Rambler's Top100

№ 681 - 682
4 - 17 апреля 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Профессия - исследователь 

Поздравляем Зденека Павлика с 85- летним юбилеем!

З. Павлик Теоретические вопросы политики народонаселения и их решение в Чехословакии

З. Павлик, А. Кваша. Современные тенденции воспроизводства населения в европейских странах-членах СЭВ

Александру Николаевичу Алексеенко – 60 лет

А. Алексеенко. Этнодемографические эволюции и проблема формирования суверенного социокультурного пространства Республики Казахстан


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Теоретические вопросы политики народонаселения
и их решение в Чехословакии[1]

З. Павлик

Политика народонаселения является составной частью общегосударственной политики данного общества, и прежде всего политики социального развития. Мы можем рассматривать ее в более узком или более широком смысле. Взятая узко, она включает мероприятия, предпринимаемые обществом исключительно с целью воздействия на воспроизводство населения или на его размещение. В более широком смысле политика народонаселения охватывает все мероприятия, которые имеют какой-либо демографический отклик. Ведется дискуссия о том, какое из определений считать более правильным. Вне всякого сомнения, более узкое толкование неизбежно не принимает во внимание те действия общества, которые преследуют другие (не демографические) цели, но которые вызывают существенный демографический резонанс. В свою очередь недостаток широкого подхода состоит в том, что весьма трудно назвать социальное мероприятие государства, которое не приводило бы к прямым или хотя бы косвенным демографическим результатам. Это и понятно. Последствия практической деятельности всегда многообразны. В теории же мы вправе условно расчленить изучаемую нами реальность на имеющие самостоятельное значение аспекты [1].

Поэтому если на практике политика народонаселения трудно отделима от общенациональных программ развития данного общества, то в теоретическом плане вполне допустимо абстрагировать политику народонаселения, так сказать, в чистом виде и с этих позиций исследовать, каким образом предпринимаемые в рамках этой политики различные мероприятия воздействовали, воздействуют и, вероятно, будут воздействовать на воспроизводство населения и его размещение. Теория политики народонаселения в области репродуктивного поведения населения становится непосредственно составной частью демографии, вопросы же размещения населения отходят к компетенции географии населения. Демографию можно определить как область знания, изучающую воспроизводство населения как результирующий процесс; естественно, в поле ее зрения попадают также мероприятия политики народонаселения, их прошлое или же настоящее влияние на динамику воспроизводства и оценка будущего результата (в качестве необходимой предпосылки для прогнозов развития населения). Эти соображения наводят на мысль, что теория политики народонаселения не должна рассматриваться как относительно самостоятельный предмет для изучения, лежащий на рубеже между теорией политики общества в целом и теорией демографии [2]; теория политики народонаселения не может также самостоятельно ответить на вопрос, какими должны быть цели данного общества или данной социальной группы.

Определение целей политики народонаселения должно в первую очередь исходить из целей социально-экономической политики государства, а теория политики народонаселения может лишь оценить реальность этих задач и рекомендовать наиболее эффективные мероприятия для их выполнения. Кроме того, мы должны отдавать себе отчет в том, что политика народонаселения отличается от других направлений политики общества (социального, экономического и др.). Это различие обусловлено качественно иными характеристиками процесса воспроизводства населения. Если социалистическое общество имеет своей целью всестороннее развитие человеческой личности, то во главу угла экономической и социальной политики будут поставлены действия, направленные на приближение общества к этой цели. Вопрос о том, каким должно быть количественное развитие населения, дабы ускорить это приближение, следует рассматривать как второстепенный. Мы исходим из того факта, что у родителей есть неотъемлемое право решать, сколько детей они желают иметь, и из того неоднократно обговоренного принципа, что экономическое развитие необходимо приспособлять к изменениям в режиме воспроизводства населения, а не наоборот.

