|
Баррикады на улицах: крушение традиционных декораций
Пожар студенческих волнений охватил тогда весь развитый
мир. Япония, на удивление, оказалась в авангарде молодежной революции.
Быстрое экономическое развитие («японское чудо») потребовало высокой
концентрации молодых людей в городах, а курс, взятый на технологический
прорыв - опережающего роста числа студентов. Впрочем, и в других
странах за первые послевоенные десятилетия число студентов увеличивается
в два-три раза. Но у японцев был дополнительный раздражитель – американское
присутствие на островах.
Уже в 1948 году студенты 140 университетов создают оппозиционную
властям всеяпонскую федерацию студенческого самоуправления. В 1950
году эта федерация организует всеобщую забастовку студентов по причине
массовых увольнений профессоров, подозреваемых в левых убеждениях
(американцы перенесли движение маккартизма на японскую землю). В
1956 году в знак протеста против закона об образовании, привязывающего
его к запросам крупного бизнеса, бастовали представители 150 университетов.
В 1959 году студенты проливают кровь в сражениях с полицией, протестуя
против нового договора о военном союзе с США. В 1965-1966 годах
80% студентов крупнейшего в Японии Университета Васэда проводят
легендарную 150-дневную забастовку с требованиями отменить повышение
оплаты за обучение. 100 дней они удерживают административные здания,
несмотря на непрерывные баррикадные бои с полицией. С 1965 года,
после начала бомбардировки Вьетнама, протестные манифестации против
интервенции в Индокитае и ее поддержки японским правительством становится
повседневным явлением. Происходившие при этом уличные бои студентов
с силами полиции сопровождались многочисленными жертвами.
Война во Вьетнаме, безусловно, подтолкнула к радикализации
протестных настроений молодежи, накопившей и свои национально-специфичные
обиды на властителей во многих странах: в США – сегрегация, ограничение
свободы слова и политических убеждений; в Германии и Западном Берлине
– вопрос о разделенном Берлине, разнузданность правых газет и, в
особенности, издательского дома А.Шпрингера (сегодня, между прочим,
это основной издатель демографической литературы на английском языке!);
в Испании и Греции – диктаторские режимы, ограничивающие свободы
по всем статьям; в Италии – старорежимная система образования, бесконтрольность
профессоров, отсталость учебных курсов, доставшихся в наследство
от фашистов.
Молодежные бунты достигают своего апогея в 1968-1969
годах и, перескочив через «Берлинскую стену», нагоняют смертельный
страх на коммунистические режимы, вынуждая их выгнать из ангаров
танки («Пражская весна 1968 года»). Неприятие консерватизма и косности
традиционных систем ценностей, не оставляющих место для индивидуального
самовыражения и самоидентификации, – вот главный лейтмотив социальной
революции 1960-х годов, проводниками которой выступала образованная
молодежь, представляя быстро растущую часть среднего класса. Интересно,
что «черные полковники», совершившие переворот в Греции в 1967 году,
первым делом запретили рок-музыку и движение «хиппи», сделав ставку
на крайний национализм и православные ценности. В музыке Битлз они
видели проявление глобального анархо-коммунистического заговора,
исходившего чуть ли не из Кремля, который, в свою очередь, также
гнал метлой «длинноволосых с гитарами», но под лозунгом борьбы с
тлетворным влиянием Запада.
По накалу страстей, доходящих до кровопролитных баррикадных
боев, японские города не уступали Парижу, Западному Берлину, Турину
и Риму, Мадриду и Барселоне, Афинам, Калифорнийскому университету
в Беркли. Только в одном Токио выпускалось до 300 тысяч «противоударных
касок» в месяц. В 1969 году бастовавшие студенты Токийского университета
вели отчаянную борьбу с 9000 полицейских под лозунгами: «немедленная
социальная революция», «немедленное уничтожение всей буржуазной
культуры», «немедленное изгнание всех старых профессоров». Вот,
как описывает эти события очевидец – писатель Юлиан Семенов, работавший
в тогда в Японии специальным корреспондентом «Правды»: «Чем дольше
я наблюдал за студентами, тем больше они казались мне членами военной
организации. Впереди - наиболее рослые ребята в касках, за ними
девушки и парни без касок, это, вероятно, "интеллектуалы"
движения худенькие, слабенькие, но очень голосистые, они все время
выкрикивают лозунги. Колонну замыкает арьергард - там тоже здоровенные
ребята в касках, с дубинками и металлическими прутьями в руках»21.
Принято считать, что молодежные движения тех лет есть
не что иное как крайнее проявление «детской болезни левизны» на
завершающем этапе модернизации традиционных социальных систем, основанных
на «всесильном государстве», «сильной церкви» с их монополией
на мораль и капитализмом, живущим «по волчьим законам». Отсюда и
«анархизм», и «троцкизм», и новая волна любви к марксовому «Капиталу»
в веберовской интерпретации.
Я, кстати, когда в начале 1990-х годов оказался в Париже,
был поражен, встретив, великовозрастных дядей – живых «троцкистов»
и приверженцев неукротимого князя П.А.Кропоткина, строивших в юности
баррикады в Латинском квартале. Для меня «троцкисты» и «анархисты»
ассоциировались тогда исключительно с далекими и смутными событиями
отечественной истории, изложенными в учебнике «История КПСС» и в
его вариациях под названиями «Отечественная история новейшего времени».
Сейчас я отчетливо понимаю, что без стихийного напора сорвавшихся
с цепи «щенков-интеллектуалов», начитавшихся историко-философских
и социологических книжек, не было бы современных социальных государств,
основанных на сильных гражданских обществах.
Следует особо подчеркнуть, что молодежные бунты, сокрушившие
до основания традиционные устои, проходили на фоне быстрого экономического
роста и сопровождавшего его скачка в уровне жизни людей во всех
странах, что особенно характерно для Японии тех лет. Зачастую, начинающие
работать молодые люди зарабатывали больше своих 50-летних отцов!
Что же так раздражало выходцев из обеспеченных семей?
Что заставило их схватиться за камни, металлические пруты и бутылки
с «коктейлем Молотова»? Как ни крути, революционная стихия, созданная
усилиями весьма преуспевающих слоев общества – не заурядное историческое
явление. «С жиру бесятся»,- сказал бы обыватель, - «моральные разложенцы,
для которых нет ничего святого», и был бы он во многом прав. Тут
самое время вернуться к главной теме нашего разговора.
21 Семенов Ю. Отметить
день белым камешком. (Япония-Сингапур-Борнео-Австралия). Заметки
1969-1973. http://www.ulera.net/view/48869/10
|