|
Московская конференция по безопасности движения
Сергей Смирнов
(Опубликовано в журнале "За рулем", 2010, №1)
Первая всемирная конференция по безопасности дорожного
движения прошла в ноябре в Москве. За одним столом впервые собрались
представители более чем 140 стран, среди них 70 министров, отвечающих
за безопасность движения. А еще эксперты, дорожники, страховщики,
врачи и даже жертвы ДТП – всего полторы тысячи человек. Среди приглашенных
был наш корреспондент Сергей Смирнов.
ПОТЕРИ КАТАСТРОФИЧЕСКИЕ
Все министры говорили о профилактике аварий. Тема архиважная –
ДТП уносят больше жизней, чем все локальные конфликты и террористические
акты, вместе взятые: ежегодно на планете в авариях гибнет 1,3 млн.
человек, то есть дюжина ежеминутно! И на каждого погибшего приходится
от пяти до десяти раненых. В автомобилях и под их колесами умирает
700 детей. Таким образом, глобальное автомобильное движение ежегодно
убивает и калечит 6–7 млн. человек. Эксперты Всемирной организации
здравоохранения прогнозируют, что через 10 лет рост смертности на
дорогах почти удвоится – до 2 млн. ежегодно. А к 2030 году ДТП станут
третьей-четвертой по значимости причиной сокращения жизни в большинстве
стран мира. Помимо человеческих жертв и трагедий, ДТП несут и колоссальные
экономические потери: издержки от дорожно-транспортного травматизма
и автомобильных аварий оцениваются в 1–2% суммарного мирового валового
продукта.
СТАТИСТИКА – НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ
Россия много лет подряд лидировала по количеству ДТП, недавно ситуация
несколько улучшилась. Эксперты ВОЗ уже готовы перевести Российскую
Федерацию из группы стран с высокой дорожной смертностью в другую,
со средними показателями: если пять лет назад на наших дорогах ежегодно
гибло 30 тыс. с лишним человек, то в 2009-м, по предварительным
данным, – около 24 тыс. Это много – 6 тыс. сохраненных жизней. Но
в Европе мы пока продолжаем лидировать в этом печальном рейтинге,
как ни считай – хоть в жизнях, хоть в рублях. Ежегодные экономические
потери от аварий складываются в колоссальную сумму – до 1,5 трлн.
рублей. И это несмотря на то, что с 2006 года МВД реализует Федеральную
программу повышения безопасности на дорогах, на которую выделено
более 50 млрд. рублей...
Два дня интернациональный совет искал, какими действенными
способами ситуацию переломить. В главном сошлись: в первую очередь
необходимо консолидировать силы специалистов разных государств,
создать единую информационную базу, вносить в нее всех нарушителей
ПДД, чтобы наказание было неминуемым для каждого без исключения,
вне зависимости от гражданства и даже в случае миграции. Обязательно
нужно внедрять образовательные программы, а яркие примеры того,
как это делать, есть. Скажем, даже в школах Эфиопии – государства,
которое на назовешь развитым, еще с 2003 года введен обязательный
предмет – изучение ПДД.
Говорили министры о том, как избавиться от ошибок в статистических
данных. Не только в России, но и в целом ряде стран сведения о происшествиях
собирают и обобщают различные ведомства, и чуть ли не в каждом собственная
методика подсчетов. Главы ведомств пришли к согласованному решению
не только унифицировать национальные базы данных, но и принять критерии,
единые для всех государств. Например, в нашей стране по методике
ВОЗ уже с 1 января погибшим в результате ДТП будет считаться тот,
чья смерть наступила в течение 30 дней после происшествия. Такой
подход сведет к минимуму разночтения в определении количества погибших
в авариях.
С ОБРАТНОГО КОНЦА
Делегаты конференции предложили объявить годы с 2011-го по 2020-й
Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения.
Теперь слово за ООН, которая должна поддержать предложение. Хотя
никто не сомневается, что всемирная организация будет солидарна
с этой инициативой.
Ключевым событием конференции стало выступление Дмитрия Медведева
– он также говорил о том, как снизить аварийность. Президент пообещал,
что в ближайшее время будет подготовлен российский регламент безопасности
дорог, который заменит устаревшие ГОСТы, затем призвал представителей
разных стран разработать всемирный дорожный техрегламент: «Это очень
важная вещь. Мы должны понимать, как устроены дороги, как их делать,
как обеспечивать безопасность. Я считаю, что, в конечном счете,
подобные стандарты должны быть унифицированы в мировом масштабе».
Президент пообещал «разобраться» с коррупцией среди сотрудников
ГАИ. Глава государства сделал упор на необходимости просвещать водителей:
«Мы должны создать специальную программу подготовки, чтобы наши
автовладельцы умели оказывать доврачебную помощь. Каждый человек,
который стал свидетелем ДТП, должен обладать элементарными навыками
помощи тем, кто попал в беду».
Не имею права ограничиться только пересказом услышанного
на министерском совещании... Если подытожить, то что назвали приоритетами
мудрейшие? Надеюсь, ответ прочитают не только автовладельцы, но
и все сотрудники ГИБДД. Автомобильных жертв на планете столько,
что используемых сегодня способов предотвращения ДТП не просто недостаточно
– преступно мало, и притом они малоэффективны. Необходимо прежде
всего улучшить организацию движения в соответствии с сегодняшними
условиями, а также с учетом плотности и скорости движения на дорогах
в будущем; продолжить оснащать улицы и автострады передовыми техническими
средствами управления и контроля за движением; искать и применять
самые эффективные средства профилактики нарушений ПДД, содействовать
повышению культуры и цивилизованности водителей; не исчерпали свой
потенциал и карательные меры воздействия на нарушителей... Но именно
в такой последовательности, а не наоборот. В нашем же МВД самым
результативным способом борьбы с аварийностью по-прежнему считают
ужесточение наказаний. Мол, реальное снижение погибших и раненых
в стране началось с момента, когда за езду в пьяном виде начали
отнимать водительское удостоверение.
На этом основании выделенные Госавтоинспекции финансы расходуются
в первую очередь на разработку и закупку приборов, уличающих нарушителей,
– алкотестеров, видеофиксаторов, радаров и т.п. А что с профилактикой,
на которой настаивал наш президент? И в нее вложили средства: развесили
над дорогами по всей Москве еще четыре года назад десятки световых
табло. Но они, вместо того чтобы информировать водителей, скажем,
о пробках впереди и о гололеде, или «молчат», или месяцами извещают,
например, о том, что ГИБДД проводит месячник «Пропусти пешехода!».
Так ведь это не призыв к умам и душам, а что-то вроде слогана PR-компании
– чтобы все знали: мы не бездействуем, осуществляем мероприятие!
А когда через месяц надпись снова «замолчит», что, пешеходов можно
давить? А после акции «Осторожно: дети!»? И неужели средств не хватает
на знаки-предупреждения «Дорога контролируется радаром», которых
в сто раз меньше, чем гаишных засад в кустах? Чего не хватает, чтобы
установить внятные дорожные знаки на всех (а не на некоторых) российских
перекрестках, где водителей крышу сносит от противоречивости этих
графических «командиров» и «информаторов»? (Обо всем этом мы писали
в ЗР.) Нет же, автоинспекция совершенствует свой технический арсенал.
Да, и он нужен, но не только он.
Правду сказать, средств, затраченных на новый «антиалкогольный»
обелиск в центре столицы, не жалко – многих должен пробрать. Спасибо
за повод похвалить, а то уж и не чаял, что найдется...
|