Для цитирования: Исупова О.Г. Семейная
политика в развитых странах //Демоскоп Weekly. 2016. № 701-702.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0701/tema01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Семейная политика
в развитых странах |
Над темой номера работала
|
|
Ольга
ИСУПОВА
|
|
Рождаемость и отношение к ней правительств в разных
странах мира
Рождаемость сокращается почти во всех странах мира.
В большинстве развитых стран она упала ниже уровня простого воспроизводства
населения. В то же время, достаточно много развивающихся стран,
в особенности в Африке и отчасти в Азии, характеризуются средними
или высокими уровнями рождаемости. Поэтому, с одной стороны, мировые
организации по-прежнему озабочены высокими темпами роста населения
Земли, с другой, в ряде государств опасаются слишком резкого снижения
населения своих стран.
В связи с этим в мире существуют как системы семейной
политики, направленные на снижение рождаемости, так и на ее рост.
На глобальном уровне, коэффициент суммарной рождаемости снизился
с 4,4 в 1970-1975 годах до 2,5 в 2010-2015-м. Среди стран с числом
жителей не менее 90000 в 2013-м, только в 45 рождаемость составляла
четыре ребенка на одну женщину и более, тогда как в начале 1970-х
таких стран было 135. По прогнозам, к началу 2030-х годов таких
стран останется только 14.
С другой стороны, число стран с рождаемостью ниже уровня
простого воспроизводства населения увеличилось с 55 в 1990–1995
годах до 86 в 2010–2015, ожидается, что к 2030-2035 годам их будет
119.
Региональные различия велики. В Европе средний КСР в
2010-2015 годах составляет 1,6, в Северной Америке 1,9, в Азии и
Латинской Америке 2,2, в Австралии и Океании 2,4 и в Африке 4,7.
Из 45 развитых стран с рождаемостью ниже уровня простого
воспроизводства, 41 достигли этого низкого уровня уже к 1990-м годам,
а после 2010-го к "клубу" присоединилась только Албания. Для 36
стран из этого числа были характерны некоторые незначительные всплески
рождаемости в периоды 2000–2005 и/или 2005–2010 годов. В среднем,
КСР в развитых странах в 2010-2015 годах составлял 1,7 ребенка на
одну женщину.
В менее развитых странах рождаемость в это время продолжала
падать, и к 2010-2015 годам в 41 из них коэффициент суммарной рождаемости
также также опустился ниже уровня простого воспроизводства населения.
Однако все еще существует 45 развивающихся стран с рождаемостью
выше 4 детей на женщину, из них в 17 - выше 5[4].
Меры семейной политики, нацеленной на снижение
рождаемости, включают интеграцию планирования семьи и безопасного
материнства в национальные системы здравоохранения, обеспечение
доступности охраны репродуктивного здоровья, программы по увеличению
мужской ответственности в области сексуального и репродуктивного
здоровья, увеличение минимального законного возраста при вступлении
в брак, улучшение качества женского образования и возможностей трудоустройства
для женщин, меры по преодолению предпочтения сыновей дочерям в семьях,
а также распространение дешевой, безопасной и эффективной контрацепции.
В целях увеличения рождаемости правительства
во многих странах внедрили такие меры, как "премии" при рождении
ребенка, пособия семьям с детьми, материнский, отцовский и родительский
отпуск по уходу за ребенком, субсидии на оплату ухода за ребенком
в яслях и детских садах, снижение налогового бремени для семей с
детьми, субсидии на жилье, гибкий график работы, и кампании по усилению
равенства в области ухода за детьми и их воспитания с тем, чтобы
больше такой работы выполнялось мужьями. Большая часть стран, применявших
все или часть таких мер, находится в Европе. Небольшой рост рождаемости
между 2000–2005 и 2005–2010 годами в них произошел[5],
но до сих пор нет уверенности в том, что эти меры действительно
эффективны.