В этой связи мы иногда встречаемся с утверждением, что интересы и цели семьи в вопросе о числе желаемых детей могут находиться в противоречии с интересами и целями общества [3]. Немалая часть буржуазных демографов придерживается того мнения, что высокая рождаемость, присущая некоторым социальным группам в капиталистических странах, противостоит интересам общества в целом. Указывается, что у многодетных семей есть не только право самим определять количество детей, но и обязанность сознательно подходить к целям общества (см. также «План действий в области народонаселения», принятый на III Всемирной конференции по проблемам народонаселения. Бухарест, 1975 г.). Опасения подобного рода вытекают из того обстоятельства, что демографическое поведение людей лишь внешне кажется лишенным какой-либо ответственности, в действительности же оно определяется их социальным и экономическим положением, и именно поэтому его нельзя расценивать как полностью безответственное. Подобными неправильными взглядами можно было бы легко злоупотреблять для дискриминации определенных социальных или этнических групп.

В социалистическом обществе цели и интересы отдельных лиц и общества в принципе тождественны. Дети — один из естественных аспектов всестороннего развития личности, и общество своей политикой народонаселения создает все необходимые для этого условия. Семья не существует и не может существовать независимо от общества; она связана с ним многочисленными нитями, принимает участие в формировании общественных целей и находится под их обратным влиянием при установлении своих личных планов.

Все большая свобода в выборе решений, предоставляемая отдельной личности и семье, повышение образовательного и культурного уровня, преодоление материальных трудностей однозначно способствуют все более тесному сближению интересов семьи и общества. То обстоятельство, что общество делает все для того, чтобы у семьи могло быть столько детей, сколько она желает, подводит некоторых авторов к выводу, что социалистическому обществу органически присуща политика поощрения рождаемости. Чехословацкий демограф Б. Воборник пишет: «Вне зависимости от решения вопроса о количественном росте населения социалистическое государство должно проводить политику стимулирования рождаемости. Когда оно решает, например, жилищную проблему, поощряет материально семьи, имеющие детей, заботится о детях работающих матерей и расширяет сеть услуг, облегчающих их работу, то оно тем самым, создавая условия для всестороннего развития человеческой личности и внедрения социалистического гуманизма в общественные отношения, одновременно создает также условия для улучшения воспроизводства населения» [2]. Но остается фактом, что в социалистических странах, где существовала или до сих пор существует высокая рождаемость, все эти мероприятия носят явно социальный характер и в конечном счете не тормозят, а, скорее, содействуют развитию демографической революции[2], в процессе которой происходит снижение и смертности и рождаемости. Это свидетельствует о том, что демографические процессы глубоко детерминированы и что без их познания любая политика народонаселения не даст большого эффекта.

Однако напоминать об этом, скорее, следовало бы в отношении политики в области народонаселения, которая проводилась на протяжении истории человечества в обществах, разделенных на антагонистические классы. Тот факт, что подобная политика (вернее, цели в области воспроизводства населения) существовала, по-видимому, не вызывает сомнений. Тому имеется множество доказательств. Гораздо труднее оценить степень влияния этой политики на демографическое развитие. Представляется, что в большинстве случаев оно было ничтожно мало, поскольку интересы правящей верхушки и большинства членов данного общества лежали на противоположных полюсах. К тому же знание демографических процессов было крайне несовершенным. Мотивы демографической политики в любой стране необходимо оценивать прежде всего с точки зрения того, находится ли данное общество накануне демографической революции, после нее или же в процессе ее осуществления. В период, предшествующий демографической революции, или в ходе ее совершения демографическая политика[3] должна содействовать происходящему процессу форсированием повышения жизненного и культурного уровня всех слоев населения, более справедливым распределением доходов, упором на сознательное построение семьи и т. п. Погоня за умножением численности населения на этом этапе всегда маскирует экспансивные цели правящих классов, которые не считаются с истинным экономическим и социальным положением большинства населения. В свою очередь, стремление замедлить прирост населения безрезультатно до тех пор, пока не будут созданы условия для того, чтобы семьи, осознав собственные интересы, ограничили число детей. Напротив, в определенных социальных, экономических и медико-санитарных условиях для общества выгодно сохранение высокой рождаемости.

