ДТП и смертность от внешних причин в ЕС-27 и в СНГ
| | Доля умерших от внешних причин в ЕС-27 снизилась за 1999-2010 годы с 5,3% до 4,8%, в том числе от транспортных несчастных случаев – с 1,2% до 0,8%
|
| Стандартизованный коэффициент смертности от внешних причин снизился с 46 на 100 тысяч человек в 2000 году до 36 в 2010 году, от транспортных несчастных случаев – с 11,9 до 6,5
|
| Число погибших в ДТП составляет в странах ЕС-27 от 29 до 111 на миллион человек, от 12 до 117 на 1000 ДТП, от 6 до 55 на 100 тысяч легковых автомобилей
|
| Число погибших в ДТП в странах СНГ составляет от 54 до 187 в расчете на миллион человек, от 133 до 340 на 1000 ДТП
|
|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Доля умерших от внешних причин в ЕС-27 снизилась за
1999-2010 годы с 5,3% до 4,8%, в том числе от транспортных несчастных
случаев - с 1,2% до 0,8%
Устойчивое снижение смертности является важнейшей долговременной
тенденцией демографического развития Европейского союза1.
Изменяется и структура смертности по причинам смерти. Данные о смертности
в разбивке по причинам смерти2,
полу, возрасту, а также регионам стран-членов ЕС3
представлены в базе данных Статистической службы Европейского
союза (Евростата) начиная с 1994 года (по ЕС-27 начиная с 1999 года),
хотя отдельные показатели представлены и за более ранние периоды.
Так, по имеющимся данным статистики транспортных происшествий,
число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП)4
в ЕС-27 сократилось за 1990-2000 годы в 2,2 раза - с 75 426
в 1991 году до 34 500 в 2009 году. За 1991-1999 годы оно снизилось
на 23,5% (до 57 691 в 1999 году), а за последнее десятилетие
– на 40,2%. Если еще учесть растущую численность населения, сокращение
смертности в результате ДТП будет еще значительнее: на 25,0% за
1991-1999 годы (со 160 до 120 погибших в ДТП на 1 миллион человек
постоянного населения) и на 42,5% за 1999-2009 годы (до 69 в 2009
году).
Снижение смертности в результате ДТП происходило на
фоне роста объема пассажирских и грузовых автомобильных перевозок,
по крайней мере, до финансово-экономического кризиса 2008 года,
и было обусловлено рядом причин: улучшениями в проектировании и
строительстве дорог, ужесточением законодательства в отношении употребления
алкоголя и управления транспортным средством, усилением требований
к безопасности транспортных средств, введением ряда ограничений
на скорость передвижения, время работы водителей грузовиков и автобусов,
ужесточением требований, не допускающих перегрузки грузового транспорта.
Несмотря на это смертность в результате ДТП остается
высокой – 9 из каждых 10 погибших в результате всех видов транспортных
несчастных случаев (с участием железнодорожного, водного и авиатранспорта)
умирают на автомобильных дорогах. Почти половина этих смертей обусловлена
употреблением алкоголя, нарушением скоростного режима, отказом от
применения ремней безопасности.
В относительном выражении смертность от всех видов транспортных
несчастных случаев (коды V01-V99 по ICD) играет сравнительно небольшую
роль не только в общей смертности, но и в смертности от внешних
причин (коды V01-Y89). Две трети смертей в ЕС-27 обусловлены болезнями
системы кровообращения и злокачественными новообразованиями (подробнее
см. Европейский барометр в Демоскопе
Weekly № 487-488). На третьем месте, с большим отрывом, следуют
болезни органов дыхания, на четвертом-пятом – внешние причины смерти
и болезни органов пищеварения.
Доля умерших от внешних причин в ЕС-27 снизилась за
1999-2010 годы с 5,3% до 4,8%, в том числе от транспортных несчастных
случаев – с 1,2% до 0,8% (рис. 1).
Внешние причины играют более значимую роль в смертности
мужчин. Снижение вклада внешних причин в общую смертность шло в
основном за счет сокращения смертей мужчин от этих причин. Доля
умерших от внешних причин среди всех умерших мужчин снизилась с
7,0% в 1999-2002 годах (7,1% в 2001 год) до 6,3% в 2010 году, а
среди женщин – с 3,6% в 1999-2001 годах до 3,3% в 2010 году.
Аналогично, доля мужчин, умерших от всех видов транспортных
несчастных случаев, в общем числе умерших снизилась с 1,9% в 1999
и 2001 годах до 1,1% в 2010 году, а доля женщин - с 0,6% в 1999-2002
годах до 0,3% в 2010 году.
