Rambler's Top100

№ 647 - 648
15 - 30 июня 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Здоровье и нездоровье россиян

По сравнению с 1990 годом в России болеть стали чаще на четверть

Заболеваемость гепатитами В и С снижается

По распространенности социально-значимых болезней Россия остается неблагополучной страной

Динамика инвалидности - эффект социальной политики?

Рост продолжительности жизни сопряжен с увеличением времени нездоровья

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Васин С.А., Кваша Е.А., Рамонов А.В., Харькова Т.Л. Здоровье и нездоровье россиян //Демоскоп Weekly. 2015. № 647 - 648.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2015/0647/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Здоровье и нездоровье россиян

Над темой номера работали

Сергей
ВАСИН

Екатерина
КВАША

Александр
РАМОНОВ

Татьяна
ХАРЬКОВА

Рост продолжительности жизни сопряжен с сокращением времени нездоровья у женщин

Период с 2005 по 2011 год в России характеризовался поступательным ростом ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ), причем как при рождении, так и взрослых, и пожилых мужчин и женщин. В 2013 году она составила 46,3 года для 20-летних мужчин и 57,2 года для женщин того же возраста.

Рост продолжительности жизни, который, согласно всем сценариям демографического развития, будет сопровождаться старением населения, не всегда сопряжен с позитивными изменениями в здоровье. Если рост ожидаемой продолжительности жизни e(x) сопровождается ростом ее доли, проживаемой без ограничений в активности (или при хорошем самочувствии в целом) - еH(x), можно говорить о сокращении заболеваемости, в противном случае, при снижении eH(x), речь идет о сценарии растущей заболеваемости.

Согласно сценарию пандемической заболеваемости[14], рост продолжительности жизни происходит за счет удлинения периода жизни, проживаемого с хроническими заболеваниями и ограничениями в активности, и увеличения его доли в общей продолжительности жизни. Более оптимистическая гипотеза, предусматривает возможность удлинения количества и удельного веса лет, проживаемых при отсутствии заболеваний и ограничений в здоровье, с параллельным ростом ожидаемой продолжительности жизни.

Показатели ожидаемой продолжительности здоровой жизни[15] (ОПЗЖ), совмещающие информацию о смертности и распространенности заболеваний и ограничений в здоровье, дают возможность проверки этих гипотез. С использованием данных «Комплексного обследования условий жизни» (КОУЖ-2011)[16]), а также другого представительного общероссийского обследования «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения» (RLMS HSE)[17]), были проанализированы тенденции в здоровье мужчин и женщин, которые сопровождали недавний рост ожидаемой продолжительности жизни, и положение Москвы как более благополучного региона в отношении смертности на фоне всей России.

При ее расчете использованы показатели самооценки здоровья, отсутствия/наличия хронических заболеваний и отсутствия/наличия ограничений в активности и инвалидности[18]).

Для определения распространенности нездоровья в России в выборке обследований КОУЖ-2011 и RLMS HSE как нездоровые были определены респонденты, оценившие собственное здоровье как «плохое» или «очень плохое», указавшие на наличие хронического заболевания, диагностированного врачом, или группы инвалидности. Половозрастные профили распространенности ограничений в здоровье продемонстрированы на рисунке ниже (рис. 13).

Рисунок 13. Доля тех, кто оценил собственное здоровье как «плохое» или «очень плохое», упомянул о наличии диагностированного врачом хронического заболевания, указал на наличие зарегистрированной инвалидности в 2011 году, % от численности возрастных групп

Источник: расчеты А.В. Рамонова по данным выборочного исследования «Комплексное обследование условий жизни населения» (Росстат).

По оценкам, основанным на данных обследования КОУЖ-2011, 20-летним мужчинам в России при ожидаемой продолжительности жизни 44,9 года предстояло прожить 4,1 года, оценивая собственное здоровье как «плохое» или «очень плохое». 3,7 года предстояло бы прожить с инвалидностью и 12,4 года при наличии диагностированных врачом хронических заболеваний. Женщинам того же возраста при ожидаемой продолжительности жизни 57,1 года предстояло прожить 8,5 года, оценивая собственное здоровье как «плохое» или «очень плохое», 5,5 года с инвалидностью и 22,5 года при наличии диагностированных врачом хронических заболеваний.

При интерпретации гендерных различий по показателю «ожидаемая продолжительность жизни, прожитая с хроническими заболеваниями», следует иметь в виду, что мужчины и женщины имеют различный уровень осведомленности о своих заболеваниях и разную частоту контактов с медицинским персоналам, особенно в старших трудоспособных и более поздних возрастах.

Среди мужчин ожидаемая продолжительность жизни, прожитая с инвалидностью, совпадает с аналогичным показателем, рассчитанным при оценке собственного здоровья как плохого, чего не наблюдается у женщин (рис. 15). Распространенность плохого самочувствия среди женщин выше, чем распространенность инвалидности, особенно в пожилых возрастах. Это может быть связано с особенностями их ответов на вопросы во время интервью или же говорит о том, что среди мужчин оценка собственного здоровья как плохого в большей степени отражает тяжелые ограничения в активности, сопряженные также с наличием статуса инвалидности.

Рисунок 14. Ожидаемая продолжительность жизни при оценке собственного здоровья как хорошего или среднего, а также свободная от инвалидности, мужчины и женщины в зависимости от возраста, Россия, 2011 г, лет

Источник: расчеты А.В. Рамонова по данным выборочного исследования «Комплексное обследование условий жизни населения» (Росстат, 2011).

Данные о распространенности плохого самочувствия и доле жизни, проживаемой в этом состоянии, показали, что они снизились за 2004-2013 годы, причем, если рассматривать женщин, начиная с 55 лет, это снижение является более существенным, чем у мужчин. (рис. 14).

