|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Вызовы системе здравоохранения РФ до 2020 г.
Улумбекова Г.Э.
(Опубликовано в книге "Здравоохранение
России. Что надо делать". 2-е издание. М., ГЭОТАР-Медиа,
2015, с. 393-406)
4.1. Социально-экономические вызовы
Важнейшим социально-экономическим вызовом в РФ является
недовольство населения качеством и доступностью бесплатной медицинской
помощи (60-70% недовольных)[1].
Низкая доступность медицинской помощи, повышение потребностей в
ней и усугубляющееся неравенство в возможностях граждан оплачивать
медицинские услуги из личных средств могут привести к росту напряженности
в обществе. Так, сегодня в РФ 50% населения проживает на среднемесячные
подушевые доходы менее 19 тыс. руб. в условиях постоянного роста
расходов на другие первоочередные статьи затрат семейного бюджета:
ЖКХ, продукты питания, транспорт, образование детей и др. Поэтому
первоочередными мерами со стороны системы здравоохранения в ближайшие
годы должны стать повышение доступности и качества бесплатной медицинской
помощи, в первую очередь медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических
условиях, а также выравнивание финансового обеспечения территориальных
программ госгарантий. По мере улучшения экономической ситуации в
стране необходимо расширение доступности специализированной, в том
числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
Предусмотренный ранее (до 2015 г.) прогнозами Минэкономразвития
ежегодный рост ВВП страны в среднем на 2,5% в год[2]
в ближайшие годы нереалистичен. Так, по прогнозам Минэкономразвития
от февраля 2015 г., темп роста ВВП в 2014 г. по отношению к предыдущему
году составил всего лишь 0,6%, а в 2015 г. ожидается падение на
уровне —3%. Снижение темпов роста ВВП будет усугубляться снижением
производительности труда, безработицей и увеличением числа дней
нетрудоспособности (вследствие возможного роста заболеваемости от
увеличения употребления алкоголя и депрессивных состояний). Здравоохранению
в этот период необходимо всеми мерами способствовать повышению ВВП
путем улучшения здоровья работающих. От уровня доступности бесплатных
медицинских услуг во многом зависит сохранение социальной стабильности
и здоровья населения в стране.
Прогнозируемое снижение числа лиц трудоспособного возраста
(раздел 4.2) вкупе с высокими показателями заболеваемости и смертности
этой категории населения могут уже с 2015 г. привести к дефициту
рабочей силы. Предложения экспертов по компенсации этого дефицита
путем продления пенсионного возраста логичны, но не могут быть вполне
реализованы, поскольку, по данным за 2013 г., до 65 лет (официально
установленного пенсионного возраста в развитых странах) в РФ доживают
только 57% мужчин и 80% женщин (рис. 88). Поэтому важнейшим условием
реализации названного предложения являются увеличение продолжительности
жизни и улучшение здоровья мужчин трудоспособного возраста.
Рисунок 88. Зависимость числа доживающих до определенного
возраста от величины самого возраста жизни по двум вариантам: I
вариант — 2013 г., II вариант — 2020 г.
На этом рисунке видно, что если ОПЖ мужчин и женщин
возрастет на 5 лет (см. вариант кривой II), то тогда до 60 лет в
РФ будут доживать 90% женщин (87 тыс. на 100 тыс. женщин соответствующего
возраста) и до 55 лет — 67% мужчин (67 тыс. мужчин на 100 тыс. мужчин
соответствующего возраста).
Смертность от предотвратимых причин каждого трудоспособного
гражданина или выход его на инвалидность должны рассматриваться
как чрезвычайное происшествие. По подсчетам, сделанным в разделе
8.1, это составляет серьезный урок для ВВП страны.
Сокращение численности трудоспособного населения (см.
