Ольга Филина — о начавшемся оттоке столичных менеджеров в провинцию
Бизнес покидает столицы и уходит в регионы. За выезжающими в провинцию офисами и предприятиями тянутся начальники и сотрудники. Это происходит во всем мире — от Франции до Индии. Теперь уже и в России. Почти четверть московских "белых воротничков" готовы бросить Первопрестольную ради перспективной должности в каком-нибудь другом российском городе
Москвичка Татьяна Гладышева в самый час пик — 9 утра — добирается до работы за 5 минут. После работы заглядывает в лес подышать свежим воздухом: "Экология здесь отличная!" И при всем при том квартира у Татьяны в самом центре города
Феноменально комфортная жизнь москвички объясняется просто: она работает не в столице. С 2009 года Татьяна вместе со своей компанией — кондитерской фабрикой "Большевик" — перебралась из столицы во Владимирскую область и теперь может часами перечислять удобства и выгоды провинциальной жизни.
— Мне на новом месте нравится,— рассказывает "Огоньку" Татьяна Гладышева, руководитель производства кондитерской фабрики "Большевик".— В Собинке протекает Клязьма, пейзажи — прелесть. Потом, представьте, выходишь летом из дома — и вот тебе, пожалуйста, жарь шашлык, любуйся своей клумбой. А зимой почти от порога лыжня. А что касается благ цивилизации, так во Владимире все они есть — кинотеатры, театры, кафе, рестораны, клубы.
Кондитерская фабрика переезжала из столицы целиком: выводились не только производственные цеха, но и все управленческие кадры. Профессионалу уровня Татьяны можно было бы остаться в столице и найти место в другой компании. Но она двинулась за новой жизнью.
— И не пожалела! Руководство, конечно, поддержало: предложило мне интересную должность, плюс обеспечило жильем, плюс компенсировало возможные поездки в Москву,— поясняет Татьяна.— Хотя, конечно, я все равно боялась, было страшно — новое дело, новое место, незнакомые люди. Изначально я планировала переехать только на год. Но стало интересно: фабрика развивается, выпускается новая продукция, люди учатся. В конце концов я поняла, что мне здесь очень нравится жить. Здесь все для человека, не то что в Москве. Так я и осела в Собинке.
Татьяна — не исключение среди столичных управленцев. Аналитики кадровых агентств уверяют, что сегодня зарождается новый тренд: отток офисных сотрудников за МКАД. Золотое правило трудоустройства "белых воротничков" — чем ближе к Москве, тем лучше — стремительно устаревает и выходит из моды. Если в 2006 году, согласно опросам рекрутингового портала Superjob.ru, только 15 процентов москвичей были готовы переехать в новый город на новое место работы, то в мае этого года уже 24 процента менеджеров высшего и среднего звена писали в своих резюме, что на это согласны. Более того, мобильность менеджеров устойчиво растет с прошлого года.
— Многие компании в целях экономии на административных затратах переезжают за МКАД, и сотрудники вынуждены мигрировать вместе с фирмой,— поясняет Наталья Гришакова, начальник управления компании "Малакут — HR-исследования и решения".— При этом если еще три года назад компания на переезде могла потерять 7-15 процентов своего персонала, то сейчас это не более 1-3 процентов. Среди управленцев потерь, как правило, нет.
Разумеется, управленческие кадры перебираются за МКАД не в чистое поле, а в новенькие офисы: миграция менеджеров из Москвы происходит на фоне вывода столичных компаний в регионы. В разное время в СМИ появлялись сообщения о переводе за МКАД производственных мощностей и административных подразделений ЗИЛа, табачной фабрики "БАТ-Ява", ликероводочного завода "Кристалл". Управляющая компания "Группа ГАЗ" уже успела обжиться в Нижнем Новгороде. Медиахолдинг "Пронто-Москва" переводит часть офисов, в том числе редакционные отделы, в Тамбов, Ростелеком перебирается в Подмосковье, владельцы соцсети "Вконтакте" открыли дата-центр во Всеволожском районе Ленобласти, X5 Retail Group вывели за МКАД всю бухгалтерию, "Мультифото", "Билайн" и десятки столичных компаний перевели центры поддержки клиентов в регионы... Список можно еще продолжить.
