Rambler's Top100

№ 715 - 716
6 - 19 февраля 2017

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Российские студенты в Китае

Китай привлекает иностранных студентов

Россиян в китайских вузах – 3-5% от общего числа иностранных студентов

Чему и где учатся?

Два опроса российских студентов в Китае

Как улучшить языковую подготовку?

Интегральные оценки условий обучения

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Арефьев А.Л., Любская К.А. Российские студенты в Китае // Демоскоп Weekly. 2017. № 7015-716. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0715/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Российские студенты в Китае[1]

Над темой номера работали

Александр
АРЕФЬЕВ[2]

Ксения
ЛЮБСКАЯ[3]

Китай привлекает иностранных студентов

Курс Министерства высшего образования КНР на расширение числа иностранных граждан, обучающихся в китайских высших учебных заведениях, осуществляемый в рамках общей политики открытости и научно-технической модернизации страны, дал заметные плоды. Только за полтора десятка лет общее число иностранных бакалавров, магистров, докторантов, стажеров, учащихся языковых и других курсов и программ в китайских вузах выросло почти в 7,5 раза, а за период с 1978 года, когда число иностранных учащихся в китайских вузах составляло всего 1,2 тыс. человек - в 330 раз (рис. 1). Подобные темпы прироста контингента иностранных учащихся не имеют аналогов в мире.

Рисунок 1. Число иностранных учащихся в вузах Китая в 1978-2015 годах,
тысяч человек

Китай, бывший прежде лишь крупнейшим потребителем зарубежных образовательных услуг и насчитывавший 20 лет тому назад немногим более 1% мирового контингента иностранных студентов, неожиданно для многих превратился сегодня в одного из лидеров международного образования, значительно опередив Россию по общему числу иностранных учащихся высшей школы (282,9 тыс. человек в 2015 году, обучавшихся по очной и заочной формам).

В университетах Китая иностранные граждане учатся только по очной форме и почти половина из них занимается по программам третичного уровня образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры/докторантуры, ведущих к получению соответствующих академических дипломов и степеней), причем за последние 10 лет число иностранцев, обучающихся по данным программам, увеличилось вдвое (табл. 1).

Таблица 1. Показатели обучения иностранных граждан в вузах Китая в 2006–2015 годах по различным программам

Программы обучения

Число обучавшихся, человек

Доля обучавшихся, %

2006 год

2015 год

2006 год

2015 год

Бакалавриат

46216

131227

28,4

33,0

Магистратура

5966

39205

3,7

9,9

Докторантура

2677

14367

1,6

3,6

Всего по программам третичного уровня

54859

184799

33,7

46,7

Стажировки, языковые курсы

107250

212836

66,3

53,5

Итого

162695

397635

100,0

100,0

Один из основных инструментов привлечения иностранных учащихся в вузы Китая и увеличения среди них доли обучающихся по программам третичного уровня – государственные стипендии (места для бесплатного обучения иностранцев), выделяемые для этих целей правительством КНР. На протяжении последних 10 лет их количество возросло почти в 5 раз (с 8,5 тыс. до 40,6 тыс.).

Основными потребителями образовательных услуг высшей школы Китая являются представители стран Азии, их доля в составе иностранных учащихся китайских вузов за 10 лет заметно возросла (рис. 2).

Рисунок 2. Состав иностранных учащихся китайских вузов по регионам происхождения в 2006 и в 2015 годах, %

Общее количество стран и территорий, представители которых в настоящее время обучаются в 775 университетах, колледжах, педагогических и исследовательских институтах КНР – свыше 200, однако основными поставщиками иностранных студентов, стажеров, докторантов, учащихся языковых курсов, являются 15 стран, на долю которых приходится более 60% всего иностранного контингента учащихся. Лидерами по числу своих представителей в вузах Китая являются Южная Корея, США и Таиланд, причем наиболее высокие темпы прироста контингента студентов в последние годы – из Таиланда и Пакистана (табл. 2).

Таблица 2. Страны-лидеры по числу своих граждан, обучавшихся в вузах КНР в 2006-2015 академических годах, человек

Страны

2006 год

2015 год

Изменения

1. Республика Корея

64481

66672

+ 2191

2. США

14758

21975

+ 7217

3. Таиланд

7306

19976

+ 12670

4. Индия

7190

16694

+ 9504

5. Россия

7261

16197

+ 9036

6. Пакистан

4450

15654

+ 11204

7. Япония

18640

14085

- 4555

8. Казахстан

3827

13198

+ 9397

9. Индонезия

6590

12694

+ 6140

10. Франция

4698

10436

+ 5738

11. Вьетнам

9702

10031

+ 329

12. Германия

3554

7536

+ 982

13. Монголия

3618

7428

+ 3810

14. Лаос

1908

6918

+ 5010

15. Малайзия

943

6650

+ 5707

География обучения иностранных граждан в Китае достаточно обширна, они в той или иной мере представлены в учебных заведениях всех провинций страны. Вместе с тем имеются две основные точки их “притяжения”: высшие учебные заведения Пекина и Шанхая (где сосредоточено в общей сложности свыше 1/3 всего контингента иностранных учащихся), а также вузы города центрального подчинения Тяньцзинь и провинций Цзянсу, Чжэцзян, Гуандун, Ляонин, Шаньдун, Хубэй, Хэйлунцзян.

Основные специальности, которые изучают иностранные граждане в Китае – гуманитарные (и прежде всего – китайский язык), однако за последнее десятилетие значительно увеличилась доля специализирующихся в инженерно-технической области, а также по бизнесу и менеджменту (рис. 3).

Рисунок 3. Специальности, изучавшиеся иностранными гражданами в вузах Китая в 2006 и 2015 годах, %


[1] Статья подготовлена на базе статистических данных Министерства образования КНР, в том числе сборников: Краткая статистика по иностранным гражданам, обучающимся в Китае. 2008 // Департамент международного сотрудничества и обменов. Пекин, 2009 (на китайском языке); China as a Destination: Trends to Date. September 2016 / Association of International Education // // http://static.student.com/storm-frontend-wp/uploads/2016/09/china-destination-student-travel.pdf и ряда других материалов) и результатов проведенных авторами опросов российских студентов, обучавшихся в вузах Китая. Сопоставляются данные, полученные в ходе исследований 2015 и 2006 года (подробнее об исследовании 2006 года см.: А.Л. Арефьев. Российские студенты в китайских вузах / http://demoscope.ru/weekly/2010/0441/analit03.php)
[2] Александр Леонардович Арефьев, зам. директора Центра социологических исследований Минобрнауки России, к.и.н., доцент.
[3] Ксения Алексеевна Любская, аспирантка Института Дальнего Востока РАН.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.