Rambler's Top100

№ 699 - 700
3 - 16 октября 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Центры и периферия в странах Балтии и регионах северо-запада России: динамика населения в 2000-е годы

Депопуляционные процессы в Псковской области на фоне поляризации населения северо-западной России

Особенности миграционных процессов в городе Киеве и столичной агломерации

Этнодемографические трансформации в центро-периферийной структуре Ростовской области (постсоветские тренды)

Джордж Сорос о путях решения проблемы беженцев в Европейском союзе

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Джордж Сорос о путях решения проблемы беженцев в Европейском союзе

А.А. Ткаченко[1], специально для Демоскопа

19 июля 2016 в Chicago Tribune опубликована статья Дж. Сороса «Последний шанс Европы исправить свою политику в отношении беженцев». Статья основана на его заявлении, представленном в Европейском парламенте 30 июня на совместных слушаниях «Бюджетные последствия текущего кризиса в связи с беженцами и миграцией», в ней в основном опущены места, где Сорос анализирует возможные последствия решения Великобритании о выходе из ЕС, что логично, исходя из названия статьи. В парламентском заявлении Джордж Сорос сказал, что, когда он был приглашен выступить на этом совместном слушании, кризис беженцев был самой большой проблемой, с которой столкнулась Европа. С тех пор проблема беженцев сыграла решающую роль в том, что может оказаться еще большим бедствием – Brexit.

Статья в Chicago Tribune в кратком изложении появилась на сайте газетного синдиката «Project Syndicate»[2] 12 сентября 2016 г. под названием «Сохраняя беженцев - спасти Европу» (Saving Refugees to Save Europe) и была с изъятиями переведена на русский агентством «Новое время».

Кризис беженцев, пишет в начале своей статьи Дж. Сорос, уже приводит Европейский союз к медленному распаду. Кризис беженцев и Brexit в Великобритании усилили, по его мнению, ксенофобские, националистические движения на всём европейском континенте.

Действительно, общественное мнение в странах Евросоюза взбудоражено наплывом беженцев уже около трех лет. Их наплыв расколол и отношения общества к этой проблеме в странах ЕС, и политиков этих стран и Европарламента, и сами страны на два лагеря. Голоса противников приема беженцев раздаются в основном из стран Восточной и Южной Европы, которые или ощущают свой более низкий уровень жизни по сравнению с Западной Европой, или как пограничные страны более других страдают от наплыва. Сразу оговоримся, что Италия находится в другом лагере, который по мнению первого возглавляет канцлер ФРГ, которая и в своей стране подвергается не стихающей критике за её твердую позицию по отношению к обязательствам всех стран в области гуманитарной миграции.

Синдикат почему-то вырезал важное предложение Сороса: немедленно предоставить средства защиты Италии и Греции (а это предлагалось до начала осеннего сезона, когда опять усилилась миграционная волна через Средиземное море), достаточные для ухода за лицами, ищущими убежища, предоставить заказ военно-морским силам, чтобы сделать приоритетными поисково-спасательные операции, а не «защиту границ» и реализовать обещание руководства ЕС переместить 60 000 ищущих убежища из Греции и Италии в другие страны-члены ЕС.

Почему же Дж. Сорос решил высказаться именно сейчас и что нового в его позиции по сравнению с критиками и сторонниками гуманного отношения к беженцам. Напомним, что «гуманность», если под ней понимать согласие на предоставление убежища и дальнейшую интеграцию в принимающее сообщество, распространяется только на выходцев из тех стран, которые признаны Европой опасными для жизни и, например, Афганистан или западноафриканские страны к ним не относятся. Во-первых, Сорос боится усиления ксенофобских и националистических сил на предстоящих в ряде стран выборах различного уровня и вспоминает их успех благодаря антимигрантской риторике на уже прошедших. С этим нельзя не согласиться, но эти события происходили не только в 2016 г., но и в 2015 г. тоже. Он «против» заборов на границах и «за» мировые стандарты в области прав человека, т.е. опять же своими словами поддерживает и усиливает мировоззренческую позицию А. Меркель. Кстати, заметим, что на последних земельных выборах, которые у нас освещались как поражение позиции канцлера, её партия победила во всех тех округах земли Мекленбург-Передняя Померания, которые относятся к жителям, избравшим её в бундестаг. И несмотря на выгодные позиции критиков и более нетерпимое отношение к иностранным мигрантам в восточных землях Германии, как и в ряде восточноевропейских стран, правящая партия потеряла всего 2 места в земельном парламенте - ландтаге, размещающемся в Шверинском дворце, прекрасно отреставрированном по сравнению со временем, когда автору этих строк вручали там медаль за укрепление германо-советской дружбы.

Во-вторых, Сорос против бессистемного подхода к урегулированию кризиса беженцев – таковым он считает проводимую Европарламентом и странами ЕС политику. А к кульминации этой бессистемности почему-то относит соглашение между ЕС и Турцией по ограничению потока беженцев из Восточного Средиземноморья и даже утверждает, что оно плохо финансируется. Кроме того, к принципиальным недостаткам соглашения он относит то, что «его нельзя назвать в полной мере европейским: договор с Турцией»[3] согласовала и впоследствии навязала ЕС Ангела Меркель. Любой хороший политик, а канцлер Германии, как представляется, несомненно к таким относится, всегда последовательно отстаивает свою точку зрения, а современной демократической Европе и Европарламенту трудно «навязать» неверную или вредную для Европы точку зрения. И совсем непонятен пассаж, что, благодаря этому соглашению, совершенно неприспособленная к этому Греция de facto превратилась, по сути, в резервацию[4] с ненадлежащими условиями (недостаточными удобствами). Одной из целей соглашение как раз и было «освобождение» Греции от непосильной нагрузки и уменьшения числа беженцев на её территории.