— Процесс вывода промышленных предприятий из Москвы начался уже давно, и логично, что ближе к производству перемещаются административные подразделения,— считает Елена Черненко, директор консультационно-аналитического центра факультета экономики недвижимости РАНХиГС.— Для эффективного управления на местах нужны квалифицированные управленцы, таким образом, перенасыщенность Москвы управленческими кадрами постепенно снижается.
Перемещенные лица
"Растаскивание" столицы ведется сразу по нескольким направлениям. Во-первых, переезжают сами предприятия, а вслед за ними и кадры. Во-вторых, столичные компании выводят часть своих подразделений за МКАД и открывают новые вакансии. В-третьих, в региональные филиалы компаний посылаются проверенные управленцы — поднимать производство и воспитывать персонал на местах.
Первый вариант идеально иллюстрирует процесс вывода из Москвы промышленных предприятий, за которыми тянутся управленческие кадры.
— Компании выгодно переводить офисы за МКАД,— поясняет Елена Черненко.— Ведь управление лучше держать поближе к производству, чтобы руководители хотя бы понимали, чем они руководят: достаточно оставить в столице шоу-рум, где клиенты могут увидеть образцы продукции, и участвовать в профильных выставках.
В результате в Московской области возникают регионы, где оседает переливающаяся через край столичная деловая активность и появляются целые поселения "белых воротничков". Ступинский муниципальный район, например, уже давно стал таким местом. Первые три сайта, которые выдает поисковик на запрос "Ступино",— это страничка, посвященная "инвестиционной привлекательности" района, страница кадрового агентства с предложением десятков менеджерских вакансий и "форум о международной карьере, бизнес-образовании и профессиональном росте". Еще в 2009 году Forbes назвал Ступино российским лидером по привлечению инвестиций в реальный сектор экономики, и подмосковная власть, объявив сейчас о создании в Ступино особой экономической зоны, просто констатирует уже свершившийся факт — эта зона есть. При этом самый популярный совет по трудоустройству в любую из ступинских компаний (ООО "Марс", "Кампина", "Велор" и другие) на том самом "форуме о международной карьере" — это "переезжай сюда жить". Бывалые сотрудники "Марса" (эта компания еще в 90-х отказалась от московских офисов в пользу Подмосковья) прямо говорят новичкам, что их начальство "очень любит, если человек готов переехать в Ступино и дружить семьями с другими сотрудниками, по выходным ездить на шашлыки и ходить в местное кино". В числе главных козырей переезда называются работа в двух шагах от дома, приятные соседи и хорошая экология.
Впрочем, есть и еще один козырь, увеличивающий привлекательность любого подмосковного района,— решение квартирного вопроса.
— Когда наш офис был в Москве, многие руководители и менеджеры жилье снимали,— рассказывает Оксана Рогова, сотрудник компании Blum, занимающейся производством фурнитуры для кухонь.— А после 2007-го, когда мы переехали в Домодедовский район, они купили себе подмосковные квартиры.
Как показывает практика, если людям предлагают при переезде хотя бы элементарный соцпакет, столицу готовы оставить даже домоседы. Например, Инна Верзина, менеджер фирмы Jokey, производящей пластиковые ведра, уверяет, что после переезда ее офиса из Москвы в поселок Львовский Подольского района с удовольствием поменяла бы столичную прописку. Проблема была в одном — плохой инфраструктуре подмосковного района.