Рисунок 1. Доля умерших от внешних причин (ВП) и всех
видов транспортных несчастных случаев (ТНС) в ЕС-27 по полу, 1999-2010
годы, % от общего числа умерших
Для сравнения отметим, что в Российской Федерации доля
умерших от внешних причин в общем числе умерших также сокращалась
в 2000-е годы. В целом она оставалась заметно выше, чем в среднем
по Европейскому союзу, но по доле умерших от транспортных несчастных
случаев различия были не столь высоки. Так, доля умерших от внешних
причин снизилась с 14,3% от общего числа умерших в 2000 году до
10,7% в 2010 году, среди умерших мужчин – с 21,2% до 16,5%, среди
женщин – с 6,6% до 5,4%. В то же время доля умерших от всех видов
транспортных несчастных случаев снизилась с 1,8% до 1,4% от общего
числа умерших, в том числе среди умерших мужчин – с 2,5% до 2,1%,
а среди женщин – с 1,0 до 0,8%5
Смертность от транспортных несчастных случаев играет
существенную роль в смертности людей молодых и средних возрастов.
Более 80% смертей в ЕС-27 происходят в возрасте 65 лет
и старше (80,6% в 2010 году), смерть человека, не дожившего до 65
лет, считается преждевременной. Среди умерших от всех внешних причин
доля умерших в возрасте до 65 лет превышает половину (53,1% в 2010
году), а среди погибших в результате транспортных несчастных случаев
– три четверти (76,4%). Среди умерших в результате транспортных
несчастных случаев особенно велика доля людей в возрасте 20-24 года
– 10,7% (рис. 2).
Если говорить о молодежи в возрасте 15-29 лет, ее доля
среди всех умерших в 2010 году составила 0,9%, среди умерших от
внешних причин – 10,4%, среди умерших от транспортных несчастных
случаев – 26,7%.
Рисунок 2. Распределение умерших от разных причин смерти
по возрасту, ЕС-27, 2010 год, %
Возрастно-половая пирамида умерших от всех видов транспортных
несчастных случаев наглядно показывает преобладание юношей среди
погибших: 21,7% погибших от транспортных несчастных случаев в 2010
году составили мужчины в возрасте 15-29 лет, 5,0% - женщины того
же возраста. Среди всех умерших доля этих половозрастных групп составила,
соответственно, 0,6% и 0,2% (рис. 3).
Рисунок 3. Распределение умерших (от всех причин и от
всех видов транспортных несчастных случаев) по полу и возрасту,
ЕС-27, 2010 год, %
1 В современном составе
Европейский союз (ЕС-27) существует с 1 января 2007 года. До 1 мая
2004 года Европейский союз составляли 15 стран (ЕС-15): Австрия,
Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания,
Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция и
Швеция. С 1 мая 2004 года в союз вошли еще 10 стран: Венгрия, Кипр,
Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония,
а с 1 января 2007 года еще две - Болгария и Румыния. Евростат пересчитывает
основные оценки населения ЕС нового состава и в ретроспективе. Данные
по Франции с 1998 года включают численность населения Франции-метрополии
(63,1 миллиона человек на начало 2011 года) и ее заморских территорий
(Гваделупы, Мартиники, Французской Гвианы и Реюньона – 1,9 миллиона
человек). Данные по Кипру относятся только к территории, контролируемой
правительством.
2 По краткой номенклатуре,
включающей 65 причин на основе Международной статистической классификации
болезней и проблем, связанных со здоровьем, разработанной ВОЗ (The
International Statistical Classification of Diseases and Related
Health Problems (ICD)). Почти все страны ЕС применяют в настоящее
время ICD-10 (МКБ-10), хотя и не все используют ее обновления.
3 Уровень 2 номенклатуры
территориальных единиц NUTS.
4 На месте ДТП или
в течение 30 дней после ДТП, в результате которого были получены
травмы, приведшие к смерти. При этом в качестве транспортного происшествия
рассматриваются нежелательное и непреднамеренное внезапное событие
или цепь таких событий, которые имеют пагубные последствия. Самоубийства,
убийства и террористические акты исключаются как преднамеренные
действия компетентными органами. - Illustrated Glossary for Transport
Statistics. 4th edition / International Transport Forum, Eurostat,
United Nations Economic Commission For Europe, July, 2009. - http://www.unece.org/trans/main/wp6/publications/stats_glossary.html
5 Демографический
ежегодник России. 2010. Стат. сб. / Росстат. М., 2010. С.101. С.
221-229.
|