|
Ценностные ориентации российской и европейской молодежи
А.Б. Синельников1
(Опубликовано в журнале "Вестник Московского университета.
Серия 18. Социология и политология. 2011, №1, с. 145-158)
Радикальные изменения в жизни российского общества в
целом, и в особенности трансформация семьи, как важнейшего социального
института, привели к значительным различиям между ценностными интересами
разных поколений: детей, родителей, и прародителей (дедов и бабушек).
Эти различия были проанализированы на основании опубликованной в
интернете базы данных четвертой волны (стадии) Европейского социального
исследования 2008 г.
"Европейское социальное исследование" - это
академический проект, целью которого является попытка описать и
объяснить взаимосвязь между изменениями, которые сейчас происходят
в социальных институтах Европы и установками, верованиями и ценностями,
а также поведением различных групп населения Европы. Инфраструктура
проекта финансируется Европейским научным фондом, а конкретная реализация
- научными фондами и институтами каждой из стран-участниц. Россия
приняла участие в исследовании в 2006 г. (третья волна (стадия)
проекта) и в 2008 г. (четвертая волна)2.
Общее число анкет в 28 странах - 54988, в том числе в России - 2512.
База данных Европейского социального исследования на английском
языке размещена в интернете в открытом доступе для всех желающих
с возможностью построения таблиц и анализа данных в режиме онлайн3.
По результатам третьей волны Европейского социального исследования
была издана научная монография4,
а также ряд других публикаций5.
В этом исследовании приняли участие и некоторые страны, которые
нельзя в полной мере считать европейскими. В первую очередь речь
идет как раз о Российской Федерации, большая часть территории которой
находится в Азии - на восток от Урала, но большая часть населения
(около 80%) проживает в европейской части страны. Другой "околоевропейской"
страной является Турция. Большая часть ее территории также приходится
на азиатскую часть, но в маленькой европейской части находится крупнейший
в стране (хотя и не столичный) город - Стамбул. Турция активно стремится
к вступлению в Евросоюз, хотя и сталкивается при этом с серьезными
препятствиями.
Кипр территориально относится к Азии, однако большую
часть населения составляет европейский народ - греки, которые по
религии, как и большинство русских, - православные христиане.
Государство Израиль тоже находится в Азии, но создано
оно главным образом выходцами из России, Польши, Румынии, Германии
и других европейских стран.
Интересно, что четыре "околоевропейских" государства:
Турция, Кипр, Израиль, а иногда и Россия, по ряду параметров занимают
крайние позиции в списке 28 стран, ранжированных по тому или иному
показателю, рассчитанному по материалам Европейского социального
исследования.
Анкеты Европейского социального исследования заполнялись
в ходе интервью. При этом интервьюеры зачитывали каждому респонденту
краткие описания некоторых людей, а респондент должен был ответить,
насколько этот человек похож на него или он сам похож на данного
человека.
Анализируются данные о том, какой процент респондентов,
признавших, что сами они похожи или даже очень похожи на соответствующие
описания, показал, что различия между странами и поколениями существенны6.
Творческие и инновационные ценностные ориентации.
Среди подростков и молодежи от 15 до 29 лет более половины (53%)
считают себя похожими или даже очень похожими на человека, для которого
важно придумывать новое и подходить ко всему творчески, которому
нравится делать все по-своему, своим оригинальным способом.
В "младших средних возрастах" (30-44 года)
такие самооценки встречаются реже (48%), в "старших средних
возрастах" еще реже (46%). Однако эти две средние возрастные
группы отличаются от самой младшей незначительно - на 5 - 7%. Резко
выделяется лишь самая старшая группа: 60 лет и более, для нее соответствующий
показатель составляет лишь 31%, что на 22% меньше, чем в самой младшей
группе.
Однако на фоне других стран - участниц проекта ESS,
российская молодежь не отличается высокой степенью инновационности.
По данному показателю (53%) наша страна заняла лишь 20-е место среди
28 стран. Максимальный показатель - на Кипре (89%), минимальный
- во Франции (42%). По степени инновационности российская молодежь
на европейском фоне ближе к минимуму, чем к максимуму.