Не менее известны факты, так тревожащие Сороса, об усилении миграционного давления в будущем, среди причин которого он называет демографический кризис в Европе (здесь, представляется, причина и следствие почему-то меняются местами) и демографический взрыв в Африке.

Сорос прав, что Европа не сможет выжить без приема мигрантов (comprehensive asylum) и демографической политики, но это на совместной встрече заявили и руководители Германии, Италии и Франции. Он предлагает комплексный подход к решению миграционных проблем Европы. И сформулированные Соросом 7 принципов такого подхода наиболее интересны.

Во-первых, он считает, что ЕС должен и может принимать ежегодно 300 тыс. беженцев из прифронтовых стран. Если ЕС объявит об этом решении, то это повысит шансы для потенциальных мигрантов достигать европейского континента легальным путем, станут преобладать легальные мигранты с соответствующим уменьшением нелегальной миграции. Во-вторых, необходимо восстановить границы Европы, но соглашение с Турцией частично было направлено и на это. А как их восстановить, если беженцы находят все новые лазейки и рискуют своей жизнью в Средиземном море? Здесь, по нашему мнению, одного желания, решимости и даже увеличения финансирования мало. В-третьих, предлагается найти достаточно средств для финансирования комплексной миграционной политики. Как достаточную Сорос называет сумму ежегодного финансирования в 30 млрд евро в течение нескольких лет (период не называется) и считает, что выгоднее применить метод «волнового» финансирования (surge funding), когда основная сумма тратится сразу, а не растягивается на несколько лет. Газета почему-то исключила важный пассаж из заявления Сороса о том, что эта сумма не включает в себя расходы, уже понесенные государствами-членами ЕС, которые запланировали потратить свыше 200 млрд евро в период между 2015 и 2020 гг. на прием беженцев и их интеграцию. В парламентском заявлении он также сказал, что кризис беженцев не должен извращать отношения ЕС с соседними странами, как это имеет место с Турцией. «Я обеспокоен тем, что в своем последнем сообщении по вопросам миграции и внешних связей, Комиссия ЕС призывает расходовать фонды развития в зависимости от осуществления миграционного контроля со стороны африканских партнеров. Это нарушает десятилетия практики в области развития»[5].

Четвертый тезис дополняет второй предложением создать общие механизмы для защиты границ, и такой механизм, по мнению Сороса, восстановит доверие между странами ЕС. Пятый тезис говорит о механизме перераспределения беженцев между странами ЕС, и здесь опять мы вспоминаем полное неприятие этого механизма рядом стран. Например, правительство Венгрии категорически отказывается принимать мигрантов и проведет специальный референдум по этому вопросу. А ведь Сорос подчеркивает, что «Евросоюз не может заставить принимать беженцев страны, которые не хотят этого, равно как и заставить беженцев жить не там, где они хотят». Но тогда возникает вопрос, а какой же это механизм доверия, если одни должны брать всё на себя, а другие добровольно не соглашаться. Все месяцы 2015-2016 гг. спор именно об этом и шел. Соросу не нравится слово и механизм «квот», но перераспределение приводит к такому же результату, как его не назови. Сорос предлагает использовать опыт Канады, где благодаря миграционной политике выигрывают и мигранты, и принимающие их общины.

Самым трудновыполнимым представляется шестой тезис. Предлагается развивать рабочие места в Африке, конечно с помощью и финансированием ЕС. Но можно возразить, что много лет этим занимались в рамках Ломейских соглашений, прогресс был явным во франкоговорящих странах, но в середине 2010 гг. всё изменилось. ЕС, считает Сорос, должен быть более щедрым в своем подходе к Африке и больше тратить на развитие африканских стран, чем расходовать свои фонды развития для обслуживания своих собственных потребностей. Так и вспоминается Г. Мюрдаль и его выводы о том, какая помощь полезна – стимулирующая собственное развитие, а какая не позволяет выйти из «порочного круга нищеты».

Последний принцип подчеркивает важность создания благоприятной среды для экономических мигрантов. С учетом старения населения Европы, миграция приносит выгоды значительно перевешивающие затраты на их интеграцию. С этим давно никто из экспертов не спорит, но Сорос говорит о значительном перевесе. Это действительно возможно, если осуществить следующую часть его финального, как он сам называет, тезиса о том, что мигранты могут значительно способствовать инновациям и развитию, если им предоставить такую возможность. Всё это так, но это должны быть мигранты с высоким качеством своего человеческого капитала.

Выполнение предложенных им принципов и полная интеграция вновь прибывших позволит, считает Дж. Сорос, установить взаимовыгодные отношения со странами на Ближнем Востоке и в Африке, а также выполнить международные гуманитарные обязательства Европы.


[1] Финансовый университет при правительстве РФ.
[2] Некоммерческое объединение 468 изданий в 153 странах.
[3] Здесь и далее в кавычках цитаты из перевода «Нового времени» (http://m.nv.ua/opinion/soros/pora-spasat-evropu-221604.html) (дата обращения 16.09.2016)
[4] Дж. Соросом употреблена идиома, означающая загон для скота - holding pen.
[5] Statement submitted to the European Parliament Joint Hearing: «Budgetary implications of the current refugee and migration crisis» By: George Soros Thursday, 30 June 2016, p.3.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.