|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Число погибших в ДТП в странах СНГ составляет от 54
до 187 в расчете на миллион человек, от 133 до 340 на 1000 ДТП
В базе данных Европейской комиссии ООН о дорожно-транспортных
происшествиях представлены индикаторы тяжести ДТП по странам СНГ,
хотя и не все в полном объеме (по годам и странам). Практически
все они заметно превышают значение аналогичных показателей по странам
ЕС-27.
Значение наиболее распространенного показателя – числа
погибших в результате ДТП на 1 миллион человек постоянного населения
– составляло в 2010 году от 54 в Таджикистане до 187 в России (среди
стран ЕС-27, напомним, от 29 до 111 на миллион человек). На протяжении
практически всего периода, для которого имеются данные, Россия печально
лидировала по этому показателю и лишь в отдельные годы более высокие
значения отмечались в Казахстане в 2006-2007 годах и в Киргизии
в 2007-2008 годах (рис. 20). Наиболее низкие значения показателя
отмечались в Таджикистане, где число погибших в результате ДТП снизилось
с 93 в расчете на миллион жителей в 1995 году до 54 в 2010 году,
а также в Узбекистане, где оно оставалось почти стабильным на уровне
чуть выше 80 погибших на миллион человек. В отличие от этих двух
стран с быстрым ростом населения, в Азербайджане, Киргизии и Туркмении
значение показателя в отдельные годы возрастало при достаточно быстром
увеличении численности населения. В последние два-три года снижение
показателя отмечалось в большинстве стран СНГ.
Рисунок 20. Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях
в странах СНГ, 1993-2010 годы, в расчете на 1 миллион человек постоянного
населения
Число раненных в дорожно-транспортных происшествиях
в расчете на 1 миллион человек постоянного населения также было
выше всего в России, и лишь в 2008-2009 годах первенство переходило
к Грузии, вышедшей в 2008 году из состава СНГ (рис. 21). В 1999
году, для которого имеются данные по всем странам СНГ, значение
показателя составляло от 285 раненных в ДТП на миллион жителей в
Таджикистане до 1224 в России. В 2001-2007 годах значение показателя
быстро росло в России (до 2056 в 2007 году), Грузии (до 2067 в 2008
году), а также на Украине (до 1695 в 2007 году). В 2009 году число
раненных в ДТП в расчете на миллион жителей составляло от 257 в
Таджикистане до 1887 в Грузии. Наиболее низкие значения показателя
на протяжении рассматриваемого периода отмечались, как и по числу
погибших в ДТП, в Таджикистане, а кроме того, в Туркмении и Азербайджане
(от 300 до 450 на 1 миллион человек).
Рисунок 21. Число раненных в дорожно-транспортных происшествиях
в странах СНГ, 1993-2010 годы, в расчете на 1 миллион человек постоянного
населения
По степени тяжести дорожно-транспортных происшествий
Россия, Грузия, Украина и Молдавия оказались в лучшем положении,
а на первое место вышел Азербайджан – 340 погибших на 1000 ДТП против
133 в России и 134 в Грузии (рис. 22).
В 1999 году, для которого данные имеются по всем странам
СНГ, значение показателя варьировалось от 148 погибших в результате
ДТП на 1000 ДТП в Молдавии до 302 в Грузии и различия между странами
были минимальными. В 2009 году значение показателя составляло от
135 в Грузии и 136 в России до 333 в Азербайджане. Возможно, выше
оно было в Туркмении (356 погибших на 1000 ДТП в 2003 году).
Рисунок 22. Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях
в странах СНГ, 1993-2010 годы, в расчете на 1000 ДТП
По числу погибших и раненных в ДТП в расчете на 100
тысяч пассажирских автомобилей первое место со второй половины 1990-х
годов удерживает Киргизия. В 2007 году число погибших в результате
ДТП в расчете на 100 тысяч пассажирских автомобилей достигло в этой
стране 545, в то время как в России и Молдавии оно было в несколько
раз ниже - соответственно, 113 и 137 (рис. 23). Самые низкие значения
показателя отмечались в Белоруссии (56 погибших на 1000 ДТП в 2009
году), на Украине (69 в 2010 году) и в России (77 в 2010 году).
К сожалению, почти по половине стран СНГ данные за последние годы
отсутствуют, а в 1990-е годы значение показателя практически не
опускалось ниже уровня 100 погибших в результате ДТП на 100 тысяч
пассажирских автомобилей.
Рисунок 23. Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях
в странах СНГ, 1993-2010 годы, в расчете на 100 тысяч пассажирских
автомобилей
По числу раненных в ДТП в расчете на 100 тысяч пассажирских
автомобилей первенство также удерживает Киргизия (до 2709 в
2007 году), которую в 2000-е годы стремительно догоняла Грузия (рис.
24). Если в первой половине 1990-х годов самые низкие значения показателя
отмечались в Грузии и Армении, то в последние годы - в Белоруссии
(308 раненных в ДТП на 100 тысяч пассажирских автомобилей в 2009
году) и Азербайджане (352 в 2010 году). Россия по этому показателю
занимает серединное положение, несмотря на устойчивое снижение с
1674 в 1993 году до 924 в 1999 году, и с 1080 в 2005 году до 730
в 2010 году.
Рисунок 24. Число раненных в дорожно-транспортных происшествиях
в странах СНГ, 1993-2010 годы, в расчете на 100 тысяч пассажирских
автомобилей
Источники: Статистическая служба Европейского
союза – Eurostat
Europe in figures // Eurostat yearbook 2011 - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-EI-11-001/EN/KS-EI-11-001-EN.PDF;
Europe in figures // Eurostat yearbook 2012 - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_explained/index.php/Causes_of_death_statistics
;
http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_explained/index.php/Causes_of_death_statistics
;
http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/health/public_health/data_public_health/database
- hlth_cd_anr, hlth_cd_asdr - Extracted on 16-10-2012;
http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/transport/data/database
-
[road_ac_death] [rail_ac_catnmbr], [avia_ac_fatal] - Extracted on
18-10-2012;
UNECE Transport Division Database. - Road Traffic
Accidents
http://w3.unece.org/pxweb/dialog/Saveshow.asp?lang=1
|