Ориентация на личное обогащение. В данном аспекте
российская молодежь заметно отличается от более старших возрастных
групп. Эта ориентация характерна почти для половины российских респондентов
в возрасте до 30 лет (47%). Это вдвое больше, чем у респондентов
от 45 до 59 лет (25%) и в четыре раза больше, чем у пожилых людей
старше 60 лет (12%).
По стремлению к обогащению среди молодых людей (47%)
наша страна заняла четвертое место среди 28 стран, пропустив вперед
лишь Латвию (54%), Турцию (53%) и Грецию (48%), и оказавшись практически
на одном уровне с Израилем (тоже 47%, разница с Россией в десятых
долях процента).
Интересно, что богатство занимает высокое место в системе
ценностей молодых людей, проживающих в относительно бедных (по европейским
понятиям) государствах. В то же время в богатых и благополучных
странах (Швеция, Бельгия, Швейцария, Франция, Нидерланды, Норвегия)
лишь 13-14% молодых людей ориентированы на личное обогащение, а
в Финляндии - еще меньше - 10%. Это минимальный показатель в Европе
- в пять раз ниже, чем у нас.
Ориентация на социальную справедливость и равенство.
Данная ориентация у молодых россиян до 30 лет встречается примерно
так же часто (59%), как у поколения в возрасте от 30 до 44 лет (60%).
Это несколько меньше, чем в возрастах 45-59 лет (66%) и 60 лет и
старше (71%).
Но разница между поколениями по данному показателю не
очень велика и для подавляющего большинства российской молодежи
(почти 60%) социальная справедливость занимает важное место в системе
ценностей.
Однако по данному показателю Россия занимает одно из
последних мест (25-е) среди 28 стран - участниц проекта ESS. Еще
меньшее значение придают социальной справедливости молодые люди
лишь в Эстонии (58%), Латвии (56%) и Украине (54%), причем различия
между показателями этих стран и показателями РФ - в рамках статистической
погрешности.
В то же время в подавляющем большинстве европейских
стран ориентация молодежи на социальную справедливость намного выше,
чем у нас и эти различия статистически значимы.
Амбициозность. Амбициозность, понимаемая как
ориентация на успех и общественное признание своих личных способностей,
свойственна более, чем половине наших молодых соотечественников
(54%). В возрастной группе 30-44 года этот показатель немного ниже
и составляет ровно 50%. Еще меньше он в возрасте 45-59 лет (42%)
и особенно после 60 лет (32%).
По данному показателю, который может служить своеобразным
индикатором амбициозности, российская молодежь занимает 11-е место
из 28. Диапазон колебаний достаточно широк - от 30% в Финляндии,
до 79% в Израиле.
Показатель в России чуть больше, чем в странах, которые
находятся в середине списка: в Польше (50%, 14-е место) и Бельгии
(49%, 15-е место). Средний, точнее серединный, т.е. медианный уровень
по 28 странам - 49,5% (средняя арифметическая между странами, занимающими
14-е и 15-е места из 28). Показатель амбициозности у молодых россиян
несколько выше этой средней величины, но различие несущественно.
Судя по ответам на этот вопрос, степень амбициозности молодых людей
в нашей стране соответствует среднеевропейскому уровню.
Однако о степень амбициозности можно судить еще и по
ответам на другой вопрос. Почти две трети (63%) молодых россиян
признают себя похожими на человека, которому важно быть очень успешным
и который надеется, что люди признают его достижения.
Представители среднего и особенно старшего поколения
гораздо реже узнают себя в этом портрете: в 30 - 44 года - 49% респондентов,
в 45 - 59 лет - 40, после 60 лет - только 27%.
Если определять степень амбициозности российской молодежи
по ответам на этот вопрос, то наша страна занимает 7-е место. Для
сравнения надо указать, что минимальный показатель зафиксирован
во Франции (28-е место, 21%), максимальный - в Израиле (1-е место,
84%). Средние показатели, в Венгрии, (14-е место, 55%) и Дании (15-е
место, 54%), заметно ниже, чем у нас.