"Изменилось отношение к жизни" Параллели В борьбе за комфорт французы все чаще уезжают из Парижа Александр Аничкин, Париж
Чтобы избавиться от "парижецентризма", Франция провела региональную реформу. И теперь владельцы консалтинговой компании "Провамплуа" (Provemploi) Эдуард Шабанон и Антуан Колсон занимаются поиском работы для парижан, желающих покинуть столицу и организовать собственное дело в регионах. — Среди тех, кто серьезно планирует уехать жить и работать в провинции, 55 процентов — это менеджеры разного ранга плюс молодые семьи,— рассказывает Эдуард.— Конечно, люди ищут разное. Одно дело переезд из Парижа в другой крупный город, например Марсель. Другая жизнь и другие возможности самореализации в городах среднего размера, вроде Пуатье. И еще больше будет отличаться жизнь вне города, где-то в спокойной сельской местности. По мнению Шабанона и Колсона, в последние несколько лет наметилась усиливающаяся тенденция — люди покидают парижский регион. "Это прежде всего связано с поисками баланса между работой и личной жизнью,— говорит Шабанон.— Если раньше считалось, что настоящую профессиональную карьеру можно сделать только в Париже, то сейчас это не так важно. Изменилось и отношение к работе. Когда-то многие думали, работа — это превыше всего. Сейчас это лишь один из факторов для человека, планирующего свою жизнь". Наблюдения "Провамплуа" подтверждают и официальные данные. По результатам исследований национального института статистических исследований Insee, в течение последних 15 лет — это годы интернета и децентрализации — парижский регион (Иль-де-Франс) ежегодно терял 85 тысяч человек за счет внутренней миграции. Это не компенсировалось даже иммиграцией из-за рубежа. Даже с ее учетом баланс отрицательный — 48 тысяч в год.
— А так, если бы не в наш поселок переехали, а, например, в Ступино, или в Домодедово, или в Клин, конечно, бросила бы Москву! — уверяет девушка.— Что она мне: погулять в центре я и так могу съездить на выходные. А после работы хочется дома отдохнуть, и лучше, когда дом под боком.
Со своим уставом
Впрочем, переезд столичных компаний в регионы сам по себе обещает улучшить местную жизнь. Татьяна Гладышева, например, вспоминает, что при первом знакомстве в 2009 году Собинка поразила ее почти полным отсутствием иномарок на улицах и детей на детских площадках.
— Это было самой запоминающейся деталью: пустые песочницы, мало людей на улицах, — уверяет женщина.— А сейчас, мне кажется, город оживает, мамы гуляют с колясочками. Появилось много рабочих мест, люди за них держатся, появились перспективы карьерного роста, стало лучше со связью и дорогами. То есть все прелести — природа, уют маленького городка — остались, а порядка стало больше.
Если это заметно столичному переселенцу, то что уж говорить о местных жителях, которые устраиваются в недавно московские офисы. Тверские форумы, например, полнятся обсуждениями работы в колл-центрах "Билайна", OZON, TELE2 и других столичных фирм, которые перевели в этот околомосковский город свои центры поддержки клиентов. Выпускники вузов, которых в Твери не один десяток, готовы там работать, пусть и не по специальности, лишь бы иметь стабильный заработок.
— Когда работодатель предлагает оформить тебе медицинскую страховку и обещает всякие разные льготы, вроде скидок на интернет или мобильную связь, это очень здорово,— пишет Лена, сотрудница тверского колл-центра "Билайна".— Даже не верится сначала.
Восторг и множество лестных откликов на форуме у коллег Лены вызвала такая, казалось бы, незначительная вещь, как комната отдыха со столом для настольного тенниса: вроде бы мелочь, а в отдельно взятом городе — целая революция в организации рабочего пространства и времени.
Очевидно, что стандарты офисной культуры, пока еще диковинные, станут нормой для многих людей из регионов, коль скоро процесс вывода своих подразделений из Москвы затрагивает почти все крупные и средние столичные фирмы. В одной Твери с населением чуть больше 400 тысяч жителей открыто 14 московских колл-центров, в каждом из которых могут трудиться свыше тысячи человек.
