|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Г.Э. Улумбекова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ РОССИИ.
ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ
2-е издание
М., ГЭОТАР-Медиа, 2015, 704 страницы
|
Интегральная таблица по оценке эффективности
деятельности системы здравоохранения РФ в сравнении с «новыми»
и «старыми» странами ЕС (стр. 293-298)
Показатель
|
Российская Федерация, 2013 г.
|
«Новые-6» страны ЕС, 2012 г.
|
«Старые» страны ЕС, 2012 г.
|
Показатели, характеризующие здоровье населения
|
Ожидаемая продолжительность жизни (оба пола), число
лет
|
70,8 года
|
77,2 года
|
81,5 года
|
Младенческая смертность, число случаев на 1 тыс. родившихся
живыми
|
8,2
|
3,6
|
3,9
|
Потерянные годы потенциальной жизни для населения от
0 до 69 лет на 100 тыс. населения1
|
11,5 тыс.
|
4,7 тыс.
|
2,9 тыс.
|
Доля лиц в возрасте 65-74 лет, имеющих ограничения
в физической активности из-за проблем со здоровьем
|
Не измеряется
|
53%
|
40%
|
Показатели, характеризующие образ жизни
населения
|
Распространенность курения, доля курящего населения
среди лиц старше 15 лет
|
34%
|
23%
|
21%
|
Распространенность алкоголизма, потребление чистого
спирта на человека в год
|
13,5
|
11,1
|
9,9
|
Доля населения, регулярно занимающегося физическими
упражнениями
|
20%
|
-
|
-
|
Доступность медицинской помощи (временная
и финансовая)
|
Доля застрахованного (по обязательному медицинскому
страхованию или за счет средств бюджета) населения
|
100%
|
100% (большинство стран)
|
Доля личных расходов на здравоохранение в структуре
расходов на здравоохранение
|
31%
|
27%
|
27%
|
Доля пациентов, которые могут увидеть врача общей практики
(или участкового врача) в тот же или на следующий день
после возникновения заболевания
|
65%2
|
-
|
70 %3
|
Время ожидания планового оперативного вмешательства
|
30 дней (норматив - от момента попадания в лист ожидания)
|
|
30 дней (лучшие страны - от момента обращения к врачу
первичного звена)
|
Доля пациентов, к которым скорая помощь по срочному
вызову доезжает в течение 20 мин после вызова
|
83%4
|
100%
|
Доля пациентов, отложивших обращение за медицинской
помощью из-за ее стоимости
|
16,5%519,6%6
|
4,7% (стационар) 7,3% (консультация)
|
Доля домохозяйств, несущих на медицинскую помощь и
лекарственные средства «катастрофические» расходы, т.е.
более 30% своих годовых доходов (за вычетом расходов
на питание)
|
9%7
|
3%
|
Объемы медицинской помощи
|
Обеспечение населения лекарственными средствами в амбулаторных
условиях за счет государственных средств, доля ВВП
|
0,2%
|
0,9%
|
0,9%
|
Объемы реваскуляризаций на сердце, число проведенных
операций на 100 тыс. населения в год
|
89,4
|
253,2
|
236,0
|
Объемы эндопротезирований коленного и тазобедренного
суставов, число проведенных операций на 100 тыс. населения
в год
|
58,0
|
220,5
|
352,6
|
Качество и безопасность медицинской помощи
(подробнее см. раздел 7.5)
|
Эффективность лечения: несоответствие лечения установленным
стандартам и клиническим рекомендациям профессиональных
обществ
|
30%8
|
5%9
|
-
|
Эффективность лечения: внутрибольнич- иая летальность
пациентов старше 45 лет с острым инфарктом миокарда
в течение 30 дней от момента поступления
|
17,4%10
|
8,1%
|
7,0%
|
Эффективность лечения: 5-летняя относительная
выживаемость пациентов с раком толстой и прямой кишки
(т.е. по сравнению с популяцией, не имеющей такого
диагноза) среди населения в возрасте 15-99 лет
|
60%11
|
55%
|
61%
|
Эффективность лечения: 5-летняя относbтельная выживаемость
пациентов с раком шейки матки (т.е. по сравнению с популяцией,
не имеющей такого диагноза) среди женщин в возрасте
15-99 лет
|
70%
|
60%
|
65%
|
Эффективность медико-социальной помощи: доля пациентов,
имеющих пролежни, в домах сестринского ухода, от
общего числа пациентов, имеющих риск их развития
|
Не измеряется
|