Поэтому степень обоснованной амбициозности российской
молодежи следует признать весьма высокой.
Можно определить еще один показатель амбициозности -
стремление к общественному признанию и авторитетному статусу вне
связи с какими-либо личными достижениями. В данном случае речь может
идти уже о необоснованной амбициозности.
Более половины молодых россиян (56%) считают себя похожими
на человека, для которого важно, чтобы его уважали и который хочет,
чтобы люди делали так, как он скажет. Однако, в отличие от других
параметров амбициозности, в данном случае показатели в молодых,
средних и пожилых возрастах почти одинаковые: диапазон колебаний
от 52% до 56%, такие различия статистически не значимы.
В данном случае в вопросе не акцентировалось внимание
на том, что человек хочет, чтобы его уважали за какие-то личные
способности и достижения. Многие пожилые люди хотят, чтобы их уважали
и считались с их мнением просто из-за возраста и жизненного опыта.
Неуважение к себе они воспринимают не менее болезненно, чем молодые.
По стремлению к общественному признанию и авторитетному
статусу вне связи с какими-либо личными достижениями молодые россияне
занимают пятое место из 28 стран (56%). Опережают Россию по этому
показателю только Турция (71%), Израиль (70%), Греция (67%) и Латвия
(58%). Замыкают список Франция, Португалия, Эстония, Финляндия и
Болгария (у последней соответственно 16% и 28-е место). Россия намного
опережает страны, находящиеся в середине списка: Чехию (14-е место,
37%) и Хорватию (15-е место, 36%).
По показателю необоснованной амбициозности (56%), не
связанной с какими-либо личными достижениями, российская молодежь
занимает 5-е место из 28 стран. Данный показатель намного (на 18-19%)
превышает среднеевропейский уровень.
Осторожность как поведение, ориентированное на безопасность.
Российская молодежь менее осторожна, чем лица более старших
возрастов, особенно после 45 лет (в группе респондентов 30-44 лет
личная безопасность занимает важное место для 70%, 45-59 лет - 76,
60 лет и старше - 77%). Однако, даже среди подростков и молодых
людей от 15 до 30 лет почти две трети (63%) признают, что для них
важно жить в безопасном окружении и избегать всего, что может угрожать
их безопасности.
По доле респондентов, стремящихся обеспечить себе безопасность
своими личными усилиями, российская молодежь с показателем 63% занимает
13-е место, т.е. находится очень близко к середине списка (14-е
место - Польша, те же 63%, 15-е - Чехия, 62%). Диапазон колебаний
очень велик - от 28% в Швеции до 82% - на Кипре. Однако сами показатели
слабо связаны с реальным уровнем безопасности в тех или иных странах.
Ответы на данный вопрос характеризуют личное поведение респондентов,
т.е. то, в какой степени они сами готовы заботиться о своей безопасности.
Другая сторона проблемы состоит в том, в какой степени респонденты
желают, чтобы государство обеспечивало их личную безопасность.
Ориентация на сильное государство, обеспечивающее
безопасность граждан. 67% молодых россиян желают, чтобы государство
было сильным, могло защитить своих граждан и обеспечивало их безопасность
во всех отношениях. У лиц средних и старших возрастов это желание
выражено еще сильнее (от 73% до 82%). В целом распределение ответов
на этот вопрос довольно близко к распределению ответов на предыдущий
вопрос, который также относится к безопасности.
Молодые россияне по своим ориентациям на защиту их безопасности
со стороны сильного государства занимают 10-е место (67%) из 28.
Самые низкие показатели по данному вопросу отмечены во Франции и
в Дании (обе страны - по 37%), самые высокие - на Кипре (84%) и,
что вполне понятно, в Израиле (80%). В середине списка находятся
Чехия (15-е место, 59%) и Словения (14-е место, 58%), но в этих
странах показатели заметно ниже, чем в России.
