Для цитирования: Щербакова
Е.М. Старение населения и устойчивое развитие //Демоскоп Weekly.
2016. № 709-710. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0709/barom01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Все больше стран озабочены старением населения
Помимо постоянного мониторинга, анализа и прогнозирования
индикаторов изменения возрастного состава населения, Отдел населения
ООН ведет постоянный мониторинг правительственных оценок проблем,
связанных со старением населения, и политики, проводимой с целью
их решения. Основой для него являются официальные правительственные
ответы на запросы ООН по проблемам населения и развития (изменение
численности и возрастной структуры населения, рождаемость и планирование
семьи, здоровье и смертность, расселение и внутренняя миграция,
международная миграция).
Начиная с 1963 года, проведено 11 раундов таких опросов.
Результаты опросов публикуются в специальных докладах (World
Population Policies), содержащих обзоры правительственных оценок
проблем населения и политики и анализ происходящих изменений. Сейчас
они выпускаются, как правило, раз в два года.
Для мониторинга правительственных оценок проблем населения
и политики, проводимой с целью их решения, создана и обновляется
каждые два года специальная база данных Департамента ООН по экономическим
и социальным вопросам[5]. Источниками
для нее служат:
- официальные ответы на запросы ООН, направляемые
в государственные подразделения, ведающие вопросами населения
и социального развития;
- официальные публикации, законодательные акты, программы
и другие нормативно-правовые документы;
- международные доклады и публикации (отчеты региональных
и межправительственных комиссий, фондов, программ и т.д.);
- неправительственные публикации (материалы печати,
публикации в академических изданиях, отчеты и публикации исследовательских
центров, экспертные оценки).
В настоящее время эта база данных содержит информацию
о политике в области населения и демографических индикаторах за
одиннадцать отдельных раундов: 1976, 1986, 1996, 2001, 2003, 2005,
2007, 2009, 2011, 2013 и 2015 годы. Число стран, по которым имеются
сведения, увеличивалось от раунда к раунду. В 2013 и 2015 году данные
представлены по 197 странам. Это 193 страны-члены ООН, две страны-наблюдатели
(Святой Престол (Ватикан) и Государство Палестина) и две страны
(территории), не являющиеся членами ООН (острова Кука и Ниуэ).
Для всех раундов, начиная с 2001 года, имеется переменная,
характеризующая степень озабоченности государства растущей численностью
или долей населения пожилого возраста и связанными с этим последствиями
в области здравоохранения и социального обеспечения. Для стран с
относительно небольшой численностью пожилого населения этот вопрос
подразумевал озабоченность будущими вызовами старения населения.
От раунда к раунду число и доля стран, отметивших высокую
озабоченность старением населения, устойчиво возрастала (рис. 13).
Незначительное исключение составил только раунд 2015 года, в ходе
которого ее отметило несколько меньше стран по сравнению с 2013
годом[6].
Важно отметить, что доля стран, не выразивших никакой
озабоченности данными проблемами, сократилась с 65% в 2001 году
до 10% в 2011 и 2013 годах. В 2015 году она составила 11%.
Доля стран, отметивших незначительную озабоченность
проблемами старения населения, повысилась с 18% в 2001 году до 41%
в 2005 году. В последующих раундах она составляла от 38% до 40%.
Рисунок 13. Распределение стран мира по степени
озабоченности старением населения, % (в скобках указано число стран)
* включая ответы "Нет официальной позиции" и отсутствие
ответов
Источник: United Nations, World Population Policies Database.
http://esa.un.org/poppolicy/about_database.aspx
Стоит также отметить, что большее число стран отмечали
свою озабоченность численностью населения рабочих возрастов относительно
национального рынка труда или численности зависимого населения (детей
и пожилых). Такая переменная имеется в базах данных раундов, начиная
с 2001 и заканчивая 2011 годом. Доля стран, отметивших высокую озабоченность
численностью населения рабочих возрастов, возросла с 23% в 2001
году до 58% в 2011 году, а отметивших незначительную озабоченность
– с 9% до 29% (рис. 14). В то же время доля стран, не выразивших
никакой озабоченности численностью населения рабочего возраста,
сократилась с 68% в 2001 году до 13% в 2011 году.
Рисунок 14. Распределение стран мира по степени
озабоченности численностью населения рабочих возрастов, % (в скобках
указано число стран)
* включая ответы "Нет официальной позиции" и отсутствие
ответов
Источник: United Nations, World Population Policies Database.
http://esa.un.org/poppolicy/about_database.aspx
В ходе раундов 2011, 2013 и 2015 годов задавался вопрос
о специфических мерах, предпринятых в стране в связи со старением
населения в предшествующие пять лет. В 2015 году можно было выбрать
из пяти возможных значений (рис. 15), в 2011 и 2013 годах – только
из трех («изменение пенсионного возраста»; «реформирование пенсионной
системы» и «ничего из перечисленного»).