5%12
|
-
|
Безопасность пациентов: частота случаев послеоперационного
сепсиса в стационаре среди населения старше 15 лет
|
2-3 %13
|
-
|
0,9%
|
Равенство различных групп населения (в
показателях здоровья, бремени расходов на медицинскую
помощь, доступности медицинской помощи)
|
Разница между показателями здоровья в различных регионах
страны — отношение общего коэффициента смертности в
регионах с худшими показателями к его среднему значению
по Российской федерации
|
1,4
|
1,1-1,15 14
|
-
|
Ориентированность системы здравоохранения
на пациентов
|
Доля населения, удовлетворенного качеством и доступностью
медицинской помощи
|
30-40%15
|
70%16
|
Доля пациентов, указавших, что врач был с ними вежлив
и внимателен
|
30%17 (столкнулись с грубостью и хамством)
|
80-90%18
|
Доля пациентов, которые указали, что врач дал им доступные
объяснения по их заболеванию
|
Не измеряется
|
92,6%
|
Эффективность деятельности системы здравоохранения
|
Эффективность использования ресурсов: средняя длительность
пребывания больного на всех койках
|
12,0
|
8,4
|
9,2
|
Эффективность использования ресурсов: отношение числа
пациентов с диагнозом бронхиальная астма, госпитализированных
в стационар, лечение которых можно было бы проводить
амбулаторно, к лучшему показателю по странам
|
3,2
|
2,4
|
1,0
|
Оптимальное время, затрачиваемое врачом первичного
контакта на одного пациента/доля времени, затраченного
на пациентов от общего рабочего времени
|
9-11 мин/65% (экспертно)
|
16 мин/85% (при этом помогают медсестры)
|
|
Способность системы к улучшению и внедрению
инноваций
|
Наличие Стратегии развития здравоохранения и ежегодных
отчетов по КМП
|
Нет
|
Имеются практически во всех странах
|
Использование современных медицинских технологий:
обеспеченность КТ- аппаратами на 1 млн населения
|
11,3 19
|
13,8
|
21,1
|
Использование современных медицинских технологий:
обеспеченность МРТ- аппаратами на 1 млн населения
|
4,0
|
6,7
|
14,6
|
Использование врачами электронных историй болезни
|
56% 20
|
-
|
90%-лучшие (Великобритания, Нидерланды), 25-30% - худшие
(США, Канада), ссылка на отчет по внедрению информац.
технологий
|
Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы по медицинской науке в доле ВВП
|
Меньше 1%
|
3% 21
|
1 Potential years of life lost (PYLL), по базе данных ОЭСР
2 По данным опроса центра ИПМ (исследования, прогнозы, мониторинг),
среднее значение числа респондентов, положительно ответивших
на вопрос: «Легко или достаточно ли легко попасть на прием
к участковому врачу?» (Шишкин С.В., 2007).
3 Данные по Великобритании и Германии: Health at a Glance
2013: OECD Indicators.— OECD Publishing, Paris. — 2013. —
209 p. Электронный доступ: http://www.oecd-ilibraiyjj org/social-issues-migration-health/health-at-a-glance-2013_health_glance-2013-en.
4 По данным ЦНИИОИЗ «Ресурсы и деятельность медицинских организаций
в 2013 году: основные показатели здравоохранения» — доля выездов
бригад скорой медицинской помощи до места вызова до 20 мин.
5 По данным сборника Росстата «Здравоохранение России. 2013»
— лица в возрасте 15 лет и более, обращавшиеся в 2011 г. за
амбулаторно-поликлинической помощью и медицинские организации
и не получившие ее по той причине, что необходимое лечений]
предлагалось на платной основе.
6 Доля жалоб на взимание денежных средств за медицинскую
помощь по программам ОМС. Данные ФОМС, Информационное письмо
ФОМС от 19 июня 2014 г. № 3228/30-3/4
7 По данным исследования НОБУС, РМЭЗ (Шишкин С.В., 2007).
8 Данные ФОМС, Информационно-аналитическая справка «О деятельности
по защите прав застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского
страхования в 2013 году». Информационное письмо ФОМС от 19
июня 2014 г. № 3228//30-3/4
9 National Healthcare Quality Report 2013. — U.S. Department
of health and human services. — AHRQ Publication N 14-0005.
