ДТП и смертность от внешних причин в ЕС-27 и в СНГ
| | Доля умерших от внешних причин в ЕС-27 снизилась за 1999-2010 годы с 5,3% до 4,8%, в том числе от транспортных несчастных случаев – с 1,2% до 0,8%
|
| Стандартизованный коэффициент смертности от внешних причин снизился с 46 на 100 тысяч человек в 2000 году до 36 в 2010 году, от транспортных несчастных случаев – с 11,9 до 6,5
|
| Число погибших в ДТП составляет в странах ЕС-27 от 29 до 111 на миллион человек, от 12 до 117 на 1000 ДТП, от 6 до 55 на 100 тысяч легковых автомобилей
|
| Число погибших в ДТП в странах СНГ составляет от 54 до 187 в расчете на миллион человек, от 133 до 340 на 1000 ДТП
|
|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Стандартизованный коэффициент смертности от внешних
причин снизился с 46 на 100 тысяч человек в 2000 году до 36 в 2010
году, от транспортных несчастных случаев - с 11,9 до 6,5
Для сравнения интенсивности смертности по причинам смерти
используются стандартизованные коэффициенты смертности, что позволяет
элиминировать влияние возрастной структуры. Стандартизованные коэффициенты
смертности по основным классам причин смерти рассчитываются Евростатом
методом прямой стандартизации по европейскому стандарту возрастной
структуры.
Значение стандартизованного коэффициента смертности
от внешних причин снизилось в ЕС-27 с 45,8 на 100 тысяч человек
постоянного населения в 2000 году до 36,0 в 2010 году (рис. 4).
В ЕС-15 (то есть без недавно присоединившихся стран Центральной,
Южной и Восточной Европы) более низкая смертность от внешних причин
также снижалась: в 1994 году значение стандартизованного коэффициента
смертности от всех внешних причин составило 44,7 на 100 тысяч человек,
в 2000 году – 39,0, в 2010 году – 31,0.
Различия в смертности от внешних причин между ЕС-27
и ЕС-15 связаны, главным образом, с различиями в смертности мужчин
от данного класса причин смерти, хотя и прослеживается тенденция
их постепенного сокращения. Различия в смертности женщин от внешних
причин между ЕС-27 и ЕС-5 незначительны, но и они сокращаются.
За 2000-2010 годы стандартизованный коэффициент смертности мужчин
от внешних причин снизился в ЕС-27 с 68,6 до 54,1 умерших на 100
тысяч человек постоянного населения, а в ЕС-15 – с 57,0 до 44,9.
Значение показателя для женщин снизилось с 24,7 до 19,1 в ЕС-27,
и с 22,3 до 18,0 на 100 тысяч человек в ЕС-15.
Для сравнения отметим, что стандартизованный тем же
способом и по тому же стандарту коэффициент смертности мужчин от
внешних причин снизился с 360,5 в 2000 году до 248,0 в 2009 году,
а у женщин – с 83,3 до 59,56
(что выше значения показателя для мужчин ЕС-27).
Рисунок 4. Стандартизованные коэффициенты смертности
от внешних причин по полу в ЕС-27 и ЕС-15, 1994-2010 годы, умерших
на 100 тысяч человек
Значение стандартизованного коэффициента смертности
от всех видов транспортных несчастных случаев снизилось в ЕС-27
с 11,9 на 100 тысяч человек в 2000 году до 6,5 в 2010 году, а в
ЕС-15 – с 12,5 в 1994 году до 10,7 в 2000 году и 5,6 на 100 тысяч
человек в 2010 году (рис. 5). Различия между ЕС-27 и ЕС-15, как
и в случае смертности от внешних причин, также в большей мере связаны
с различиями в смертности мужчин в результате транспортных несчастных
случаев. Различия в смертности женщин из-за этой группы причин менее
значительны и они немного возрастали в середине рассматриваемого
периода, хотя к концу его стали чуть меньше, чем в начале. Стандартизованный
коэффициент смертности мужчин от транспортных несчастных случаев
в ЕС-27 снизился с 18,6 умерших на 100 тысяч населения в 2000 году
до 10,4 в 2010 году, в ЕС-15 – с 16,7 до 8,8, а среди женщин, соответственно,
в ЕС-27 – с 5,5 до 2,8, в ЕС-15 – с 5,0 до 2,4 умерших на 100 тысяч
человек.
Рисунок 5. Стандартизованные коэффициенты смертности
от всех видов транспортных несчастных случаев по полу в ЕС-27 и
ЕС-15, 1994-2010 годы, умерших на 100 тысяч человек
Различия в смертности от транспортных несчастных случаев
между странами Европейского союза, несмотря на тенденцию сокращения,
достаточно велики. Значения стандартизованного коэффициента варьируются
от 3,0 на 100 тысяч человек в Швеции до 12,3 в Румынии (рис. 6).
При этом различия в смертности от внешних причин более существенны
(от 23,0 на 100 тысяч человек в Испании до 113,2 в Литве), различен
и вклад смертность от транспортных несчастных случаев в смертность
от внешних причин (от 8% в Швеции и 9% в Литве и Эстонии до 43%
в Греции).
