Rambler's Top100

№ 501 - 502
5 - 18 марта 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Секулярный век?

Многоцветье религий на мировой карте

Зеленеющий черный континент

Америка: контраст севера и юга

Азия: колыбель религий в меняющемся мире

Европа: сердце христианства перед лицом секуляризации и исламизации

Россия: проблемы возрождения православия во многоконфессиональном государстве

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"




Google
Web demoscope.ru

 

Неизвестный миниатюрист. Аристотель, Аверроэс и Луллий ведут свои войска на твердыню заблуждений. Unknown Miniaturist. Aristotle, Averroes and Llull lead their armies against the tower of falsehood (17th century) Секулярный век?

Над темой номера работали

Дмитрий ЛАЙУС Алексей ШПЕНЕВ

Дмитрий ЛАЙУС

Алексей ШПЕНЕВ

Америка: контраст севера и юга

На рис. 4 представлена картограмма, площадь стран в которой соответствует  численности христиан в различных странах мира. Как мы видим из рисунка, в современной Америке проживает примерно столько же христиан, сколько в Европе и Африке, то есть порядка 760 миллионов29. При этом из рис. 3 следует, что Америка является второй по религиозности частью света после Африки. Причем эта религиозность наблюдается как в развивающихся странах юга, так и в США. Поправка 1 конституции США запрещает установление законов, относящихся к религии30. И, тем не менее, все президенты США, от Джорджа Вашингтона до Барака Обамы приносили присягу на Библии.

Рисунок 4. Картограмма распределения христиан по миру. Площади стран искажены, чтобы отобразить численность христиан на данной территории

Источник: http://www.worldmapper.org/display_religion.php?selected=557

Однако религиозность на юге и на севере имеет отчасти разную природу. Одним из основных источников миграционного роста США в начале истории страны была именно религиозная миграция. Фактически, заселение страны началось именно с поселения пуритан в штате Массачусетс в 1620-1630 годы31. Это определило и всю дальнейшую судьбу США. В отсутствии государственной религии и вмешательства государства в религиозную жизнь граждан в США расцвели многочисленные христианские деноминации. Так, из всех президентов США лишь Дж. Ф. Кеннеди был католиком, трое (А. Джонсон, А. Линкольн и Т. Джефферсон) не принадлежали официально ни к какой церкви, а остальные президенты представляли 10 различных конфессий в рамках христианства32.

Рисунок 5. Господствующая деноминация в США (по округам)

Источник: http://philebersole.files.wordpress.com/2011/02/church_bodies.gif

На рис. 5 представлена карта округов США с обозначенной господствующей религией. Как следует из карты, юго-восток США заселен преимущественно баптистами, запад – католиками, штат Юта – мормонами, на северо-востоке сосуществуют методисты, лютеране, католики и другие конфессии.

При этом наиболее религиозны центральные штаты (см. рис. 6). Запад США наименее религиозен, исключение составляет только штат Юта, центр Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормонов). Такая религиозная пестрота привела к тому, что США стали основным  источником распространения новых религиозных течений33.

Похожая ситуация наблюдается и в англоязычной части Канады. Квебек же остается преимущественно католическим (83,4%)34. На западе Канады доля лиц без религии (35,9%) превышает долю лиц всех остальных религиозных убеждений. В целом же в стране непрерывно проходит ослабление роли церкви. В 2004 году 44% взрослого населения не принадлежали ни к одной церкви.

Рисунок 6. Доля населения США, принадлежащая к какой-либо религиозной группе
(по округам)

Источник: http://philebersole.files.wordpress.com/2011/02/adherents.gif

Страны Латинской Америки остаются преимущественно католическими, хотя процессы секуляризации общества происходят и здесь. Мексика, вторая по величине католическая страна мира35, за 30 лет с 1970 года потеряла значительную часть верующих. Если в 1970 году католиками считали себя 97,7% населения, то к 2000 эта доля упала до 87,8%. Более того, активные миграционные потоки в США привели к тому, что по возвращению домой люди привозят с собой протестантские религии. Так, на границе с Калифорнией более 20% мексиканцев принадлежат к протестантам. Тем не менее, антицерковная политика руководства страны привела к тому, считает Католическая церковь, что религиозные свободы в Мексике не полностью гарантированы.

В Центральной Америке также большинство населения исповедует католицизм, хотя пропорции здесь несколько ниже (55% в Гватемале, 57% в Сальвадоре, 65% в Гондурасе, 60% в Никарагуа36).

В Южной Америке более 92% населения являются католиками37. Такой высокий процент привел к интересным результатам. Так, исповедующие в Бразилии близкий к культу Вуду культ Кандомбле отмечают Торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Вызвано это тем, что сторонники этого культа в колониальную эпоху подвергались гонениям португальцев и находили убежище в католических церквях38. Подобные сочетания разных верований распространены повсеместно в Южной Америке.

Первая в мире католическая держава Бразилия также неуклонно продолжает терять благоверных католиков. Лишь 73% населения исповедуют католицизм, хотя в 1980 году эта цифра доходила до 89%39. Но это не влечет за собой потерю религиозности в населении. Так, с 9 до 18% выросла доля пятидесятников в этой стране. К 2025 году ожидается, что католики потеряют большинство и уступят место неопротестантам.

Религиозность в Латинской Америке вызвана не религиозной миграцией, как в Северной. Евангелизация в этих странах проходила уже после заселения, начиная с XVI века, и привела к обращению значительной части коренного населения в католицизм40. Низкий уровень жизни и частое политическое использование церкви привело к тому, что она является не только частью культуры, но и активным участником политической и экономической жизни.

Таким образом, хотя и север, и юг Америки продолжает быть религиозным, это вызвано разными причинами. В Северной Америке религиозность – результат миграции населения и свободной политики государств, в Южной – результат религиозной политики и низкого уровня экономического развития.


29 http://www.worldmapper.org/data/nomap/religion_data.xls
30 http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm
31 Anderson, Robert (1999). The Great Migration Begins: Immigrants to New England, 1620-1633. Boston: New England Historic Genealogical Society. Three volumes.
32 L’Atlas des religions, p. 174.
33 L’Atlas des religions, p. 102-103.
34 Ibid., p. 176.
35 Ibid., p. 177.
36 Ibid., p. 178.
37 Ibid., p. 179.
38 Ibid., p. 180
39 Ibid., p. 181

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.