раздел 4.2) потребует более активной реабилитации инвалидов. Это
означает, что системе здравоохранения будет необходимо разработать
набор требований и условия, при которых разные группы инвалидов
могут привлекаться к трудовой деятельности. Следует обратить внимание,
что возможное снижение темпов роста ВВП страны при одновременном
увеличении социальных расходов государства (увеличение пенсионных
выплат, предусмотренное Правительством РФ в 2015 г.) приведет к
серьезной конкуренции за бюджетные средства среди ведомств-бюджетополучателей.
Это может создать сложности отстаивании позиции здравоохранения
по увеличению финансирования в этот период.
Выводы
В связи с возможным экономическим кризисом следует ожидать:
снижения доходов населения; дельнейшей дифференциации населения
и регионов по уровню доходов; а также возможного роста алкоголизма,
наркомании и связанного с ними роста заболеваемости; увеличения
числа насильственных смертей и самоубийств; распространенности депрессивных
состояний среди населения. Неизбежное увеличение числа мигрантов
и беженцем может обусловить рост социально значимых заболеваний:
туберкулеза, СПИДа, инфекций, передаваемых половым путем.
Для здравоохранения это означает, что необходимо принять
следующие меры:
- сделать акцент на профилактике, раннем выявлении и лечении
заболеваний системы кровообращения, онкологических заболеваний
и психических нарушений;
- активно заниматься профилактикой алкоголизма, табакокурения,
малоподвижного образа жизни всеми доступными мерами, в том числе
путем медико-санитарного просвещения населения;
- контролировать социально значимые заболевания;
- совместно с работодателями разработать и внедрить специальные
массовые программы, направленные на сохранение здоровья работающего
населения, в том числе по охране труда на производстве и приближению
медицинской помощи к работникам, т.е. восстановлению производственной
медицины на крупных предприятиях;
- увеличить объемы финансирования здравоохранения за счет дополнительных
доходных источников, в том числе за счет увеличения акцизов на
табак и алкоголь, введения прогрессивной шкалы налогообложения
с доходов и недвижимости.
4.2. Демографические вызовы
Росстат России (февраль 2015 г.) дает три варианта прогноза
численности населения и демографических показателей РФ к 2020 г.:
пессимистичный (низкий), средний и нормативный (высокий) варианты.
Пессимистичный прогноз — экстраполируются существующие
демографические тенденции на будущие периоды, средний (наиболее
реалистичный) — частично реализуются меры по демографической политике,
нормативный — отражаются цели, поставленные в «Концепции демографической
политики до 2025 г.» и «Концепции долгосрочного социально-экономического
развития РФ до 2020 г.».
Численность населения и ОПЖ
По данным Росстата, численность населения на 1 января
2015 г. (с учетом Крымского федерального округа) составила 146,3
млн чел. По пессимистичному варианту прогноза (т.е. варианту без
каких-либо целенаправленных действий по улучшению ситуации) численность
населения РФ до 2020 г. будет стагнировать на уровне 146,3—146,9
млн чел. По среднему варианту рост составит 1,6 млн чел. (с 146,3
до 147,9). По нормативному (высокому) варианту прогноза, т.е. с
учетом мероприятий государственной политики, направленной на улучшение
ситуации, число граждан РФ возрастет на 2,5 млн чел. (с 146,3 до
148,8).
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении по пессимистичному
варианту Росстата к 2020 г. увеличится до 71,9 года, а по нормативному
(высокому) — до 74,3 года. Смертность населения по пессимистичному
варианту возрастет всего лишь на 1% — до 13,2, по нормативному (высокому)
варианту уменьшится на 10% — до 11,9 (табл. 32). Реально достичь
таких показателей, как снижение общего коэффициента смертности до
11,8 случая на 1 тыс. населения и увеличение ожидаемой продолжительности
жизни до 74 лет (как указано в руководящих документах Правительства
РФ и указах Президента от 7 мая 2012 г.), можно будет, только повысив
финансирование здравоохранения как минимум в 1,4 раза в ценах 2013
г.
