| 
 | ДТП и смертность от внешних причин в ЕС-27 и в СНГ |   |  | Доля умерших от внешних причин в ЕС-27 снизилась за 1999-2010 годы с 5,3% до 4,8%, в том числе от транспортных несчастных случаев – с 1,2% до 0,8%
  |   |  | Стандартизованный коэффициент смертности от внешних причин снизился с 46 на 100 тысяч человек в 2000 году до 36 в 2010 году, от транспортных несчастных случаев – с 11,9 до 6,5
  |   |  | Число погибших в ДТП составляет в странах ЕС-27 от 29 до 111 на миллион человек, от 12 до 117 на 1000 ДТП, от 6 до 55 на 100 тысяч легковых автомобилей
  |   |  | Число погибших в ДТП в странах СНГ составляет от 54 до 187 в расчете на миллион человек, от 133 до 340 на 1000 ДТП
  |  | 
               
                |  | Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова |  Доля умерших от внешних причин в ЕС-27 снизилась за 
              1999-2010 годы с 5,3% до 4,8%, в том числе от транспортных несчастных 
              случаев - с 1,2% до 0,8% Устойчивое снижение смертности является важнейшей долговременной 
              тенденцией демографического развития Европейского союза1. 
              Изменяется и структура смертности по причинам смерти. Данные о смертности 
              в разбивке по причинам смерти2, 
              полу, возрасту, а также регионам стран-членов ЕС3 
               представлены в базе данных Статистической службы Европейского 
              союза (Евростата) начиная с 1994 года (по ЕС-27 начиная с 1999 года), 
              хотя отдельные показатели представлены и за более ранние периоды. 
             Так, по имеющимся данным статистики транспортных происшествий, 
              число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП)4 
              в ЕС-27 сократилось за 1990-2000 годы в 2,2 раза - с 75 426 
              в 1991 году до 34 500 в 2009 году. За 1991-1999 годы оно снизилось 
              на 23,5% (до 57 691 в 1999 году), а за последнее десятилетие 
              – на 40,2%. Если еще учесть растущую численность населения, сокращение 
              смертности в результате ДТП будет еще значительнее: на 25,0% за 
              1991-1999 годы (со 160 до 120 погибших в ДТП на 1 миллион человек 
              постоянного населения) и на 42,5% за 1999-2009 годы (до 69 в 2009 
              году).  Снижение смертности в результате ДТП происходило на 
              фоне роста объема пассажирских и грузовых автомобильных перевозок, 
              по крайней мере, до финансово-экономического кризиса 2008 года, 
              и было обусловлено рядом причин: улучшениями в проектировании и 
              строительстве дорог, ужесточением законодательства в отношении употребления 
              алкоголя и управления транспортным средством, усилением требований 
              к безопасности транспортных средств, введением ряда ограничений 
              на скорость передвижения, время работы водителей грузовиков и автобусов, 
              ужесточением требований, не допускающих перегрузки грузового транспорта. Несмотря на это смертность в результате ДТП остается 
              высокой – 9 из каждых 10 погибших в результате всех видов транспортных 
              несчастных случаев (с участием железнодорожного, водного и авиатранспорта) 
              умирают на автомобильных дорогах. Почти половина этих смертей обусловлена 
              употреблением алкоголя, нарушением скоростного режима, отказом от 
              применения ремней безопасности. В относительном выражении смертность от всех видов транспортных 
              несчастных случаев (коды V01-V99 по ICD) играет сравнительно небольшую 
              роль не только в общей смертности, но и в смертности от внешних 
              причин (коды V01-Y89). Две трети смертей в ЕС-27 обусловлены болезнями 
              системы кровообращения и злокачественными новообразованиями (подробнее 
              см. Европейский барометр в Демоскопе 
              Weekly № 487-488). На третьем месте, с большим отрывом, следуют 
              болезни органов дыхания, на четвертом-пятом – внешние причины смерти 
              и болезни органов пищеварения. Доля умерших от внешних причин в ЕС-27 снизилась за 
              1999-2010 годы с 5,3% до 4,8%, в том числе от транспортных несчастных 
              случаев – с 1,2% до 0,8% (рис. 1). Внешние причины играют более значимую роль в смертности 
              мужчин. Снижение вклада внешних причин в общую смертность шло в 
              основном за счет сокращения смертей мужчин от этих причин. Доля 
              умерших от внешних причин среди всех умерших мужчин снизилась с 
              7,0% в 1999-2002 годах (7,1% в 2001 год) до 6,3% в 2010 году, а 
              среди женщин – с 3,6% в 1999-2001 годах до 3,3% в 2010 году. Аналогично, доля мужчин, умерших от всех видов транспортных 
              несчастных случаев, в общем числе умерших снизилась с 1,9% в 1999 
              и 2001 годах до 1,1% в 2010 году, а доля женщин - с 0,6% в 1999-2002 
              годах до 0,3% в 2010 году. 