В Российской Федерации ориентация молодежи (да и всего
населения) на то, чтобы государство было сильным и обеспечивало
безопасность граждан, выражена сильнее, чем в большинстве европейских
стран.
Авантюризм, стремление к неожиданностям, приключениям
и риску. Противоположностью по отношению к заботе о безопасности
является авантюризм, стремление к неожиданности и приключениям,
что свойственно почти половине российских подростков и молодых людей
(48%). В средних и особенно в старших возрастах процент стремящихся
к авантюризму, неожиданностям и риску значительно меньше: в 30-44
года - 35% респондентов, 45-59 лет - 25, 60 лет и старше - только
21%.
За последние два десятилетия в нашей стране произошли
бурные и драматические события, в ходе которых "вышли в люди"
многие личности со склонностью к авантюрному поведению, которых
особенно много среди молодежи. Однако это было характерно для 1990-х
гг., после 2000 г. авантюризм стал "выходить из моды".
Да и те, кто ранее "вышел в люди", составляли лишь малую
часть населения, в том числе и среди молодежи. Если же иметь в виду
всю российскую молодежь в целом, то она очень консервативна и мало
склонна к авантюрам и приключениям.
По доле молодых людей, в системе ценностей которых важное
место занимает авантюризм, стремление к неожиданности и приключениям,
наша страна занимает предпоследнее, 27-е место, заметно отличаясь
не только от лидирующих стран (на первом месте - Кипр, 73%), но
и от стран, которые находятся в середине списка (14-15-е места),
т.е. от Бельгии и Дании (обе по 57%).
Другим показателем авантюризма является стремление не
просто к приключениям, а к приключениям, связанным с риском. Это
крайняя форма авантюризма.
Каждый третий (33%) из молодых россиян считает себя
похожим на человека, который ищет приключений и которому нравится
рисковать. В средних и старших возрастах установка на рискованное
поведение встречается значительно реже: в 30-44 года - у 21%
респондентов, в 45-59 лет - у 15, после 60 лет - только у 10%. С
годами люди становятся осторожнее и это совершенно естественно.
По доле молодых людей, склонных к авантюрному рискованному
поведению (33%), наша страна занимает 19-е место из 28. Для сравнения
можно указать, что на первом месте оказалась Латвия (58%), на последнем
- Португалия (22%). В середине списка Швейцария (14-е место, 37%)
и Финляндия (15-е место, тоже 37%). Наша молодежь "отстает"
от молодежи из этих стран на 4%, но такое отставание, с учетом численности
опрошенных, не является существенным.
Можно считать, что степень авантюризма, связанного с
риском, у молодых людей в нашей стране соответствует среднеевропейскому
уровню.
Конформизм. Противоположностью авантюризма является
конформизм, т.е. стремление следовать принятым в обществе правилам
(законам и неформальным социальным нормам поведения). Это характерно
для 30% молодых россиян. В более старших возрастах доля конформистов
выше: 37% - в 30-44 года, 40 - в 45-59 лет, 50% - после 60 лет.
В среднем по всем возрастам - 40%.
По показателю конформизма среди молодежи Россия занимает
15-е место из 28, т.е. "срединное". Минимальный показатель
(28-е место) - 11% - у Франции, максимальный (1-е место) - 69% -
у Турции, 2-е место занимает Израиль (52%).
Конформизм характерен также для стран Восточной и Юго-Восточной
Европы (Польша, Румыния, Словакия, Болгария, Греция, Кипр, Украина).
Во всех этих странах доля конформистов среди молодых людей заметно
больше, чем в России.
В то же время некоторые страны Западной Европы, например,
Великобритания, Нидерланды, Дания и Финляндия, очень непохожие на
Россию в других отношениях, весьма близки к нам по уровню конформизма
среди молодежи.
О степени конформизма российской молодежи можно судить
и по другим показателям. 43% наших молодых соотечественников считают
себя похожими или даже очень похожими на человека, для которого
важно всегда вести себя правильно и который старается не совершать
поступков, вызывающих осуждение со стороны других (среди возрастной
группы 30-44 года таких 48%, 45-59 лет - 59%, 60 лет и старше -
66%).