Численность трудоспособного населения
Главная демографическая проблема России в ближайшие
10 лет — это катастрофическое сокращение числа граждан трудоспособного
возраста. На 1 января 2014 г. трудоспособное население РФ (мужчины
16-59 и женщины 16-54 лет) составило 85,2 млн чел. — 59% общей численности
населения[3].
По предварительным подсчетам, с учетом присоединения
Крымского федерального округа, численность трудоспособного населения
в РФ на январь 2015 г. составит 85,6 млн человек. Расчеты сделаны
следующим образом: доля трудоспособного населения Крыма примерно
такая же, как и в РФ, - 59% общей численности населения, т.е. 1,4
млн чел. от 2,3 млн всех граждан. Соответственно, на 1 января 2014
г. численность граждан трудоспособного возраста в РФ с учетом Крымского
ФО составит 86,6 млн чел. Но за весь 2014 г. численность граждан
трудоспособного возраста в РФ сократится на 1,2% (средний темп падения
численности этой группы населения в предыдущие годы), т.е. на 1
января 2015 г. их число составит 85,6 млн чел. {86,6 - 1,2%}.
Таблица 32. Прогнозы Росстата по демографическим
показателям на 2020 г. (с учетом Крымского федерального округа)
Показатель
|
2013- 2014 гг.[4]
|
2020 г.[5]
|
Цели, поставленные Президентом и Правительством РФ[6]
|
Низкий вариант
|
Средний вариант
|
Высокий вариант
|
Численность населения на начало года, млн чел.
|
146,3
|
146,9
|
147,9
|
148,8
|
145,0 (без учета Крымского ФО)
|
Рождаемость на 1 тыс. населения
|
13,2
|
10,8
|
11,5
|
12,0
|
-
|
Суммарный коэффициент рождаемости (фертильности)
|
1,71
|
1,64
|
1,76
|
1,82
|
1,75
|
Смертность на 1 тыс. населения
|
13,1
|
13,2
|
12,5
|
11,9
|
11,0/11,8
|
ОПЖ, лет
|
70,8
|
71,9
|
73,1
|
74,3
|
74,0
|
Трудоспособное население
|
млн чел.
|
86,5
|
80,6
|
81,0
|
81,4
|
-
|
доля
|
59%
|
55%
|
55%
|
55%
|
-
|
Население старше трудоспособного возраста
|
млн чел.
|
35,1
|
38,7
|
38,9
|
39,1
|
-
|
доля
|
24%
|
26%
|
26%
|
26%
|
-
|
На рис. 89 показана динамика численности населения трудоспособного
возраста в период 1970—2014 гг. (без учета Крымского федерального
округа), в 2015 г. и прогнозы до 2020 г. даны с учетом предварительных
данных по этому округу.
Данные на 2015 г. предварительные с учетом Крымского
федерального округа (по данным Министерства труда и социальной защиты
Республики Крым, доля граждан трудоспособного возраста в Крыму 59%,
как и по РФ в среднем).
Рисунок 89. Динамика численности населения трудоспособного
возраста в период 1970-2014 гг. (без учета Крымского федерального
округа), в 2015 г. и прогнозы до 2020 г. по различным сценариям
Росстата (с учетом Крымского федерального округа)
Из рисунка видно, что численность населения трудоспособного
возраста в РФ в период с 1970 по 1980 г. выросла на 10,2 млн чел.