Рисунок 15. Доля тех, кто оценил собственное здоровье как «плохое» или «очень плохое» в 2004 и в 2013 годах, % от численности возрастных групп

Источник: расчеты А.В. Рамонова по данным выборочного исследования «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения» (RLMS HSE, 2004,2013).

C 2004 по 2013 год доля жизни, проживаемая 55-летними мужчинами при оценке собственного здоровья как плохого[19], сократилась на 3% (с 32% до 29%) при росте ожидаемой продолжительности жизни на 2,4 года. Для 55-летних женщин динамика соответствующих показателей составила 5% (с 40% до 35%) и 1,9 года.

Население России неоднородно по показателям смертности и ожидаемой продолжительности жизни как территориально, так и в зависимости от характеристик социального статуса. Минимальные показатели смертности сегодня наблюдаются в столицах – Москве и Санкт-Петербурге. Обследование КОУЖ-2011 репрезентирует не только население России в целом, но и отдельные территориальные единицы, в частности, г. Москву. Рассмотрим, наблюдается ли более благоприятное положение этого региона по показателям распространенности инвалидности и плохого самочувствия наряду со смертностью. Численность опрошенных в этом городе в возрастах 15 лет и старше составила 1302 респондента – 527 мужчин и 775 женщин.

Сначала посмотрим на показатели распространенности плохого здоровья среди населения 15 лет и старше в целом. Распространенность плохого самочувствия в Москве в 2011 году составила 7% среди мужчин и 9% среди женщин против 9% среди мужчин и 14% среди женщин в России в целом. Что касается распространенности инвалидности, то она составила 3% среди мужского взрослого населения и 5% среди женщин (в России - 8 и 9% соответственно).

Полученную разницу в общих показателях можно частично объяснить различиями в возрастной структуре – население Москвы в среднем более молодое по сравнению с Россией в целом. Чтобы сравнить чистую интенсивность, обратимся к свободным от возрастной структуры показателям ОПЖ и ОПЗЖ.

Представленность инвалидов в выборке населения Москвы оказалась статистически незначимой. Поэтому в качестве интегрального показателя здоровья использована только ожидаемая продолжительности жизни при оценке собственного здоровья как хорошего или среднего.

Для построения функции ОПЗЖ для г. Москвы использованы возрастные функции распространенности по аналогии с теми, что были продемонстрированы раннее для России в целом. В связи с небольшим количеством респондентов, оценивших собственное здоровье как плохое, полученные кривые подвержены случайным колебаниям. Для преодоления этого использованы функции сглаживания, разработанные Андреевым Е.М. для подобных целей[20].

Население Москвы, по сравнению с российским населением в целом, может рассматриваться как более молодое во многом благодаря своей возрастной структуре, значительный вклад в «омолаживание» которой вносит трудовая и образовательная миграция. Однако если отталкиваться от показателей дожития населения (учитывать старение «сверху»), оно является более старым. При этом мужчины, проживающие в Москве, выигрывают в большей степени на фоне общероссийских показателей, чем женщины. Разница в продолжительности жизни 20-летних мужчин между Москвой и Россией в целом в 2011 году составила 8,1 года, женщин – только 3,9. Для 60-летних мужчин аналогичная разница составила 5,8 года, женщин – 3,3 года (рис. 16). Разница в ожидаемой продолжительности здоровой жизни между Москвой и Россией несколько меньше как у мужчин, так и у женщин. В 2011 году доля ожидаемой продолжительности жизни 20-летних мужчин, проживаемой при хорошем или среднем состоянии здоровья, в России в целом составила 91%, в Москве – 84%. У 20-летних женщин показатели сравнялись и составили 85%.

а)

б)

Рисунок 16. Ожидаемая продолжительность жизни в целом и при оценке собственного здоровья как хорошего или среднего, для мужчин (а) и женщин (б)) в возрасте 20, 45 и 60 лет, Россия в целом и г. Москва, 2011 год

Источник: расчеты А.В. Рамонова по данным выборочного исследования «Комплексное обследование условий жизни населения» (Росстат, 2011).

Однако к полученным оценкам ожидаемой продолжительности здоровой жизни для возрастов от 60 лет и старше следует относиться с осторожностью в связи с тем, что доля этих групп в выборке населения Москвы мала, и, соответственно, крайне незначительно количество респондентов, оценивших собственное здоровье как плохое.


[14] Olshansky J., Ault B., 1986. The fourth stage of the epidemiologic transition: the age of delayed degenerative diseases, The Milbank Quarterly, vol. 64(3), p. 355-391
[15] Sullivan D. A single index of mortality and morbidity. HSMHA health report. 1971. № 86
[16])Обследование проведено Росстатом в 2011 году по общероссийской репрезентативной выборке объемом 10000 домохозяйств http://www.gks.ru/free_doc/new_site/KOUZ/survey0/index.html
[17]) Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ (RLMS-HSE)», проводимый Национальным исследовательским университетом – Высшей школой экономики и ЗАО «Демоскоп» при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел Хилле и Института социологии РАН. (См: http://www.cpc.unc.edu/projects/rlms ; http://www.hse.ru/rlms).
[18]) Эти три показатели входят в минимальный блок вопросов о здоровье, разработанный и рекомендованный к применению в европейских обследованиях здоровья (Minimum European Health module) и используются для построения показателей ОПЗЖ.
[19] Для расчета использованы данные RLMS HSE о здоровье и данные Российской Экономической Школы о смертности населения, собранные Е.М. Андреевым.
[20] Andreev E.M., McKee M., Shkolnikov V.M. Health expectancy in the Russian Federation: a new perspective on the health divide in Europe. Bulletin of the World Health Organization. 2003. Vol.81, p.778-788.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.