Rambler's Top100

№ 701 - 702
17 - 30 октября 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Семейная политика в развитых странах

Режимы семейной политики глазами исследователей

Рождаемость и отношение к ней правительств в разных странах мира

Современные различия в семейной политике развитых стран

Соотношении семейных пособий и заработка

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Исупова О.Г. Семейная политика в развитых странах //Демоскоп Weekly. 2016. № 701-702. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0701/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Семейная политика в развитых странах

Над темой номера работала

Ольга
ИСУПОВА

Рождаемость и отношение к ней правительств в разных странах мира

Рождаемость сокращается почти во всех странах мира. В большинстве развитых стран она упала ниже уровня простого воспроизводства населения. В то же время, достаточно много развивающихся стран, в особенности в Африке и отчасти в Азии, характеризуются средними или высокими уровнями рождаемости. Поэтому, с одной стороны, мировые организации по-прежнему озабочены высокими темпами роста населения Земли, с другой, в ряде государств опасаются слишком резкого снижения населения своих стран.

В связи с этим в мире существуют как системы семейной политики, направленные на снижение рождаемости, так и на ее рост. На глобальном уровне, коэффициент суммарной рождаемости снизился с 4,4 в 1970-1975 годах до 2,5 в 2010-2015-м. Среди стран с числом жителей не менее 90000 в 2013-м, только в 45 рождаемость составляла четыре ребенка на одну женщину и более, тогда как в начале 1970-х таких стран было 135. По прогнозам, к началу 2030-х годов таких стран останется только 14.

С другой стороны, число стран с рождаемостью ниже уровня простого воспроизводства населения увеличилось с 55 в 1990–1995 годах до 86 в 2010–2015, ожидается, что к 2030-2035 годам их будет 119.

Региональные различия велики. В Европе средний КСР в 2010-2015 годах составляет 1,6, в Северной Америке 1,9, в Азии и Латинской Америке 2,2, в Австралии и Океании 2,4 и в Африке 4,7.

Из 45 развитых стран с рождаемостью ниже уровня простого воспроизводства, 41 достигли этого низкого уровня уже к 1990-м годам, а после 2010-го к "клубу" присоединилась только Албания. Для 36 стран из этого числа были характерны некоторые незначительные всплески рождаемости в периоды 2000–2005 и/или 2005–2010 годов. В среднем, КСР в развитых странах в 2010-2015 годах составлял 1,7 ребенка на одну женщину.

В менее развитых странах рождаемость в это время продолжала падать, и к 2010-2015 годам в 41 из них коэффициент суммарной рождаемости также также опустился ниже уровня простого воспроизводства населения. Однако все еще существует 45 развивающихся стран с рождаемостью выше 4 детей на женщину, из них в 17 - выше 5[4].

Меры семейной политики, нацеленной на снижение рождаемости, включают интеграцию планирования семьи и безопасного материнства в национальные системы здравоохранения, обеспечение доступности охраны репродуктивного здоровья, программы по увеличению мужской ответственности в области сексуального и репродуктивного здоровья, увеличение минимального законного возраста при вступлении в брак, улучшение качества женского образования и возможностей трудоустройства для женщин, меры по преодолению предпочтения сыновей дочерям в семьях, а также распространение дешевой, безопасной и эффективной контрацепции.

В целях увеличения рождаемости правительства во многих странах внедрили такие меры, как "премии" при рождении ребенка, пособия семьям с детьми, материнский, отцовский и родительский отпуск по уходу за ребенком, субсидии на оплату ухода за ребенком в яслях и детских садах, снижение налогового бремени для семей с детьми, субсидии на жилье, гибкий график работы, и кампании по усилению равенства в области ухода за детьми и их воспитания с тем, чтобы больше такой работы выполнялось мужьями. Большая часть стран, применявших все или часть таких мер, находится в Европе. Небольшой рост рождаемости между 2000–2005 и 2005–2010 годами в них произошел[5], но до сих пор нет уверенности в том, что эти меры действительно эффективны.

