждан в Китае достаточно
обширна, они в той или иной мере представлены в учебных заведениях
всех провинций страны. Вместе с тем имеются две основные точки их
“притяжения”: высшие учебные заведения Пекина и Шанхая (где сосредоточено
в общей сложности свыше 1/3 всего контингента иностранных учащихся),
а также вузы города центрального подчинения Тяньцзинь и провинций
Цзянсу, Чжэцзян, Гуандун, Ляонин, Шаньдун, Хубэй, Хэйлунцзян.
Основные специальности, которые изучают иностранные
граждане в Китае – гуманитарные (и прежде всего – китайский язык),
однако за последнее десятилетие значительно увеличилась доля специализирующихся
в инженерно-технической области, а также по бизнесу и менеджменту
(рис. 3).
Рисунок 3. Специальности,
изучавшиеся иностранными гражданами в вузах Китая в 2006 и 2015
годах, %
[1] Статья подготовлена на
базе статистических данных Министерства образования КНР, в том числе
сборников: Краткая статистика по иностранным гражданам, обучающимся
в Китае. 2008 // Департамент международного сотрудничества и обменов.
Пекин, 2009 (на китайском языке); China as a Destination: Trends
to Date. September 2016 / Association of International Education
// // http://static.student.com/storm-frontend-wp/uploads/2016/09/china-destination-student-travel.pdf
и ряда других материалов) и результатов проведенных авторами опросов
российских студентов, обучавшихся в вузах Китая. Сопоставляются
данные, полученные в ходе исследований 2015 и 2006 года (подробнее
об исследовании 2006 года см.: А.Л. Арефьев. Российские студенты
в китайских вузах / http://demoscope.ru/weekly/2010/0441/analit03.php)
[2] Александр Леонардович Арефьев,
зам. директора Центра социологических исследований Минобрнауки России,
к.и.н., доцент.
[3] Ксения Алексеевна Любская,
аспирантка Института Дальнего Востока РАН.
|