Семейные ценности
россиян и европейцев |
|
|
Над темой номера работали
|
|
|
Маргарита
ФАБРИКАНТ
|
Владимир
МАГУН
|
|
Выводы
1. Подтверждено существование обобщенного параметра
традиционности-современности, который описывает различия европейцев
по нормативным взглядам на семейно-гендерные отношения. Средние
значения этого параметра указывают на то, что, по европейским меркам,
Россия является страной со средне-высоким уровнем традиционности
высказываемых нормативных взглядов. Взгляды населения 28 стран являются,
в среднем, более либеральными, чем у россиян, населения 8 стран
– более консервативными, и населения 11 стран – примерно такими
же, как у россиян. При этом по своим консервативным взглядам на
семейно-гендерные отношения российское общество сравнительно однородно.
2. Наибольшая консервативность проявляется в России
применительно к нормам детности (необходимость детей – как для женщины,
так и для мужчины), признанию необходимости брака или постоянных
отношений и утверждению приоритетности семейной роли женщин (убежденность
в том, что большинство женщин, на самом деле, хотят иметь дом и
детей).
Наименее консервативны взгляды россиян в отношении матерей-одиночек
и права на аборт для пар, которые не хотят больше иметь детей.
Примечательно, что в отношении самой радикальной из
числа рассмотренных в исследовании либеральных норм – права гомосексуальных
пар на усыновление – позиция россиян отнюдь не крайне консервативна.
3. Изменения нормативных взглядов россиян на гомосексуализм
на протяжении последнего 25-летия демонстрируют возможность заметного
либерального сдвига в семейно-гендерных нормах. Не только направление,
но и конкретные формы изменений и их очередность в России соответствуют
опыту стран, где эти изменения начались раньше[24],
что указывает на общность природы модернизационных процессов в разных
странах. Как и в России, в этих более либеральных странах переход
от криминализации гомосексуализма к либерализации также не был непосредственным:
ему предшествовал период медикализации, когда гомосексуализм еще
рассматривался как проблема для общества, но к самим гомосексуалистам
уже относились не как к виновникам, а как к жертвам.
Таким образом, демонизация гомосексуализма российскими
СМИ противостоит тренду общественного мнения на повышение толерантности
к этой социальной группе.
[24] Loftus J. America's
liberalization in attitudes toward homosexuality, 1973 to 1998 //American
Sociological Review. – 2001 – Vol. 66 – No. 5 – P. 762-782; Gerhards
J. Non-Discrimination towards Homosexuality The European Union’s
Policy and Citizens’ Attitudes towards Homosexuality in 27 European
Countries // International Sociology. – 2010. – Vol. 25. – No.1,
– P. 5-28.
|