Изменение пенсионного возраста в 2011 году отметили
54 страны (28%), в 2013 году – 61 страна (31%), а в 2015 году –
62 страны (31%). Большее число стран реформировали пенсионную систему:
64 (33%) в 2011 году и 89 (45%) в 2013 году. В 2015 году то или
иное реформирование пенсионной системы отметили 111 стран (56%).
Чаще всего отмечали повышение отчислений работников на социальное
обеспечение (31%), несколько реже – развитие пенсионного обеспечения
по старости, независимого от социальных отчислений (29%), и развитие
негосударственных схемы пенсионного обеспечения (23%).
Системы пенсионного обеспечения, независимые от социальных
отчислений получателей или их работодателей, финансируются за счет
общих налогов или других доходов государства. Они играют ключевую
роль в обеспечении минимального уровня доходов пожилых людей, особенно
тех, кто по каким-то причинам не делал отчислений на социальное
страхование в течение достаточно длительного времени, необходимого
для выплаты пенсионного пособия. Они могут быть универсальными,
когда пособия получают все граждане или/и постоянно проживающие
в стране, достигшие определенного возраста, либо могут строиться
на основе проверки доходов тех пожилых людей, чьи общие доходы (включая
пенсию, если они ее имеют) снижаются ниже определенного порогового
значения.
Около трети стран не предпринимали ни одной из перечисленных
мер, связанных со старением населения, в предшествующие обследованию
пять лет (62) либо не дали никакого ответа (4). В 2013 году доля
таких стран была заметно выше – 48% (86 и 8), а в 2011 году – 56%
(81 и 29 стран).
Рисунок 15. Страны, предпринявшие специфические
меры в связи со старением населения в последние пять лет, раунд
2015 года, % от общего числа стран (в скобках указано число стран)
Источник: United Nations, World Population Policies Database.
http://esa.un.org/poppolicy/about_database.aspx
Страны с высокой озабоченностью проблемами старения
населения в большей мере склонны решать их с помощью привлечения
иммигрантов в страну. Среди стран, отметивших, что государственная
политика в отношении легальной иммиграции направлена на ее повышение,
страны с высокой озабоченностью проблемами старения населения составляли
в 2005 году 73%, а в 2015 году – 83% (рис. 16). Среди стран, в которых
государственная политика направлена на поддержание сложившегося
уровня иммиграции, доля стран с высокой озабоченностью проблемами
старения составила в 2005 году 49%, а в 2015 году – 51%.
И, напротив, среди стран, которых придерживаются политики
невмешательства в легальную иммиграцию или пытаются ее снизить,
число стран с высокой озабоченностью проблемами старения населения
меньше, чем стран, не испытывающих заметной озабоченности проблемами
старения населения.
Рисунок 16. Распределение стран с разной степенью
озабоченности старением населения по направленности политики в отношении
легальной иммиграции, раунды 2005 и 2015 годов, число стран
* включая ответы "Нет официальной позиции" и отсутствие
ответов
Источник: United Nations, World Population Policies Database.
http://esa.un.org/poppolicy/about_database.aspx
В ходе обследования 2015 года задавался уточняющий вопрос
об обосновании действующей иммиграционной политики. 76 стран (39%
от общего числа) не дали ответа на этот вопрос. Другие чаще всего
отмечали спрос на рабочую силу в определенных секторах экономики
(51%), реже - возможности занятости для собственных граждан (35%).
Компенсирующую и замещающую функцию иммиграции в случае долговременной
убыли или старения населения отметили только 13% (25 стран).
Рисунок 17. Причины текущей политики в отношении
легальной иммиграции, раунд 2015 года, % от общего числа стран (в
скобках указано число стран)
Источник: United Nations, World Population Policies Database.
http://esa.un.org/poppolicy/about_database.aspx
[5] United Nations,
World Population Policies Database. http://esa.un.org/poppolicy/about_database.aspx
[6] Шесть стран, которые в
2013 году отмечали высокую озабоченность старением населения, отметили
в 2015 году меньшую степень озабоченности (Азербайджан, Бангладеш,
Белоруссия, Габон, Ирландия и Ливан). Другие 4 страны, напротив,
в 2013 году отметили незначительную, а в 2015 году значительную
степень озабоченности старением населения (Алжир, Индонезия, Монголия,
Филиппины).
|