Федеральная миграционная служба (ФМС) отказалась от
планов существенно расширить полномочия сотрудников ведомства, в
частности добиться передачи функции расследования уголовных дел.
Это следует из опубликованной после общественного обсуждения новой
версии законопроекта "Об иммиграционном контроле". Миграционное
ведомство также больше не настаивает на необходимости самостоятельно
досматривать граждан, их транспортные средства, применять физическую
силу, спецсредства и оружие.
Первая редакция законопроекта "Об иммиграционном
контроле" была опубликована в апреле 2014 года. Подготовленный
в ФМС документ обобщал нормы действующего миграционного законодательства,
в частности положения законов "О гражданстве РФ", "О
порядке выезда и въезда в РФ", "О миграционном учете"
и т. д. В первоначальной версии документ подводил законодательную
базу фактически под создание миграционной полиции. Так, ФМС наделялась
правом вести досудебное расследование уголовных дел, в том числе
по факту организации незаконной миграции, подделки документов и
незаконной выдачи паспортов. Более того, сотрудникам миграционного
ведомства разрешалось досматривать граждан, их транспортные средства,
применять при необходимости физическую силу, спецсредства и оружие,
патрулировать населенные пункты, а также дактилоскопировать подозреваемых
и обвиняемых.
Все упомянутые процедуры находятся сейчас в компетенции
МВД. Возбуждать уголовные дела по факту миграционных проверок также
имеет право лишь полицейское ведомство, которое делает это на основании
материалов ФМС.
ФМС лоббирует расширение полномочий своих сотрудников
на протяжении двух последних лет. В частности, глава ведомства Константин
Ромодановский заявлял о необходимости передачи функций дознания
ведомству в интервью "Ъ" в конце 2013 года (сразу после
событий в московском Бирюлево): "Если бы инспектор отвечал
за качество материалов, которые поступают в суд, эффективность работы
была бы намного выше, потому что на нем лежала бы ответственность
за конечный результат".
Однако в опубликованной на redulation.gov.ru редакции
законопроекта "Об иммиграционном контроле" упоминаний
об этом уже нет. Скорректированная версия законопроекта и в остальном
выглядит куда скромнее первоначальной: исчезли нормы о досмотре
граждан и транспортных средств, применении спецсредств и оружия
и т. д.
"Общим мнением признано, что на сегодняшний день
это немного рано,- пояснил вчера глава департамента ФМС по организации
работы с иностранными гражданами Сергей Темрякович.- В том числе
с учетом мнения МВД, что у них есть силы и средства для проведения
этой работы". В то же время, отметил господин Темрякович, у
миграционного ведомства недостаточно кадров для исполнения функций
дознания: нет дежурных частей и круглосуточных подразделений.
Президент фонда "Миграция XXI век" Вячеслав
Поставнин, бывший замглавы ФМС РФ, предположил, что против законопроекта
категорически выступили в МВД и ФСБ: "Первоначальная версия
закона "Об иммиграционном контроле" предполагала, по существу,
создание новой спецслужбы". По его мнению, эта редакция документа
полностью исключала "гуманитарный и социально-экономический
аспекты миграции", к которым неприменим силовой подход. "А
скорректированный законопроект, по сути, обобщает все те функции,
которые у ФМС уже есть",- добавил эксперт.
"Дознанием должна заниматься полиция, поскольку
миграционные дела, как и дела, связанные, допустим, с распространением
наркотиков, не имеют специфики",- отметил "Ъ" руководитель
комиссии по миграционной политике президентского совета по правам
человека (СПЧ) Евгений Бобров. Что же касается, к примеру, права
проводить дактилоскопию нарушителей миграционного законодательства,
то это положение, по мнению члена СПЧ, следовало бы оставить в законопроекте:
"Сотрудникам ФМС, имея возможность дактилоскопировать, было
бы легче работать с мигрантами в дальнейшем".
Вячеслав КОЗЛОВ. "Коммерсантъ", 15
октября 2014 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)