В целом в 2013 году 27 процентов правительств применяли те ли иные меры для повышения рождаемости, 43 процента - для ее снижения, оставшиеся 30 процентов либо имели семейную политику, целью которой было сохранение текущего уровня рождаемости, либо вообще никак не пытались повлиять на рождаемость. Для сравнения укажем, что в 1976 году политика, нацеленная на повышение рождаемости, существовала только в 9% стран, а на снижение - только в 27% стран (в 1996 году таких стран было 42%, к 2013 году их доля почти не изменилось, повысившись всего на 1 процентный пункт). Стран, где нет никакой политики в отношении семьи и рождаемости, в это время становилось все меньше и меньше - их было 52 процента в 1976 и осталось только 13 процентов в 2013 году.

Соответственно, в 1976 году только примерно одно из пяти правительств в развитых странах проводило политику по увеличению рождаемости, а к 2013 году - уже две трети таких правительств. В развивающихся странах в 1976 году половина правительств не вмешивалась в область рождаемости, и одно из трех государств применяло политику для ее снижения. К 1996 году не вмешивалась уже только четверть государств, а более половины применяли политику для снижения рождаемости. К 2013 году осталось только 12% "не вмешивающихся".

В Африке в 1976 году 25% государств проводили политику по снижению рождаемости, в 1996 - 68%, в 2013 году - 83%. В Европе за это время доля стран, в которых существует политика по повышению рождаемости, увеличилась с 24% в 1976 году до 73% в 2013.

В Азии смешанная ситуация. 40% государств здесь применяют политику по снижению рождаемости, а количество тех, кто пытается ее увеличить, возросло с 5% в 1976 году до 31% в 2013.

Таким образом, стран, так или иначе вовлеченных в семейную политику, за период с 1976 года стало намного больше, причем число тех, кто стремится повысить рождаемость, растет быстрее, чем число стремящихся ее понизить.

Многие исследователи отмечают, что направление семейной политики крайне плохо соотносится с текущим уровнем рождаемости, возможно, лучше – с его динамикой. В наибольшей степени, возможно, семейная политика соотносится с текущей идеологией правительства страны.

Например, имеется одна африканская страна не с такой уж маленькой рождаемостью, где, тем не менее, правительство хочет ее повышать (Габон). При одном и том же уровне КСР одни государства считают рождаемость критически низкой и уже давно пытаются что-то предпринимать в этом отношении, другие не вмешиваются в демографические процессы. Вероятно также, что в принятии решений о семейной политике играют роль не только политические, но и экономические причины, поскольку зачастую на семейную политику сложно выделить деньги из бюджета. Кроме того имеются страны, осознанно стремящиеся поддерживать рождаемость на текущем уровне, а есть и такие, которые, возможно, по инерции, хотят ее снижать, не обращая серьезного внимания на то, что уровень рождаемости уже низкий. Например, при КСР равном 1,9 в Колумбии намерены снижать рождаемость, в Исландии и Новой Зеландии при том же КСР – поддерживать этот уровень, в Великобритании, США и на Багамах, при точно таком же КСР, предпочитают не вмешиваться, а в Уругвае и Австралии (и здесь КСР равен 1,9) - увеличивать.

Самые высокие показатели КСР, при которых правительства стремятся к увеличению рождаемости – в вышеупомянутом Габоне (4,1), Монголии (3,1), Израиле (3,3). Самые низкие КСР, при которых правительство, тем не менее, декларирует стремление к снижению рождаемости, составляют 2,1 в Тунисе, 2,2 в Бутане, 2,1 в Бахрейне и 1,9 в Колумбии. Поддержка текущего уровня иногда декларируется при таких низких показателях, как 1,4 (Маврикий), 1,3 (Андорра), 1,4 (Монако), а невмешательство провозглашается при самых разных показателях, как, например, 6,6 (Сомали) или 1,2 (Босния и Герцеговина).

Впрочем, если сопоставить средние показатели КСР с направленностью семейной политики по всей совокупности стран, то все же есть логичные и значимые различия: в странах, где рождаемость намерены снижать, в среднем КСР составляет 4,1, поддерживать существующий уровень – 2,4, не вмешиваться – 2,3, и увеличивать – 1,8.


[4] World Fertility Policies (2011) UNITED NATIONS, Department of Economic and Social Affairs, Population Division.
[5] Там же.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.