Rambler's Top100

№ 573 - 574
1 - 17 ноября 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Дети в ДТП

Быстрое снижение смертности и травматизма детей на дорогах России в последние годы застопорилось

В снижении смертности детей от ДТП Россия сильно отстает от других стран

По вкладу смертности детей в общую структуру смертности от ДТП Россия сопоставима с другими странами

Численность детского населения и число детей – жертв ДТП: есть ли связь?

Смертность детей от ДТП различается по возрасту и полу

Самое опасное время суток – вечер, среди дней недели – пятница и выходные

Около 40% случаев смерти детей в ДТП приходится на летние месяцы

С 2006 года в России главной группой риска среди детей-участников ДТП стали дети-пассажиры

Заключение

Экстренное приложение. Юный Тутанхамон погиб в результате ДТП

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Дети в ДТП

Над темой номера работал

Тимур
ФАТТАХОВ

В снижении смертности детей от ДТП Россия сильно отстает от других стран

Несмотря на снижение в 2000-е годы, смертность детей вследствие ДТП все еще очень высока, намного выше, чем в западных странах с более высоким, чем в России, уровнем автомобилизации.  

На рис. 4 представлены результаты расчетов возрастного коэффициента смертности для группы 0-14 лет в России и некоторых странах мира. В качестве источника статистической информации использована База данных ВОЗ о детализированных причинах смерти. Эта База содержат информацию об абсолютных числах умерших по полу и пятилетним возрастным группам. Воспользовавшись этими данными, можно рассчитать возрастной коэффициент смертности для группы 0-14 лет с 1980 по 2010 год.

Данные о смертности вследствие ДТП в России имеются с 1980 года. Для расчета коэффициента с 1956 по 1979 год использовались данные о смертности при всех транспортных происшествиях с учетом поправочного коэффициента 0,9, т.к. в структуре всех транспортных происшествий на ДТП приходится около 90% всех смертельных случаев.

Рисунок 4. Возрастные коэффициенты смертности детей от ДТП в России и некоторых странах мира в 1950-2010 годах (число умерших на 100000 населения в возрасте 0-14 лет)

На рис. 4 видно, что западные страны тоже пережили рост смертности от ДТП в детских возрастах, с 1950 года до конца 1960-х годов она увеличивалась. Тогда в Европе фиксировались очень высокие показатели - например, в Швейцарии – 14 погибших на 100000 детского населения (1967 год), 13,1 на 100000 детского населения в Нидерландах (1969 год), 11,6 в Новой Зеландии (1974 год). В России возрастной коэффициент смертности вследствие ДТП в группе 0-14 лет никогда не достигал такого уровня, максимальное значение показателя в России составило 9,1 на 100000 детского населения в 1991 году. Но с конца 1960-х годов западным странам удалось переломить тенденцию,  и на протяжении последующих тридцати лет шло поступательное снижение смертности детей  от ДТП.

В России события развивались по-иному. С середины 60-х годов, с отставанием примерно в 15 лет от развитых стран, в России происходит рост возрастного коэффициента смертности детей от ДТП. С 1981 по 1987 год наблюдалось первое падение этого коэффициента с 8 до 6,1 на 100000 детского населения, после чего падение сменилось подъемом и достигло исторического максимума в 1991 году. Падения, подобные имевшим место в 1981-1987 годах, наблюдались в России также в 1991-1997 и в 2003-2010 годах (рис. 5).

Рисунок 5. Коэффициент смертности от ДТП в возрасте 0-14 лет в России

Источник: ВОЗ, Базы данных о детализированных причинах смерти.

Отставание России от стран Западной Европы остается значительным (рис. 6). Относительные показатели смертности в России, в зависимости от возрастной группы, в три и более раз превышают среднеевропейские.

Рисунок 6 . Число погибших детей на млн населения соответствующего возраста по однолетним возрастным группам в России в 1997, 2004, 2012 годах и ЕС-24* в2009 году

*ЕС-24 – Бельгия, Чехия, Дания, Германия, Ирландия, Греция, Испания, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Австрия, Польша, Португалия, Румыния, Словения, Финляндия, Швеция, Великобритания

Источник: ежегодный отчет European Road Safety Observatory (ERSO) «Traffic Safety Basic Facts 2011».

Стандартизованный коэффициент смертности (СКС), который не подвержен влиянию возрастной структуры населения, в возрастной группе 0-14 лет, в России намного выше, чем в странах Европы. Он почти в 8 раз выше, чем в Норвегии, Эстонии или Великобритании (рис. 7).

Рисунок 7. Стандартизованный коэффициент смертности в возрастной группе 0-14 лет в России и странах ЕС в 2010 году на 100 000 населения

Источники: по странам ЕС - ежегодный отчет European Road Safety Observatory (ERSO) «Traffic Safety Basic Facts 2011», по России – данные ГИБДД.
ВОЗ, База данных «Здоровье для всех» (HFA-DB)

Вызывает большой интерес цикличность изменений детской смертности от ДТП, падение сменяется ростом примерно каждые 10 лет. Очень похожая динамика возрастных коэффициентов смертности от ДТП наблюдается и в других возрастных группах. Также стоит отметить схожесть динамики возрастных показателей смертности от ДТП с динамикой смертности от других внешних причин.

Сегодня многие исследователи полагают, что одним из ключевых факторов, определяющих высокую смертность на дорогах, является высокий уровень потребления алкоголя. Статистика ГИБДД о количестве погибших по вине пьяных водителей с 2004 по 2011 год показывает схожесть в динамике данного показателя с динамикой общего числа погибших и общего числа погибших детей от ДТП (рис. 8).

Рисунок 8. Синхронные изменения числа погибших по вине нетрезвых водителей и общего числа погибших от ДТП в 2004-2012 годах (2004 = 1)

Источник: ГИБДД.

С 2010 года с ростом числа погибших по вине пьяных водителей, синхронно росло и общее число погибших, и число погибших детей. Но объясняет ли алкогольный фактор основные тенденции в смертности от ДТП – сказать сложно, т.к., по тем же данным ГИБДД, алкогольный фактор определяет очень небольшую часть смертности в ДТП, всего 7,4% от всех смертельных случаев в 2012 году. В большинстве развитых стран, при более низкой смертности от ДТП, влияние алкогольного фактора намного выше, чем в России (США – более – 30%, Новая Зеландия – 31%, Австралия – 30%, Нидерланды – 25%), и именно этот аргумент придает в этих странах особое значение борьбе с потреблением алкоголя водителями автотранспорта как важному направлению обеспечения дорожной безопасности. В России, к сожалению, эта безусловно необходимая борьба ведется таким образом, что отвлекает внимание от  других проблем обеспечения безопасности на дорогах, а без их решения смертность от ДТП будет оставаться высокой даже если удастся добиться стопроцентной трезвости  водителей.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.