Непосредственно после окончания демографической революции во многих странах мира коэффициент естественного прироста оказывается на очень низком уровне, ускоряется процесс старения населения и растет доля лиц нетрудоспособного возраста. Такая направленность развития приводится как один из важных аргументов в пользу демографической политики, поощряющей рождаемость. Бесспорно, что с возрастанием числа пенсионеров растет нагрузка на общество в целом. Но действительно ли этот факт является непреложным доводом для проведения политики стимулирования рождаемости? Все ли сделано со стороны общества для привлечения пенсионеров к общественно полезной деятельности? Очевидно, мы находимся лишь в начале того процесса, завершением которого будет постепенный отход лиц, достигших пенсионного возраста, от трудовой деятельности.

Другим аргументом в пользу политики поощрения рождаемости служат требования технического прогресса более быстро растущее население обеспечивает большой прирост новой рабочей силы, и гораздо легче с самого начала ориентировать эти новые трудовые массы на прогрессивные отрасли и профессии, чем проводить структурные изменения в уже существующем составе. Довод, несомненно, серьезный, но технический прогресс идет настолько быстро, что профессиональные перемещения всегда будут необходимы, и возникает лишь вопрос, в какой степени новые работники будут способствовать этому.

В самом деле, трудно противопоставить что-либо особо веское только что приведенным рассуждениям о необходимости политики поощрения рождаемости (хотя эффективность такой политики по-прежнему остается предметом дискуссий). Но вот следующий аргумент можно оспаривать. Он исходит из того факта, что в некоторых социалистических странах имеется недостаток рабочей силы. Оставим в стороне обстоятельство, что всегда существует разрыв во времени между моментом рождения ребенка и моментом, когда он включается в экономический процесс, и что этот временной аспект выходит за рамки любого реального экономического плана. Гораздо серьезнее то, что подобная точка зрения отражает весьма сомнительный подход к воспроизводству населения как к средству для обеспечения экономического воспроизводства. Население не является таким средством, к тому же понятие недостатка в рабочей силе весьма относительно, если не учитывается, например, эффективность ее использования.

Другим мотивом для поощрения или ограничения рождаемости могут быть поиски оптимума численности населения. Однако проблема оптимума населения еще не решена прежде всего потому, что не создана шкала индивидуальных и общественных ценностей. Весьма проблематично усилие определить статический оптимум населения. Более реальным кажется установление оптимального прироста населения (в большинстве случаев в период после демографической революции наиболее благоприятным считается прирост 5-10‰), но и здесь речь идет скорее об интуиции, нежели об объективном научном анализе.

Можно понять аргументы политики ограничения рождаемости, проводимой перед или в период осуществления демографической революции. Выше говорилось о незначительной действенности этой политики в том случае, если она не служит дополнением программ экономического и социального развития. Что же касается мотивов ограничения рождаемости после свершения демографической революции, которая в каждой стране раз и навсегда решила проблему населения в ее классической форме (любой рост населения после того, как в стране произошла демографическая революция, не может стать причиной каких бы то ни было серьезных затруднений), то их следует расценивать лишь как отголоски мальтузианства, социальные корни которого в капиталистических странах все еще живы. Несправедливое распределение материальных и духовных благ, безработица, рост преступности и загрязнение среды рассматриваются как результат быстрого роста населения в таких странах, как США, Австралия и Канада. Рост населения объявляется причиной изъянов общества. Такой подход, однако, совершенно чужд принципам социализма.

