Для цитирования: Варшавская
Е.Я., Денисенко М.Б. Россияне, не готовые работать //Демоскоп Weekly.
2015. № 663 - 664.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2015/0663/tema01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Россияне, не
готовые работать |
|
Над темой номера работали
|
|
|
Елена
ВАРШАВСКАЯ
|
Михаил
ДЕНИСЕНКО
|
|
Портрет "неработника"
Пол и возраст. Большую часть экономически
неактивного населения составляют женщины: 56,3% в трудоспособных
возрастах, 62,2% в возрастах от 15 до 72 года. Наиболее заметно
преобладание женщин в основных репродуктивных возрастах от 25 до
34 лет (на 100 мужчин 360 женщин) и в женских постпенсионных возрастах
55-59 лет (на 100 мужчин 260 женщин). Минимальное соотношение между
женщинами и мужчинами в экономически неактивном населении (не считая
молодых возрастов до 24 лет) наблюдается в группе от 45 до 49 лет
(на 100 мужчин 141 женщина).
Согласно данным ОНПЗ, более 80% экономически неактивного
населения составляет молодежь от 15 до 24 лет (33,4%) и лица в возрасте
от 55 до 72 лет (46,8%). Распределение экономически неактивного
населения по возрасту и полу является взаимообратным по отношению
к возрастно-половым структурам занятых и безработных (рис. 4).
Рисунок 4. Возрастно-половые пирамиды занятого,
безработного и экономически неактивного населения России, 2013 год,
%
Образование. Анализ образовательной
структуры экономически неактивных свидетельствует о том, что в ней
наиболее широко представлены лица со средним (полным) образованием,
на долю которых приходится почти треть. Второе место занимают обладатели
основного общего (18,2%) и среднего профессионального образования
(16,5%). В целом уровень образования экономического неактивного
населения является низким как в абсолютном измерении, так и в сравнении
с занятыми и безработными (табл. 3). Более половины (59,4%) экономически
неактивных не имеют никакого профессионального образования, что
в 2,5 раза больше, чем среди занятых (24,0%), и в 1,4 раза больше,
чем среди безработных (43,7%). По доле лиц с высшим образованием
экономически неактивные уступают в 2,6 раз работающему населению
и в 1,4 раза безработным.
Таблица 3. Образовательная структура занятых,
безработных и экономически неактивных по возрастным группам (процент
по строке)
Возраст
|
Группы на рынке труда
|
ВПО
|
СПО
|
НПО
|
Среднее общее
|
Основное общее
|
Нет основного общего
|
15-19 лет
|
Занятые
|
0
|
8,0
|
12,5
|
51,7
|
23,8
|
4,0
|
Безработные
|
0
|
8,7
|
9,2
|
53,4
|
25,8
|
2,8
|
ЭНН
|
0
|
0,3
|
0,4
|
40,8
|
48,2
|
10,3
|
20-29 лет
|
Занятые
|
34,7
|
23,3
|
17,3
|
20,9
|
3,4
|
0,3
|
Безработные
|
23,1
|
18,2
|
15,8
|
34,3
|
7,9
|
0,7
|
ЭНН
|
10,8
|
8,2
|
5,8
|
67,2
|
6,2
|
1,8
|
30-39 лет
|
Занятые
|
35,6
|
23,3
|
18,2
|
19,0
|
3,7
|
0,2
|
Безработные
|
17,4
|
17,0
|
20,7
|
31,5
|
12,3
|
1,1
|
ЭНН
|
22,6
|
16,0
|
14,0
|
30,6
|
12,1
|
4,7
|
40-49 лет
|
Занятые
|
30,1
|
28,1
|
19,9
|
19,2
|
2,5
|
0,2
|
Безработные
|
12,4
|
21,9
|
24,5
|
32,4
|
8,0
|
0,8
|
ЭНН
|
13,0
|
19,9
|
18,9
|
34,7
|
10,2
|
3,4
|
50-59 лет
|
Занятые
|
26,7
|
28,8
|
19,8
|
21,3
|
3,2
|
0,2
|
Безработные
|
14,0
|
24,2
|
23,4
|
30,5
|
7,3
|
0,7
|
ЭНН
|
13,5
|
27,1
|
20,3
|
29,4
|
8,4
|
1,2
|
60-72 года
|
Занятые
|
30,8
|
27,9
|
14,3
|
19,7
|
6,7
|
0,6
|
Безработные
|
21,6
|
28,7
|
17,5
|
24,0
|
6,5
|
1,7
|
ЭНН
|
17,7
|
24,7
|
16,2
|
24,8
|
13,6
|
2,9
|
15-72 года
|
Занятые
|
31,7
|
25,8
|
18,5
|
20,2
|
3,5
|
0,3
|
Безработные
|
17,4
|
19,5
|
19,4
|
33,3
|
9,5
|
0,9
|
ЭНН
|
12,4
|
16,5
|
11,8
|
37,1
|
18,2
|
4,1
|
Низкий образовательный уровень экономически неактивного
населения – это не результат «эффекта поколений», связанного с тем,
что в этом населении более 35% составляют люди старших возрастов,
уровень образования у которых несколько ниже, чем у молодых поколений.
Уже в возрастах 15-29 лет экономически неактивные существенно уступают
по уровню образования и занятым, и безработным сверстникам (табл.