Рисунок 6. Стандартизованные коэффициенты смертности
от внешних причин и всех видов транспортных несчастных случаев в
странах ЕС-27, 2010 год*, умерших на 100 тысяч человек
* Дания, Италия – 2009 год; Бельгия – 2006 год
Смертность от транспортных несчастных случаев в 1990-2000
годы снижалась во всех странах Европейского союза. В группу стран
с наиболее низкими значениями стандартизованного коэффициента смертности
от транспортных несчастных случаев – менее 5 умерших на 100 тысяч
человек – в 2010 году попали Швеция, Великобритания, Мальта, Нидерланды,
Ирландия, Германия и Люксембург. В 1994 году во всех этих странах
значение показателя превышало этот порог, составляя от 5,8 на 100
тысяч человек на Мальте и 6,5 в Великобритании до 19,1 в Люксембурге
(рис. 7). В отдельные годы отмечался рост значения показателя в
Люксембурге и на Мальте – в странах с малочисленным населением,
для которых характерны колебания годовых показателей.
Рисунок 7. Стандартизованные коэффициенты смертности
от всех видов транспортных несчастных случаев в Великобритании,
Германии, Ирландии, Люксембурге, Нидерландах, Швеции и на Мальте,
1994-2010 годы, умерших на 100 тысяч человек
В следующей группе стран с низкими значениями смертности
от транспортных несчастных случаев - от 5 до 7 на 100 тысяч человек
в 2010 году - значение стандартизованного коэффициента смертности
от этих же причин смерти в 1994 году варьировалось в более узком
коридоре, но повсюду было почти вдвое выше - от 11 до 16 умерших
на 100 тысяч человек (рис. 8). Небольшой рост значения показателя
отмечался в 2007-2008 годах в Дании.
Рисунок 8. Стандартизованные коэффициенты смертности
от всех видов транспортных несчастных случаев в Австрии, Дании,
Испании, Италии, Финляндии и Франции, 1994-2010 годы, умерших на
100 тысяч человек
В группе стран, в которых значение стандартизованного
коэффициента смертности от транспортных несчастных случаев в 2010
году составляло от 7,1 до 9,1 на 100 тысяч человек (10,0 в 2006
году в Бельгии), значение показателя в 1994 году было существенно
выше – от 17 до 26 умерших на 100 тысяч человек (рис. 9). Кроме
того, почти во всех странах группы в отдельные годы отмечался рост
показателя (в Болгарии и Словении в 2006-2008 годах, в Португалии
– в 2001-2002 годах, в Словакии – в 1997-1998, 2003 и 2006-2007
года), что свидетельствует о меньшей устойчивости тенденции снижения.
Рисунок 9. Стандартизованные коэффициенты смертности
от всех видов транспортных несчастных случаев в Бельгии, Болгарии,
Венгрии, Португалии, Словакии, Словении и Чехии, 1994-2010 годы,
умерших на 100 тысяч человек
В группе стран с относительно более высокими показателями
стандартизованного коэффициента смертности в результате транспортных
несчастных случаев, исходные значения в 1994 году были также выше
– от 19,8 на 100 тысяч человек в Греции до 51,6 в Эстонии (рис.
10). Но если в Эстонии снижение было значительным и достаточно устойчивым,
то в Польше и Литве, «начинавших» с более низких значений показателя,
снижение было не столь явным и ускорилось лишь в последние годы.
Резкое повышение смертности от транспортных несчастных случаев на
Кипре в 2005 году, по всей видимости, также обусловлено малочисленностью
населения (относительное значение каждого погибшего от отдельной
причины выше, чем в многолюдных странах).
Рисунок 10. Стандартизованные коэффициенты смертности
от всех видов транспортных несчастных случаев в Греции, Латвии,
Литве, Польше, Румынии, Эстонии и на Кипре, 1994-2010 годы, умерших
на 100 тысяч человек
Поскольку смертность от транспортных несчастных случаев,
как и от всех внешних причин, существенно выше среди мужчин, уместно
привести значения стандартизованного коэффициента смертности от
этих причин смерти по полу на начало и конец первого десятилетия
нашего столетия.
В 2000 году значение стандартизованного коэффициента
смертности от транспортных несчастных случаев варьировалось среди
мужчин от 6,4 умерших на 100 тысяч человек на Мальте до 48,0 в Латвии,
а среди женщин – от 1,7 до 11,4 на 100 тысяч человек в тех же странах
(рис. 11). При этом значение стандартизованного коэффициента смертности
от всех внешних причин составляло для мужчин от 36,9 на 100 тысяч
человек на Мальте до 268,0 в Эстонии, а для женщин – от 14,9 на
той же Мальте до 62,1 в расчете на 100 тысяч человек в Латвии.
В 2000 году смертность от внешних причин в странах Балтии
была вдвое выше, чем в остальных странах Европейского союза. Заметно
более высокой она была также среди мужчин Венгрии, Польше, Румынии,
Словении, Словакии и Финляндии.
К 2010 году смертность от внешних причин снизилась по
всем странам ЕС-27 (за исключением смертности мужчин от внешних
причин и женщин от транспортных несчастных случаев на Мальте). Значение
стандартизованного коэффициента смертности от транспортных несчастных
случаев составило среди мужчин от 4,5 умерших на 100 тысяч человек
в Швеции до 19,1 в Греции, а среди женщин – от 1,4 в Швеции до 6,2
в Румынии и Латвии.
Рисунок 11. Стандартизованные коэффициенты смертности
от всех внешних причин и всех видов транспортных несчастных случаев
в странах ЕС-27 по полу, 2000 год*, умерших на 100 тысяч человек
* Бельгия – 1999 год, Кипр – 2004 год
Рисунок 12. Стандартизованные коэффициенты смертности
от внешних причин и всех видов транспортных несчастных случаев в
странах ЕС-27 по полу, 2010 год*, умерших на 100 тысяч человек
* Дания и Италия – 2009 год, Бельгия
– 2006 год
6 Демографический
ежегодник России. 2010. Стат. сб. / Росстат. М., 2010. С. 313-314.
|