Разрабатывая прогноз численности населения прежде всего на основе детального анализа современного состояния демографического развития, мы все чаще задумываемся над тем, какой должна быть направленность демографической политики. Окажется ли предполагаемая численность населения через 5, 10, 20 или больше лет благоприятной или неблагоприятной для общества в целом? Должен ли численный рост населения ускориться или, напротив, стать более медленным? Ни на один из поставленных вопросов нельзя дать простой и тем более однозначный ответ. Как не существует односторонне «позитивного» общественного развития, а есть комплекс отдельных более или менее взаимообусловленных событий, которые можно, используя разные критерии, толковать как «позитивные» или «негативные», а исходный процесс соответственно оценивать в зависимости от того, преобладают ли в нем позитивные или негативные события (итог нередко зависит от того какое значение мы будем приписывать отдельным событиям), точно так же нельзя сказать, окажется ли предполагаемый рост численности населения Чехословакии однозначно выгодным или, напротив, однозначно неблагоприятным.

Еще недавно в социалистических странах всякий рост, в том числе рост населения, считался явлением, бесспорно, положительным. Такой рост особенно характерен для этапа экстенсивного развития народного хозяйства. Разумеется, все это очень сложные вопросы, любое их упрощение недопустимо и ведет к отрицательным результатам. Я попытаюсь подвести некоторый итог противоречивым последствиям демографического роста, которые в стране, где демографическая революция завершилась, можно было бы расценивать как выгодные или невыгодные:

  • увеличение численности населения означает дополнительную экономическую нагрузку на общество в целом, сокращает размер национального дохода на душу населения, требует так называемых «демографических инвестиций» и при отсутствии ощутимой помощи со стороны общества снижает жизненный уровень семьи;
  • численный рост населения в определенной мере отражает оптимистический настрой общества, который в свою очередь является важным психолого-экономическим фактором развития; большая доля молодежи в населении может способствовать ускорению общественного прогресса;
  • рост населения стабилизирует возрастную структуру и замедляет процесс демографического старения общества;
  • рост населения облегчает необходимые профессиональные перемещения, вызванные техническим прогрессом;
  • небольшое число детей в семьях повышает негативную сторону социального престижа, которая выражается в недооценке некоторых профессий.

Это сопоставление, по-видимому, свидетельствует в пользу умеренного прироста численности населения, однако выразить эту норму «мерой и числом» на данном уровне демографических знаний вряд ли возможно.

Современная Чехословакия в области народонаселения проводит активную политику поощрения рождаемости, что подтверждается неоднократными высказываниями государственных деятелей ЧССР. Так, Генеральный секретарь ЦК КПЧ Густав Гусак на XIV съезде КПЧ говорил: «На передний план мы ставим мероприятия, направленные на улучшение динамики развития населения, на повышение размера пособий семьям с детьми и молодоженам. В пятой пятилетке на эти цели были выделены значительно большие средства, чем в предыдущие годы. Необходимо их использовать так, чтобы они оптимально способствовали достижению поставленных целей» [5].

Министр труда и социального обеспечения ЧССР М. Штанцел писал: «В среднем на одну семью приходится 1,9 ребенка. Но здоровое демографическое развитие общества и перспективы экономического роста требуют, чтобы после 1980 г. современная тенденция снижения численности населения была сведена на нет, дабы предотвратить ухудшение общей структуры населения. Следует стремиться к тому, чтобы среднее число детей в семьях повысилось с нынешних 1,9 до 2,5» [6].

«Политика социалистического общества в области народонаселения, - пишет заместитель председателя Совета Министров ЧССР Матей Лучан, - направлена в настоящее время на поощрение рождаемости, с тем чтобы число новорожденных детей соответствовало перспективным потребностям общества. Демографическая политика преследует также важные социальные цели - обеспечение среднего жизненного уровня семьям с большим числом детей» [7].

Заместитель министра труда и социального обеспечения ЧССР и секретарь Правительственной комиссии по народонаселению Ярослав Гавелка отмечает: «Основной чертой нашей современной демографической политики является комплексный подход. Если мы хотим положительно повлиять на процесс воспроизводства населения, нельзя проводить мероприятия только одного рода, например мероприятия социально-экономического характера. В рамках данных экономических возможностей необходимы систематические и последовательные действия по всем основным направлениям» [8].

