|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
 |
Исламский
мир: пространство, люди, экономическая мощь |
Над темой номера работал
|
 |
Станислав ГОРОХОВ
|
|
Экономические подъемы и спады исламского мира
Экономическое пространство исламского мира за время
его существования претерпело не меньше изменений, чем географическое
или демографическое (табл. 5).
Таблица 5. Динамика экономического пространства мусульманского
мира
Годы
|
ВВП мира, создаваемый в мусульманских государствах
|
ВВП мира, создаваемый на арабских территориях
|
$ млрд*
|
%
|
$ млрд*
|
%
|
1000
|
13,4
|
11,0
|
10,5
|
8,6
|
1500
|
86,7
|
34,9
|
6,9
|
2,8
|
1700
|
106,7**
|
28,8
|
7,1**
|
1,9
|
1820
|
77,1**
|
11,1
|
8,5**
|
1,2
|
1913
|
41,3**
|
1,5
|
11,4**
|
0,4
|
1950
|
249,3**
|
4,7
|
52,0**
|
1,0
|
1969
|
1105,9
|
8,4
|
282,5
|
2,2
|
1979
|
1842,9
|
9,4
|
601,9
|
3,1
|
1999
|
3201,9
|
9,3
|
821,8
|
2,4
|
2011
|
5805,3
|
10,2
|
1402,6
|
2,5
|
*В «международных долларах» 1990 г.
**без учёта ВВП колоний европейских государств
Рассчитано и составлено по: Madison A. World Economy:
Historical Statistics. Paris: OECD, 2003. 288 p.; The World Bank
Open Data. URL: http://data.worldbank.org/
(дата обращения:17.11.2012)
В начале своего существования мусульманский мир явно
процветал. «Золотой век» мусульманской цивилизации пришелся на IX–XIII
века, который характеризуется выдающимися успехами в области искусства
и науки. По данным, приводимым экономистом и историком турецкого
происхождения Т. Кураном, который опирается на исламские источники,
64% научных открытий в мусульманском мире были сделаны до 1250 года,
36% - в период между 1250 и 1750 годами, и ни одного – после 1750
года23. Уровень
жизни, качество ремесленной продукции, урожайность сельскохозяйственных
культур, численность горожан в регионе политического контроля ислама
были значительно выше, чем в Европе, и не уступали показателям конфуцианского
Китая. Причиной успеха ислама был экономический эффект от создания
единого цивилизационного пространства от Средиземноморья до Индийского
океана, «спаянного» общим языком, культурой, религией и политической
системой.
Известный индийский экономист Д. Лал называет этот исторический
период в жизни мусульманского мира «аббасидским экономическим чудом»,
связанным, по его мнению, с «экономической интеграцией, выкованной
мусульманским оружием и поддерживаемой через общую исламскую культуру
на обширном экономическом пространстве»24.
Имело значение и то, что в первые столетия существования мусульманского
государства значительная часть населения халифата – ремесленники
и крестьяне, создававшие материальные блага государства, – придерживались
христианства и зороастризма. Иноверцы (зиммии – «покровительствуемые»)
несли на себе основные тяготы налогового бремени, так как по законам
ислама облагались подушным налогом (джизьёй), уплата которого гарантировала
им безопасность жизни и имущества. Важным источником дохода для
мусульманской общины являлась также военная добыча, поступавшая
в результате победоносной священной войны (джихада). До середины
VIII века джихад ограничивался арабской экспансией на Ближнем Востоке
и в Европе, а начиная с XI века начинается новая волна расширения
границ исламского мира, связанная с образованием государств турок-сельджуков
и турок-османов, мусульманских государств в Индии, Юго-Восточной
Азии и Тропической Африке. Таким образом, как отмечает видный отечественный
исследователь Ю.М. Почта, для средневекового исламского мира было
характерно сочетание внутренней эксплуатации (получение материальных
благ с покорённых иноверцев) с внешней (получение военной добычи
от побеждённых народов)25.
Благодаря этим финансовым ресурсам верхи мусульманского общества
могли смягчать социальные противоречия внутри своей общины и обеспечивать
социально-политическую стабильность исламского мира, которая оказалась
под угрозой, как только мусульманские армии стали терпеть поражения.
По мнению известного российского африканиста Н.Д. Косухина «суть
исламской экономики заключается в осуществлении принципа “производство
по способностям, потребление по благочестию”»26.
Соблюдение данного принципа возможно лишь в том случае если вся
мусульманская община выполняет функции «коллективного эксплуататора»
по отношению к иноверцам.
В дальнейшем, в XIV–XVII веках, экономическое пространство
ислама продолжало расширяться по мере продолжения его территориальной
экспансии. Причём расширение это было в основном экстенсивным и
происходило в результате включения в мусульманский мир новых территорий
и прекратилось в конце XVII века, как только мусульманские государства
стали проигрывать в военном противостоянии с христианским Западом.