— May, 2014. Электронный доступ: www.ahrq.gov/tsearch/findings/nhqrdr/index.html.
10 Форма Росстата № 14 «Сведения о деятельности стационара
за 2013 год».
11 Данные по 5-летней выживаемости согласно Отчету онкологической
службы в 2013 году: доля больных, состоявших на учете в онкологических
учреждениях России лет и более с момента установления диагноза
злокачественного новообразования, от числа состоявших на учете
на конец отчетного года 5 лет назад.
12 Ensuring quality long term care for older people // OECD
Observer: Policy Brief. — Paris, 2005.
13 Данные только по расчетам летальных исходов (Общество
патологоанатомов). Доля оп раций, проведенных в стационаре,
при которых наблюдались осложнения, составила 0,6%.
14 National Healthcare Disparities Report. - U.S. Department
of Health and Hun Services. - AHRQ Publication, No. 14-0006.
- May, 2014. - 270 p.
15 Данные ВЦИОМ (http://rusnovosti.ru/news/295345/) и высказывания
министра здравоохранения В.И. Скворцовой (http://www.odnako.org/blogs/v-rossii-poyavyatsya-novie-organi-pacientsoveti/).
16 Health system performance comparison: an agenda for policy,
information and research/ Ed. By I. Papanicolas, P.C. Smith.
— Policy summary 4. — World Health Organization on beh of
the European Observatory on Health Systems and Policies. —
New York, 2012. — 50 p.
17 Опрос ВЦИОМ, проведенный с 28 февраля по 1 марта 2015
г. в 46 регионах РФ.
18 Средние данные по доле пациентов, которые отметили, что
врач провел с ними достаточно времени, дал им доступные объяснения
по заболеванию, дал им возможно задать вопросы об их заболевании
или обсудил с ними лечение их заболевания.
19 Данные по высоким технологиям и операциям с применением
ВМТ представлены согласно Федеральному статистическому наблюдению.
Форма № 14 «Сведения о деятельности стационара за 2013 год».
20 В части инфраструктуры рабочие места медицинских работников
обеспечены необходимым оборудованием на 56%. Глава IT-департамента
Минздрава РФ — о трудностях перевода российских медицинских
организаций на современные технологии (2 марта 2015 г.): http://vademec.ru/magazines/article51593.html?BACK_URL=business
21 Президент РАН Владимир Фортов на пресс-конференции, июль
2014 г.: http://www.medvestnik.ru/news/vladimir_fortov_nazval_osnovnoe_uslovie_dlya_ocenki_effcktrvnostiij
nauchnyh_rabot/
|
Во втором издании монографии представлен анализ демографических
показателей и показателей здоровья населения с 1970 по 2014 г. Проанализирована
деятельность системы здравоохранения РФ: финансирование, кадровые
и материально-технические ресурсы, организация медицинской помощи
и ее объемы, управление качеством медицинской помощи и системой
здравоохранения, действующая нормативная база. Все показатели по
РФ даны в сравнении с предшествующими периодами, а также показателями
в "новых" и "старых" странах ЕС. Описано влияние
внешних демографических и экономических факторов на систему здравоохранения
РФ до 2020 г. Проведен анализ "уроков" отечественного
и зарубежного здравоохранения, а также имеющихся предложений по
реформированию отрасли. По сравнению с первым изданием монография
существенно дополнена по таким вопросам, как управление качеством
медицинской помощи, структура коечного фонда, медицинское образование,
Программа государственных гарантий, деятельность системы ОМС, бюджет
здравоохранения на 2015-2017 гг. и др. Представлены предложения
(Стратегия) по развитию отрасли до 2020 г. по двум вариантам: "выживание"
и "базовый". Подробно изложены механизмы реализации ряда
приоритетных задач: обоснование объемов медицинской помощи по Программе
государственных гарантий, нормативы обеспеченности коечным фондом,
показатели качества медицинской помощи. Представлен антикризисный
план по управлению здравоохранением в 2015-2016 гг.