Итак, упор делается прежде всего на повышение современного уровня рождаемости (Г. Гусак, М. Штанцел, М. Лучан), на необходимость учета широкого круга вопросов, которые причинно связаны с демографическим развитием (Я. Гавелка), и на эффективное использование отведенных средств (Г. Гусак). Речь идет не только о мерах материального характера, но и о всех других мерах, которые обеспечивают качественные аспекты демографического развития, например подготовку молодых людей к роли родителей, успехи медицинских и социальных служб и т.п. С этой точки зрения демографическая политика понимается как неотделимая часть общегосударственной политики Чехословакии, основная цель которой - непрерывное повышение жизненного уровня всего населения (а значит, и рост культурного уровня трудящихся), а также создание предпосылок для дальнейшего всестороннего развития общества и в его рамках каждой отдельной личности.

О существовании в Чехословакии демографической политики с ясно выраженными целями в области воспроизводства населения можно говорить только применительно ко времени после Второй мировой войны. Она начиналась с реконструкции служб здравоохранения, со снижения смертности грудных детей и повышения средней продолжительности жизни; задачи в этой области увязывались с содержанием народнохозяйственных планов. Считалось, что с ростом жизненного уровня уровень рождаемости будет также расти. Однако в 50-е годы произошло заметное падение рождаемости, и это послужило стимулом для разного рода мероприятий, направленных на поощрение рождаемости

Мероприятия в области народонаселения фактически проводились на территории Чехословакии гораздо раньше. Уже начиная с 1888 г. существовала система выплаты страховых пособий женщинам в течение четырех недель после родов, с 1917 г. в течение шести недель. После создания Чехословацкой Республики в 1918 г., хотя официально поощрялась эмиграция, продолжали совершенствоваться меры в области народонаселения. В 1920 г. отпуск по материнству был продлен до шести недель до родов и на такой же срок после родов; в течение всего этого времени выплачивалось пособие по социальному страхованию. Женщины, работавшие в государственных и общественных учреждениях и школах, получали начиная с 1926 г. социальное пособие в размере 80% зарплаты в течение трех месяцев своего отпуска по материнству, а работницы частных предприятий с 1936 г. регулярную зарплату в течение шести недель. Помимо этого, существовали пособия на кормление ребенка в течение двенадцати недель после родов. В 1944 г. для всех работающих женщин было установлено единовременное пособие при рождении ребенка в размере 100-250 крон. Пособия на детей выдавались только на первого и второго ребенка и лишь для ограниченной группы работников.

Важные социальные мероприятия демографического чарактера были осуществлены вскоре после 1945 г. Были введены государственные выплаты на детей для всех работающих граждан на одинаковых условиях. Размер выплат повышался в зависимости от числа детей в семье вплоть до пятого ребенка. В 1948 г. было установлено единое пособие по материнству. Отпуск по материнству был продлен до 18 недель, и в течение всего этого времени выплачивалось пособие по социальному страхованию, которое в Чехословакии зависит от размера зарплаты. В 1951 и 1953 гг. выплаты на детей вновь повысились. В 1956 г. были внесены изменения в закон об отпуске по материнству. Продолжительность отпуска - 18 недель - оставалась прежней, но вступило в силу положение о единовременном пособии в размере 75% зарплаты для женщин, проработавших на производстве менее двух лет, 80% - для женщин с трудовым стажем от двух до пяти лет и 90% - для женщин, проработавших более пяти лет. Единовременное пособие при рождении ребенка составляло 650 крон (примерно 65% среднемесячной зарплаты). В 1959 г. существенно понизились цены на детскую одежду и обувь; эта дотация государства в отношении цен на детские товары существует до настоящего времени. Начиная с 1960/61 учебного года ученикам начальных, средних и специальных школ и училищ учебники и учебные пособия выдаются бесплатно.