(с 72,8 до 83 млн). В период 1981—1990 гг. этот показатель вырос
незначительно — на 0,9 млн чел. (с 83 до 83,9 млн). В следующие
15 лет (в период 1991—2006 гг.) темпы роста существенно возросли,
и в этот период население трудоспособного возраста увеличилось на
6,3 млн чел. к (до 90,2 млн). Но уже с 2011 г. началось резкое снижение
численности населения трудоспособного возраста в среднем на 1,4
млн чел. ежегодно. Незначительный прирост населения трудоспособного
возраста в 2015 г. произошел из-за присоединения Крымского ФО. Однако,
по всем сценариям прогнозов Росстата, число лиц данной категории
снизится. В результате к 2020 г. численность населения трудоспособного
возраста даже по высокому варианту прогноза упадет на 5,1 млн чел.;
по худшему варианту численность трудоспособного населения сократится
на 5,9 млн чел., по среднему варианту — на 5,5 млн чел. Средний
темп падения до 2020 г. — 1 млн чел. в год. В результате доля граждан
трудоспособного возраста упадет с 59% до 55% по всем вариантам прогноза.
Половину из этих граждан трудоспособного возраста мы
потеряем из-за сверхвысокой смертности мужчин трудоспособного возраста.
В 1995-2009 гг. умирали в среднем 600—700 тыс. чел. трудоспособного
возраста. В последние годы в РФ ежегодно умирает около 500 тыс.
чел. трудоспособного возраста, из них 80% — мужчины. Вторую половину
граждан этой группы мы теряем из-за низкой рождаемости в конце 90-х
и в нулевые годы, соответственно, в трудоспособный возраст вступает
меньшее по численности поколение, чем в предшествующие годы.
Высокая смертность мужчин трудоспособного возраста наглядно
видна на рис. 90, где показана динамика коэффициента смертности
мужчин и женщин трудоспособного возраста (КСМ и КСЖ)[7]
в период 1981-2013 гг.
Рисунок 90. Динамика КСМ и КСЖ трудоспособного возраста
в России в период 1970-2013 гг. с прогнозом до 2020 г.
Из рисунка видно, что значение КСМ в 3,6 раза выше,
чем значение КСЖ. Это связано с существенно большим потреблением
алкоголя и распространением курения среди мужчин по сравнению с
женщинами трудоспособного возраста. Для снижения сверхсмертности
мужчин трудоспособного возраста необходимо, в первую очередь, проведение
целенаправленной антиалкогольной кампании, аналогичной той, которая
проводилась в период 1984—1987 гг. в СССР. Она показала, что в РСФСР
удалось снизить величину КСМ за 3 года — с 9,0 до 6,7 (или со среднегодовым
темпом 8,6%), а КСЖ — с 2,3 до 1,8 (или со среднегодовым темпом
7%).
По кривой КСМ можно также рассчитать, сколько можно
будет сохранить жизней граждан трудоспособного возраста, если удастся
сократить КСМ с 2014 по 2020 г. на 25%, т.е. до уровня 6,5 на 1
тыс. населения соответствующего возраста, или до минимального уровня,
который был достигнут в РСФСР в 1985 г. В результате в период 2014—2020
гг. сохранятся жизни 294 тыс. мужчин трудоспособного возраста по
сравнению со сценарием, если бы значение КСМ осталось на уровне
8,6. По кривой КСЖ также можно рассчитать, что если с 2014 по 2020
г. этот коэффициент сократится до уровня 1,8 (или на 25%), т.е.
минимального уровня, достигнутого в РСФСР в 1985 г., то это может
дополнительно сохранить жизни 88 тыс. женщин (см. темные части рис.
90)[8].
Рождаемость и фертильность населения
На рис. 91 показано изменение коэффициента рождаемости
(число родившихся живыми на 1 тыс. населения в год) и коэффициента
фертильности (среднее количество детей, рожденных одной женщиной
в течение ее жизни) в России в период 1950—2013 гг. Поведение этих
кривых эквидистантно (аналогично).
Рисунок 91. Динамика коэффициента рождаемости и коэффициента
фертильности в период 1950-2013 гг. с прогнозом до 2020 г.