Книга предназначена организаторам здравоохранения, медицинским
работникам, экономистам, а также широкому кругу читателей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ко второму изданию
Предисловие к первому изданию
Список сокращений
Введение
ГЛАВА 1. Анализ демографических показателей, показателей
здоровья населения РФ и факторов, влияющих на здоровье
1.1. Демографические показатели
1.1.1. Численность и структура населения
1.1.2. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
1.1.3. Общий и стандартизованный коэффициенты смертности
1.1.4. Младенческая и детская смертность
1.1.5. Неравенство в показателях здоровья у жителей различных
регионов РФ и жителей, проживающих в сельской и городской местностях
1.1.6. Структура смертности по причинам
1.1.7. Рождаемость и естественный прирост населения
1.2. Показатели здоровья населения
1.2.1. Заболеваемость населения
1.2.2. Заболеваемость отдельными болезнями
1.2.3. Заболеваемость детей
1.2.4. Инвалидность населения
1.2.5. Производственный травматизм и профессиональные заболевания
1.3. Факторы, влияющие на здоровье населения
1.3.1. Общие положения
1.3.2. Образ жизни населения
1.3.3. Благосостояние населения
1.3.4. Экологические факторы и условия труда на производстве
ГЛАВА 2. Анализ системы здравоохранения Российской Федерации
2.1. Общая структура и история становления системы здравоохранения
РФ
2.2. Система финансирования здравоохранения
2.2.1. Источники финансирования здравоохранения
2.2.2. Государственные расходы на здравоохранение
2.2.3. Расходы населения на медицинскую помощь (личные расходы)
2.2.4. Порядок аккумулирования и распределения общественных (государственных)
средств на здравоохранение
2.2.5. Структура расходов на здравоохранение
2.2.6. Тарифная политика
2.2.7. Зависимость между государственным финансированием здравоохранения
и показателями здоровья населения
2.3. Кадровые ресурсы системы здравоохранения
2.3.1. Численность медицинских кадров
2.3.2. Структура медицинских кадров в разрезе специальностей и
возраста
2.3.3. Заработная плата медицинских кадров
2.3.4. Система подготовки и повышения квалификации медицинских
кадров
2.3.5. Пилотный проект по развитию непрерывного медицинского образования
2.3.6. Требования к аккредитации и аттестации врачей
2.4. Материально-технические ресурсы системы здравоохранения
2.4.1. Сеть лечебно-профилактических учреждений
2.4.2. Обеспеченность койками и структура коечного фонда
2.4.3. Динамика обеспеченности коечным фондом с 1995 г. и показатели
работы койки
2.4.4. Обеспеченность медицинским оборудованием и эффективность
его использования
2.5. Организация медицинской помощи населению
2.5.1. Принципы организации, виды и условия оказания медицинской
помощи
2.5.2. Программа государственных гарантий
2.5.3. Показатели Программы госгарантий
2.5.4. Соответствие нормативов объемов медицинской помощи по Программе
госгарантий потребностям населения
2.5.5. Структура Программы госгарантий
2.5.6. Анализ отчета (доклада) о реализации Программы госгарантий
2.5.7. Порядки оказания медицинской помощи, стандарты медицинской
помощи и клинические рекомендации
2.5.8. Лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях
2.5.9. Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью
2.5.10. Управление качеством медицинской помощи
2.5.11. Деятельность страховых медицинских организаций по защите
прав застрахованных
2.6. Управление системой здравоохранения
2.6.1. Стратегическое планирование
2.6.2. Централизация и децентрализация управления в здравоохранении
2.6.3. Государственное регулирование цен на лекарственные средства
и изделия медицинского назначения
2.6.4. Эффективность использования имеющихся ресурсов здравоохранения
2.6.5. Использование рыночных механизмов управления и государственно-частного
партнерства
2.6.6. Порядок принятия решений, участие профессиональных некоммерческих
и общественных организаций в управлении здравоохранением
2.6.7. Отчетность в здравоохранении
2.7. Анализ законодательной базы здравоохранения РФ (2010-2015),
предложения по ее совершенствованию
2.7.1. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
в связи с совершенствованием правового положения государственных
(муниципальных) учреждений"
2.7.2. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЭ "Об
обязательном медицинском страховании в РФ"
2.7.3. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЭ "Об
основах охраны здоровья граждан в РФ"
2.7.4. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006
"Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями
платных медицинских услуг"
2.7.5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации
от 3 августа 2012 г. № 66-н "Об утверждении Порядка и сроков
совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими
работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по
дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях"
2.7.6. Указы Президента РФ от 7 мая 2012 г.