В 1959 г. снова был повышен размер пособий на детей, особенно значительно на третьего и последующих детей. У работников с более высокой зарплатой выплаты на 1-3 ребенка были уменьшены. С 1964 г. уход на пенсию женщин был дифференцирован в зависимости от числа воспитанных ею детей, а также введены льготы на квартплату в государственных квартирах[4] в зависимости от числа детей в семье.

В 1964 г. продолжительность отпуска по материнству увеличилась до 22 недель. Определенные выгоды получили впервые матери-одиночки, у которых отпуск по материнству составил 26 недель.

Очередное повышение размера пособий на детей произошло в 1968 г. Одновременно был устранен социальный критерий для получения этих пособий, введенный в 1959 г. Отпуск по материнству с 1968 г. устанавливался продолжительностью 26 недель, и женщина получила право на дальнейший бесплатный отпуск вплоть до достижения ребенком двухлетнего возраста при сохранении права вернуться на прежнее место работы. С 1 июня 1970 г. было введено пособие по материнству в размере 500 крон ежемесячно женщинам, которые имеют двоих детей и которые решили по истечении декретного отпуска не возобновлять работу до исполнения одного года младшему ребенку. С 1 ноября 1971 г. это пособие по материнству выплачивается всем женщинам, в том числе и домохозяйкам, до того момента, когда младшему ребенку в семье исполнится 2 года. Последние мероприятия в области народонаселения были приняты 1 января 1973 г. Повысились выплаты на второго, третьего и четвертого ребенка, и с 1 апреля того же года был введен кредит для молодых семей на приобретение квартиры и ее обстановку с его постепенным погашением после рождения детей.

Кратко опишем все ныне действующие меры демографического характера в Чехословакии. В 1970 г. материальная помощь государства семьям составила 20 млрд. крон, в 1973 г. - 24.1 млрд. крон, в том числе прямая денежная помощь составила 10,2 млрд. крон в 1970 г. и 14,6 млрд. крон в 1973 г. На одни только выплаты на детей было израсходовано в 1970 г. 7,6 млрд. крон, а в 1973 г. - 10 млрд. крон; на сокращение налогов с заработной платы - 4,7 млрд. крон; на оплату декретного отпуска - 1,4 млрд. крон; на пособия по материнству - 1,1 млрд. крон; на дотации по снижению цен на детскую одежду и обувь - 1,4 млрд. крон и т. д. (последние данные относятся к 1973 г.).

Пособия на детей предоставляются всем детям до 15-летнего возраста или до 26 лет в том случае, когда они учатся, чтобы получить профессию, или нетрудоспособны из-за болезни или по причине душевного или физического недостатка. Ежемесячное пособие на одного ребенка составляет 90 крон, на двух детей - 430 крон, на трех - 880 крон, на четырех - 1280 крон и затем на каждого следующего ребенка по 240 крон. В настоящее время пособие на первого ребенка составляет 4,3% среднемесячной зарплаты, на двух детей - 20,5, на трех - 42, на четырех - 61 и на пять - 72,5%. Кроме того, семья получает при рождении первого ребенка в среднем 200 крон в форме снижения налога с заработной платы. Помимо обычного пособия, семье выплачивается еще 300 крон ежемесячно на каждого ребенка-инвалида. Пособия на детей получают все граждане, занятые в народном хозяйстве, работающие индивидуально (крестьяне- единоличники, художники), ищущие работу, учащиеся и т. д.

