|
Россия готова отменить льготный миграционный
режим для Молдавии
|
Подписание Молдавией соглашения об ассоциации с ЕС,
назначенное на 27 июня, может осложнить не только ее торговые
отношения с Россией. Договор создает существенные риски по перетоку
трудовых мигрантов, считают в Минэкономразвития.
Поэтому в ведомстве не исключают, что Россия может отменить льготный
миграционный режим для Молдавии, рассказал РБК глава департамента
министерства по сотрудничеству со странами СНГ Александр Цыбульский,
который с 9 по 11 июня едет в Молдавию на межведомственные переговоры
о будущих торгово-экономических отношениях.
Молдавия планирует 27 июня подписать соглашение с Евросоюзом о
создании зоны свободной торговли (ЗСТ), уже парафированное в ноябре
прошлого года. Этот документ, по мнению российских чиновников,
входит в противоречие с аналогичным соглашением стран СНГ.
Ранее министр по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК)
Андрей Слепнев заявлял РБК, что это может повлечь осложнения в
торговле, схожие с украинско-российскими. И он, и замминистра
экономического развития Алексей Лихачев отмечали, что Москва повысит
пошлины для товаров из Молдавии, если увидит угрозу роста серого
импорта из Евросоюза.
В Минэкономразвития, отметил Цыбульский, проанализировали текст
будущего соглашения Молдавии с ЕС и сделали вывод, что оно заметно
повлияет на экономические отношения двух стран - причем больше
на Молдавию, чем на Россию. Москва, по данным Минэкономразвития,
является ее основным торговым партнером: на ее долю в 2013г. пришлось
18% внешнеторгового оборота Молдавии (без учета Приднестровья).
При этом в российском внешнеторговом обороте доля Молдавии - около
0,2%.
Кроме торговых пошлин, может ужесточиться и миграционный режим,
не исключает Цыбульский. Сегодня молдавские специалисты могут
находиться в нашей стране без регистрации до 90 дней, но риски
возрастания миграционных потоков могут заставить Россию уйти от
льготного режима, рассуждает он.
"Если они открывают или упрощают визовые отношения с ЕС,
то у нас возникают риски по перетоку трудовых мигрантов, рабочей
силы. Поэтому здесь мы можем тоже уйти от этого льготного режима
и перейти в нормальный, с регистрацией", - говорит чиновник.
В апреле 2014г. между Молдавией и ЕС начал действовать безвизовый
режим, но с некоторыми оговорками. В частности, граждане Молдавии
не получили права на работу в Евросоюзе. Кроме того, для въезда
в ЕС им все еще требуется оформлять некоторые документы, например,
подтверждать платежеспособность. По словам Цыбульского, сегодня
Молдавия открыта для ЕС в режиме "автономных преференций".
Окончательный переход к безвизовой системе изменит все.
А торговая либерализация режима с ЕС дополнительно активизирует
поток мигрантов. "Если начнется торговля беспошлинная, то
это приведет к активизации, в том числе и рабочей силы",
- отмечает Цыбульский. Поэтому, сказал он, российские власти будут
рассматривать меры по ужесточению режима миграции, и это тоже
будет предметом обсуждения на переговорах.
Получить оперативный комментарий Федеральной миграционной службы
РБК не удалось. Для Молдавии вопрос трудно назвать малозначимым.
"На сегодняшний день трудовые мигранты перечисляют в экономику
Молдавии 1,7 млрд долл. ежегодно, только по официальной статистике.
А по неофициальной - как минимум в два раза больше. Это до 40%
молдавского ВВП", - замечает Цыбульский.
Недешево обойдутся Молдавии и институциональные преобразования,
которые она должна будет провести в своей экономике в связи с
соглашением с ЕС. По расчетам экспертного сообщества, основанным
на данных РАН, сумма затрат составит 2,5 млрд долл., сообщил Цыбульский.
"С учетом не самого лучшего положения молдавской экономики,
огромного отрицательного торгового баланса - больше 4 млрд долл.
- неизвестно, откуда экономика возьмет эти деньги. Это нагрузка
на инвесторов, представителей бизнеса", - полагает он.
Кроме того, Москву беспокоит "непонятный статус" Приднестровья,
добавляет чиновник. Основные риски у России не экономические,
она опасается дестабилизации положения в Молдавии, резюмирует
он. Главный риск - получить на границе очередной конфликт, развивающийся
"по украинскому сценарию".
Поэтому делегация Минэкономразвития едет, чтобы "на берегу"
предупредить партнеров о том, что риски велики. "Если они
видят их хеджирование, то мы хотим понять, каким образом",
- говорит Цыбульский. Для российской стороны, по его словам, решение
проблем пока неочевидно.
"FINANCE.UA", 6 июня 2014 года