 Рисунок 1. Доля умерших от внешних причин (ВП) и всех 
              видов транспортных несчастных случаев (ТНС) в ЕС-27 по полу, 1999-2010 
              годы, % от общего числа умерших Для сравнения отметим, что в Российской Федерации доля 
              умерших от внешних причин в общем числе умерших также сокращалась 
              в 2000-е годы. В целом она оставалась заметно выше, чем в среднем 
              по Европейскому союзу, но по доле умерших от транспортных несчастных 
              случаев различия были не столь высоки. Так, доля умерших от внешних 
              причин снизилась с 14,3% от общего числа умерших в 2000 году до 
              10,7% в 2010 году, среди умерших мужчин – с 21,2% до 16,5%, среди 
              женщин – с 6,6% до 5,4%. В то же время доля умерших от всех видов 
              транспортных несчастных случаев снизилась с 1,8% до 1,4% от общего 
              числа умерших, в том числе среди умерших мужчин – с 2,5% до 2,1%, 
              а среди женщин – с 1,0 до 0,8%5 Смертность от транспортных несчастных случаев играет 
              существенную роль в смертности людей молодых и средних возрастов. 
             Более 80% смертей в ЕС-27 происходят в возрасте 65 лет 
              и старше (80,6% в 2010 году), смерть человека, не дожившего до 65 
              лет, считается преждевременной. Среди умерших от всех внешних причин 
              доля умерших в возрасте до 65 лет превышает половину (53,1% в 2010 
              году), а среди погибших в результате транспортных несчастных случаев 
              – три четверти (76,4%). Среди умерших в результате транспортных 
              несчастных случаев особенно велика доля людей в возрасте 20-24 года 
              – 10,7% (рис. 2). Если говорить о молодежи в возрасте 15-29 лет, ее доля 
              среди всех умерших в 2010 году составила 0,9%, среди умерших от 
              внешних причин – 10,4%, среди умерших от транспортных несчастных 
              случаев – 26,7%.  
 Рисунок 2. Распределение умерших от разных причин смерти 
              по возрасту, ЕС-27, 2010 год, % Возрастно-половая пирамида умерших от всех видов транспортных 
              несчастных случаев наглядно показывает преобладание юношей среди 
              погибших: 21,7% погибших от транспортных несчастных случаев в 2010 
              году составили мужчины в возрасте 15-29 лет, 5,0% - женщины того 
              же возраста. Среди всех умерших доля этих половозрастных групп составила, 
              соответственно, 0,6% и 0,2% (рис. 3). 
 Рисунок 3. Распределение умерших (от всех причин и от 
              всех видов транспортных несчастных случаев) по полу и возрасту, 
              ЕС-27, 2010 год, % 
 1 В современном составе 
              Европейский союз (ЕС-27) существует с 1 января 2007 года. До 1 мая 
              2004 года Европейский союз составляли 15 стран (ЕС-15): Австрия, 
              Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, 
              Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция и 
              Швеция. С 1 мая 2004 года в союз вошли еще 10 стран: Венгрия, Кипр, 
              Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония, 
              а с 1 января 2007 года еще две - Болгария и Румыния. Евростат пересчитывает 
              основные оценки населения ЕС нового состава и в ретроспективе. Данные 
              по Франции с 1998 года включают численность населения Франции-метрополии 
              (63,1 миллиона человек на начало 2011 года) и ее заморских территорий 
              (Гваделупы, Мартиники, Французской Гвианы и Реюньона – 1,9 миллиона 
              человек). Данные по Кипру относятся только к территории, контролируемой 
              правительством.2 По краткой номенклатуре, 
              включающей 65 причин на основе Международной статистической классификации 
              болезней и проблем, связанных со здоровьем, разработанной ВОЗ (The 
              International Statistical Classification of Diseases and Related 
              Health Problems (ICD)). Почти все страны ЕС применяют в настоящее 
              время ICD-10 (МКБ-10), хотя и не все используют ее обновления.
 3 Уровень 2 номенклатуры 
              территориальных единиц NUTS.
 4 На месте ДТП или 
              в течение 30 дней после ДТП, в результате которого были получены 
              травмы, приведшие к смерти. При этом в качестве транспортного происшествия 
              рассматриваются нежелательное и непреднамеренное внезапное событие 
              или цепь таких событий, которые имеют пагубные последствия. Самоубийства, 
              убийства и террористические акты исключаются как преднамеренные 
              действия компетентными органами. - Illustrated Glossary for Transport 
              Statistics. 4th edition / International Transport Forum, Eurostat, 
              United Nations Economic Commission For Europe, July, 2009. - http://www.unece.org/trans/main/wp6/publications/stats_glossary.html
 5 Демографический 
              ежегодник России. 2010. Стат. сб. / Росстат. М., 2010. С.101. С. 
              221-229.
  
              
             |