В целом в 2013 году 27 процентов правительств применяли
те ли иные меры для повышения рождаемости, 43 процента - для ее
снижения, оставшиеся 30 процентов либо имели семейную политику,
целью которой было сохранение текущего уровня рождаемости, либо
вообще никак не пытались повлиять на рождаемость. Для сравнения
укажем, что в 1976 году политика, нацеленная на повышение рождаемости,
существовала только в 9% стран, а на снижение - только в 27% стран
(в 1996 году таких стран было 42%, к 2013 году их доля почти не
изменилось, повысившись всего на 1 процентный пункт). Стран, где
нет никакой политики в отношении семьи и рождаемости, в это время
становилось все меньше и меньше - их было 52 процента в 1976 и осталось
только 13 процентов в 2013 году.
Соответственно, в 1976 году только примерно одно из
пяти правительств в развитых странах проводило политику по увеличению
рождаемости, а к 2013 году - уже две трети таких правительств. В
развивающихся странах в 1976 году половина правительств не вмешивалась
в область рождаемости, и одно из трех государств применяло политику
для ее снижения. К 1996 году не вмешивалась уже только четверть
государств, а более половины применяли политику для снижения рождаемости.
К 2013 году осталось только 12% "не вмешивающихся".
В Африке в 1976 году 25% государств проводили политику
по снижению рождаемости, в 1996 - 68%, в 2013 году - 83%. В Европе
за это время доля стран, в которых существует политика по повышению
рождаемости, увеличилась с 24% в 1976 году до 73% в 2013.
В Азии смешанная ситуация. 40% государств здесь применяют
политику по снижению рождаемости, а количество тех, кто пытается
ее увеличить, возросло с 5% в 1976 году до 31% в 2013.
Таким образом, стран, так или иначе вовлеченных в семейную
политику, за период с 1976 года стало намного больше, причем число
тех, кто стремится повысить рождаемость, растет быстрее, чем число
стремящихся ее понизить.
Многие исследователи отмечают, что направление семейной
политики крайне плохо соотносится с текущим уровнем рождаемости,
возможно, лучше – с его динамикой. В наибольшей степени, возможно,
семейная политика соотносится с текущей идеологией правительства
страны.
Например, имеется одна африканская страна не с такой
уж маленькой рождаемостью, где, тем не менее, правительство хочет
ее повышать (Габон). При одном и том же уровне КСР одни государства
считают рождаемость критически низкой и уже давно пытаются что-то
предпринимать в этом отношении, другие не вмешиваются в демографические
процессы. Вероятно также, что в принятии решений о семейной политике
играют роль не только политические, но и экономические причины,
поскольку зачастую на семейную политику сложно выделить деньги из
бюджета. Кроме того имеются страны, осознанно стремящиеся поддерживать
рождаемость на текущем уровне, а есть и такие, которые, возможно,
по инерции, хотят ее снижать, не обращая серьезного внимания на
то, что уровень рождаемости уже низкий. Например, при КСР равном
1,9 в Колумбии намерены снижать рождаемость, в Исландии и Новой
Зеландии при том же КСР – поддерживать этот уровень, в Великобритании,
США и на Багамах, при точно таком же КСР, предпочитают не вмешиваться,
а в Уругвае и Австралии (и здесь КСР равен 1,9) - увеличивать.
Самые высокие показатели КСР, при которых правительства
стремятся к увеличению рождаемости – в вышеупомянутом Габоне (4,1),
Монголии (3,1), Израиле (3,3). Самые низкие КСР, при которых правительство,
тем не менее, декларирует стремление к снижению рождаемости, составляют
2,1 в Тунисе, 2,2 в Бутане, 2,1 в Бахрейне и 1,9 в Колумбии. Поддержка
текущего уровня иногда декларируется при таких низких показателях,
как 1,4 (Маврикий), 1,3 (Андорра), 1,4 (Монако), а невмешательство
провозглашается при самых разных показателях, как, например, 6,6
(Сомали) или 1,2 (Босния и Герцеговина).
Впрочем, если сопоставить средние показатели КСР с направленностью
семейной политики по всей совокупности стран, то все же есть логичные
и значимые различия: в странах, где рождаемость намерены снижать,
в среднем КСР составляет 4,1, поддерживать существующий уровень
– 2,4, не вмешиваться – 2,3, и увеличивать – 1,8.
[4] World Fertility Policies
(2011) UNITED NATIONS, Department of Economic and Social Affairs,
Population Division.
[5] Там же.
|