|
Дети в ДТП
|
|
Над темой номера работал
|
|
Тимур
ФАТТАХОВ
|
|
В снижении смертности детей от ДТП Россия сильно отстает
от других стран
Несмотря на снижение в 2000-е годы, смертность детей
вследствие ДТП все еще очень высока, намного выше, чем в западных
странах с более высоким, чем в России, уровнем автомобилизации.
На рис. 4 представлены результаты расчетов возрастного
коэффициента смертности для группы 0-14 лет в России и некоторых
странах мира. В качестве источника статистической информации использована
База данных ВОЗ о детализированных причинах смерти. Эта База содержат
информацию об абсолютных числах умерших по полу и пятилетним возрастным
группам. Воспользовавшись этими данными, можно рассчитать возрастной
коэффициент смертности для группы 0-14 лет с 1980 по 2010 год.
Данные о смертности вследствие ДТП в России имеются
с 1980 года. Для расчета коэффициента с 1956 по 1979 год использовались
данные о смертности при всех транспортных происшествиях с учетом
поправочного коэффициента 0,9, т.к. в структуре всех транспортных
происшествий на ДТП приходится около 90% всех смертельных случаев.
Рисунок 4. Возрастные коэффициенты смертности детей
от ДТП в России и некоторых странах мира в 1950-2010 годах (число
умерших на 100000 населения в возрасте 0-14 лет)
На рис. 4 видно, что западные страны тоже пережили рост
смертности от ДТП в детских возрастах, с 1950 года до конца 1960-х
годов она увеличивалась. Тогда в Европе фиксировались очень высокие
показатели - например, в Швейцарии – 14 погибших на 100000 детского
населения (1967 год), 13,1 на 100000 детского населения в Нидерландах
(1969 год), 11,6 в Новой Зеландии (1974 год). В России возрастной
коэффициент смертности вследствие ДТП в группе 0-14 лет никогда
не достигал такого уровня, максимальное значение показателя в России
составило 9,1 на 100000 детского населения в 1991 году. Но с конца
1960-х годов западным странам удалось переломить тенденцию, и
на протяжении последующих тридцати лет шло поступательное снижение
смертности детей от ДТП.
В России события развивались по-иному. С середины 60-х
годов, с отставанием примерно в 15 лет от развитых стран, в России
происходит рост возрастного коэффициента смертности детей от ДТП.
С 1981 по 1987 год наблюдалось первое падение этого коэффициента
с 8 до 6,1 на 100000 детского населения, после чего падение сменилось
подъемом и достигло исторического максимума в 1991 году. Падения,
подобные имевшим место в 1981-1987 годах, наблюдались в России также
в 1991-1997 и в 2003-2010 годах (рис. 5).
Рисунок 5. Коэффициент смертности от ДТП в возрасте
0-14 лет в России
Источник: ВОЗ, Базы данных о детализированных причинах
смерти.
Отставание России от стран Западной Европы остается
значительным (рис. 6). Относительные показатели смертности в России,
в зависимости от возрастной группы, в три и более раз превышают
среднеевропейские.
Рисунок 6 . Число погибших детей на млн населения соответствующего
возраста по однолетним возрастным группам в России в 1997, 2004,
2012 годах и ЕС-24* в2009 году
*ЕС-24 – Бельгия, Чехия, Дания, Германия, Ирландия, Греция, Испания,
Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Австрия, Польша, Португалия,
Румыния, Словения, Финляндия, Швеция, Великобритания
Источник: ежегодный отчет European Road Safety Observatory
(ERSO) «Traffic Safety Basic Facts 2011».
Стандартизованный коэффициент смертности (СКС), который
не подвержен влиянию возрастной структуры населения, в возрастной
группе 0-14 лет, в России намного выше, чем в странах Европы. Он
почти в 8 раз выше, чем в Норвегии, Эстонии или Великобритании (рис.
7).
Рисунок 7. Стандартизованный коэффициент смертности
в возрастной группе 0-14 лет в России и странах ЕС в 2010 году на
100 000 населения
Источники: по странам ЕС - ежегодный отчет European Road
Safety Observatory (ERSO) «Traffic Safety Basic Facts 2011», по
России – данные ГИБДД.
ВОЗ, База данных «Здоровье для всех» (HFA-DB)
Вызывает большой интерес цикличность изменений детской
смертности от ДТП, падение сменяется ростом примерно каждые 10 лет.
Очень похожая динамика возрастных коэффициентов смертности от ДТП
наблюдается и в других возрастных группах. Также стоит отметить
схожесть динамики возрастных показателей смертности от ДТП с динамикой
смертности от других внешних причин.
Сегодня многие исследователи полагают, что одним из
ключевых факторов, определяющих высокую смертность на дорогах, является
высокий уровень потребления алкоголя. Статистика ГИБДД о количестве
погибших по вине пьяных водителей с 2004 по 2011 год показывает
схожесть в динамике данного показателя с динамикой общего числа
погибших и общего числа погибших детей от ДТП (рис. 8).
Рисунок 8. Синхронные изменения числа погибших по вине
нетрезвых водителей и общего числа погибших от ДТП в 2004-2012 годах
(2004 = 1)
Источник: ГИБДД.
С 2010 года с ростом числа погибших по вине пьяных водителей,
синхронно росло и общее число погибших, и число погибших детей.
Но объясняет ли алкогольный фактор основные тенденции в смертности
от ДТП – сказать сложно, т.к., по тем же данным ГИБДД, алкогольный
фактор определяет очень небольшую часть смертности в ДТП, всего
7,4% от всех смертельных случаев в 2012 году. В большинстве развитых
стран, при более низкой смертности от ДТП, влияние алкогольного
фактора намного выше, чем в России (США – более – 30%, Новая Зеландия
– 31%, Австралия – 30%, Нидерланды – 25%), и именно этот аргумент
придает в этих странах особое значение борьбе с потреблением алкоголя
водителями автотранспорта как важному направлению обеспечения дорожной
безопасности. В России, к сожалению, эта безусловно необходимая
борьба ведется таким образом, что отвлекает внимание от других
проблем обеспечения безопасности на дорогах, а без их решения смертность
от ДТП будет оставаться высокой даже если удастся добиться стопроцентной
трезвости водителей.
|