Rambler's Top100

№ 613 - 614
6 - 19 октября 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Семейные ценности россиян и европейцев

Введение

Что и как мы считали

Россия и европейские страны на шкале традиционности-современности нормативных взглядов

Традиционность и современность в гендерно-семейных отношениях

Динамика отношения россиян к гомосексуализму

Выводы

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Семейные ценности россиян и европейцев

Над темой номера работали

Маргарита
ФАБРИКАНТ

Владимир
МАГУН

Россия и европейские страны на шкале традиционности-современности нормативных взглядов

В поисках обобщенного показателя традиционности-современности нормативных взглядов был проведен факторный анализ методом главных компонент. Факторный анализ проводился на индивидуальных данных для всего европейского массива, из расчетов исключались все случаи, когда были пропущенные значения хотя бы по одному из 9 пунктов (метод listwise deletion). В результате была получена двухфакторная модель, которая суммарно объясняет 47% дисперсии переменных (собственные числа обоих этих факторов превышают единицу). Факторные нагрузки для обоих факторов по каждой переменной представлены в табл. 1, получившаяся структура достаточно близко воспроизводит аналогичные результаты исследования Магуна[18]. В данной статье мы сосредоточим внимание на первом факторе, поскольку он описывает искомый обобщенный параметр традиционности-современности нормативных взглядов людей на гендерные и семейные отношения.

Таблица 1. Факторная структура нормативных взглядов на семейно-гендерные отношения (население 48 европейских стран)

Названия переменных

Фактор 1, информативность
32%

Фактор 2
информативность
15%

Нет необходимости в детях для женщины (v149)

0,66

-0,44

Институт брака устарел (v150)

0,34

0,33

Допустимость матерей-одиночек (v152)

0,50

0,51

Нет необходимости в детях для мужчины (v153)

0,72

-0,45

Нет необходимости в постоянных отношениях (v154)

0,66

-0,33

Право гомосексуальных пар на усыновление (v155)

0,55

0,22

Допустимость сожительства (v156)

0,64

0,38

Неверно, что большинство женщин хотят дом и детей (v161)

0,55

-0,15

Аборт, когда пара не хочет больше детей (v185)

0,37

0,50

N= 48913 человек

Примечание: Все переменные перекодированы так, что меньшие значения соответствуют более традиционным взглядам, а большие – более современным. Соответственно, положительная факторная нагрузка означает, что респонденты с более высокими значениями данного фактора имеют более современные взгляды по данному пункту, а респонденты с более низкими значениями фактора – более традиционные взгляды по данному пункту.

Первый фактор описывает 32% дисперсии и включает в себя все 9 переменных, на которых проводился факторный анализ. Факторные нагрузки всех пунктов положительные, это означает, что респонденты, имеющие более высокие значения первого фактора, придерживаются более современных взглядов по каждому из вопросов анкеты, а респонденты с более низкими значениями фактора, – напротив, более традиционных[19].

На рис. 1 представлены страновые средние по фактору традиционности-современности нормативных взглядов. Наиболее традиционной страной в Европе по рассматриваемым гендерным и семейным нормам является Грузия (-0,98), наиболее современной – Швеция (1,29), ближе всего к среднему по Европе значению Литва (0,02).

Рисунок 1. Средние оценки России и других европейских стран по обобщенному параметру традиционности-современности гендерно-семейных нормативных взглядов (выделены Россия и страны, средние значения которых статистически значимо не отличаются от российских)

Россия, в сравнении с другими европейскими странами, характеризуется средне-высоким показателем традиционности нормативных взглядов на семейно-гендерные отношения, ее среднее значение по параметру традиционности-современности равно -0,36. Это подтверждается и статистически значимыми различиями между Россией и другими странами. Средние показатели большинства европейских стран статистически значимо отличаются от российской средней в более либеральную сторону. Еще 11 стран (большинство из них – постсоциалистические: Греция, Косово, Румыния, Македония, Черногория, Северный Кипр, Словакия, Мальта, Болгария, Венгрия, Босния и Герцеговина) не дают статистически значимых различий с Россией, и только 8 стран (Кипр, Албания, Украина, Армения, Молдавия, Турция, Азербайджан, Грузия) значимо отличаются более консервативными взглядами. Всего более либерально настроенных стран – 28, к их числу относятся преимущественно западноевропейские и скандинавские, а из центрально– и восточноевропейских (в порядке возрастающей либеральности) – Латвия, Белоруссия, Сербия, Эстония, Польша, Литва, Чехия, Хорватия и Словения.

Внутристрановое стандартное отклонение для России по первому фактору является низким (0,69); статистически значимо меньшие значения – только у 3 европейских стран – Азербайджана, Грузии и Косово (рис. 2). Это значит, что по своим консервативным взглядам на семейно-гендерные отношения российское общество сравнительно однородно. Столь же высокая (статистически значимо не отличающаяся от российской) степень внутристранового консенсуса наблюдается у 9 стран – Молдавии, Румынии, Латвии, Турции, Армении, Дании, Мальты, Белоруссии и Литвы. Почти все эти страны имеют относительно небольшую территорию и относительно этнически гомогенный состав населения, и это дополнительно подчеркивает высокую степень внутристранового консенсуса по рассматриваемым нормативным взглядам, характерную для российского общества. Заметим, что это свойство именно данной сферы российского массового сознания. В других сферах, например, по базовым ценностям, россияне характеризуются, наоборот, одним из наиболее низких в Европе показателей консенсуса[20].

Рисунок 2. Внутристрановые стандартные отклонения России и других европейских стран по обобщенному параметру традиционности-современности гендерно-семейных нормативных взглядов (выделены Россия и страны, стандартные отклонения которых статистически значимо не отличаются от российских)


[18] Магун В.С. Указ. соч.
[19] В силу ограниченности места мы оставляем подробный анализ второго фактора для последующих публикаций.
[20] Руднев М., Магун В. Ценностный консенсус и факторы ценностной дифференциации населения России и других европейских стран // Вестник общественного мнения. – 2011. – Т. 110. – №. 4. – С.81-96.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.