Беременным женщинам предоставляется оплачиваемый декретный отпуск в течение 26 недель, что означает выплату пособия в размере 90% средней заработной платы, то есть зарплаты за вычетом налогов. Условием для его получения является 270 отработанных дней в течение последних двух лет до родов. Единовременное пособие при рождении ребенка в размере 2000 крон получают все женщины. При рождении тройни мать получает дополнительно еще 9000 крон. Женщинам предоставляется право на неоплачиваемый отпуск до достижения ребенком двухлетнего возраста. В случае, когда они заботятся по крайней мере о двух детях и не работают, они получают пособие в размере 500 крон ежемесячно, пока младший ребенок не достигнет двухлетнего возраста. Кроме того, женщины, которые вследствие беременности вынуждены перейти на нижеоплачиваемую работу, имеют право в течение беременности и кормления ребенка на компенсационные начисления, выравнивающие зарплату до первоначальной суммы.

Среди других мероприятий в области народонаселения: бесплатное получение учебников и школьных пособий, дотации на ясли, детские сады, школьные столовые; снижение квартплаты (5% при первом ребенке, 15% - при втором, 30% - при третьем и 50% при четырех детях и больше); кредиты на приобретение квартиры и обстановки (при рождении и достижении первым ребенком одного года погашается 2000 крон, при рождении следующих детей и соблюдении аналогичных условий погашается 4000 крон; эти кредиты даются на условиях выгодной процентной ставки); дифференцированный уход на пенсию (женщины с 5 и больше детьми в возрасте 53 лет, с 3 и 4 детьми - 54, с двумя детьми - 55, с одним ребенком - 56 и бездетные в возрасте 57 лет); бесплатная медицинская помощь и др. Многие из этих мероприятий выходят за рамки преимущественно демографических мер.

Но политика в области воспроизводства населения не ограничивается только прямыми мероприятиями материального характера. Все больше внимания уделяется вопросам воспитания будущих родителей, особенно в рамках школы, армии, а также посредством печати, радио и телевидения. Расширяются до- и послебрачные консультации. В связи с этим заслуживает внимания вопрос о легализации абортов. С 1 января 1957 г. разрешается прерывание беременности не только по состоянию здоровья, но и по другим важным причинам (возраст женщины, наличие троих детей, потеря супруга или инвалидность, распад семьи, опасность снижения жизненного уровня семьи в том случае, когда он зависит преимущественно от женщины, и др.).

Легализация абортов свидетельствует о том, что хотя чехословацкая политика народонаселения и является по своему характеру политикой, поощряющей рождаемость она в первую очередь заботится о здоровье женщины и семьи, о всестороннем развитии личности и повышении жизненного уровня всех групп населения. Она неотделима от общегосударственной политики социалистической Чехословакии.

Литература

  1. Валентей Д. И. Теория и политика народонаселения. М„ 1967
  2. Vbornik B. Demografie a teorie politiky.//«Demografie»; 1972; № 4 str. 289-295.
  3. Пискунов В.П., Стешенко В.С. К теоретическому обоснованию демографической политики развитого социалистического общества - «Демографические тетради», 1972, вып. 6-7, Киев стр.37-121.
  4. Вишневский А.Г. Демографические процессы в СССР — «Вопросы философии», 1973, № 9, стр. 115-127.
  5. XIV 'Sjezd Komunistickė Strany Československă, Svoboda, Praha, 1971.
  6. «Populačni zprăvy», 1972, № 4-5, Praha.
  7. Dėti naśe budoucnost, Vlădni populačni Komise, Praha, 1972.
  8. Havelka J. - «Populačni zprăvy», 1972, № 3
  9. Демографическая политика, сб. статей. М., 1974.

[1] Павлик З. Некоторые теоретические вопросы политики народонаселения и их решение в Чехословакии.//Проблемы народонаселения. Над чем работают ученые социалистических стран. М.: Прогресс. 1977. С. 36-49.
[2] Под демографической революцией понимают качественные изменения в воспроизводстве населения, осуществляющиеся постепенно во всех странах мира [4].
[3] Автор имеет в виду политику народонаселения в узком смысле слова (см. стр. 36). — Прим. ред.
[4] В ЧССР существуют различные типы жилищ: государственные, кооперативные, частные квартиры и дома на правах личной собственности

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.