3). Так, 58,5% экономически неактивных 15-19 лет имеют образование
не выше основного общего, в то время как около половины занятых
и безработных этого же возраста уже получили среднее полное образование,
а каждый пятый – среднее или начальное профессиональное. В группе
20-29-летних две трети экономически неактивных закончили полную
среднюю школу, и только четверть (24,8%) имеет профессиональное
образование какого-либо уровня, что втрое меньше, чем среди занятых
(76,2%) и вдвое меньше по сравнению с безработными (57,1%). Экономически
неактивные как бы задерживаются с получением образования, отставая
от своих занятых и безработных сверстников. Нельзя не обратить внимание
и на тот факт, что около трети (31,6%) экономически неактивных мужчин
в возрасте 30-39 лет не окончили полную среднюю школу (и вряд ли
уже окончат!). Это в 6 раз больше по сравнению с занятыми и вдвое
больше, чем среди безработных того же возраста. В более старших
возрастах образовательная структура экономически неактивных становится
схожей с безработными, но по-прежнему остается существенно хуже,
чем у занятых.
Уровень экономической неактивности существенно дифференцирован
по образовательным группам. Чем ниже уровень образования, тем выше
доля экономически неактивных (табл. 4). Наличие профессионального
образования любого уровня значительно снижает вероятность экономической
неактивности[17]. Эта зависимость
сохраняется во всех возрастных группах, в которых процесс получения
образования является фактически завершенным. В 2013 году каждый
шестой из числа имеющих высшее образование и 23% со средним и начальным
профессиональным являлись экономически неактивными. Среди закончивших
полную среднюю школу таковых было 44,8%, среди же имеющих основное
общее образование – две трети (68,4%). (В скобках заметим, что сам
уровень экономической неактивности по образовательным группам оставался
практически неизменным на протяжении 2000-х годов). Следует согласиться
с утверждением В.Е. Гимпельсона, что «профессиональное образование
не только дает человеческий капитал, помогающий получить и удержать
хорошую и интересную работу, но и формирует такие трудовые ценности,
когда неактивность является крайним и вынужденным выбором»[18].
Таблица 4. Уровень экономической неактивности
по возрастным и образовательным группам (в процентах от численности
соответствующей группы)
|
ВПО
|
СПО
|
НПО
|
Среднее
|
Основное общее
|
Нет основного общего
|
Все ЭНН
|
15,6
|
23,0
|
22,6
|
44,8
|
68,4
|
86,6
|
30-39 лет
|
6,5
|
6,9
|
7,6
|
14,4
|
24,1
|
65,7
|
40-49 лет
|
3,8
|
5,9
|
7,7
|
13,4
|
24,6
|
61,1
|
50-59 лет
|
14,4
|
23,6
|
24,9
|
30,6
|
44,9
|
66,5
|
60-72 года
|
67,9
|
76,2
|
80,3
|
81,9
|
88,1
|
93,9
|
Опыт работы. Только у половины (53,4%)
мужчин и двух третей (64,9%) женщин из числа экономически неактивных
есть трудовой опыт. Естественно, что доля имеющих опыт работы растет
с возрастом, достигая максимума (95% и более) в группах 55 лет и
старше (и у мужчин, и у женщин).
Экономически неактивные женщины несколько раньше начинают
работать: в результате они опережают мужчин по наличию опыта работы
в 20-39-летних возрастных группах. Максимальное гендерное различие
отмечается в группе 25-29-летних - 20,8 п.п. Затем эти различия
сглаживаются и к пенсионному возрасту сходят на нет.
Сравнение экономически неактивных с безработными по
наличию опыта работы показывает существенное отставание анализируемой
группы от ровесников, не имеющих работы (табл. 5). Причем отставание
экономически неактивных начинается с самых молодых возрастов. У
мужчин пик наблюдается в группе 20-34-летних (максимум в 25-29 лет
– 37,0 п.п.!), у женщин смещено к 35-49 годам. В старших возрастах
эти различия практически отсутствуют. Возможно, что в предпенсионном
десятилетии часть экономически неактивных, особенно мужчин, выходят
поработать, чтобы заработать стаж, необходимый для получения пенсии.
При этом по наличию трудового опыта экономически неактивные мужчины
молодых и средних возрастов в большей мере отстают от своих безработных
сверстников, чем женщины. Таким образом, для экономически неактивного
населения, особенно для мужчин, характерно «отложенное» начало трудовой
деятельности, поздний выход на рынок труда.
Таблица 5. Наличие опыта работы у экономически
неактивных и безработных
|
Мужчины
|
Женщины
|
ЭНН
|
Безработные
|
Δ ЭНН-Безр
|
ЭНН
|
Безработные
|
Δ ЭНН-Безр
|
15-24 года
|
3,2
|
36,4
|
-33,2
|
6,1
|
29,1
|
-23,0
|
25-34 года
|
41,0
|
77,0
|
-36,0
|
58,9
|
69,2
|
-10,3
|
35-44 года
|
65,8
|
91,8
|
-25,9
|
66,5
|
86,6
|
-20,1
|
45-59/54 года
|
91,2
|
96,3
|
-5,0
|
83,2
|
94,9
|
-11,7
|
60/55-72 года
|
97,9
|
97,9
|
0,0
|
96,7
|
96,2
|
0,5
|
60/55-72 года
|
53,4
|
74,9
|
-21,5
|
64,9
|
69,5
|
-4,6
|
[17] Установленная зависимость
подчеркивает значение получения профессионального образования с
точки зрения снижения экономической неактивности, особенно в группах
риска (например, среди инвалидов, лиц, вышедших из мест заключения,
социально дезадаптированных людей и т.п.)
[18] Гимпельсон В.Е.
Экономическая активность населения России в 1990-е гг.: Препринт
WP3/2002/01. М.: ГУ ВШЭ, 2002: 15
|