Из рис. 91 видно, что в период 1955-1970 гг. коэффициент
рождаемости упал почти в 1,8 раза — с 27,0 до 14,6 и рос незначительно
до 1988 г. Ас 1988 по 1993 г. рождаемость снова упала в 1,6 раза
(до 9,4), а в период 1993-1999 гг. — еще на 12% (до 8,3). С 1999
по 2012 г. коэффициент рождаемости увеличился в 1,6 раза (с 8,3
до 13,3), но в 2013 г. стагнирует на уровне 2012 г. и даже немного
упал до 13,2.
Аналогично ведет себя и коэффициент фертильности. В
период 1955— 1970 гг. он упал на 24% — с 2,62 до 2,0 и далее оставался
в среднем на уровне два ребенка на одну женщину в течение 20 лет.
С 1990 по 1993 г. он падает на 27% (до 1,37), с 1993 по 1999 г.
— еще на 15% (до 1,16), затем с 1999 по 2013 г. постепенно увеличивается
на 47% (до 1,71).
Чтобы обеспечить воспроизводство населения страны, коэффициент
фертильности должен равняться 2,14. В «новых» странах ЕС он составляет
в среднем 1,43, в «старых» — 1,59. Во Франции за счет эффективной
демографической политики он повысился до 2,0, а в США равен 2,1.
Снижение рождаемости в России связано с двумя факторами: с одной
стороны, с распадом СССР и ухудшением социально-экономических условий
для рождения второго и последующего детей, с другой — с поведенческим
фактором семей, вызванным урбанизацией, ростом образовательного
уровня женщин и т.д. Последний фактор имеет место в большинстве
развитых стран и странах с переходной экономикой.
Выделить влияние фактора, связанного с ухудшением социально-экономической
ситуации после распада СССР, можно следующим образом: в период 2007-2009
гг. коэффициент фертильности благодаря мерам по повышению рождаемости
и общему улучшению экономической ситуации в России достиг 1,5 и
далее увеличился до 1,7. Такой коэффициент фертильности соответствует
сегодняшней экономической ситуации в стране, которая приблизительно
соответствует ситуации в конце 1980-х и начале 1990-х годов. Если
бы не было распада СССР, то, вероятнее всего, коэффициент фертильности
упал бы с 1,89 до 1,5 за счет изменения поведенческого фактора семей
в современных условиях. Но этот коэффициент упал ниже — до 1,2,
так как обеспечение жильем молодых семей, доходы и социальное обеспечение
основной массы населения страны бесплатными детскими садами и яслями,
повсеместной бесплатной медицинской помощью и другими мероприятиями,
стимулирующими рождаемость второго и последующего детей, в 1995—2006
гг. были значительно хуже, чем в 1980-е годы.
Можно определить число «нерожденных» детей в России
с 1990 по 2013 г. из-за распада СССР и последующих экономических
реформ (ведь только в 2013 г. показатели рождаемости и фертильности
достигли уровня 1990 г.). Это число соответствует серой площади
на рис. 91 и равно 9,8 млн чел.[9]
Низкая рождаемость за последние 15 лет ведет к старению
населения. Динамика изменения возрастной структуры населения России
характеризуется уменьшением числа лиц молодого возраста и ростом
возрастной группы 60 лет и старше. Двадцать лет назад дети в возрасте
до 15 лет составляли 24% населения России, а на долю лиц старше
трудоспособного возраста приходилось 19%. Сейчас доля детей до 15
лет снизилась до 17%, а доля лиц пенсионного возраста возросла до
24%. Следует иметь в виду, что данная ситуация носит долговременный
характер. По среднему варианту прогноза Росстата (от февраля 2015
г.), к 2020 г. доля молодого населения страны будет на уровне 19%,
а доля лиц старше трудоспособного возраста вырастет до 26%, соответственно,
доля трудоспособного населения упадет с сегодняшних 59 до 55%, см.
табл. 32.
Следующей важнейшей демографической проблемой является
сокращение рождаемости из-за снижения числа женщин детородного возраста.