Среди молодых людей доля конформистов значительно меньше,
чем среди респондентов в средних, и особенно в пожилом возрастах.
В то же время ответы на этот вопрос показывают значительно большую
степень конформизма среди российской молодежи, чем ответы на предыдущий
вопрос (43 против 30%). Однако и в такой редакции вопроса, в которой
конформизм воспринимается, прежде всего, как стремление избежать
осуждения со стороны окружающих, наша молодежь занимает то же самое
среднее, 15-е место среди молодежи из 28 стран, как и по ответам
на предыдущий вопрос.
Самые низкие показатели конформизма (по ответам на данный
вопрос) - в Португалии (25%) и в Швеции (32%). Самые высокие - в
Турции (68%) и в Израиле (66%).
Хотя сам термин "конформизм" часто воспринимается
негативно, стремление следовать принятым в обществе правилам и избегать
поступков, вызывающих осуждение со стороны окружающих, способствует
социальной стабильности, соблюдению законов и снижению уровня преступности.
Толерантность. В нашей стране толерантность (т.е.
терпимость и внимание к мнению других людей) несколько менее характерна
для подростков и молодежи (47%), чем для людей средних и старших
возрастов (среди респондентов возрастной группы 30-44 года тех,
кто считает толерантность важной ценностью, оказалось 53%, 45-59
лет - 58%, 60 лет и старше - 54%).
По сравнению с другими европейскими странами для нашей
молодежи характерна довольна низкая степень толерантности: 22-е
место из 28. Диапазон показателей весьма широк - от 33% в Чехии
до 79% в Швейцарии.
Показатель в нашей стране примерно на 10% ниже, чем
во Франции (14-е место, 58%) и Польше (15-е место, 57%), которые
оказались в середине списка.
Скромность. От поколения к поколению в нашей
стране уменьшается процент людей, которые хотят быть простыми и
скромными и стараются не привлекать к себе внимания. В целом такие
люди составляют ровно половину (50%) среди российских респондентов.
При этом среди пожилых людей (старше 60 лет) стремящихся
быть скромными две трети (65%), среди лиц от 45 до 59 лет - немногим
более половины (54%), среди респондентов в возрастах от 30 до 44
лет - уже менее половины (44%), а среди подростков и молодежи до
30 лет - лишь одна треть (33%). Тенденция очевидна.
По данному показателю наша молодежь занимает лишь 19-е
место из 28 стран. Судя по результатам опроса, самые скромные -
турки (70%) и израильтяне (66%), самые нескромные - норвежцы (19%)
и хорваты (21%). Среднее положение занимают румыны (14-е место,
37%) и немцы (15-е место, 36%). Показатели для этих стран лишь на
3-4% выше, чем для нашей, такие различия статистически незначимы.
Можно считать, что степень скромности российской молодежи (33%)
примерно соответствует среднеевропейскому уровню.
Гедонизм (стремление к удовольствию и наслаждению) присущ
более, чем половине молодых россиян (54%). В средних и особенно
в пожилых возрастах этот показатель меньше: в возрастной группе
30-44 года тех, кто признает гедонизм важным для себя, 35%, в группе
45-59 лет таких 24%, а после 60 лет - лишь 16%.
Показатели гедонизма среди молодежи (при данной редакции
вопроса) колеблются от 33% в Словакии до 83% в Швейцарии. Россия
занимает 18-е место (54%), что несколько ниже среднеевропейского
уровня: Финляндия (14-е место, 63%), Кипр (15-е место, 61%), однако
различия между нашей страной и этими государствами невелики.
Другим, может быть даже более важным, индикатором гедонизма,
является стремление не просто получать удовольствие, но и использовать
любую возможность повеселиться "как следует".
Почти половина наших молодых соотечественников (46%)
не упускает возможности повеселиться и заняться тем, что доставляет
им удовольствие. Естественно, среди молодежи таких людей намного
больше, чем среди лиц средних и пожилых возрастов: среди людей возрастной
группы 30-44 лет таких 29%, 45-59 лет - 23%, 60 лет и старше - 19%.