Причиной военного поражения исламского мира стала неспособность
исламских элит обеспечить эффективную модернизацию своей экономики,
их устремлённость в прошлое, фактический отказ от использования
передовых достижений науки и техники западной цивилизации. Во многом
это было связано с тем, что экономическая модернизация в исламе
вследствие единства в нём духовного и мирского начал воспринималась
как покушение на незыблемые религиозные устои. В этой связи крупный
отечественный востоковед М.С. Мейер пишет: «Невнимание лидеров мусульманского
мира к тому, что происходит за его пределами, помешали им понять
сущность перемен, происходивших в Старом свете на протяжении XVI–XVII
веков. Важнейшим их результатом следует считать начавшийся процесс
формирования мировой экономической системы. В ней Западной Европе
была отведена роль центра нового мирохозяйственного организма, а
прочие страны, и прежде всего страны Востока, становились его периферийными
элементами»27. Видный
исследователь ислама Т. Куран считает, что причины экономической
стагнации исламского мира коренятся в некоторых принципах мусульманского
вероучения, которые тормозили развитие капиталистического уклада
мусульманских государств. Среди этих принципов Т. Куран отмечает
наследственное право, ингибирующее концентрацию капитала в одних
руках; отсутствие правового обоснования корпоративной деятельности;
наличие системы вакфа (религиозной собственности), блокирующей использование
огромных материальных ресурсов религиозных организаций в рамках
рыночной экономики28.
О застойных явлениях в экономике исламского мира, усугубившихся
на рубеже XVII-XVIII веков, говорят данные, приводимые А. Медисоном:
показатель ВВП на душу населения в исламском мире фактически не
изменялся в течение 800 лет (1000–1820 годы), в то время как в Западной
Европе произошло его увеличение в 2,8 раза (табл. 6). В XVIII веке
хозяйственная жизнь в Стамбуле и Каире протекала так же, как и в
X веке, в то время как в европейских государствах после Вестфальского
мира (1648 год) начался быстрый экономический рост, а принципы функционирования
экономики претерпели существенную трансформацию. В результате, если
в IX–XII веках (период «аббасидского экономического чуда») ВВП на
душу населения в странах Юго-Западной Азии составлял $621 на душу
населения, что почти на треть выше соответствующего показателя в
Западной Европе, то в 1820 году последний превышал его уже почти
в 2 раза.
Таблица 6. Динамика ВВП на душу населения стран Западной
Европы и мусульманского мира (в «международных долларах», 1990 год)
Год
|
1000
|
1500
|
1700
|
1820
|
1913
|
2008
|
2011
|
Страна/регион
|
Франция
|
425
|
727
|
910
|
1135
|
3485
|
22380
|
22106
|
Германия
|
410
|
688
|
910
|
1077
|
3648
|
20569
|
20708
|
Великобритания
|
400
|
714
|
1250
|
1706
|
4925
|
23752
|
22654
|
Западная Европа
|
427
|
771
|
993
|
1194
|
2830
|
20986
|
20486
|
Республика Корея
|
…
|
…
|
…
|
600
|
869
|
20319
|
22001
|
Иран
|
650
|
600
|
600
|
588
|
1000
|
4685
|
4902
|
Турция
|
600
|
600
|
600
|
643
|
1213
|
8706
|
9532
|
Юго-Западная Азия
|
621
|
590
|
591
|
607
|
1042
|
6135
|
6446
|
Египет
|
500
|
475
|
475
|
475
|
902
|
3788
|
3941
|
Малайзия
|
…
|
…
|
…
|
603
|
900
|
10149
|
10742
|
Индонезия
|
…
|
…
|
…
|
612
|
874
|
4446
|
5076
|
Мир
|
453
|
466
|
615
|
666
|
1524
|
7690
|
8197
|
Рассчитано и составлено по: Madison A. World Economy:
Historical Statistics. Paris: OECD, 2003. 288 p.; The World Bank
Open Data. URL: http://data.worldbank.org/
(дата обращения:17.11.2012)
Интересно отметить, что наибольшим экономическим «весом»
в мусульманском мире, начиная с XIII века, обладало уже не его ядро
– арабские страны, а периферия – относительно менее исламизированные
Южная Азия, Анатолия, Нусантара, которые давали к 1820 году почти
90% его ВВП (табл. 6).
Со второй половины XX века экономика стран мусульманского
мира стала вновь испытывать подъём, которому способствовали обретение
ими независимости и проведение экономических реформ в русле индустриализации
и «догоняющего развития».
Важной составляющей экономического роста стало резкое
подорожание энергоносителей (нефти и природного газа) – главного
экспортного товара мусульманских государств. Особенно велика роль
«нефтяной» составляющей в ВВП арабских государств, в связи с чем
их доля в экономике мусульманских стран и всего мира стала резко
возрастать и достигла к концу 70-х годов прошлого века (времени
взлёта нефтяных цен на мировом рынке) максимального значения (табл. 5).