2.7.7. Федеральные законы от 1 декабря 2014 г. № 387-ФЭ "О
бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования
на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" и № 418-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном
медицинском страховании в РФ" и отдельные законодательные
акты РФ"
2.7.8. Расходы на здравоохранение РФ за счет всех источников бюджетной
системы в 2015-2017 гг.
2.8. Интегральная таблица по оценке деятельности системы здравоохранения
РФ
ГЛАВА 3. Анализ российского и международного опыта реформирования
систем здравоохранения
3.1. Уроки программы дополнительного лекарственного обеспечения
и приоритетного национального проекта "Здоровье"
3.2. Оптимальное соотношение между общественными и частными расходами
на здравоохранение
3.3. Оптимальная модель государственного финансирования здравоохранения
3.4. Гарантии бесплатной медицинской помощи населению и их формирование
в разных странах
3.5. Время ожидания пациентами медицинской помощи в РФ, Москве
и в развитых странах и факторы, влияющие на эти показатели
3.6. Показатели работы врачей первичного контакта в развитых странах
3.7. Модели организации медицинской помощи населению в первичном
звене
3.8. Баланс между координацией медицинской помощи и свободой выбора
пациентами поставщиков медицинских услуг
3.9. Принципы национальной лекарственной политики
3.10. Обеспечение услуг по долговременному уходу
3.11. Пути повышения квалификации медицинских кадров
3.12. Управление качеством медицинской помощи
3.13. Рыночные отношения в здравоохранении
3.14. Разделение ответственности за здоровье между государством,
работодателями и населением
3.15. Баланс между государственным и корпоративным регулированием
3.16. Реформа здравоохранения США 2010-2014 гг.
3.17. Уроки здравоохранения Корейской Республики (Южная Корея)
ГЛАВА 4. Вызовы системе
здравоохранения РФ до 2020 г.
4.1. Социально-экономические вызовы
4.2. Демографические вызовы
4.3. Технологические вызовы
4.4. Ожидания заинтересованных сторон
ГЛАВА 5. Анализ предложений по реформированию системы
здравоохранения РФ
5.1. Государственная программа "Развитие здравоохранения
Российской Федерации до 2020 года"
5.2. План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения
в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности
здравоохранения"
5.3. Итоговый доклад ВШЭ и предложения Минфина по повышению эффективности
расходов на здравоохранение
5.4. Проект Стратегии развития здравоохранения до 2030 года
5.5. Возможность сочетанного развития ОМС и ДМС
ГЛАВА 6. Основные положения Стратегии развития здравоохранения
РФ на период 2015-2020 гг.
6.1. Заключение о ситуации в здравоохранении РФ
6.2. Расчет дефицита финансирования Программы госгарантий в 2015
г. и его последствия
6.3. Приоритетные направления антикризисной политики в здравоохранении
на 2015 г.
6.4. Управленческий и бюджетный маневр в развитии здравоохранения
РФ до 2018 г.
6.5. Основные положения Стратегии: цели, приоритеты и сводный
перечень задач
6.6. Задачи, механизмы и показатели (индикаторы) реализации основных
положений Стратегии
6.7. Матрица для анализа региональной системы здравоохранения
ГЛАВА 7. Механизмы реализации отдельных направлений
развития здравоохранения
7.1. Предложения по структуре Программы госгарантий и отчета
о ее исполнении
7.2. Обоснование нормативов объемов медицинской помощи по Программе
госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
7.3. Расчет необходимых объемов госпитализаций для РФ и Москвы
и соответствующих им нормативов обеспеченности коечным фондом
7.4. Концепция управления качеством медицинской помощи в РФ
7.5. Показатели для оценки качества и безопасности медицинской
помощи
7.6. Развитие непрерывного медицинского образования и оценка его
эффективности
7.7. Необходимые темы дальнейших научных исследований для реализации
Стратегии развития здравоохранения РФ
ГЛАВА 8. Оценка эффекта от реализации Стратегии
8.1. Обоснование ключевой роли здравоохранения в достижении экономического
роста
8.2. Влияние здравоохранения на безопасность страны, социальную
и политическую стабильность
ВЫВОДЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Основные понятия и определения
Приложение 2. Таблицы к рисункам
Список литературы
|