Однако на международном фоне молодые россияне больше
похожи на "аскетов", чем на "гедонистов": они
занимают лишь 22-е место из 28 по показателям стремления к гедонизму.
Самостоятельность, личная свобода и независимость.
Широко распространено мнение о том, что представители тех поколений,
чья активная жизнь началась в советское время, были ориентированы
на государственный патернализм, т.е. на то, чтобы "за них все
решало начальство". С этой точки зрения ориентация на самостоятельность,
личную свободу и независимость в нашей стране должна быть более
всего распространена среди молодых поколений, воспитанных уже в
постсоветский период.
Действительно, почти для двух третей молодых россиян
(62%) важно быть свободными, не зависеть от других и самим принимать
решения о том, как и что делать. Однако в "младших средних
возрастах" (30-44 года) таких людей еще больше (66%), а в "старших
средних возрастах" (45-59 лет) их ровно столько же, сколько
среди молодежи, т.е. 62%. Только для пожилых респондентов (старше
60 лет) эти ценности менее значимы, но даже и среди них подобных
взглядов придерживаются 52%, т.е. более половины.
Тем не менее по доле молодых людей, ориентированных
на самостоятельность, личную свободу и независимость (62%), наша
страна занимает лишь 26-е место из 28. Еще ниже этот показатель
только в Португалии (53%) и Румынии (57%). На противоположном полюсе
находятся Словения (86%) и Швейцария (85%). Среднее положение по
данному показателю занимают Словакия (14-е место, 72%) и Венгрия
(15-е место, 71%). Даже от своих сверстников из бывших социалистических
стран, тоже переживших эпоху государственного патернализма, молодые
россияне "отстают" примерно на 10%. В то же время например,
во Франции данный показатель такой же, как в России (62%). Государственный
патернализм свойствен и тем странам Западной Европы, где существуют
очень сильные социальные гарантии. Разумеется, они в какой-то мере
ограничивают личную инициативу. Однако для значительной части населения,
в том числе и молодежи, государственный патернализм более предпочтителен,
чем самостоятельная жизнь на свой страх и риск.
Альтруизм, забота об окружающих людях. Стремление
помогать окружающим людям и заботиться об их благополучии характерно
для значительного большинства россиян в возрастах 45-59 лет и старше
60 лет (в обеих возрастных группах по 60%). Несколько реже такая
установка проявляется в возрасте 30-44 года (53%), и еще реже -
у молодежи до 30 лет (47%).
Однако подростки и молодые люди в нашей стране менее
альтруистичны и соответственно более эгоистичны не только по сравнению
со своими родителями, дедушками и бабушками, но и по сравнению со
своими сверстниками в большинстве европейских стран. По показателю
альтруизма среди молодежи (как сказано выше это 47%) наша страна
оказалась на 24-м месте. Еще ниже уровень альтруизма молодежи только
на Украине, в Румынии, Эстонии и Чехии (последняя, например, заняла
последнее, 28-е место, 42%). Однако различия между этими странами
и Россией невелики и статистически незначимы. На противоположном
полюсе по данному показателю оказалась Испания (83%), второе место
занял Израиль (82%), третье - Великобритания (80%), четвертое -
Кипр (77%), пятое - Турция (76%). Россия резко отличается в данном
аспекте не только от этих государств, но и от стран, занимающих
среднее положение по альтруизму: Германии (14-е место, 65%) и Финляндии
(15-е место, тоже 65%).
Однако для россиян альтруизм по отношению к близким
людям, особенно к друзьям характерен гораздо больше, чем альтруизм
по отношению просто к окружающим, которые могут быть совершенно
чужими для респондентов. 69% наших молодых соотечественников считают
себя похожими на человека, для которого важно быть верными своим
друзьям и который хотел бы посвятить себя близким людям. В возрастной
группе 30-44 года подобного мнения придерживаются также 69% респондентов,
45-59 лет - 71%, 60 лет и старше - 68%.