— Это один из самых распространенных видов миграции компаний в регионы,— считает Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики.— Логика процесса очевидна: за МКАДом дешевле рабочая сила, дешевле аренда офисов. Поэтому все, что можно вывести уже сейчас, выводят. В результате у нас колл-центры сидят в Твери, а центры офшорного программирования — в Нижнем Новгороде или Воронеже.
Чтобы наладить работу на местах, туда из столицы отправляются десант-менеджеры, но если технология проста, вроде работы колл-центра, необходимость в них очень скоро отпадает. Местные жители через несколько месяцев начинают отвечать на звонки, вести бухучет и программировать не хуже заезжих учителей.
Другое дело — когда на месте с нуля организовывается сложное производство. Такой выход в регионы требует от компании не только переноса офисов, но и "вахтовых" командировок столичных управленцев. Как свидетельствует статистика кадровых агентств, число людей, готовых к длительным командировкам в регионы, растет так же быстро, как и число тех, кто готов переехать за МКАД насовсем.
Пожизненная вахта
Идея пожить вне Москвы неслучайно многим кажется актуальной. Чем напряженнее становится ситуация с инфраструктурой и соцобеспечением в самой столице — очереди в детские сады, больницы, хорошие школы,— тем больше достоинств начинаешь замечать в регионах, где эти проблемы решены.
Петр Р., например, уже несколько лет работает в московском офисе "Сибур-Нефтехима", в Москве вырос и учился и тем не менее сейчас всерьез подумывает о том, чтобы перебраться в региональное подразделение своей компании.
Источник: Superjob.ru, май 2012 года
— Сейчас в Тобольске у нас запускается новое предприятие, для проекта потребуется набрать персонал,— рассказывает Петр.— Это как раз моя специальность — подбор кадров, и я хочу поехать. Во-первых, зарплата у меня будет не ниже, а то и выше, при этом цены в Тобольске умеренные. Получится сэкономить. Во-вторых, компания поселит меня в частный домик на природе: это очень здорово, так как у меня маленький ребенок и жена, в Москве им до ближайшего леса на машине ехать 15 минут. А тут будет прямо под боком. В-третьих, там нет очередей в детский садик, а здесь мы — 80-е в списке. Потом, там дешевле нанять няню. Наконец, я буду чаще видеть жену и дочку, так как работа окажется рядом с домом. По-моему, отличный вариант!
Впрочем, Петр не торопится сжигать мосты: контракт на работу в Тобольске подписывается на два года, а потом можно снова вернуться в Москву. Пока ребенок растет и школа ему не нужна — пожить вдали от столицы, по мысли сибуровца, отличная идея. А там уже как дело пойдет.
— Ситуация жизни на два дома, "вахтового" отношения к работе для России вполне естественна,— считает Михаил Черныш, заведующий сектором социальной мобильности Института социологии РАН.— Наши люди привыкли жить и работать в одном месте, а настоящим домом считать, например, загородную дачу, где в выходные собирается вся семья. Поэтому они могут, оставаясь "москвичами", на время перебраться в новый город или регион, чтобы улучшить свое финансовое положение, приобрести новые впечатления. Однако одних денег, чтобы сдвинуть человека с места, недостаточно: современному специалисту требуется еще и интересная работа, лучшие условия жизни.
Конечно, такая мотивация сотрудника — и материальная, и нематериальная — требует от компании больших затрат. Однако эксперты уверены, что для крупных холдингов вложения в мобильность собственных управленцев окупаются сторицей.
— Поэтому московские "белые воротнички", работающие в крупных компаниях, мотаются как цыгане по стране,— поясняет Наталья Зубаревич.— Они будут воспитывать персонал на местах, пока в регионах еще чувствуется дефицит квалифицированных кадров.
Не исключено, что, когда их "вахта" закончится, многим не захочется возвращаться в столицу. И тогда уже Москве придется учиться возвращать себе титул "города для людей", в котором столице отказывает все больше менеджеров, потянувшихся за МКАД.
Мария ПОРТЯГИНА, Ольга ФИЛИНА. «Огонек», 21 мая 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)