Для цитирования: Исупова О.Г. Семейная
политика в развитых странах //Демоскоп Weekly. 2016. № 701-702.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0701/tema01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Семейная политика
в развитых странах |
Над темой номера работала
|
|
Ольга
ИСУПОВА
|
|
Заключение
Хотя режимы социальной политики в странах ОЭСР можно
определенным образом сгруппировать, исторически любая типология
так или иначе обречена на изменения, поскольку государства периодически
меняют не только объем выплат и содержание мер семейной политики,
но и, вероятно, идеологию, стоящую за применением этих мер. Отдельные
страны переходят из группы в группу, а со временем становится видно,
что уже, вероятно, и группы пора называть иначе. С этой точки зрения,
несмотря на то, что классическая модель Эспинг-Андерсена продолжает
оставаться релевантной, с точки зрения истоков систем политики,
заложенных в национальной истории и культуре, современное состояние,
на наш взгляд, лучше отражает модель Бойе-Эйрнса.
Интересны также различия в области предоставления отпусков
в связи с рождением ребенка и по уходу за ним. Хотя есть страны
ОЭСР, предоставляющие длительный отпуск и щедро его оплачивающие,
а есть и такие, где отпуска нет совсем, и те, и другие – исключения.
В основном в странах ОЭСР такой отпуск – небольшой по продолжительности,
оплачивается не очень щедро, а собственно родительский отпуск иногда
не оплачивается вообще. Это может быть интересно для российских
разработчиков социальной политики: слишком длительный отпуск, как
считают западные исследователи, неблагоприятен с точки зрения поддержки
участия женщин на рынке труда, а что касается выплат, они могут
быть не чрезмерно большими, но должны быть привязаны к экономической
ситуации и меняться вместе с изменениями средней зарплаты в стране.
Важно, чтобы не было проблем с их получением, а в России достаточно
часто женщины, находясь в отпуске по уходу за ребенком, не могут
получить причитающиеся им по закону деньги[7].
Кроме того, анализ показал, что, хотя связь между направлением
семейной политики и коэффициентом суммарной рождаемости, в определенной
степени и прослеживается, но вариативность здесь очень велика. Это
указывает на важность идеологической, политической и экономической
составляющих при принятии конкретным государством решений в этой
области.
Для нашей страны, при сравнении со странами ОЭСР, важно
также то, что в этих странах весьма большими являются выплаты на
детей школьного возраста – 8-12 лет, в России же выплаты максимальны
ближе к моменту рождения ребенка. Более оправдан, на наш взгляд,
именно первый подход, поскольку расходы на ребенка растут с возрастом.
Так или иначе, даже если непосредственное влияние семейной
политики на рождаемость трудно доказуемо или невелико, семейная
политика имеет значение с точки зрения благосостояния семей, а также
она имеет и символический смысл, показывающий людям, заинтересованность
общества в том, чтобы дети появлялись на свет желанными, благополучно
росли и социализировались.
[7] Исупова О., Белянин А.,
Островская Ю. На что жалуемся, мамочка // Демоскоп Weekly 2015 №659-660
http://demoscope.ru/weekly/2015/0659/demoscope659.pdf
|