Альтруизм по отношению к друзьям и другим близким людям
- это, если можно так выразиться, "конкретный" альтруизм.
Он принципиально отличается от "абстрактного" альтруизма
по отношению к "окружающим людям" вообще. Однако по обоим
показателям российская молодежь занимает почти одни и те же места,
24-е - по "абстрактному" альтруизму и 23-е - по "конкретному"
альтруизму.
Места ниже российского в данном списке занимают Чехия,
Украина, Словакия, Португалия и Румыния (Румыния, например, занимает
последнее, 28-е место, 51%). На противоположном полюсе - Дания (94%),
Швейцария, Германия, Бельгия, Испания. В середине списка - Словения
(14-е место, 79%) и Швеция (15-е место, 78%). Россия даже от стран,
находящихся на средних местах, "отстает" на 10%.
Экологизм. 59% российских респондентов в возрасте
от 15 до 29 лет считают себя похожими на человека, который твердо
верит, что люди должны беречь природу и для которого важно заботиться
об окружающей среде. Это весьма высокий показатель, но значение
экологических взглядов среди молодежи ниже, чем среди респондентов
средних и старших возрастов: среди респондентов возрастной группы
30-44 года приверженцев охраны экологии 65%, 45-59 лет - 78%, 60
лет и старше - 75%. Видимо, осознание исчерпаемости природных ресурсов,
так же как и понимание ограниченности собственных возможностей,
ко многим людям приходит только с возрастом.
По показателю экологизма (стремления к охране окружающей
среды) среди молодежи (59%) наша страна занимает среднее, 15-е место
среди 28. Самый высокий показатель - в Греции (78%), самый низкий
- в Норвегии (41%).
Консерватизм (религиозные и семейные ценности). В
России консервативная ориентация на соблюдение традиций (включая
религиозные), а также семейных обычаев более всего характерна для
пожилых людей старше 60 лет (70%), несколько реже она встречается
в возрасте от 45 до 59 лет (62%), еще реже - от 30 до 44 лет (53%).
Менее всего такая ориентация свойственна молодежи до 30 лет, но
даже и в этой возрастной группе ее придерживается почти половина
респондентов (47%).
Российская молодежь не самая консервативная. По степени
консервативности (47%) наши молодые люди занимают 9-е место из 28.
На первом месте находятся турки (71%), на втором - израильтяне (69%).
Замыкают список французы (26%), предпоследнее место занимают португальцы
(27%).
В странах, которые находятся в середине списка, - в
Словакии (14-е место, 41%) и Нидерландах (15-е место, 40%) - показатели
лишь на 6 - 7% ниже, чем у нас. При данной численности опрошенных,
статистически достоверными (на уровне значимости 95%), как правило,
являются различия в 7% и более. Поэтому можно считать, что степень
консервативности российской молодежи лишь немного превосходит среднеевропейский
уровень.
Итак, повторим некоторые моменты нашей статьи и сделаем
выводы.
- По творческим и инновационным ценностным ориентациям
российская молодежь на европейском фоне ближе к минимуму, чем
к максимуму.
- В то же время в подавляющем большинстве европейских
стран ориентация молодежи на социальную справедливость намного
выше, чем у нас.
- Степень обоснованной амбициозности, связанной с личными
заслугами и достижениями, российской молодежи является весьма
высокой (54% или 11-е место из 28). Однако по показателю необоснованной
амбициозности (56%), не связанной с какими-либо личными достижениями,
российская молодежь занимает 5-е место из 28 стран и намного (на
18-19%) превышает среднеевропейский уровень.
- По доле осторожных респондентов, стремящихся обеспечить
себе безопасность своими личными усилиями, российская молодежь
с показателем 63% занимает 13-е место, т.е. находится очень близко
к середине списка.
- В Российской Федерации ориентация молодежи (да и
всего населения) на то, чтобы государство было сильным и обеспечивало
безопасность граждан, выражена сильнее, чем в большинстве европейских
стран (67% или 10-е место из 28).
