|
Секулярный
век?
|
Над темой номера работали
|
|
|
Дмитрий ЛАЙУС
|
Алексей ШПЕНЕВ
|
|
Зеленеющий черный континент
Население Африки представляет собой пример наиболее
изменившегося религиозного состава за XX век. На рис. 2 представлены
изменения в доле исповедующего традиционные религии населения за
прошлый век.
Рисунок 2. Доля исповедующих традиционные
верования в Африке
Источник: http://users.erols.com/mwhite28/afrorelg.htm
Как следует из графика, хватило одного века, чтобы от
традиционного в религиозном плане континента не осталось и
следа. Практически не осталось стран, в которых традиционные верования
преобладали бы. Однако вызвано это не секуляризацией, а активной
экспансией христианства и ислама. Верования Африки хотя и имели
в себе общие черты, но все же были специфичными для отдельных племен,
что облегчило задачу по обращению населения в эти две мировые религии.
Однако Африка остается самым религиозным континентом в мире. По
версии Galluppolls, в большинстве стран она превышает 90%.
Поскольку статистика в Африке налажена достаточно плохо,
разные источники приводят разные оценки численности мусульман и
христиан на континенте. Это разночтение приводит к тому, что в одних
из них указывается на доминирующую роль ислама23,
в других на христианство как основную религию24.
Поскольку источники второго типа аффилированы с христианскими организациями,
есть основания полагать, что численность христиан в них представляется
завышенной.
Рисунок 3. Индекс религиозности Gallup
Источник: https://worldview.gallup.com/default.aspx,
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/88/Gallup_Religiosity_Index_2009.png
Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что в Северной
Африке доминирует ислам, а в Южной – христианство. Особая история
сложилась в Центральной Африке, на линии противоборства двух религий.
Атлас религий приводит пример Нигерии, где обстановка выглядит крайне
напряженной25. Примерно
50,5% населения исповедуют ислам26,
48,5% - христианство27.
Приводимые данные оценочны, поскольку на государственном уровне
исследования религиозной принадлежности в этой стране (в том числе
в рамках переписей) запрещены28.
Борьба за религиозное господство часто проходит и при использовании
этнической риторики. Многочисленные этнические конфликты в Африке
часто перерастали в межрелигиозные, и наоборот. В качестве примера
в атласе приводится недавние события в Судане, приведшие к разделению
страны на две части по религиозному признаку.
Особую озабоченность вызывает и деятельность Аль-Каиды
в регионе. Со свержением диктатур в Северной Африке в мире все более
возникают опасения прихода религиозных фундаменталистов к власти
в этих странах. Но помимо сдерживания международного терроризма
эти страны удерживали в относительном спокойствии и внутренние конфликты.
Так, после свержения Хосни Мубарака конфликт между мусульманами
и египетский коптами, составляющими 10% населения страны, может
набрать новые обороты. Однако их совместные выступления против диктатуры
дают основания надеяться, что эти события могут послужить основой
для межконфессионального диалога арабов и коптов.
23
http://en.wikipedia.org/wiki/Religion_in_Africa
24
http://www.worldmapper.org/data/nomap/religion_data.xls
25 L’Atlas des religions,
p. 101.
26
http://www.pewforum.org/newassets/images/reports/Muslimpopulation/Muslimpopulation.pdf
27
http://news.bbc.co.uk/2/hi/africa/6508055.stm
28 L’Atlas des religions,
p. 101.
|