В связи с этим потребуются сверхординарные усилия по стимулированию
рождаемости. Рождаемость даже по нормативному (высокому) варианту
уменьшится почти на 10%. Это объяснимо фундаментальными причинами,
а именно существенным снижением числа российских женщин детородного
возраста в предстоящие годы. Достаточно точно можно оценить это
снижение, например, через 10 лет (к 2024 г.), если эквидистантно
перенести вправо на 10 лет кривую распределения численности женщин
по возрасту на 1 января 2014 г. (рис. 92).
Рисунок 92. Распределение численности женщин по возрасту
на 1 января 2014 г. и 2024 г.
В результате с достаточной точностью можно получить
реальную кривую распределения женщин детородного возраста на 1 января
2024 г. Видно, что в 2014 г. число женщин детородного возраста (когорта
от 15—19 лет до 40-44 лет) составляет 30,7 млн, а на 1 января 2024
г. это число будет равняться не более 27,3 млн человек (без учета
смертности), т.е. на 11% меньше. И ничего здесь изменить нельзя.
В дополнение необходимо отметить, что в период с 2000
по 2013 г. в РФ 34-40% детей родились больными или заболели в период
новорожденности (в 1990 г. — 15%), а показатель младенческой смертности
сегодня в РФ в 2,1 раза выше, чем в «новых» странах ЕС (см. рис.
8, глава к 1.4). Отрицательно на здоровье населения будут сказываться
и такие факторы риска, как высокая распространенность алкоголизма,
наркомании и табакокурения среди населения (см. раздел 1.3.2).
Выводы
Демографические прогнозы до 2020 г. характеризуются
сокращением числа граждан трудоспособного возраста на 1 млн ежегодно;
ростом числа граждан старше трудоспособного возраста; вероятным
снижением рождаемости из-за уменьшения числа женщин детородного
возраста на 11%. Как следствие, в стратегии здравоохранения необходимо
сосредоточиться:
- на укреплении и сохранении здоровья трудоспособного населения,
в том числе на реализации антиалкогольной и антитабачной кампании,
на повышении доступности профилактической и первичной медико-санитарной
помощи на производстве, улучшении условий труда на производстве,
обеспечении трудоспособного населения бесплатными лекарственными
средствами в амбулаторных условиях;
- на сохранении и укреплении здоровья каждой будущей матери,
каждого ребенка; необходимо сохранить, модернизировать и приумножить
потенциал педиатрической службы в нашей стране;
- на поддержании здоровья и развитии служб долговременного ухода
за теми, кто вследствие старения или инвалидизации лишается возможности
самообслуживания.
В самой отрасли увеличение доли пожилых среди работников
здравоохранения и, соответственно, устаревание их профессионально-квалификационных
навыков потребует мер по повышению их квалификации.
4.3. Технологические вызовы
Глобализация информации, ускоренное развитие информационных
и телекоммуникационных технологий — процессы, которые будут активно
влиять на все отрасли экономики в ближайшее десятилетие. Для получения
максимальной выгоды от их использования в здравоохранении необходимо
уже сейчас разработать национальную программу информатизации, в
том числе единые стандарты хранения и передачи медицинской информации,
гармонизированные с европейскими. При этом к использованию обучающих
информационных ресурсов (электронные медицинские библиотеки, системы
поддержки принятия клинических решений, модули для дистанционного
обучения и т.д.) необходимо приступить немедленно, так как на их
разработку и внедрение не требуется больших вложений, а эффект можно
получить существенный и в короткие сроки (Continued Progress, 2007;
Chaudhry В. et al., 2006).
Экономически оправданны также развитие дистанционных
форм обучения медицинских работников и использование в отдаленных
регионах передвижных лечебно-диагностических систем с возможностями
телекоммуникации. Российской медицинской науке необходимо поставить
задачу разработать и внедрить системы для удаленного наблюдения
за пациентами в амбулаторных условиях.