- Степень авантюризма, связанного с риском, у молодых
людей (33%) в нашей стране близка к среднеевропейскому уровню.
- Когда конформизм воспринимается прежде всего как
стремление избежать осуждения со стороны окружающих, наша молодежь
занимает то же самое среднее, 15-е место среди молодежи из 28
стран. Хотя сам термин "конформизм" часто воспринимается
негативно, стремление следовать принятым в обществе правилам и
избегать поступков, вызывающих осуждение со стороны окружающих,
способствует социальной стабильности, соблюдению законов и снижению
уровня преступности.
- По сравнению с другими европейскими странами для
нашей молодежи характерна довольна низкая степень толерантности:
47%, или 22-е место из 28.
- Степень скромности российской молодежи (33%) примерно
соответствует среднеевропейскому уровню.
- На международном фоне молодые россияне больше похожи
на "аскетов", чем на "гедонистов", которые
стремятся к удовольствиям и наслаждениям: они занимают 22-е место
из 28.
- В то же время по доле молодых людей, ориентированных
на самостоятельность, личную свободу и независимость (62%), наша
страна занимает лишь 26-е место из 28.
- Подростки и молодые люди в нашей стране менее альтруистичны
и соответственно более эгоистичны не только по сравнению со своими
родителями, дедушками и бабушками, но и по сравнению со своими
сверстниками в большинстве европейских стран. Показатель "абстрактного"
альтруизма (по отношению к окружающим людям вообще) среди российской
молодежи составляет 47%. Альтруизм по отношению к друзьям и другим
близким людям - это "конкретный" альтруизм. Он распространен
значительно больше (69% против 47%) и принципиально отличается
от "абстрактного" альтруизма. Однако по обоим показателям
российская молодежь занимает почти одни и те же места, 24-е -
по абстрактному альтруизму и 23-е - по "конкретному"
альтруизму.
- По показателю экологизма (стремления к охране окружающей
среды) среди молодежи (59%) наша страна занимает среднее, 15-е,
место среди 28.
- Степень консервативности (ориентация на религиозные
и семейные ценности) российской молодежи равна 47% и немного превосходит
среднеевропейский уровень.
1 А.Б. Синельников,
канд. экон. наук, доц. кафедры социологии семьи и демографии социологического
факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
2 Подробнее об этом
исследовании, включая анкету на русском языке см.: www. ess-ru.ru;
www.cessi.ru - сайт Института сравнительных социальных исследований,
который проводил это исследование в России (координатор проекта
с российской стороны А.В. Андреенкова); о ESS на английском языке
см.: www.european-socialsurvey.org
3 На сайте http://nesstar.ess.nsd.uib.no/webview/
4 Россия в Европе:
по материалам международного проекта "Европейское социальное
исследование" / Под общ. ред. А.В. Андреенковой, Л.А. Беляевой.
М., 2009.
5 Европейское социальное
исследование: изучение базовых социальных, политических и культурных
изменений в сравнительном контексте. Россия и 25 стран Европы: Аналитический
доклад. М., 2008; Антонов А.И., Лебедь О.Л., Соколов А.А.
Семья, брак и удовлетворенность жизнью в России и в Европе // Фамилистические
исследования. Т. 2. Миллион мнений о семье и о себе / Отв. ред.
А.И. Антонов. М., 2009. С. 207-244; Соколов А.А. Семья -
установки, выбор действий, последствия в России и в Европе // Там
же. С. 244-292; Синельников А.Б. Критерии социальной зрелости
в России и европейских странах // Социология. Журнал Российской
социологической ассоциации. 2009. N 1-2. С. 80-100.
6 В связи с очень
большими различиями в показателях ценностных ориентаций по разным
странам было решено не использовать "дизайн-весы", учитывающие
повышенные или пониженные шансы каждого из респондентов попасть
в выборку. Взвешивание по "дизайн-весам" незначительно
влияет на уточнение данных показателей, но затрудняет некоторые
дальнейшие расчеты.
|