|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Исламский
мир: пространство, люди, экономическая мощь |
Над темой номера работал
|
|
Станислав ГОРОХОВ1
|
|
Исламский мир в пространственном измерении
«Исламский мир» – понятие довольно условное, обычно
оно обозначает страны, в которых господствующей религией является
одна из форм ислама; согласно исламской традиции, синонимом его
является термин «дар аль-ислам» (араб. «земля ислама»).
Исламский мир имеет несколько измерений. В большинстве
работ, посвященных изучению данного вопроса, преобладает культурный
(цивилизационный) подход, в соответствии с которым исламский
мир суть часть глобальной цивилизационной общности, исторический
опыт и определяющие ценности которой сложились под влиянием ислама.
Таким образом, примерные границы исламской цивилизации охватывают
Ближний Восток и Северную Африку, Центральную Азию и мусульманские
страны Южной и Юго-Восточной Азии.
Тем не менее, можно очертить еще как минимум три измерения
мусульманского мира. Во-первых, географическое измерение
– часть мировой территории под политическим контролем исламских
государств, понимаемая как «компактный ареал распространения данного
религиозного признака» (обычно имеются в виду страны Организации
исламского сотрудничества – ОИС, ныне – 57 государств)2.
Несмотря на то, что не во всех странах ОИС мусульмане составляют
большинство населения, исламская солидарность оказывает очень большое
влияние на политику всех стран-членов Организации. С другой стороны,
около 20% мусульман мира живут вне границ ОИС, прежде всего в Индии
(более 177 млн – 2-3-е место в мире по численности адептов ислама),
а также в Эфиопии, Китае, России, странах ЕС и др.
По данным Pew Research Center3,
в мире насчитывается 49 государственно-административных образований,
в которых мусульмане составляют не менее 50% населения (в их число
включаются не только признанные международным сообществом страны,
но и Косово, Западная Сахара, Западный берег реки Иордан и Сектор
Газа). Здесь проживают около 75% мусульман мира.
Во-вторых, демографическое измерение –
часть населения мира, исповедующая ислам (в настоящее время несколько
менее 1/4 человечества). В-третьих, экономическое измерение –
в широком смысле совокупность экономик мусульманских стран мира
(в узком – лишь часть мирового хозяйства, функционирующая по законам
исламской экономики). Ислам – религия, разработавшая свою экономическую
систему, базирующуюся на нормах шариата. Исламская модель экономического
развития особо подчёркивает преимущество этических ценностей над
материальными благами, выраженное, в частности, в запрете ростовщичества,
азартных игр и финансовых спекуляций, излишней роскоши. В настоящее
время политику полной исламизации своей хозяйственной деятельности
на государственном уровне проводят лишь Иран, Судан и Пакистан,
но исламский фактор, безусловно, оказывает существенное влияние
на экономическое развитие всех мусульманских стран. Исламские нормы
экономики действуют в банковском секторе и мелком бизнесе фактически
во всех странах мира, где живут мусульмане.
Пространственные границы данных измерений не совпадают,
в этой связи существуют проблемы и разночтения в определении состава
и границ исламского мира.
Ядром последнего до настоящего времени является аридный
пояс, сердцевина которого – Аравия со священными городами мусульман
Меккой и Мединой. Взяв под контроль Аравийский полуостров, ислам
в 632 году стал распространяться по всему миру. За почти 1400 лет
истории ислама около 900 лет исламские государства вели успешную
территориальную экспансию, примерно 200 лет существовал экономический
и военный паритет между исламом и Западным миром. Около двух с половиной
столетий ислам проигрывал соперничество с Западом и подвергался
территориальной и экономической агрессии со стороны последнего.
Наконец, примерно со второй половины XX века (табл. 1) позиции ислама
в современном мире снова стали укрепляться4.
Таблица 1. Территориальная динамика мусульманского мира
Годы
|
Территория мусульманского мира, млн км2
|
Доля территории мусульманского мира в общей площади суши
(без учета Антарктиды), %
|
632
|
3,0
|
2,2
|
660
|
6,0
|
4,4
|
750
|
9,0–10,0
|
6,7–7,4
|
1200
|
12,0–13,0
|
8,9–9,6
|
1500–1700
|
17,0–37,0
|
12,6–27,4
|
1850–1900
|
9,0
|
6,7
|
1920
|
4,7
|
3,5
|
1950
|
9,8
|
7,3
|
2010
|
32,4
|
24,0
|
Рассчитано и составлено по: An Historical Atlas of Islam.
2nd ed. Leiden, Boston, Köln: BRILL, 2002. 108 p.; World
Factbook. 2012. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/index.html
(дата обращения: 18.06.2012)
Зенита своего могущества мусульманский мир достиг к
началу XVIII века: площадь подконтрольной территории составила около
37 млн км2. В дальнейшем его территория стала уменьшаться,
а мусульманские страны стали превращаться в колонии и полуколонии
Запада или в провинции России. В 1920 году, после окончания Первой
мировой войны и раздела Османской империи, территория исламского
мира сократилась почти в 8 раз по сравнению с XVII веком – до 4,7
млн км2. Статус независимых государств сохранили лишь
Турция, Иран, Афганистан, Йемен, а также Неджд и Хиджаз (будущая
Саудовская Аравия).
И только начавшиеся после Второй мировой войны процессы
деколонизации и национально-освободительной борьбы вернули исламу
политический контроль над территориями, на которых проживают его
адепты (последним в исламском мире получил независимость в 1984
году Бруней). Пространство мусульманского мира (в границах ОИС)
увеличилось к началу XXI века до 32,4 млн км2. Таким
образом, начиная с 1950-х годов, расширяется географический
ареал ислама. Этот процесс приводит к увеличению экономического,
демографического и политического «веса» исламского мира. Исламские
страны снова на паритетных началах ведут диалог с другими государствами
мира, а трагические события 2001 года в Нью-Йорке, возможно, дали
старт и прямому военному соперничеству Исламского и Западного мира.
1 Горохов Станислав
Анатольевич - Институт географии РАН, докторант
2 Кандалинцев В. Типология
и ВВП цивилизаций / Институт востоковедения РАН. URL: http://www.ivran.ru/publications/228
(дата обращения: 07.02.2011).
3 The Future Global
Muslim Population. Projections for 2010-2030. Washington, D.C.:
Pew Research Center’s Forum on Religion & Public Life, 2011.
209 p.
4 Sachs J.D, Shabsigh
G. Economic Development and the Muslim World. Cambridge (Mass.):
Harvard Law School, 2004. 38 p.
|