В связи с интенсивным влиянием на медицину нано- и биотехнологических
разработок необходимо предусмотреть поддержку отечественных разработок
по этим направлениям, имеющих наибольший инновационный потенциал.
Дальнейшая урбанизация окружающей среды, загрязнение
отходами промышленных предприятий (при недостаточной очистке), проживание
населения на территориях, критических по экологическим показателям
(см. раздел 1.3.4), будут продолжать отрицательно сказываться на
здоровье населения. В этих условиях системе здравоохранения необходимо
сосредоточиться на актуализации санитарных норм, контроле их исполнения,
а также на реализации межведомственных программ, направленных на
улучшение экологических условий.
Низкий уровень управленческих кадров отрасли и низкая
эффективность государственного управления в стране в целом могут
стать существенным препятствием на пути повышения технологической
эффективности здравоохранения. Президент РФ В.В. Путин в своем Указе
от 7 мая 2012 г. №596 четко определил, что страна должна перейти
на принципы управления по результатам, существенно снизить уровень
коррупции в стране, а также поставил задачу повышения квалификации
управленческих кадров.
Технологические вызовы потребуют инновационных систем
обучения и повышения квалификации управленческого персонала в здравоохранении
и медицинской науке, внедрения прозрачной системы отчетности и жесткой
системы ответственности и мотивации руководителей всех уровней управления
здравоохранением к достижению запланированных результатов.
4.4. Ожидания заинтересованных сторон
Пациенты. Об ожиданиях пациентов можно судить по данным
многочисленных опросов и анализу жалоб (опросы ВЦИОМ). Эти ожидания
просты: больше вежливости и внимательности со стороны медицинского
персонала, меньше очередей (в поликлиниках, на высокотехнологичную
медицинскую помощь) и меньше доплат из своего кармана, а также более
широкие возможности по лекарственному обеспечению в амбулаторных
условиях за счет государственных средств.
Медицинские работники. Медицинские
работники хотят достойной оплаты труда — ее повышения как минимум
в 2—3 раза, чтобы не попадать в унизительную зависимость от пациентов
и компенсировать свой сложный, высокотехнологичный и часто небезопасный
труд. По данным С.В. Шишкина (2008), они также хотят определенности
в перспективах повышения оплаты труда и дифференцированных подходов
с учетом его сложности, интенсивности и качества. Они ожидают защищенности
от произвола начальства при назначении дифференцированной оплаты
труда и при судебных разбирательствах, связанных с жалобами пациентов,
введения страхования профессиональной ответственности на случай
возникновения претензий пациентов, улучшения условий труда, возможностей
для непрерывного профессионального образования, а также дополнительных
социальных льгот и уважения со стороны общества в целом.
Фармацевтические компании и производители медицинской
техники. Другими заинтересованными и сильными игроками
на рынке медицинских услуг являются фармацевтические компании и
производители медицинской техники. Их давление по продвижению своей
продукции на рынок, подкрепленное маркетинговыми усилиями, будет
продолжаться. Задачи здравоохранения в этой ситуации — сформировать
условия, при которых будут закупаться только эффективные препараты
с оптимальным соотношением цены и качества и правильно расставить
приоритеты при закупке тех или иных ЛС, а также регулировать цены,
по которым происходят закупки не только в государственном секторе,
но и на свободном рынке. Что касается закупки дорогостоящего оборудования,
то этот процесс должен регулироваться на федеральном уровне и происходить
по единой для всей страны программе. Также должны быть предусмотрены
меры по увеличению закупок товаров отечественного производства при
условии соблюдения заданного уровня качества продукции.
Другие заинтересованные стороны. Необходимо
кратное увеличение финансирования на медицинскую науку, которое
должно проводиться с одновременным повышением эффективности вложений,
а также практической значимости полученных результатов для решения
насущных проблем здравоохранения.