Сочетание активной разработки колоссальных запасов нефти и газа
с эксплуатацией дешёвой иностранной рабочей силы породило экономическое
процветание в монархиях Аравийского полуострова. В нефтяной экономике
снова проявляется характерное для ислама ещё со времён средневековья
классическое сочетание двух форм эксплуатации, только место покорённых
иноверцев29 заняли
иностранные мигранты (только в одной Саудовской Аравии ныне насчитывается
примерно 1,2 млн христиан и около 300 тыс. индусов), а место военной
добычи – нефть. Однако главное, что основа экономического развития
– экстенсивная модель эксплуатации трудовых и минеральных ресурсов,
за счёт которых решались социальные проблемы местного населения,
– осталась прежней. Таким образом, арабские страны предпочли модель
рентной экономики, целиком зависящей от доходов от экспорта сырья,
современному диверсифицированному хозяйству.
Начиная с 80-х годов XX века темпы экономического роста
государств мусульманского мира стали отставать от средних показателей
по развивающимся странам, а их доля в мировом ВВП даже снижалась,
что стало причиной высокой социальной напряжённости. В результате
разрыв в уровне жизни между исламским миром и Западом увеличился
еще больше за последующие три десятилетия. В то время как некоторые
мусульманские страны, такие как Турция, Индонезия, Малайзия, показывали
высокие темпы экономического роста, экономическое состояние арабских
стран – сердца мусульманского мира – оставалось довольно тяжёлым.
В 1981 году показатель ВВП на душу населения в странах Юго-Западной
Азии уступал западноевропейскому в 2,5 раза, а к 2011 году уже более
чем втрое (табл. 6). Основными факторами, определившими экономическую
слабость арабских стран, по мнению отечественного экономиста В.А.
Мельянцева, стали «возросшая в регионе экономическая и политическая
нестабильность, чрезмерное вторжение государства в экономику, торможение
процесса реформ консервативными и авторитарными режимами»30.
Мировой финансовый кризис 2008–2009 годов, как и события
«арабской весны» 2011 года в исламском мире со всей очевидностью
подтвердили кризисное состояние не только исламского мира, но и
всей глобальной экономической системы, построенной на западной,
прежде всего американской, модели капитализма. В этой связи стало
понятно, что парадигма догоняющего развития, образцом для которой
служила западная модель индустриального общества потребления, исчерпала
себя в глазах самых широких слоев населения мусульманских стран.
В этих условиях ислам вновь стал знаменем перемен, к
которым стремилась значительная часть общества в мусульманских странах.
Однако, обращаясь к исламскому наследию, мусульманские страны выбирают
эволюционный путь развития, который позволит им сохранить свою самобытность
перед предлагаемой Западом коренной ломкой их социального и экономического
устройства. В мусульманском мире стала популярной идея отказа от
навязанных неверным Западом моделей развития и возращения к истокам
ислама. Тем более что политическая программа исламистов сочетает
принципы ислама и демократию, социальный патернализм и рыночную
экономику, что в значительной степени стало причиной их популярности.
Именно с этим во многом связаны феномен политизации ислама, усиление
влияния исламистских партий и кризис светской националистической
идеологии, наблюдаемый в странах мусульманского мира.
В настоящее время перед исламским миром открываются
новые перспективы, его территориальный, демографический и экономический
потенциал беспрецедентно возросли за последнее столетие. Вместе
с тем первое десятилетие XXI века ставит перед мусульманскими странами
новые задачи, решение которых привело их к обращению к традиционным
исламским ценностям морально-нравственного характера. Современный
мир становится всё более сложным и многополярным и в этом мире оказался
востребованным синтез духовных традиций Востока с принятым на Западе
рационально-экономическим подходом. Возможно, именно этот синтез
приведёт к формированию новой модели мирового развития, в которой
духовное и материальное начало займут паритетные места.
23 Kuran T. Islam
and Economic Underdevelopment: An Old Puzzle Revisited // Journal
of Institutional and Theoretical Economics. 1997. Vol. 153. P. 41–71.
24 Лал Д. Непреднамеренные
последствия. Влияние обеспеченности факторами производства, культуры
и политики на долговременные экономические результаты. М: ИРИСЭН,
2007. 338 с.
25 Исламская цивилизация
в глобализирующемся мире / Отв. ред. В.Г. Хорос. М.: ИМЭМО РАН,
2011. 336 с.
26 Косухин Н.Д.
Политология развития африканских стран. М.: РУДН, 2009. 394 с.
27 Исламская цивилизация
в глобализирующемся мире / Отв. ред. В.Г. Хорос. М.: ИМЭМО РАН,
2011. 336 с.
28 Kuran T. The
Islamic Commercial Crisis. Institutional Roots of Economic Underdevelopment
in the Middle East // The Journal of Economic History. 2003. Vol.
63. №2. P. 414-446.
29 Интересно, что
в Саудовской Аравии рабство было официально отменено только в 80-х
гг. XX в.; до настоящего времени сотни тысяч рабов обитают в мусульманских
странах Сахеля, принося своим хозяевам баснословные доходы (см.
подробнее: Бэйлз К. Одноразовые люди. Новое рабство в глобальной
экономике. М. Новый хронограф, 2006. 304 с.).
30 Мельянцев В.А.
Арабские страны: кризис модели развития // Азия и Африка сегодня.
2012. №5 (658), с. 18
|