Частные поставщики медицинских услуг и частные
страховые компании будут лоббировать свои интересы. Самые
распространенные предложения с их стороны — это увеличение объема
государственного заказа и налоговые послабления. Для системы здравоохранения
эти вопросы должны рассматриваться с точки зрения выгоды для большинства
населения. Например, если размещение государственного заказа в частных
учреждениях снизит очередность на получение медицинской помощи в
государственном секторе при сохранении ее качества, это выгодно
государственной системе здравоохранения. А если налоговые послабления
(фактически — вычеты из федерального, регионального и местного бюджетов)
максимизируют прибыль частных организаций, но не сделают медицинскую
помощь более доступной для широких слоев населения, — это государству
невыгодно.
Профессиональные медицинские общества должны
настаивать на увеличении своей роли в принятии стратегических решений
в здравоохранении, разработке стандартов медицинской помощи, составлении
перечней ЛС, непрерывном медицинском образовании и т.д. Более активное
привлечение к обсуждению медицинского сообщества при соблюдении
открытости в принятии решений будет только выгодно системе здравоохранения,
см. раздел 2.6.6.
Гражданское общество будет продолжать
требовать справедливости, более широкого обсуждения, прозрачности
при принятии решений. И этим требованиям система здравоохранения
обязательно должна удовлетворять.
Средства массовой информации будут
по-прежнему искать горячие новости, высокобюджетных спонсоров и
по своим усмотрениям формировать взгляды общества. В погоне за сенсацией
СМИ могут разрушить и исказить любые, даже самые правильные планы
здравоохранения. Избежать этого позволят открытость, диалог, специальные
научные программы и выступления. СМИ должны стать союзниками, особенно
в части пропаганды здорового образа жизни и медико-санитарного просвещения
населения страны.
Выводы
При формировании Программы развития здравоохранения
необходимо учесть ожидания заинтересованных сторон, главными из
которых являются: для пациентов - вежливость и внимание медицинского
персонала, снижение очередности и платности медицинских услуг, высокое
качество медицинской помощи; для медицинских работников - увеличение
заработной платы и расширение возможностей для непрерывного повышения
квалификации.
[1] Данные ВЦИОМ (электронный
доступ: http://rusnovosti.ru/news/295345/) и высказывания министра
здравоохранения В.И. Скворцовой (электронный доступ: http://www.odnako.org/blogs/v-rossii-poyavyatsya-novie-organi-pacientsoveti/).
[2] Сценарные условия долгосрочного
прогноза социально-экономического развития Российской Федерации
до 2017 г. — Минэкономразвития РФ. — М., 2014.
[3] Дети от 0 до 15 лет составили
17%, лица старше трудоспособного возраста — 24%.
[4] Данные за 2013—2014 гг.
с предварительным учетом данных о численности населения в Крымском
федеральном округе.
[5] Демографические прогнозы
к 2020 г. представлены согласно Росстату от февраля 2015 г. с учетом
численности населения Республики Крым и города Севастополя.
[6] «Концепция долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период
до 2020 г.» (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября
2008 г. № 1662-р), «Концепция демографической политики Российской
Федерации на период до 2025 г (утверждена Указом Президента РФ от
9 октября 2007 г. № 1351), Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №
606 «О мерах по реализации демографической политики».
[7] КСМ и КСЖ представляют
собой, соответственно, число мужчин и женщин трудоспособного возраста,
умерших от всех причин, приходящихся на тысячу мужчин или женщин
трудоспособного возраста.
[8] Среднее число граждан трудоспособного
возраста — 82 млн чел., из которых 40 млн - мужчины трудоспособного
возраста, 42 млн — женщины трудоспособного возраста.
[9] Расчеты производились за
каждый год с учетом численности населения в соответствующем году,
например, в 1991 г. не родились 192,9 тыс. человек {(13,4 — 12,1)
х 148,4 млн}, и т.д. по каждому году; затем полученные данные сложили.
|